Уральскому заводу РТИ в декабре 2001 года исполняется 60 лет!

Т.А.Сухинина, главный технолог АООТ «Уральский завод РТИ»
Н.Л.Андреева, руководитель группы эксплуатации и надежности РТИ

Ак­ци­о­нер­ное об­ще­ст­во от­кры­то­го ти­па «Ураль­ский за­вод ре­зи­но­вых тех­ни­че­с­ких из­де­лий» яв­ля­ет­ся круп­ней­шим из­го­то­ви­те­лем кон­вей­ер­ных лент в Рос­сии и рас­по­ла­га­ет мощ­но­с­тя­ми по вы­пу­с­ку до 2 млн.м2 лен­ты в год. За­вод из­го­тав­ли­ва­ет лен­ты для гор­но­до­бы­ва­ю­щей, уголь­ной, ме­тал­лур­ги­че­с­кой, хи­ми­че­с­кой, стро­и­тель­ной, пи­ще­вой про­мы­ш­лен­но­с­ти, сель­ско­го хо­зяй­ст­ва и дру­гих от­рас­лей на­род­но­го хо­зяй­ст­ва.

Кон­вей­ер­ные лен­ты вы­пу­с­ка­ют­ся дли­ной от 30 до 500 м, ши­ри­ной от 100 до 3500 мм, при­чём лен­ты ши­ри­ной до 3500 мм из­го­тав­ли­ва­ют­ся в Рос­сии толь­ко на на­шем за­во­де.

На­и­боль­шую до­лю в объ­е­ме про­из­во­ди­мой про­дук­ции со­став­ля­ют лен­ты кон­вей­ер­ные ре­зи­нот­ка­не­вые по ГОСТ 20-85. Ре­зуль­та­ты на­блю­де­ний за экс­плу­а­та­ци­он­ны­ми ха­рак­те­ри­с­ти­ка­ми лент поз­во­ля­ют сде­лать вы­вод об ее удов­ле­тво­ри­тель­ных по­тре­би­тель­ских свой­ст­вах.

С це­лью улуч­ше­ния ка­че­ст­ва и по­вы­ше­ния кон­ку­рент­но­спо­соб­но­с­ти про­дук­ции, спе­ци­а­ли­с­та­ми за­во­да раз­ра­бо­та­на но­вая кон­ст­рук­ция и ос­во­е­но про­из­вод­ст­во лент с улуч­шен­ны­ми, по срав­не­нию с се­рий­ны­ми лен­та­ми (ГОСТ 20-85), тех­ни­че­с­ки­ми ха­рак­те­ри­с­ти­ка­ми.

Пред­став­ля­ем но­вин­ку!

Лен­ты кон­вей­ер­ные ре­зи­нот­ка­не­вые «УП» по ТУ 38305146-01 – лен­ты с утол­щен­ны­ми ре­зи­но­вы­ми про­слой­ка­ми меж­ду тка­не­вы­ми про­клад­ка­ми тя­го­во­го кар­ка­са, ши­ри­ной от 500 до 1400 мм, дли­ной 100–200 м. Тол­щи­на про­слой­ки уве­ли­че­на до 1.5–2.0 мм по срав­не­нию с 0.8–1.0 мм у се­рий­ных.

При­ме­ня­ют­ся для транс­пор­ти­ро­ва­ния раз­лич­ных ку­с­ко­вых, сы­пу­чих и штуч­ных гру­зов: от руд чер­ных и цвет­ных ме­тал­лов, креп­ких гор­ных по­род, уг­ля, до­ло­ми­та до ма­ло­аб­ра­зив­ных и не­аб­ра­зив­ных ма­те­ри­а­лов.

Ос­нов­ные из­ме­не­ния в кон­ст­рук­ции лент «УП» кос­ну­лись кар­ка­са. С точ­ки зре­ния экс­плу­а­та­ции кар­кас яв­ля­ет­ся на­и­бо­лее важ­ным эле­мен­том кон­вей­ер­ной лен­ты. Он обу­слав­ли­ва­ет гру­зо­подъ­ем­ность, уд­ли­не­ние, гиб­кость, спо­соб­ность из­ги­бать­ся в ви­де лот­ка, стой­кость к уда­рам и воз­дей­ст­вию ок­ру­жа­ю­щей сре­ды. В ка­че­ст­ве про­кла­док на за­во­де ис­поль­зу­ют­ся пре­иму­ще­ст­вен­но тка­ни ТК-200-2, ТК-300-2. Эти тка­ни при экс­плу­а­та­ции лент обес­пе­чи­ва­ют им хо­ро­шие ди­на­ми­че­с­кие свой­ст­ва, вы­со­кую стой­кость к уда­рам, вы­со­кую ад­ге­зию меж­ду эле­мен­та­ми кон­ст­рук­ции. Тка­ни ти­па ТК мо­гут быть за­ме­не­ны по­ли­эфир-по­ли­амид­ны­ми тка­ня­ми ти­па ТЛА, ТЛК по же­ла­нию за­каз­чи­ка. Лен­ты с при­ме­не­ни­ем этих тка­ней при экс­плу­а­та­ции име­ют бо­лее низ­кое уд­ли­не­ние при вы­со­ких ра­бо­чих на­груз­ках, хо­ро­шее со­про­тив­ле­ние де­фор­ма­ции, а гиб­кость по­ли­ами­да поз­во­ля­ет лен­те лег­ко при­ни­мать лот­ко­об­раз­ную фор­му. Та­ким об­ра­зом, лен­ты «УП» за счет из­ме­не­ния кон­ст­рук­ции кар­ка­са об­ла­да­ют ря­дом важ­ных пре­иму­ществ.

До­сто­ин­ст­вом но­вых лент яв­ля­ет­ся то, что они ана­ло­гич­ны по кон­ст­рук­ции и фи­зи­ко-ме­ха­ни­че­с­ким по­ка­за­те­лям лен­там не­мец­ко­го стан­дар­та ДИН 22102, вы­пу­с­ка­е­мым фир­ма­ми «Транс­порт­гум­ми» (Гер­ма­ния), «Бридж­сто­ун» (Япо­ния), «Ма­та­дор» (Сло­ва­кия), фир­ма­ми Ав­ст­рии и дру­ги­ми для сред­них и лег­ких ус­ло­вий экс­плу­а­та­ции, и об­ла­да­ют важ­ны­ми пре­иму­ще­ст­ва­ми пе­ред се­рий­ны­ми.

Они име­ют:

  •  улуч­шен­ные де­фор­ма­ци­он­ные ха­рак­те­ри­с­ти­ки: по­вы­шен­ную эла­с­тич­ность в про­доль­ном на­прав­ле­нии, гиб­кость, до­ста­точ­ную по­пе­реч­ную же­ст­кость и уда­ро­стой­кость;
  • по­вы­шен­ную проч­ность свя­зи меж­ду эле­мен­та­ми кон­ст­рук­ции;
  •  уве­ли­чен­ный срок служ­бы на 4–6 ме­сяцев;
  •  луч­ший внеш­ний вид за счет умень­ше­ния пло­ща­ди го­ф­ров, что по­вы­ша­ет ра­бо­то­спо­соб­нось и об­лег­ча­ет сты­ков­ку.

По ре­зуль­та­там на­блю­де­ний за ра­бо­той лент всех ти­пов в ус­ло­ви­ях экс­плу­а­та­ции и с учё­том тре­бо­ва­ний по­тре­би­те­лей, спе­ци­а­ли­с­та­ми за­во­да спе­ци­аль­но раз­ра­бо­та­на ре­цеп­ту­ра об­кла­доч­ных ре­зин, фи­зи­ко-ме­ха­ни­че­с­кие по­ка­за­те­ли (ФМП) ко­то­рых так­же со­от­вет­ст­ву­ют тре­бо­ва­ни­ям ДИН 22102 по по­ка­за­те­лям «от­но­си­тель­но­го уд­ли­не­ния при раз­ры­ве» и «ис­ти­ра­нию». Эти ре­зи­ны ис­поль­зу­ют­ся для из­го­тов­ле­ния лент «УП» по ТУ38 305146-01.

Та­ким об­ра­зом, за­вод мо­жет обес­пе­чить про­из­вод­ст­во лент по ТУ38 305146-01 с об­кла­доч­ны­ми ре­зи­на­ми ви­дов Б, М, И, ко­то­рые по фак­ти­че­с­ким по­ка­за­те­лям «от­но­си­тель­но­го уд­ли­не­ния при раз­ры­ве» и «ис­ти­ра­нию» от­ве­ча­ют тре­бо­ва­ни­ям ДИН 22102.

Но­вая кон­ст­рук­ция лент «УП», при­ме­не­ние ре­зи­но­вых сме­сей для из­го­тов­ле­ния об­кла­док с фи­зи­ко-ме­ха­ни­че­с­ки­ми по­ка­за­те­ля­ми по ДИН 22102 поз­во­ли­ли по­лу­чить ре­зуль­та­ты фи­зи­ко-ме­ха­ни­че­с­ких по­ка­за­те­лей (ФМП) лент, пре­вы­ша­ю­щие ФМП се­рий­ных лент по ГОСТ 20-85 и при­бли­жён­ные к тре­бо­ва­ни­ям ДИН 22102!

В лен­тах «УП» по­вы­си­лась «проч­ность свя­зи меж­ду эле­мен­та­ми кон­ст­рук­ции» как ми­ни­мум на 30% как в нор­маль­ных ус­ло­ви­ях, так и по­сле ста­ре­ния, а «ис­ти­ра­ние» сни­зи­лось на 30%, т.е. лен­ты но­вой кон­ст­рук­ции по ТУ 38 305146-01 в со­от­вет­ст­вии с меж­ду­на­род­ной клас­си­фи­ка­ци­ей яв­ля­ют­ся су­пер­проч­ны­ми на ис­ти­ра­ние. Это обес­пе­чи­ва­ет дол­го­вре­мен­ную экс­плу­а­та­цию лент.

При экс­плу­а­та­ции оп­ре­де­ля­ю­щее зна­че­ние име­ет вы­бор кон­ст­рук­ции лент, по­это­му об­ра­щай­тесь на за­вод: на­ши спе­ци­а­ли­с­ты да­дут ре­ко­мен­да­ции по оп­ти­ми­за­ции вы­бо­ра и эф­фек­тив­ной экс­плу­а­та­ции с пред­ва­ри­тель­ным рас­чё­том по аг­ре­гат­ной проч­но­с­ти лент «УП». По же­ла­нию по­тре­би­те­лей по­ка­за­тель аг­ре­гат­ной проч­но­с­ти из­го­тов­лен­ных лент мо­жет быть оп­ре­де­лён и до­ве­дён до све­де­ния как один из по­ка­за­те­лей ка­че­ст­ва.

За ра­бо­той но­вых лент в ус­ло­ви­ях экс­плу­а­та­ции уже ве­дёт­ся на­блю­де­ние в те­че­ние 8 ме­ся­цев, и по­тре­би­те­ли (Крас­но­ураль­ский ме­тал­лур­ги­че­с­кий ком­би­нат, в Перм­ской об­ла­с­ти Ве­ре­ща­гин­ский за­вод по ре­мон­ту пу­те­вых ма­шин) от­ме­ти­ли су­ще­ст­вен­но улуч­шен­ный внеш­ний вид, ров­ную по­верх­ность, от­сут­ст­вие го­ф­ров, луч­шие де­фор­ма­ци­он­ные ха­рак­те­ри­с­ти­ки (гиб­кость, эла­с­тич­ность) по срав­не­нию с се­рий­ны­ми лен­та­ми по ГОСТ 20-85. Та­ким об­ра­зом, на ос­но­ва­нии ре­зуль­та­тов ис­пы­та­ний лент с утол­щён­ны­ми ре­зи­но­вы­ми про­слой­ка­ми меж­ду тка­не­вы­ми про­клад­ка­ми («УП») по ТУ38 305146-01 и уже име­ю­щи­ми­ся от­зы­ва­ми по­тре­би­те­лей мы на­де­ем­ся, что но­вая кон­ст­рук­ция обес­пе­чит вы­со­кие экс­плу­а­та­ци­он­ные ха­рак­те­ри­с­ти­ки лент и бу­дет пер­спек­тив­ной в про­из­вод­ст­ве лент, из­го­тав­ли­ва­е­мых на­шим заводом.   

Журнал "Горная Промышленность" №3 2001