Российский рынок бурового горного инструмента: тенденции и перспективы развития

С.О. Боговик, аналитик группы «КАНЕКС»
В связи с исчерпанием месторождений и усложнением горно-геологических, климатических и инфраструктурных условий разработки особое внимание горнодобывающие компании уделяют подбору бурового инструмента. Ведь от качества и производительности оборудования зависят безопасность персонала и рыночная эффективность компании. В статье рассмотрены импорт, экспорт, области применения, объем и динамика рынка бурового ударно-вращательного инструмента с 2014 г., определены перспективные для освоения и развития сегменты бурового инструмента.
Импорт
В последние годы российский рынок бурового инструмента активно развивается в сторону замещения инструмента на низком давлении на высокое. В частности, с 2014 по 2016 гг. бурового пневмоударного инструмента для работы на высоком давлении в среднем было ввезено в 6 раз больше, чем на низком. Основным фактором, влияющим на этот тренд, является его более высокая производительность. Однако стоит отметить, что вместе с тем объем поставок импортного бурового инструмента значительно не изменялся, так как не вводились в эксплуатацию новые месторождения. Примечательно, что буровой инструмент для машинного перфораторного бурения был наиболее интересен отечественным потребителям, так как большинство предприятий используют станки типа Simba и Boomer компании Epiroc (до 1 января 2018 г. компания осуществляла свою деятельность под торговой маркой Atlas Copco).
Наибольшее число сегментов охватывают компании Sandvik и Atlas Copco (Epiroc). Диверсификация – одна из причин рыночного лидерства этих компаний.
Экспорт
Стоимостной объем экспортных поставок бурового инструмента после 2014 г. снижается (рис. 4, 5). Связано это с выходом на рынок бурового инструмента китайских компаний, которые имеют более низкие цены.
Основными потребителями бурового инструмента, экспортируемого из РФ, являются компании из Узбекистана и Украины. На их долю приходится более 60% поставок продукции (рис. 6).
Перспективные области применения
Анализ данных о закупках бурового оборудования добывающими предприятиями напрямую у производителей выявил, что значительная часть бурового инструмента используется для добычи золота (табл. 2).
Высокий спрос на буровой инструмент со стороны золотодобывающих предприятий объясняется конъюнктурой рынка драгоценных металлов: в последние годы цены на золото находятся на стабильно высоком уровне (см. рис. 7). Дальнейший рост добычи золота в перспективе могут обеспечить:
- ввод в строй новых месторождений: Сухой Лог и Чертово Корыто («Полюс»), Нежданинское и Прогноз («Полиметалл»), Гросс («Нордголд»), Курасан и Высокое (ЮГК), Кекура и Клен (Highland Gold);
- ввод новых мощностей по переработке упорных руд и концентратов: Покровский рудник («Петропавловск»), золотосурьмяных флотоконцентратов месторождения Олимпиады («Полюс»);
увеличение мощностей действующих предприятий: Павлик-2 (ИК «Арлан»), Наталка, Вернинское и Куранахское («Полюс»), Амурский ГМК («Полиметалл»).
Из приведенных данных следует вывод, что в ближайшее время потребление бурового инструмента должно увеличиться.
Потребление бурового инструмента отечественными предприятиями
Среди самых популярных марок – оборудование Atlas Copco (Швеция), Sandvik (Швеция) и АО «Машиностроительный холдинг» (Россия). Втроем они занимают 57% рынка (рис. 8).
Безусловным лидером по применению являются буровые коронки низкого давления (43%) производства АО «Машиностроительный холдинг», в то время как в нише высокого давления наибольшая доля рынка (60%) принадлежит продукции Atlas Copco. В сегменте перфораторного бурения почти половину рынка (46%) занимает Mitsubishi (табл. 3).
Объем рынка бурового инструмента
В 2016 г. объем потребления бурового ударно-вращательного инструмента (за исключением хвостовиков, которые применяются при гидроперфораторном бурении) для станков и установок, осуществляющих бурение твердых пород, в денежном выражении составил 5–5,6 млрд руб., в физическом – 1,3–1,5 млн шт. различной номенклатуры (табл. 4).
Прогноз объема российского рынка бурового инструмента до 2020 года
По данным Минэкономразвития, уровень инфляции за 2017 г. составил 2,5%, за 2018 г. – 3,4%, к концу 2019 г. составит 4,3%, к концу 2020 – 3,8%. Этот сценарий предполагает два варианта развития событий на российском рынке бурового инструмента:
1. Оптимистичный вариант. Помимо инфляции, объем российского рынка к 2020 г. увеличится на 15% за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений и расширения мощностей действующих предприятий.
2. Пессимистичный вариант (стагнация рынка).Объем российского рынка бурового инструмента к 2020 г. увеличится на уровень инфляции (вероятен при отсутствии развития добывающих предприятий).
Выводы
1. Объем российского рынка бурового ударно-вращательного инструмента (за исключением хвостовиков, которые применяются при гидроперфораторном бурении) для станков и установок, осуществляющих бурение твердых пород и применяемых в горнодобывающей отрасли, за 2016 г. составил 5–5,6 млрд руб. К 2020 г. он увеличится от 6,7 млрд руб. (пессимистический сценарий) до 8,5 млрд руб. (оптимистический сценарий).
2. В ближайшем будущем доля потребления бурового инструмента на низком давлении будет уменьшаться, а на высоком давлении – увеличиваться, что связано с производительностью оборудования.