Российский рынок бурового горного инструмента: тенденции и перспективы развития

DOI: http://dx.doi.org/10.30686/1609-9192-2019-3-145-52-55

С.О. Боговик, аналитик группы «КАНЕКС»

В связи с исчерпанием месторождений и усложнением горно-геологических, климатических и инфраструктурных условий разработки особое внимание горнодобывающие компании уделяют подбору бурового инструмента. Ведь от качества и производительности оборудования зависят безопасность персонала и рыночная эффективность компании. В статье рассмотрены импорт, экспорт, области применения, объем и динамика рынка бурового ударно-вращательного инструмента с 2014 г., определены перспективные для освоения и развития сегменты бурового инструмента.

Импорт

В последние годы российский рынок бурового инструмента активно развивается в сторону замещения инструмента на низком давлении на высокое. В частности, с 2014 по 2016 гг. бурового пневмоударного инструмента для работы на высоком давлении в среднем было ввезено в 6 раз больше, чем на низком. Основным фактором, влияющим на этот тренд, является его более высокая производительность. Однако стоит отметить, что вместе с тем объем поставок импортного бурового инструмента значительно не изменялся, так как не вводились в эксплуатацию новые месторождения. Примечательно, что буровой инструмент для машинного перфораторного бурения был наиболее интересен отечественным потребителям, так как большинство предприятий используют станки типа Simba и Boomer компании Epiroc (до 1 января 2018 г. компания осуществляла свою деятельность под торговой маркой Atlas Copco).

Рис. 1 Импорт бурового инструмента в денежном эквиваленте, млн руб. (с учетом НДС)

Рис. 2 Импорт бурового инструмента, распределенный по сегмен" там, в денежном эквиваленте, млн руб. (с учетом НДС)

Наибольшее число сегментов охватывают компании Sandvik и Atlas Copco (Epiroc). Диверсификация – одна из причин рыночного лидерства этих компаний.

Рис. 3 Импорт бурового пневмоударного инструмента в денежном эквиваленте, млн руб. (с учетом НДС)

Табл. 1 Основные импортные производители бурового инструмента и сегменты, в которых они представлены

Экспорт

Стоимостной объем экспортных поставок бурового инструмента после 2014 г. снижается (рис. 4, 5). Связано это с выходом на рынок бурового инструмента китайских компаний, которые имеют более низкие цены.

Рис. 4 Экспорт бурового инструмента в денежном эквиваленте, млн руб. (с учетом НДС)

Рис. 5 Экспорт бурового инструмента в денежном эквиваленте с разбивкой по сегментам, млн руб. (с учетом НДС)

Основными потребителями бурового инструмента, экспортируемого из РФ, являются компании из Узбекистана и Украины. На их долю приходится более 60% поставок продукции (рис. 6).

Рис. 6 Экспорт бурового инструмента, распределенный по долям потребления (в разрезе стран), руб.

Перспективные области применения

Анализ данных о закупках бурового оборудования добывающими предприятиями напрямую у производителей выявил, что значительная часть бурового инструмента используется для добычи золота (табл. 2).

Табл. 2 Полезные ископаемые, для добычи которых осуществлялись закупки бурового инструмента (по данным таможенных баз 2014"2016 гг.)

Высокий спрос на буровой инструмент со стороны золотодобывающих предприятий объясняется конъюнктурой рынка драгоценных металлов: в последние годы цены на золото находятся на стабильно высоком уровне (см. рис. 7). Дальнейший рост добычи золота в перспективе могут обеспечить:

Рис. 7 Динамика цен на золото за 5 лет

- ввод в строй новых месторождений: Сухой Лог и Чертово Корыто («Полюс»), Нежданинское и Прогноз («Полиметалл»), Гросс («Нордголд»), Курасан и Высокое (ЮГК), Кекура и Клен (Highland Gold);

- ввод новых мощностей по переработке упорных руд и концентратов: Покровский рудник («Петропавловск»), золотосурьмяных флотоконцентратов месторождения Олимпиады («Полюс»);

увеличение мощностей действующих предприятий: Павлик-2 (ИК «Арлан»), Наталка, Вернинское и Куранахское («Полюс»), Амурский ГМК («Полиметалл»).

Из приведенных данных следует вывод, что в ближайшее время потребление бурового инструмента должно увеличиться.

Потребление бурового инструмента отечественными предприятиями

Среди самых популярных марок – оборудование Atlas Copco (Швеция), Sandvik (Швеция) и АО «Машиностроительный холдинг» (Россия). Втроем они занимают 57% рынка (рис. 8).

Рис. 8 Доли потребления бурового инструмента отечественными компаниями в денежном эквиваленте, руб.

Безусловным лидером по применению являются буровые коронки низкого давления (43%) производства АО «Машиностроительный холдинг», в то время как в нише высокого давления наибольшая доля рынка (60%) принадлежит продукции Atlas Copco. В сегменте перфораторного бурения почти половину рынка (46%) занимает Mitsubishi (табл. 3).

Табл. 3 Доли рынка, занимаемые компаниями"производителями в наиболее емких сегментах бурового инструмента

Объем рынка бурового инструмента

В 2016 г. объем потребления бурового ударно-вращательного инструмента (за исключением хвостовиков, которые применяются при гидроперфораторном бурении) для станков и установок, осуществляющих бурение твердых пород, в денежном выражении составил 5–5,6 млрд руб., в физическом – 1,3–1,5 млн шт. различной номенклатуры (табл. 4).

Табл. 4 Средняя потребность в буровом инструменте, применяемом при бурении шпуров и скважин на территории РФ за 2016 г.

Прогноз объема российского рынка бурового инструмента до 2020 года

По данным Минэкономразвития, уровень инфляции за 2017 г. составил 2,5%, за 2018 г. – 3,4%, к концу 2019 г. составит 4,3%, к концу 2020 – 3,8%. Этот сценарий предполагает два варианта развития событий на российском рынке бурового инструмента:

1. Оптимистичный вариант. Помимо инфляции, объем российского рынка к 2020 г. увеличится на 15% за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений и расширения мощностей действующих предприятий.

2. Пессимистичный вариант (стагнация рынка).Объем российского рынка бурового инструмента к 2020 г. увеличится на уровень инфляции (вероятен при отсутствии развития добывающих предприятий).

Выводы

1. Объем российского рынка бурового ударно-вращательного инструмента (за исключением хвостовиков, которые применяются при гидроперфораторном бурении) для станков и установок, осуществляющих бурение твердых пород и применяемых в горнодобывающей отрасли, за 2016 г. составил 5–5,6 млрд руб. К 2020 г. он увеличится от 6,7 млрд руб. (пессимистический сценарий) до 8,5 млрд руб. (оптимистический сценарий).

2. В ближайшем будущем доля потребления бурового инструмента на низком давлении будет уменьшаться, а на высоком давлении – увеличиваться, что связано с производительностью оборудования.

Ключевые слова: рынок бурового горного инструмента, импорт, экспорт, переспективы, потребление, прогноз

Журнал "Горная Промышленность"№3 (145) 2019, стр.52