Самосвалы повышенной проходимости серии МОАЗ-7505

С.Н. Семко, зам. генерального конструктора отдела главного конструктора подземной и строительно-дорожной техники научно-технического центра (ОГК ПСДТ НТЦ) ОАО «БЕЛАЗ» (г. Могилев, Республика Беларусь)

Е.А. Мацуков, начальник КБ общей компоновки ОГК ПСДТ НТЦ ОАО «БЕЛАЗ»

«Могилевский автомобильный завод им. С.М. Кирова – филиал ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» (далее – МОАЗ) на протяжении более 30 лет известен потребителям как предприятие, выпускающее самосвалы повышенной проходимости, строительно-дорожную технику и машины для добычи и транспортировки полезных ископаемых в подземных условиях.

С1987 г. в производственной линейке МОАЗа появились самосвалы повышенной проходимости серии МОАЗ-7505, одной из первых машин в этой серии стал МОАЗ-75051 грузоподъемностью 23 т. Удачная компоновка машины: короткая база (3550 мм), короткие свесы (передний – 2350 мм, задний – 1650 мм) в совокупности с полным приводом заложили основу для пректирования будущих машин серии, Машина хорошо зарекомендовала себя в тяжелых дорожных условиях Западной Сибири и Дальнего Востока. Основными потребителями техники стали российские предприятия газовой и нефтегазовой отрасли. С 2002 г. на смену МОАЗ-75051 пришла новая грузовая машина МОАЗ75054, которая разрабатывалась с учетом богатого опыта эксплуатации самосвалов предыдущего поколения.МОАЗ-7505

При создании МОАЗ-75054 в качестве основных задач ставилось:

  • дальнейшее повышение производительности самосвала;
  • повышение надежности и ресурса эксплуатации;
  • снижение трудоемкости технического обслуживания и ремонта;
  • улучшение комфортности труда водителя и большей приспособленности машин для эксплуатации в тяжелых условиях глубоких карьеров, расположенных в разных климатических зонах;
  • повышение топливной экономичности и снижение себестоимости тоннокилометра как основного удельного показателя эксплуатации машин;
  • повышение грузоподъемности до 25 т.

Всего заводом выпущено и реализовано более 1700 единиц МОАЗ-75054. За время производства 25-тонных самосвалов предприятием проделана большая работа по совершенствованию конструкции его узлов и систем, внедрению передовых технических решений, новых высокопрочных материалов и прогрессивных технологий изготовления. Доработка конструкции узлов самосвала велась при самом тесном сотрудничестве со специалистами эксплуатирующих организаций.

Согласно плану научно-технических разработок и опытноконструкторских работ по ОАО «БЕЛАЗ» в 2015 г. была разработана конструкторская документация на опытный образец самосвала МОАЗ-75050, который соответствует современным требованиям и запросам потребителей строительной и дорожной техники. В конце 2015 г. состоялась сборка опытного образца.Дизельный двигатель Scania DC09 076 A

Дизельный двигатель Scania DC09 076 A

Самосвал МОАЗ-75050 имеет ряд отличий от существующей серийной модели:

- на машине установлен экономный дизельный двигатель Scania DC 09 076 A с электронным управлением, в конструкции которого предусмотрены индивидуальные головки блока цилиндров, что уменьшает трудоёмкость и удешевляет проведение ремонтных работ; модульная конструкция обеспечивает взаимозаменяемость деталей по всей гамме двигателей Scania, снижая стоимость и время на техническое обслуживание и ремонт. При комплектации самосвала этим двигателем учитывалась достаточно широко развитая в странах СНГ сервисная структура Scania;

- проведен ряд доработок трансмиссии: с целью повышения ее ресурса, ГМП оборудована системой автоматического управления (САУ), что позволит с большей эффективностью использовать ресурс двигателя и самой ГМП;

- доработана гидросистема: она оборудована электрогидравлическим управлением, позволяющим сократить количество гидравлических соединений, а следовательно, повысить надежность машины в целом; установлены гидронасосы меньшего объема и увеличено давление в гидросистеме до 12,5 МПа (у МОАЗ-75054 – 10 МПа); цилиндры опрокидывающего механизма имеют меньший диаметр, улучшенную конструкцию с бронзовыми втулками и меньший объем по сравнению с предыдущим поколением, а следовательно, и меньшую массу;

- система подвески включает 4 независимых автономных пневмогидравлических цилиндра, которые эффективно поглощают ударные нагрузки, препятствуя их передаче на основную раму; цилиндры задней подвески обеспечивают качание заднего моста, способствуют поглощению изгибающих и скручивающих усилий, возникающих при движении по неровностям, и препятствуют их передаче на основную раму.

По результатам прочностного расчета и оптимизации конструкции рамы самосвала в наиболее нагруженных зонах проведено усиление конструктивных элементов: опоры подвески, опоры кузова и кабины. На машине установлены бескамерные шины 26.5-25 ФБел 199 НС 32 (имеющие импортный аналог) с фланцевым креплением обода к ступицам мостов; новый кузов ковшевого типа, выполненный из износостойкой стали; усилены места крепления подвески.МОАЗ-7505

Разработана оригинальная кабина, каркас, который выполнен в виде трубной конструкции обшитой листовым металлом. Как и многие производители самосвалов, предприятие уделяет значительное внимание обеспечению комфортабельных условий труда. Кабина – шумо-виброизолированная, одноместная, с обширным обзором фронта работ, упруго с помощью амортизаторов крепится к основной раме. В кабине улучшен внутренний интерьер благодаря применению панелей из АБС-пластика.

Уровень шума, как правило, не превышает 80 дБА. Кабина оборудована подрессоренным и регулируемым сиденьем кресельного типа. Изменение забора и подачи воздуха системы отопления, установка кондиционера обеспечивает комфортный микроклимат в кабине. Кабина оснащена необходимыми органами управления, расположение которых и прилагаемые при этом усилия полностью соответствуют требованиям международных стандартов ISO по условиям труда и безопасности.

Система защиты оператора при опрокидывании машины (ROPS) органично встроена в каркас кабины. Имеется также защита оператора от падающих предметов (FOPS). В комплектацию кабины входит интеллектуальная электронная панель приборов, которая позволяет контролировать все параметры самосвала в режиме реального времени. Основным направлением своей производственной политики Филиал ОАО «БЕЛАЗ» считает постоянное повышение технического уровня, качества и надежности выпускаемой продукции, максимальное удовлетворение запросов потребителей, с которыми предприятие связывает многолетнее и плодотворное сотрудничество.МОАЗ-7505

Для решения поставленных задач проводится изучение мирового уровня строительно-дорожной, подземной и специальной техники, запросов потребителя.

Прежде чем новая техника получит «постоянную прописку» на производстве, ее системы и механизмы подвергаются сначала стендовым, затем – заводским испытаниям. Далее новинку ждут приемочные и эксплуатационные испытания с дальнейшей постановкой на серийное производство.

Выпускаемая предприятием техника постоянно модернизируется и обновляется с учетом требований и ожиданий рынка. Сервисное обслуживание выпускаемой продукции, снабжение эксплуатирующих организаций запчастями осуществляется оперативно и в полном объеме. Проходит обмен опытом и обучение персонала, эксплуатирующего и обслуживающего продукцию МОАЗа.Дизельный двигатель Scania DC09 076 A

Ключевые слова: продукция ОАО «БЕЛАЗ», самосвалы МОАЗ, полно. приводные самосвалы

Журнал "Горная Промышленность"№4 (128) 2016, стр.20