Развитие конкурентных преимуществ российских углей на мировом рынке

«Необходимо создать условия для развития конкурентных преимуществ российских углей на мировом рынке», – заявил 17 марта 2010 г. Председатель Комитета Государственной Думы РФ по энергетике Юрий Липатов на заседании Комитета по этому вопросу.

В заседании приняли участие депутаты ГД, директор Департамента угольной и торфяной промышленности Минэнерго РФ Константин Алексеев, начальник отдела развития рынка угля Департамента угольной и торфяной промышленности Минэнерго России Владислав Пушканов, директор по стратегическому и корпоративному развитию ОАО «СУЭК» Анна Белова, заместитель директора института энергетических исследований РАН (ИНЭИ), проф., д.э.н., академик РАЕН Юрий Плакитин, начальник Департамента по маркетингу грузовых перевозок и тарифной политики ОАО «РЖД» Вячеслав Петренко и др. Комитет отметил, что, несмотря на глобальный финансово экономический кризис, падение платежеспособного спроса и рыночных цен на уголь, Россия остается одним из мировых лидеров по производству угля.

Внастоящее время в недрах России сосредоточена треть мировых ресурсов угля (более 4 триллионов тонн) и пятая часть разведанных запасов (более 190 млрд. т категорий А+В+С1). Запасы энергетических углей составляют около 80%, а промышленные запасы действующих предприятий – почти 19 млрд. т, в том чис ле коксующихся углей – около 4 млрд. т. На текущий мо мент в угольной промышленности РФ действует 96 шахт и 148 разрезов. Практически вся добыча угля обеспечи вается частными предприятиями. Переработка угля осу ществляется на 48 обогатительных фабриках и установ ках механизированной породовыборки.

В отрасли задействовано около 200 тыс. человек, а вме сте с членами семей шахтеров и смежниками с угольной отраслью России связано около 3 млн. человек. В 2009 г. среднемесячная производительность труда очистного ра бочего составила 192 т/мес. При этом производительность труда рабочего на шахтах достигла 130.2 т/мес., на раз резах – 219.7 т/мес. и за десятилетие возросла почти в 2 раза (в 1998 г. она составляла в среднем 87.9 т/мес.). Несмотря на сокращение инвестиций в 2009 году, в эксплуатацию были введены три новых шахты и раз рез, общая мощность которых составляет 7.5 млн. т уг ля в год; две обогатительные фабрики в Кемеровской области и обогатительная фабрика в Забайкальском крае общей мощностью 9 млн. т угля в год. Ведется на ращивание мощностей (с 53.0 до 63.8 млн. т) угольных терминалов российских портов (Мурманск, УстьЛуга, Восточный, Ванино).

В России уголь добывается в шести федеральных ок ругах, а потребляется во всех 86 субъектах Российской Федерации. Основные потребители угля на внутреннем рынке – электростанции и коксохимические заводы. Добыча угля в РФ в 2009 г. составила 300.2 млн. т, что меньше показателей 2008 г. на 26.4 млн. т (на 8%). При чем необходимо отметить, что снижение добычи угля от мечено во всех угледобывающих экономических районах России. Угледобывающие предприятия России в январе сентябре 2009 г. поставили потребителям 198.9 млн. т уг ля (на 17.7 млн. т, или на 8% ниже уровня 9 мес. 2008 г.). Кризисные явления в мировой финансовокредитной системе прервали почти десятилетнюю тенденцию роста добычи российского угля. Изза резкого снижения спро са на угольную продукцию со второй половины 2008 г. стало наблюдаться падение объемов производства на угольных предприятиях. Причем темпы падения в уголь ной промышленности выше темпов сокращения объемов производства в других отраслях. Например, в первом квартале 2009 г. добыча угля в целом по России сократи лась на 19%, тогда как добыча нефти упала только на 1.3%, добыча газа – на 14.7%, а производство электро энергии уменьшилось менее чем на 6%.

Высокий уровень инфляции в сочетании с ростом бан ковских кредитных ставок (до 24–26%) привели к непри емлемым условиям получения кредитов и, соответствен но, к нехватке доступных кредитных средств даже у круп ных горнодобывающих компаний.

Снижение поступлений от реализации угольной про дукции, дороговизна заемных средств вынудили уголь ные компании сократить свои инвестиционные програм мы. Инвестиции в основной капитал угольных компаний сократились против уровня 2008 года более чем на 30%. В связи с этим в рамках поддержки российских систе мообразующих организаций в 2009 году была оказана государственная поддержка угольным компаниям. Так, ОАО «Мечел» и ОАО «Белон» получили государственные гарантии по привлечению новых кредитов и размеще нию облигаций. Из федерального бюджета было выде лено 250 млн. руб. на оплату процентов по кредитам, по лученным угольными компаниями в российских кредит ных организациях на осуществление инвестиционных проектов.

Определяющим фактором в период преодоления кри зиса остаётся спрос на угольную продукцию со стороны внутреннего и международного рынков и произведенные угольными компаниями инвестиционные вложения, на правленные на расширение этих рынков.

К сожалению, до сих пор сохраняется незначительная доля угля в топливном балансе страны, который попреж нему остался газоориентированным. Более половины сво их потребностей в энергоносителях Россия обеспечивает природным газом, а на уголь приходится всего 16.5%. По добное соотношение между уровнями угля и газа в топ ливном балансе характерно только для России. По оцен кам экспертов в ближайшие годы (2012–2015 гг.) эта тен денция сохранится. После 2015 г. восстановление и уве личение доли использования угля в экономике страны возможно только при наличии конкурентных преиму ществ угля по сравнению с природным газом.

Для развития внутреннего угольного рынка необходи мо обеспечить расширение потребления угля на тепловых электростанциях и повышение эффективности его исполь зования в коммунальнобытовом секторе за счет перехо да на современные, экологически чистые угольные техно логии. Это позволит ежегодно высвобождать порядка 40 млрд. м3 газа.

Наибольшие потери несут угольные компании, добы вающие уголь для коксования, спрос на который, особен но на внутреннем рынке, сократился вдвое. В этом слу чае необходима государственная поддержка угольного бизнеса, особенно в условиях резкого падения цен на уголь на мировом рынке.

Основными формами этой поддержки, по мнению уча стников дискуссии, могут быть:

  • предоставление государственных гарантий под инвес тиционные кредиты на обновление основных фондов;
  • снятие системных ограничений в транспортировке угольных грузов, в формировании конкурентной ры ночной среды в сфере углеперевозок.

Определяющим фактором обеспечения преимуществ угля в межтопливной конкуренции с природным газом является уровень цен на угольное топливо. По мнению специалистов, конкурентоспособность угля обеспечит со отношение цен «уголь – газ» на уровне не менее чем 1 : 3. В докризисный период тенденции этого соотношения бы ли позитивными.

Главной задачей, стоящей перед угольной промышлен ностью в посткризисный период, является разработка и реализация угольными компаниями комплекса мер, обес печивающих возможность снижения производственных затрат на добычу.

В целях обеспечения конкурентоспособности угольной продукции в условиях насыщенности внутреннего и меж дународного рынка альтернативными энергоресурсами предлагаются следующие меры:

  • внести корректировку в Генеральную схему размеще ния объектов электроэнергетики в части увеличения доли угольной генерации;
  • базировать новые генерирующие мощности на угле на использовании современных «чистых» угольных тех нологий и соответствующего отечественного оборудо вания;
  • разработать эффективные механизмы стимулирования модернизации и строительства новых электростанций на угольном топливе.

В условиях сокращения спроса на уголь на внутреннем рынке в целях обеспечения стабилизации своего финан сового положения российские угольные компании вынуж дены увеличивать свое присутствие на международном рынке угля. За прошлый год существенно возросли объ емы экспорта российского угля: этот показатель вырос с 10% до 37% от суммарного объема поставок угля в 2009 го ду. Основная доля экспорта приходится на энергетичес кие угли – 67.1 млн. т (92% общего экспорта углей). На конкурентоспособность угля на внутреннем и внеш нем рынках большое влияние оказывает высокая (до 50%) транспортная составляющая в цене угля. С целью стимулирования экспорта угля в 2009 г. сохранены пони жающие коэффициенты к железнодорожным тарифам на перевозку угля. При перевозках угля и кокса в це лом сохранена существующая на протяжении последних нескольких лет система исключительных тарифов.

Продолжается реализация программы реструктуриза ции угольной промышленности. В соответствии с Распо ряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года №1715р об утверждении «Энерге тической стратегии России до 2030 г.» и Посланием Пре зидента Российской Федерации от 26 апреля 2007 года определены задачи и принципы государственной поли тики в угольном секторе экономики, в том числе предус матривающие в 2006–2010 годах завершение реструкту ризации угольной промышленности.

Реструктуризация отрасли осуществляется уже более 15 лет, в процесс ликвидации вовлечено 203 шахты и разре за. В ходе проведения Счетной палатой РФ в 2009 году плановых контрольных мероприятий по проверке целево го и эффективного использования средств федерального бюджета, предусмотренных в 2006–2010 годах на выпол нение комплекса мероприятий по завершению реструкту ризации угольной промышленности, установлено, что из государственного реестра юридических лиц, подлежащих реструктуризации, исключено лишь 73 объекта (35.9%).

Завершение реструктуризации в 2010 году означает прекращение предоставления средств федерального бюд жета на мероприятия по оставшимся объектам. Более то го, намеченный объем финансирования на 2010 год не достаточен для завершения всех работ, в частности, по переселению необходимого числа семей из ветхого жи лья, а также районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. При этом исчерпание возможностей рынка вторичного жилья усложнило подбор вариантов для переселения.

Кроме того, изменение российского законодательства повлияло на увеличение категорий льготных получате лей дополнительных пенсий и бесплатного пайкового уг ля, что требует дополнительного финансирования из фе дерального бюджета.

В отчете Счетной палаты Российской Федерации отме чается, что несмотря на значительный объем выполнен ных работ, конечный результат ни по одному из направ лений реструктуризации угольной промышленности, в том числе выход предприятий отрасли к 2003 году на без дотационный уровень работы, соблюдение социальных гарантий работников и пенсионеров, улучшение эколо гической обстановки, в полной мере не достигнут.

Финансирование соответствующих мероприятий пос ле 2010 года будет осуществляться из областного бюдже та и бюджетов муниципальных образований, при этом не исключено, как отмечают участники расширенного засе дания Комитета ГД РФ по энергетике, что решение всех накопившихся проблем может растянуться на долгие го ды. По результатам проведенных проверок Счетная па лата Российской Федерации выступила с предложением о необходимости пролонгации сроков реализации про граммы реструктуризации угольной промышленности не менее чем на три года.

В настоящее время по поручению Первого заместите ля Председателя Государственной Думы О.В.Морозова в Комитете по энергетике подготовлен проект федераль ного закона, направленный на урегулирование отноше ний, связанных с приобретением жилья для семей погиб ших шахтеров на угольных шахтах.

Необходимость разработки законопроекта была вызва на фактом отсутствия с 2005 года какоголибо правово го регулирования проблемы приобретения жилья для се мей погибших (умерших) работников угольной промыш ленности в случае ликвидации угольных организаций. В частности, предлагается внести изменения в статьи 23 и 24 Федерального закона от 20 июня 1996 года №81ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и ис пользования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».

Поскольку реализация законопроекта повлечет расхо ды, покрываемые за счет средств федерального бюдже та, Комитет предлагает заложить необходимое финанси рование в программу реструктуризации в случае ее про лонгации еще на три года.

Заслуживают внимания также проекты федеральных законов, внесенные Правительством Российской Феде рации и принятые Государственной Думой в первом чте нии (№2047065 «О дополнительном социальном обеспе чении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» и №2047115 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Россий ской Федерации в связи с принятием Федерального за кона «О дополнительном социальном обеспечении отдель ных категорий работников организаций угольной про мышленности»). Законопроекты направлены на регули рование отношений в области социального обеспечения в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии отдель ных категорий работников угольной промышленности за счет взносов организаций указанной отрасли в бюд жет Пенсионного фонда.

Комитет по энергетике считает актуальным и важным разработку законопроектов в области социальной поли тики государства, устанавливающих дополнительное со циальное обеспечение отдельным категориям работни ков организаций угольной промышленности, а также ра ботникам подразделений военизированных аварийно спасательных частей.

В тоже время, в своем заключении Комитет отмечает, что в условиях экономической ситуации, сложившейся в настоящее время в отрасли, реализация указанных зако нопроектов ограничит финансовохозяйственную деятель ность предприятий и не отвечает интересам основных уча стников правоотношений. Тем более, что по сравнению с другими отраслями ТЭК в структуре себестоимости угля весьма существенные затраты связаны с содержанием пер сонала (доля оплаты труда составляет более 18.8%) и фи нансированием социальных гарантий шахтеров.

Обязанность уплаты работодателями страховых взно сов в соответствии с нормами рассматриваемых законо проектов отразится на увеличении себестоимости про дукции, вследствие чего сократится финансирование те кущей хозяйственной деятельности, что приведет к не своевременной уплате налогов и сборов, окажет влияние на платежеспособность по кредитам и займам.

В итоге, при негативном развитии ситуации организа ции угольной отрасли будут вынуждены закрывать мало рентабельные шахты (разрезы), что будет неизбежно вы зывать всплеск социальной напряженности в соответству ющем регионе, поскольку исторически шахтерские горо да и поселки в полной мере зависимы от работоспособно сти угольных организаций.

По мнению Комитета законопроекты нуждаются в бо лее детальном обсуждении с участием представителей крупнейших угольных компаний, отраслевых профсою зов, заинтересованных министерств и Федерального Со брания РФ с целью минимизировать негативное влия ние предложенных законопроектами механизмов на де ятельность угледобывающих предприятий и уровень зар плат в отрасли.

На основании вышеизложенного Комитет решил реко мендовать Правительству Российской Федерации:

1. Разработать и осуществить меры по стимулированию и государственной поддержке инвестиционной и инно вационной деятельности угольных компаний, а также по совершенствованию государственного регулирова ния процессов недропользования и промышленной без опасности, добычи и эксплуатации угольных месторож дений, транспортировки и использования угля потре бителями с целью повышения конкурентоспособности этого вида топлива.

2. Принять меры по рационализации структуры топлив ноэнергетического баланса России путем размещения генерирующих мощностей в тепловой электроэнерге тике, исходя из привязки их к ресурсной базе добычи угля, а также рассмотреть целесообразность строитель ства линий электропередач из Сибири к потребителям на Урал и в центральную часть России.

3. Принять меры по стимулированию спроса на продук цию черной металлургии, учитывая, что объемы по требления коксующегося угля находятся в прямой за висимости от объемов производимого металла на пред приятиях черной металлургии.

4. Сохранить и, по возможности, увеличить бюджетные ассигнования (в период 2010–2011 гг.), направляемые на субсидирование процентных ставок по ранее полу ченным целевым кредитам на модернизацию и рекон струкцию шахтного фонда.

5. Образовать межведомственный координационный центр (МВКЦ) по решению проблем угольной промыш ленности Российской Федерации под руководством За местителя Председателя Правительства Российской Федерации с участием представителей органов феде ральной власти, угледобывающих субъектов Россий ской Федерации, угольного бизнеса и Росуглепрофа с целью обеспечения:

  • разработки программы государственной политики в области добычи и переработки угля, позволяющей обеспечить конкурентоспособность отечественной угольной промышленности;
  • мониторинга мероприятий по оказанию государ ственной поддержки угольной отрасли с учетом ко ординации деятельности предприятий горнометал лургического комплекса, железнодорожного транс порта и других смежных отраслей.

6. Уровнять каменные энергетические угли и коксующи еся угли в праве использования исключительных та рифов на транспортировку угля в направлении портов Дальнего востока с коротких расстояний.

7. Признать целесообразным установление гибких тари фов на перевозку угля в направлениях экспорта, в за висимости от рыночной цены на экспортируемый уголь. Рекомендовать МЭР, совместно с Минэнерго Рос сии и Минтрансом России методику определения тари фов на перевозку угля в зависимости от рыночных цен на экспортируемый уголь, исходя из официальных дан ных, публикуемых ведущими информационными агентствами (Platts, McCloskey и др.).

8. Выполнить обязательства государства по завершению реструктуризации угольной промышленности.

9. Решить вопрос с созданием специализированной ли зинговой компании, специализирующейся на постав ках оборудования предприятиям угольной промышлен ности, и частичной компенсацией лизинговых плате жей угледобывающим предприятиям.

10. Минтрансу России и Минпромторгу России прорабо тать совместно с ОАО «РЖД» и производителями по лувагонов для транспортировки угля вопрос о внедре нии современных технологий, обеспечивающих сни жение влажности угля во время транспортировки по основным направлениям экспорта российского угля.

11. Минпромторгу России совместно с Минэнерго России разработать программу стимулирования обновления основных фондов производства фабрик по обогаще нию угля.

12. Минпромтору России, Минэнерго России совместно с Минтрансом России подготовить программу стимули рования российских портов обновления основных про изводственных фондов и обеспечения эффективны ми методами борьбы со смерзаемостью угля в рамках экспортных поставок осеннеезимнего периода.

13. Минтрансу России, Минрегионразвития России со вместно с ОАО «РЖД» ускорить работу по разреше нию проблем, препятствующих пропускания больше го объема российских углей в страны АТЭР через пор ты Ванино и Советская Гавань, а также ускорить строительство туннеля через Кузнецкий перевал, фи нансирование которого осуществляется из средств Фе дерального инвестиционного фонда.

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:

1. Ускорить принятие внесенного Правительством РФ за конопроекта №2590425 «О внесении изменений в гла ву 26 части второй Налогового Кодекса Российской Фе дерации» о дифференциации НДПИ на уголь, предус матривающий предоставление угледобывающим пред приятиям налоговых вычетов.

2. Разработать и внести проект федерального закона, на правленный на урегулирования отношений, связанных с приобретением жилья для семей погибших шахтеров на угольных шахтах.

Журнал "Горная Промышленность" №2 (90) 2010, стр.4