Современный подход в создании непрерывной системы образования и профилирования учащихся образовательных учреждений для формирования сегмента Школа ВУЗ Производство

Современный подход в создании непрерывной системы образования и профилирования учащихся образовательных учреждений для формирования сегмента Школа – ВУЗ – Производство

Ю.Н. Малышев, акад. РАН, президент ГГМ РАН

А.В. Титова, д-р техн. наук, зам. директора ГГМ РАН

Г.И. Титов, науч. сотр. ГГМ РАН

Дефицит квалифицированных кадров и прежде всего инженерно-технического персонала и квалифицированных рабочих становится одной из наиболее острых проблем устойчивого развития энергетического сектора.

В современных условиях экономического роста профессионализм и авторитет кадров решают все. Кадровая проблема – важнейшая в жизни страны, от верхних эшелонов власти до рабочих профессий. Все озабочены резервом на выдвижение. На предприятиях острая нехватка молодых организаторов производства, технологов, механиков, геологов. Дефицит квалифицированных рабочих, не только на востоке, но и в центре страны. Основная задача в области управления современной рыночной экономикой заключается в наиболее полном и своевременном обеспечении развивающегося и кардинально меняющегося производства необходимой по качеству и количеству рабочей силой, требования к которой постоянно возрастают. При этом необходимо не только обучать молодежь, но и достичь максимального совпадения интересов и возможностей потенциальных сотрудников и работодателей.

Более 10 лет назад на политическую авансцену зарубежных стран, как ответ на динамические изменения науки и производства, была выдвинута концепция непрерывного образования. Развитие системы непрерывного образования – одно из важных направлений инновационной образовательной деятельности, предполагающее непрерывность процессов в системах общего среднего и дополнительного образования, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Ключевым компонентом стратегии является профессиональная ориентация. Во многих странах ведется эффективная работа в сфере профориентации под патронажем государства и общественности, подкрепленная большим объемом научных публикаций и правовых актов.

Возрастающие темпы развития технологического прогресса свидетельствуют о переходе мировой индустрии к 5-му технологическому укладу, обусловленному новым уровнем роботизации производства, повсеместным внедрением цифровых и аддитивных технологий.

Зарубежный и отечественный опыт показывает, что для подготовки «инновационных инженеров» требуется изменение традиционных образовательных технологий на практикоориентированное обучение. Данный подход достаточно полно описан в документах всемирной инициативы развития инженерного образования «Conceive – Design – Implement – Operate (CDIO) » (Задумай – Спроектируй – Реализуй – Управляй).

Минерально-сырьевой комплекс – ведущая отрасль экономики Российской Федерации. Горнодобывающая, металлургическая и нефтегазовая отрасли требуют инновационных преобразований, и они в первую очередь должны касаться образовательной деятельности, так как в современном технологическом укладе должны быть высокопрофессиональные кадры, обладающие высокими профессиональными знаниями и современными навыками управленца, глубокими практическими навыками, необходимыми на современном производстве: знание рынка, инновационный взгляд на отраслевые проблемы. Для этого прививать любовь к профессии необходимо уже со школьной скамьи, находя талантливых ребят по всем регионам РФ.

Одной из основных задач, поставленных на сегодняшний день перед современным российским образованием и просвещением, является формирование принципиально новой модели образовательной системы для подготовки высокоинтеллектуального человеческого ресурса – будущих специалистов российской инновационной экономики. Поиску и формированию кадрового резерва из числа талантливой молодежи со стороны Правительства РФ и лично Президента РФ уделяется пристальное внимание.

Говоря о кадровой политике, работая в направлении профориентации на специальности минерально-сырьевого сектора экономики, чрезвычайно важно создать принципиально новую систему образования и просвещения, которая достигается прежде всего введением в образовательный процесс новых дисциплин и курсов, качественно поднимающих профессиональный уровень современного инженера.

Сегодня особое внимание уделяется стимулированию интереса учащихся к гуманитарным, естественнонаучным, технологическим и информационным дисциплинам, проектной и научно-исследовательской деятельности. Соответственно, вводятся новые дисциплины, разрабатываются и внедряются новые формы обучения, современные образовательные и информационные технологии, проводятся конкурсы учебно-исследовательских и проектных работ. В то же время среди проводимых в настоящее время в системе образования и просвещения мероприятий недостаточное внимание уделяется актуализации одного из основных условий стабильного развития экономики, науки и общества в целом – наличию достаточного количества природных ресурсов, их рациональному использованию, гармоничному взаимодействию элементов системы природа – человек.

Большинство современных выпускников школы (в том числе талантливая и активная молодежь) имеют достаточно общие представления о мировых запасах природных ресурсов, необходимых для жизнедеятельности человека; о роли минерально-сырьевого потенциала России в мировой политике и экономике; об уникальных по своему разнообразию и объемам запасах полезных ископаемых нашей страны; о значимости уровня развития минерально-сырьевого комплекса в научном и технологическом прогрессе и т.д. Время, выделенное на рассмотрение данных вопросов в рамках школьного курса географии, на сегодняшний день нельзя назвать достаточным, что требует проведения специальных мероприятий для развития у детей и молодежи интереса к дополнительному изучению указанных направлений. Самостоятельная работа в области изучения свойств минералов и горных пород, технологий их добычи, переработки и использования, изучение минерально-сырьевого комплекса России с позиции основного условия развития страны позволяют развить у школьников интерес к проблемам природопользования, к высокотехнологичным наукоемким специальностям, в том числе горно-геологического профиля, повышает их общий образовательный потенциал.

Школьник должен перед поступлением в технический вуз обладать широкими знаниями естественных предметов.

Научно-методологический подход в создании непрерывной системы образования и профилирования учащихся образовательных учреждений для формирования сегмента Школа ВУЗ Производство

В рамках научно-методологического подхода необходимо представить алгоритмы создания непрерывной системы в направлении профориентации учащихся на специальности горнодобывающего сектора экономики.

Для решения этой сложной задачи необходимы инновационные методические подходы, включающие в себя способы и приемы, использование которых дает возможность создать непрерывную систему коммуникационной среды – начиная от школы и заканчивая производством, систему, адаптированную к современным условиям развития общества. Данный методологический подход в симбиозе представленных приемов, методик и программ определяет идею расширения возможностей детей и молодежи, в рамках созданной коммуникационной площадки, к восприятию материала, их адаптации в социуме, возрождению интереса к естественнонаучным предметам и уже через них к традиционным специальностям минерально-сырьевого сектора экономики РФ.032 1

Создается коммуникационная среда, объединенная единой системой позитивного «коллективного разума», пронизанного духом единства, стирающая социальные границы. Ключевой в методологии (в рамках воспитания экологического мировоззрения, профориентации на специальности МСС) – это воспитательный аспект на уровне личности, школы, семьи. Это расстановка акцента, выбор приоритета на уровне личности, культуры, мировоззренческого аспекта.032 2

Основные цели в решении поставленных задач:

• пропаганда духовных и нравственных ценностей молодежи, популяризация и профилирование школьников и молодежи на рабочие и инженерные специальности (в первую очередь отраслевого и регионального характера);

• воспитание в молодом поколении патриотизма и культурного исторического наследия;

• возрождение и популяризация российских традиций, преемственности поколений;

• выявление талантливой молодежи и продвижение (сопровождение) их в сегмент Школа – ВУЗ – Производство;

• объединение действующих передовых молодежных образовательных и просветительских центров, организаций;

• вовлечение молодежи в государственные целевые программы.

Для привлечения в горное производство перспективной молодежи должна быть по новому сформирована система профориентации учащихся средних учебных заведений. Эта система должна быть адекватна современным требованиям образовательной системы: как школы, так и вуза, адаптирована к новым социальным условиям, формациям и сознанию молодого поколения.

Предлагается инновационный подход, включающий совокупность методических подходов, приемов, формирующий современную коммуникационную среду для развития непрерывной системы образования детей и молодежи в области геологии и природопользования, воспитания экологического мировоззрения, профориентации на специальности горно-геологического и нефтегазового профиля. Такая система сформирована на базе первого в РФ Межвузовского Академического Центра навигации по специальностям горно-геологического профиля, созданного совместно с ведущими сырьевыми вузами Москвы. Работа Центра (идея Проекта акад. РАН Малышева Ю.Н., д.т.н. Титовой А.В.) способствует усилению единого пространства: школа – ВУЗ – Производство, поднимая значимость ведущих отраслевых вузов и статус инженерных профессий. Происходит поиск и формирование кадрового резерва из числа талантливой молодежи для производства и науки.

Объединение ведущих отраслевых вузов в едином проекте с естественнонаучным музеем, использование инновационных интерактивных приемов в образовательной системе для детей и молодежи сформируют принципиально новую коммуникационную среду для непрерывного образования детей и молодежи в области наук о Земле.

Внедрение инновационных подходов в работу по популяризации инженерных профессий среди детей и молодежи придают особый статус деятельности Центра как кузнице потенциальных кадров для горно-геологической отрасли. Благодаря созданной на базе Центра студии звукозаписи, оснащенной самым современным оборудованием, ведутся онлайн-трансляции лекций и мастер-классов во все образовательные учреждения РФ.032 3

Подобная форма просветительской работы позволяет работать с детьми с ограниченными физическими возможностями. Новый импульс это направление получило с началом проведения телемостов. Расширение информационного пространства с целью вовлечения широкого круга детей и молодежи к диалогу с известными людьми МСС, дает возможность более быстрого и качественного достижения поставленных задач. Успешная реализация просветительских программ, прямой контакт с ведущими учеными и производственниками усиливают сегмент школа – ВУЗ – Производство. Особо ценно то, что в телемосте участвуют не только учащиеся и преподаватели российских высших и средних учебных заведений, но и ближнего и дальнего зарубежья. В такую работу вовлечены ведущие отраслевые производства, деятели науки, представители органов власти.

Для достижения целей и задач по подбору кадрового резерва из числа талантливой молодежи для производства и науки разрабатывается система анкетирования, позволяющая выявить лидера, как среди учащихся, так и среди молодых специалистов.

Необходима более действенная корпоративная политика переподготовки кадров, управления карьерным ростом специалиста:

• обстоятельные стажировки в процессе обучения и в первый год работы под руководством опытного наставника;

• гранты компаний для молодых ученых и аспирантов, именные стипендии студентам;

• стимулирование продвижения по службе в знак поощрения за личный вклад в повышение эффективности производства;

• стажировка перспективных специалистов на лучших зарубежных предприятиях, какую успешно практиковала в прошлом компания «Росуголь»;

• базисом в данном аспекте должны стоять опорные университеты, на которых должна строиться коммуникационная площадка и формироваться система поставленных целей и задач.

Объединив усилия в рамках совместной работы школ, вузов, предприятий, мы сможем объединить самую талантливую и перспективную молодежь, совместно определить требования к их знаниям и компетенциям, выработать приоритетные образовательные и профориентационные мероприятия и создать эффективные стимулы для прихода квалифицированной, активной молодежи в горнодобывающую промышленность.

По совокупности методологических решений, создаваемых Проектов, практической реализации задач, внедрения научно-просветительских инновационных программ – создается сегмент Школа – ВУЗ – Произвоство. Такой симбиоз дает возможность решить поставленные перед сырьевым сектором экономики задачи в направлении формирования достойного кадрового резерва для современного производства и науки.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1. Малышев Ю.Н., Титова А.В. Роль и задачи естественнонаучных музеев в образовательном процессе по специальностям горно-геологического профиля / Горная промышленность. 2017. 2. С. 108-109.
2. Титова А.В., Наумов Г.Б. Экология и просвещение / Горная промышленность. 2017. №3. С. 82-86.
Ключевые слова: концепция непрерывного образования, дефицит кадров, современное образование

Журнал "Горная Промышленность"№6 (136) 2017, стр.32