БелА3-Сервис: Вопросы развития сервисного обеспечения в Байкальском регионе

А.О.Гаравский, директор регионального предприятия «БелАЗ-Сервис»


Байкальский регион богат каменным углем, рудами черных, цветных и благородных металлов, нефтью и газом, горнохимическим сырьем и строительными материалами. На территории региона сосредоточена значительная часть общероссийских запасов полезных ископаемых: свинца и платины около 85%, молибдена 80%, угля 80%, меди 69%, цинка 67%, марганца 66%, серебра 44%, около 40% золота, 36% вольфрама, 17% титана, 20% цементного сырья.

Горнорудный комплекс, включает более 50 предприятий, расположенных в Республике Бурятия, Иркутской и Читинской областях. Самосвалы БелАЗ традиционно применяются в транспортных схемах на всех предприятиях региона, и насчитывают более 850 единиц различных модификаций. Необходимо отметить, что импортные карьерные самосвалы в регионе не используются.

Большая часть добывающих предприятий региона с середины 90-х годов претерпевают значительное снижение объемов производства в связи с падением спроса на сырьё и минеральные ресурсы. Однако, приход новых владельцев горных предприятий, сумевших реанимировать производство, можно только приветствовать. С 2000 года наблюдается увеличение объемов добычи угля, плавикового шпата, молибденового концентрата, редкоземельных и благородных металлов.

Проблема дальнейшего развития заключается в том, что при сложившейся экономической нестабильности в течение ряда лет практически было прекращено обновление парка самосвалов в регионе. В настоящее время средний срок эксплуатации машин составляет 7–9 лет, с пробегом более 300 тыс. км.

При этом, на различных предприятиях технико–экономические показатели работы технологического транспорта в сопоставимых условиях характеризуются значительной неравномерностью. Так, КТГ парка отличается в 1.2–1.9 раз, трудоемкость ТО и ТР отличается в 1.2–2.2 раза, выработка на один автомобиль в 1.3–1.8 раза, себестоимость перевозок в 1.2–3.5 раза от среднеотраслевых значений.

Такие разбросы статистических оценок показателей использования транспорта происходят не только вследствие изменения нагрузочных, скоростных, тепловых, природно-климатических параметров, влияния схем транспортных потоков и других условий, при которых осуществляется перемещение объектов перевозок. На разницу показателей эффективности автоперевозок оказывает влияние уровень организации обслуживания и ремонта самосвалов.

Отсутствие оборотного фонда агрегатов и необходимого оборудования, технической документации, квалифицированных кадров, специализации, а также недостаточность запасных частей для ремонтных нужд, порождает низкое качество обслуживания и ремонта самосвалов, снижение коэффициента технической готовности и увеличение их простоев.

Дочерняя производственно-сервисная фирма «БелАЗ-Сервис», входящая в состав сервисной сети объединения «БелАЗ» обслуживает горнотранспортные предприятия региона более 10 лет. За это время накоплен опыт в области эксплуатации, обслуживания и ремонта техники БелАЗ, поставки запасных частей для эксплуатационных нужд и ведения складского хозяйства. В структуру фирмы входят два представительства и четыре центра по эксплуатации самосвалов, с оперативными складами для неснижаемого гарантийного запаса комплектующих и запасных частей.

Наиболее эффективное развитие сервисных услуг и совершенствование функционирования предприятий системы «БелАЗ-Сервис» началось с середины 90-х годов. Была проведена реорганизация её структуры и управления. Региональные предприятия сгруппированы по территориальному признаку. Приоритетным направлением выбрано развитие сервисно-технических служб, основными задачами которых были: постоянный контроль за эксплуатацией новой техники, оказание практической помощи потребителю в пусконаладочных работах при вводе машин в эксплуатацию и их технической поддержки в гарантийный и послегарантийный период работы.

С целью усовершенствования сервисного обеспечения эксплуатации машин в гарантийный период стандартом предприятия, с учетом положений ИСО 9001, установлен обязательный для всех подразделений и региональных предприятий «БелАЗ-Сервис» порядок проведения работ по введению в эксплуатацию новой техники и гарантийному обслуживанию.

По заявкам эксплуатационных предприятий проводится обучение персонала для обслуживания и ремонта машин, а также технических специалистов, осуществляется поставка гаражного оборудования и специальной технической литературы.

В рамках программы маркетинговых исследований рынка сервисных услуг был предложен комплекс сервисного обеспечения продукции объединения из 16 видов услуг. Ответы получены от 44 крупных горнодобывающих предприятий региона и СНГ, использующих технику БелАЗ, которым необходимы те или иные предложенные услуги. Анализ, при этом, показал, что предприятия практически не готовы получать полное сервисное обеспечение. Только 5% респондентов заявили о возможности работы при полном абонентском обслуживании, т.е. автопредприятие эксплуатирует самосвалы только на линии. Проведение технического обслуживания, диагностики, регулировочных работ, текущих и капитальных ремонтов выполняет сервисное предприятие (89% предприятий ограничивают сервисные услуги приобретением запасных частей).

Переход экономики страны на рыночные условия требует изменения подхода к методам хозяйствования и управления производством, преодолению технологической отсталости.Однако у многих руководителей десятилетиями формировался стереотип мышления по поводу эксплуатации технологического карьерного транспорта. Это объясняется тем, что ранее в нашей стране не только машины, но и запасные части не продавались, а распределялись, что было причиной постоянного их дефицита. По той же причине, заводы-изготовители не имели ни фирменного сервисного обеспечения, ни современных товаропроводящих инфраструктур обеспечения запасными частями, ни специалистов по их системной организации. Аналогичной причиной оказалось и то, что при проектировании и строительстве горных предприятий предусматривалось наличие собственной ремонтной базы, включающей участки для текущего ремонта узлов и агрегатов, станочный парк, гаражи для зоны технического обслуживания и ремонта самосвалов собственными силами. Тем не менее, в полном объеме удовлетворить потребности в ремонтах узлов и агрегатов машин, выполнение капитальных ремонтов самосвалов собственными силами предприятия не могли. Существовала долголетняя необъективная концепция развития крупных централизованных и специализированных ремонтных предприятий. Монополизация ремонтного хозяйства привела к отсутствию конкурентоспособных ремонтных производств, ухудшению качества ремонтов, диктату производителя. Неблагоприятная ситуация складывалась и в связи с территориальной отдаленностью ремонтных заводов от угольных разрезов и горно-обогатительных комбинатов. Предприятия были вынуждены нести большие транспортные расходы на доставку ремонтного фонда, что отражалось на себестоимости продукции. Экономически неоправданным было занижение роли и значения малых ремонтных производств, развития сети фирменного сервисного обслуживания самосвалов.

В настоящее время горные разработки сдвигаются в зоны холодного климата, удаляются от промышленно развитых центров страны, от транспортных артерий и имеют очень ограниченные трудовые ресурсы. Бурное развитие открытого способа добычи создало качественно новую ситуацию, характеризуемую резким ростом единичной мощности самосвалов, увеличению масштабов и концентрации грузопотоков, повышением требований к организации, технологии и надежности перевозочного процесса, технической эксплуатации, обслуживания и ремонта самосвалов. Наблюдается дальнейший рост глубины карьеров и высоты нагорных разработок, что приводит к изменению технико-экономических показателей использования автотранспорта.

Приобретение техники БелАЗ связано с риском вложения огромных средств в течение небольшого периода времени. Использование её, в свою очередь призвано покрыть эти затраты и обеспечить получение прибыли. Подготовка к эксплуатации и полное техническое обслуживание, помогают клиенту запустить технику в эксплуатацию, приспособить ее к существующим условиям работы, а затем поддерживать ее в исправном состоянии во время всего эксплуатационного цикла. В таком случае машину можно рассматривать, как упорядоченную совокупность материального изделия и сервисного обслуживания, которая носит интегральный характер и осуществляется на протяжении всего процесса эксплуатации самосвала, даже если срок эксплуатации намного превосходит срок его коммерческой жизни. В этом случае максимальная эффективность сервисного обслуживания является необходимым условием установления деловых контактов между покупателем и поставщиком, причем возникает необходимость разработки теоретических и практических методов организации сервисного обслуживания карьерных самосвалов, принципов взаимодействия автопредприятий и региональных технических центров «БелАЗ-Сервис» на основе экономически взаимовыгодных позиций.  

Журнал "Горная Промышленность" №6 2001