Прогнозы мирового и российского экспорта коксующегося и энергетического угля в период до 2035 г. Зарубежные модели по реализации мер государственной поддержки экспорта. Предложения по поддержке российских углеэкспортеров
Л.С. Плакиткина, к.т.н., член-корр. РАЕН Руководитель Центра исследования угольной промышленности мира и России ИНЭИ РАН
Ю.А. Плакиткин, проф., д.э.н., академик РАЕН, Заместитель директора по науке ИНЭИ РАН
Из 7,7 млрд т угля, добытого в мире в 2015 г., 16,8 %, или 1,3 млрд т было поставлено на экспорт. При этом если с 2000 по 2013 г. объем мирового экспорта угля вырос в 2,2 раза к концу периода, то, начиная с 2013 г., экспортные поставки угля стали падать. Так, в 2015 г. объем экспорта угля сократился по сравнению с уровнем 2013 г. на 4,3 % [1–6]. Возникает вопрос: как будет развиваться экспорт угля в мире и в России в период до 2035 г.
С этой целью в Центре исследования угольной промышленности мира и России ИНЭИ РАН были проведены исследования, которые с помощью разработанной модели «Экспорт угля» позволили получить прогнозные коридоры мирового и российского экспорта угля, в том числе коксующегося и энергетического угля.
В соответствии с разработанными прогнозами, мировой экспорт всего угля в период с 2015 по 2035 г. снизится с 1,3 млрд т до 1,06–1,11 млрд т, или на 15,4–18,5 %.
При этом мировой экспорт коксующегося угля в период с 2015 по 2035 г., по прогнозам, сократится с 300,2 млн т до 260,5–273 млн т, или на 8,9–13,2 %.
В соответствии с проведенными расчетами мировой экспорт энергетического угля в период с 2015 по 2035 г. сократится на 14,3–20,3 %, или с 1,0 млрд т до 797–857 млн т.
Несмотря на продолжающийся «понижательный» тренд мирового экспорта угля, экспорт российского угля всего в период с 2015 по 2035 г., в соответствии с разработанными прогнозами возрастет со 151 млн т до 167–184 млн т к концу периода, или на 6,0-21,9 %.
В соответствии с проведенными расчетами, экспорт российского энергетического угля в период с 2015 по 2035 г. возрастет на 4,5–14,4 %, или со 132 млн т до 138–151 млн т. Таким образом, в соответствии с проведенными расчетами мировой экспорт всего угля в период с 2015 по 2035 г. снизится с 1,3 млрд т до 1,06–1,11 млрд т, или на 15,4–18,5 %. При этом падение мирового экспорта коксующегося угля составит всего 8,9–13,2 %, а мирового энергетического угля – 14,3–20,3 %.
Экспорт российского угля всего в период с 2015 по 2035 г., в соответствии с разработанными прогнозами возрастет со 151 млн т до 167–184 млн т к концу периода, или на 6,0– 21,9 %. При этом прирост российского экспорта коксующегося угля составит 52,6-73,7 %, а энергетического угля – 4,5–14,4 %.
Значительный рост российского экспорта коксующегося угля объясняется вводом в эксплуатацию новых месторождений коксующегося угля – Эльгинского в Республике Саха (Якутия), Элегестского в Республике Тыва, Беринговского в Чукотском автономном округе и других, которые являются в большей степени экспортно-ориентированными [2–8].
Поэтому Россия в период до 2035 г. сохранит лидирующие позиции в мире по экспорту угля – как коксующегося, так и энергетического. В основных странах мира государство активно поддерживает своих экспортеров. Рассмотрим более подробно основные зарубежные модели по реализации мер государственной поддержки экспорта и предложения по поддержке российских углеэкспортеров.
Зарубежные модели по реализации мер государственной поддержки экспорта и предложения по поддержке российских углеэкспортеров
Комплексный анализ мер по развитию экспорта проведен в Центре исследования угольной промышленности мира и России ИНЭИ РАН для разработки предложений по научно обоснованному комплексу государственных мер поддержки экспорта продукции угольной промышленности России на мировых рынках, а также анализ национальных систем поддержки экспортной продукции в основных странах мира и в России.
Анализ национальных систем поддержки экспортной продукции в основных странах-лидерах
Проведенный анализ национальных систем поддержки экспортной продукции в основных странах мира – производителях и потребителях угля (далее – основных странах мира) свидетельствует, что в странах с развитой рыночной экономикой государство редко выступает в качестве непосредственного участника внешнеторговых сделок. В функции государства входит регулирование внешнеторговой деятельности, что предполагает разработку мер, направленных на государственное поощрение и поддержку экспорта.
В большинстве стран мира созданы специальные ведомства, которым государство делегировало функцию регулирования внешней торговли. В свою очередь, государство берет на себя риски от неплатежей со стороны импортеров, что облегчает национальным производителям выход на внешние рынки. Государственное страхование экспортных кредитов и экспорта осуществляется по более низким ставкам и охватывает как коммерческие, так и многие виды политических рисков. Существует практика непосредственных государственных заказов на производство и поставку на экспорт определенных товаров, поощрения экспортеров снижением или отменой налогов.
Главный инструмент стимулирования экспорта – государственное кредитование и гарантирование экспорта. Оно осуществляется через специальные государственные и смешанные банки и фонды, которые предоставляют экспортерам кредиты по более низким процентным ставкам и на более длительный срок, чем частные банки. Льготное кредитование предоставляется прежде всего для экспорта машин и оборудования.
В США за кредитование и гарантирование экспорта отвечают: Экспортно-импортный банк с государственным капиталом «ЭКСИМБАНК» США (Export-Import Bank of the United States), работающий с 30-х годов двадцатого столетия и являющийся государственным оператором, на который возложены также функции страхования экспорта, и Государственное агентство по поддержке малого и среднего бизнеса (Small Business Administration – SBA). Коммерческая служба (Commercial Service) в структуре Министерства торговли США осуществляет продвижение экспорта и продвижение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В составе посольств и консульств имеются офисы (Commercial Service) зарубежных представительств компаний по экспорту США. Кроме того, содействуют международному развитию: Агентство по торговле и развитию США (USTDA), Агентство по международному развитию (USAID), Межамериканский фонд (IAF), Частный фонд «Корпорация вызов тысячелетия » (Millennium Challenge Corporation – MCC), Государственная корпорация содействия частным инвестициям за рубежом.
В Японии Банк международного сотрудничества (Japan Bank for International Cooperation) осуществляет кредитование и гарантирование экспорта. Японская корпорация «Nippon Export & Investment Insurance – NEXI» ответственна за страхование экспорта и инвестиций. Центральное место в поддержке экспортеров занимает государственная организация по развитию внешней торговли Японии – Джетро (Japan External Trade Organization – JETRO), уставный капитал которой поступил из госбюджета, представительства имеются в 55 странах мира, однако они не включены в структуру посольств. Содействуют международному экспорту также японское агентство международного сотрудничества (Japan International Cooperation Agency – JICA).
В Индии существует специализированный Экспортноимпортный банк – ЭКСИМ-БАНК (Export-Import Bank of India), который кредитует и гарантирует экспорт. Страхование экспортных кредитов осуществляет государственная корпорация по страхованию Индии – «Export Credit Guarantee Corporation of India» (ECGC). Государственное агентство по поддержке экспорта (India Trade Promotion Organization – ITPO), действующее при Министерстве торговли и промышленности, а также Совет по содействию иностранным инвестициям (Foreign Investment Promotion Board –FIPB) занимаются продвижением экспорта. В структуре Департамента МИД Индии функционирует Управление по сотрудничеству в сфере развития (Development Partnership Administration – DPA), которое также содействует международному развитию экспорта.
В Китае кредиты и гарантии экспорту угля предоставляют ЭКСИМБАНК Китая (Export-Import Bank of China) и Государственный банк развития Китая (China Development Bank), страхование экспорта – Государственная корпорация страхования экспортных кредитов (China Export & Credit Corporation – Insurance). Департамент поддержки экспорта и Китайское агентство по привлечению инвестиций – структурные подразделения Министерства коммерции КНР – продвигают экспорт. Штат сотрудников в составе посольств в странах – крупных торгово-экономических партнерах Китая, а также Департамент международного сотрудничества в структуре Комиссии по вопросам национального развития и реформ (NDRC) содействуют международному развитию экспорта.
В Республике Корея функции кредитования и гарантирования экспорта возложены на экспортно-импортный банк – ЭКСИМБАНК Кореи (Export-Import Bank of Korea). Корейская корпорация торгового страхования (Korea Trade Insurance Corporation) выступает страхователем экспорта.
Государственное агентство по поддержке экспорта и привлечению инвестиций (Korea’s Trade Investment Promotion Agency – KOTRA) выполняет соответствующие функции по поддержке экспорта и привлечению инвестиций. Представительства KOTRA созданы в 71 стране мира (не включены в структуру посольств). Корейское агентство по международному сотрудничеству (Korea International Cooperation Agency – KICA) также содействует международному сотрудничеству.
В Великобритании Государственное агентство по экспортному финансированию (UK Export Finance) осуществляет кредитование и гарантирование экспорта, а государственное агентство по экспортному финансированию (UK Export Finance) – страхование экспорта. Продвигает экспорт Государственное агентство по содействию торговле и инвестициям (UK Trade & Invest). В составе посольств и консульств Великобритании более чем в 100 странах существуют офисы по содействию торговле и инвестициям (UK Trade & Invest).Кроме того, содействуют международному экспорту Министерство международного развития Великобритании и Частный фонд – AGAKHAN Foundation (UK).
В Германии Консорциум частных банков (AKA) и Государственная банковская группа (KFW) кредитуют и выступают гарантами экспорта. Консорциум в составе уполномоченных государством частных обществ, страховой компании Euler Hermes и аудиторской компании PricewaterhouseCoopers осуществляют страхование экспорта, Государственное агентство по поддержке внешнеэкономической деятельности (Germany Trade & Invest – GTAI) – продвижение экспорта. Офисы GTAI созданы в 47 странах мира, а внешнеторговые палаты – в 80 странах (не включены в структуру посольств). Содействуют международному развитию экспорта и Немецкое общество международного сотрудничества (Deutsche Gesellschaft fьr Internationale Zusammenarbeit – GIZ), а также Банк развития (KfW Entwicklungs bank).
В Испании с целью кредитования и гарантирования экспорта создан Институт государственного кредитования Испании (ICO). Экспортное страховое агентство Испании (CESCE), принадлежащее государству и частным акционерам, страхует экспорт. Испанский институт внешней торговли (ICEX) осуществляет поддержку экспорта, а Aгентство INVESTINSPAIN – привлечение ПИИ. Представительства ICEX созданы более чем в 100 странах (в составе посольств) и в 16 бизнес-центрах за рубежом, которые, как и Испанская компания финансирования развития (COFIDES) и Испанское агентство международного сотрудничества (AECID), содействуют международному развитию экспорта. Подобные организации действуют и в других развитых и развивающихся странах.
Таким образом, в настоящее время сформировались три модели зарубежных систем поддержки экспорта на региональном уровне:
– англосаксонская модель;
– европейская континентальная модель;
– азиатская модель.
Англосаксонская модель предусматривает, что главенствующую роль в практическом содействии экспортерам на местном уровне играют мощные специализированные государственные организации центра, находящиеся в тесном взаимодействии с региональными частными и публичными структурами. В частности, в США на уровне штатов и муниципальных округов сформирована сеть из 100 Центров содействия экспорту (US Export Assistance Centers), действующих под руководством Коммерческой службы США (подразделение Министерства торговли). Центры тесно сотрудничают с федеральными организациями в сфере поддержки экспорта и прежде всего с Администрацией малого бизнеса и Эксимбанком США. Администрация малого бизнеса имеет в своем распоряжении 63 Центра развития малого бизнеса (Small Business Development Centers) и развитую сеть внешнеэкономических консультантов в 900 пунктах по стране. В Великобритании Государственным агентством по содействию торговле и инвестициям (UK Trade & Invest) организована Служба советников по международной торговле (International Trade Advisers), располагающая 40 офисами по всей стране.
Согласно европейской континентальной модели, значительная организационная и координирующая роль предоставлена региональным правительствам, которые имеют широкие финансовые полномочия (собственный бюджет); на муниципальном/окружном уровне – существенная роль отведена ТПП, отраслевым ассоциациям и частным институтам поддержки, в том числе финансовым. Так, в Германии на уровне федеральных земель центральным звеном в сфере поддержки экспорта являются региональные министерства экономики, реализующие собственные программы развития внешнеэкономической деятельности, включая экспорт. Ряд федеральных земель (Бавария и др.) имеют сеть зарубежных представительств в ключевых для региональных экспортеров странах. В Бельгии учрежденное правительством Фландрии региональное экспортное агентство Export Vlaanderen располагает сетью представительств в более чем 50 странах. В ряде государств развивается система экспортно-ориентированных кластеров, в том числе межтерриториальных и трансграничных (в частности, германско- нидерландский кластер INTER-NED).
В азиатской модели предусмотрена существенная координирующая и распорядительная роль центральных правительств, распространяющаяся также на регионы. Реализа ция модели формирует общую тенденцию к развитию экспортно- ориентированных специальных региональных зон. В частности, в Республике Корея в системе поддержки экспорта ведущее место занимают «внешнеторговые зоны» (Foreign Trade Zone), где установлены льготные условия для ведения бизнеса и, в частности, для осуществления внешнеторговых операций. В Китае широкое распространение получили Зоны свободной торговли, Зоны приграничного и экономического сотрудничества и Зоны экспортной обработки. Аналогичная ситуация существует в Индии: в стране созданы десятки Зон свободной торговли и Зон экспортной обработки, подавляющее большинство из них учреждены правительствами индийских штатов.
Российская национальная система поддержки экспортной продукции и предложения по совершенствованию экспортной политики в угольной промышленности России
Российская практика государственной поддержки экспорта формируется на основе мирового опыта с учетом реалий современной российской экономики. Над задачей развития экспорта работает несколько министерств, государственных институтов, общественных организаций, при этом работа ведется по направлению как финансовой, так и нефинансовой поддержки экспорта.
Минэкономразвития России еще в 2014 г. подготовило проект Национальной экспортной стратегии России до 2030 г. Работа над документом началась еще задолго до объявления антироссийских санкций. В программном документе были обозначены мероприятия для достижения Россией лидирующих позиций в мировом экспорте и вхождения к 2030 г. в пятерку ведущих экспортеров, наряду с Китаем, США, Германией и Японией.
Предлагаемый комплекс мер направлен на повышение конкурентоспособности и экспортного потенциала ключевых отраслей и секторов российской экономики, увеличение пропускной способности транспортно-логистической инфраструктуры, устранение внутренних институциональных, регуляторных, административных барьеров при развитии экспортной деятельности.
Основные направления государственной поддержки экспорта подразделяются на следующие меры:
а) Финансовые меры поддержки экспорта:
– предоставление льготных экспортных кредитов (ГК «Внешэкономбанк», АО «Росэксимбанк» (банк-агент Правительства России по оказанию государственной гарантийной поддержки экспорта, кредитованию и гарантированию экспорта за счет собственных средств), АО «МСП Банк»); предоставление экспортных кредитов с субсидированием процентной ставки (ГК «Внешэкономбанк»);
– страхование экспортных кредитов от политических и коммерческих рисков, включая кредиты покупателям, страхование кредитов поставщиков, страхование рисков по аккредитивам, страхование инвестиций, страхование кредитов на пополнение оборотных средств экспортера, страхование экспортного факторинга (экспортное страховое агентство АО «ЭКСАР»).
– государственные гарантии в обеспечение обязательств экспортера и иностранного покупателя (ЗАО «Росэксимбанк», ОАО Небанковская депозитно-кредитная организация «Агентство кредитных гарантий»).
б) Нефинансовые меры поддержки экспорта:
– информационно-консультационные меры, включая анализ рынка и поиск партнеров на внешних рынках, оценку экономической эффективности проекта, поддержку подготовки бизнес-плана и коммерческого предложения и др.;
– продвижение экспорта и поддержка доступа на рынки зарубежных стран, в том числе поддержка участия российских организаций в зарубежных выставочно-ярмарочных мероприятиях, бизнес-миссии, Российские Деловые советы с зарубежными странами (Минпромторг России, Минэкономразвития России, Торгово-промышленная палата РФ) и др.
АО «ЭКСАР», выступающее в качестве государственного института поддержки экспорта, реализует страховой инструментарий защиты экспортных кредитов и инвестиций. В 2015 г. было создано АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ) в качестве специализированной организации, представляющей «единое окно» для работы с экспортерами в области финансовых и нефинансовых мер поддержки, в том числе через взаимодействие с профильными министерствами и ведомствами, осуществляющими функции по развитию внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.
С начала 2016 г. осуществлено функциональное объединение компаний Группы РЭЦ (Российский экспортный центр), в состав которой интегрированы АО «Российский экспортный центр», Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (АО «ЭКСАР») и АО «РОСЭКСИМБАНК».
Группа РЭЦ оказывает комплексную адресную поддержку экспортно-ориентированным и ведущим внешнеэкономическую деятельность компаниям. Организация предоставляет широкий перечень финансовых инструментов (кредитование, страхование, банковские гарантии) и нефинансовых услуг текущим и потенциальным экспортерам.
Она взаимодействует с профильными органами исполнительной власти, готовит предложения по улучшению ведения предпринимательской деятельности в части экспорта и ВЭД, регулярно взаимодействует с представителями делового и экспертного сообщества и способствует преодолению барьеров и снятию «системных» ограничений.
Ожидается создание Центра поддержки экспорта (ЦПЭ) как автономной некоммерческой организация. Центр, созданный на базе Фонда развития малого и среднего предпринимательства (единое окно для поддержки), должен начать свою деятельность в г. Челябинске, одном из экспериментальных регионов, с января 2017 г. Кроме того, ЦПЭ – это зона деловых контактов с экспортерами Санкт-Петербурга, и может стать зоной деловых контактов с экспортерами других городов и регионов России.
Основные цели ЦПЭ: содействие выходу экспортеров на зарубежные рынки, создание реестра производственных предприятий всех отраслей, рост числа экспортеров и выручки по экспортным поставкам, наращивание экспортного потенциала России.
Центр Поддержки Экспорта (ЦПЭ) представляет собой площадку международного и межрегионального сотрудничества. В рамках ЦПЭ возможно будет разместить бесплатно материалы и свою продукцию на стенде Центра экспорта на постоянной или временной (ротационной) основе, также на стенде будет присутствовать специалист, готовый проконсультировать по различным продуктам и товарам.
Среди отраслей, с которыми ЦПЭ планирует работать и оказывать экспортную поддержку, первоначально намечены следующие: машиностроение и металлоизделия; медицинская и фармацевтическая промышленность; электрооборудование, электроника, IT-технологии; пищевая промышленность; материалы и изделия для строительства, пластмассы, резинотехнические изделия; легкая промышленность; деревообработка; химическая промышленность. Проведенный анализ систем по поддержке экспорта показал, что современная система государственной поддержки российского экспорта существенным образом включает в себя действующие за рубежом механизмы государственного протекционизма.
Однако, в дополнение к действующей государственной поддержке российского экспорта, в части угольной промышленности необходима реализация нижеследующего комплекса государственной поддержки экспорта продукции угольной промышленности России на мировом и внутреннем рынках.
Предложения по научно обоснованному комплексу государственных мер поддержки экспорта продукции угольной промышленности России на мировом и внутреннем рынках
Основные предложения по поддержке экспорта продукции угольной промышленности России на мировом и внутреннем рынках следующие:
– формирование биржевой торговли углем с целью проведения сопоставительного анализа биржевых цен с ценами, достигаемыми в аналогичных условиях странами-конкурентами;
– недопущение реального роста железнодорожных тарифов (учитывая высокую транспортную составляющую в конечной цене угля): их рост должен быть не выше роста инфляции в стране;
– обеспечение гибкости железнодорожных тарифов, которые не должны быть выше, чем фрахты морских перевозок, осуществляемых странами-конкурентами;
– внедрение формулы долгосрочного железнодорожного тарифа, изменяющегося в зависимости от конъюнктуры внешнего угольного рынка;
– участие государства в софинансировании вопросов обеспечения инфраструктуры, в первую очередь железных дорог (расшивка «узких» мест);
– совершенствование системы финансовой поддержки экспортеров, в том числе создание полноценного банка по кредитованию экспорта;
– обеспечение условий для предоставления экспортных кредитов, включая кредиты для финансирования продаж как на экспорт, так и на производство экспортной продукции, развития лизинга как одной из форм закупок дорогостоящей техники;
– использование механизмов «связанных» кредитов при экспорте;
– снижение или отмена ввозных таможенных пошлин в отношении товаров и технологического оборудования, не производимых в РФ;
– активная политика государства при проведении антидемпинговых расследований в отношении российских экспортеров за рубежом;
– обеспечение информационно-консультативного содействия экспортерам, функционирование информационных баз для экспортеров;
– устранение административных барьеров при поставках угля на экспорт, включая таможенные формальности. В связи с этим предлагается, во-первых, установить фиксированную ставку таможенных сборов за таможенное оформление в отношении товаров, не облагаемых вывозными пошлинами; во-вторых, сократить перечень документов, предъявляемых при экспорте товаров, к которым не применяются вывозные пошлины и нетарифные ограничения; в-третьих, осуществить работы по упрощению процедур нетарифного регулирования экспорта товаров;
– предоставление субсидий малым предприятиям, в том числе частичное финансирование расходов на сертификацию по международным стандартам;
– обеспечение государственного страхования отдельных видов рисков, включая риски от колебания валютных курсов, несостоятельности покупателя, а также некоммерческих рисков, частных экспортных кредитов и долгосрочного лизинга; – распространение действия закона о стимулировании и поддержке инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, в Забайкалье, Бурятии и Иркутской области (обладающих меньшим железнодорожным плечом экспортной поставки угля в страны АТР), согласно которому на освоение новых месторождений предоставляются льготы по снижению или освобождению от НДПИ;
– стимулирование создания собственной машиностроительной базы, обеспечивающей удешевление текущих производственных затрат, что, в конечном итоге, наряду с реализацией вышеприведенных мероприятий может обеспечить повышение конкурентоспособности российского угля на Азиатско-Тихоокеанском рынке;
– разработка комплексной государственной экспортной стратегии угля, нефти и газа с целью устранения конкуренции российских поставщиков этих энергоресурсов на внешних рынках Европы и АТР;
– возложение на Минэнерго России и РЭА функции прогнозов мировых цен на энергоносители с целью формиро вания эффективных экономических сигналов для угольного бизнеса;
– возложение на Минэнерго России и торговые представительства России за рубежом функции долговременного прогноза потенциала стран по импортированию угольной продукции;
– организация силами Минэнерго России и центрами отраслевой компетенции мониторинга рынков сланцевого газа, сланцевой нефти и оценки последствий их развития для экспорта российского угля в долгосрочном периоде времени;
– содействие в организации рекламных и маркетинговых кампаний за рубежом, создание и ведение Интернет-портала внешнеторговой информации и других мероприятий.
В качестве мероприятий, способствующих развитию внешнего и внутреннего рынков российского угля, предлагаются следующие:
– принятие мер по росту производительности труда и снижению себестоимости производства в угольной отрасли;
– стимулирование создания, использования и внедрения новых технологий добычи, переработки и использования угля, обеспечивающих кратное повышение производительности труда;
– оптимизация транспортной логистики и широкое использование механизмов долгосрочного тарифообразования на перевозки угля, ликвидация «узких» мест в пропускной способности железных дорог – на Транссибе, БАМе и Дальневосточной железной дороге, ускоренное развитие угольных терминалов;
– строительство необходимой портовой инфраструктуры (порт Восточный, Ванино, Усть-Луга, Мурманский глубоководный порт) и строительство новых портов с высокопроизводительными угольными терминалами, в том числе на побережье Черного моря, а при подтверждении экономической целесообразности на Северо-Тихоокеанском побережье;
– совершенствование налогообложения в отрасли (восстановить погашение процентных ставок за взятые кредиты в российских банках под реализацию инвестиционных проектов);
– внедрение элементов индикативного планирования в угольной отрасли;
– распространение действия закона о стимулировании и поддержке инвестиционных проектов на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, согласно которому на освоение новых месторождений предоставляются льготы по снижению или освобождению от НДПИ;
– стимулирование природоохранных мероприятий, в том числе переработки отходов и рекультивации земель; – повышение качества поставляемого угля и снижение затрат на его перевозку;
– импортозамещение, стимулирование создания собственной машиностроительной базы, обеспечивающей удешевление текущих производственных затрат.