Опыт развития фирмы, производящей обогатительное оборудование

Ю.В.Рябов, академик АГН (ГИГХС)

Фир­ма «Schauenburg Maschinen- und Anlagenbau GmbH» (МАВ) вхо­дит в со­став хол­дин­га «Schauenburg-Gruppe» вме­с­те с 27 дру­ги­ми фир­ма­ми, рас­по­ла­га­ю­щи­ми­ся как в са­мой Гер­ма­нии, так и в дру­гих стра­нах: США, Фран­ции, Ин­дии, Ка­на­де, Швей­ца­рии, Ан­г­лии, ЮАР, Ав­ст­ра­лии и КНР. Ро­до­на­чаль­ник хол­дин­га — ком­па­ния «Schauenburg» — бы­ла со­зда­на в пер­вой по­ло­ви­не XIX ве­ка для ре­ше­ния за­дач су­до­ст­ро­е­ния. В даль­ней­шем дух пред­при­ни­ма­тель­ст­ва ос­но­ва­те­лей спо­соб­ст­во­вал пре­вра­ще­нию не­боль­шой ком­па­нии в раз­ветв­лен­ное пред­при­я­тие, про­дук­ция ко­то­ро­го ох­ва­ты­ва­ет про­из­вод­ст­во обо­га­ти­тель­но­го обо­ру­до­ва­ния, ап­па­ра­тов и ус­та­но­вок для хи­ми­че­с­кой и неф­те­хи­ми­че­с­кой про­мы­ш­лен­но­с­ти, обо­ру­до­ва­ния для си­ло­вых ус­та­но­вок, гиб­ких пласт­мас­со­вых тру­бо­про­во­дов и шлан­гов для ши­ро­ко­го при­ме­не­ния — от вен­ти­ля­ции гор­ных вы­ра­бо­ток до хо­ло­диль­ных аг­ре­га­тов и бы­то­вых при­бо­ров.

Фир­ма MAB за­ни­ма­ет­ся про­из­вод­ст­вом обо­га­ти­тель­но­го обо­ру­до­ва­ния, ко­то­рое ис­поль­зу­ет­ся не толь­ко для обо­га­ще­ния по­лез­ных ис­ко­па­е­мых, но и в не­тра­ди­ци­он­ных об­ла­с­тях на­уч­но-тех­ни­че­с­ко­го рын­ка. В ча­ст­но­с­ти, фир­мой вы­пу­с­ка­ют­ся се­па­ра­ци­он­ные ус­та­нов­ки соб­ст­вен­ной кон­ст­рук­ции, при­ме­ня­е­мые при про­ход­ке гор­ных вы­ра­бо­ток, обо­ру­до­ва­ние и ком­плекс­ные ли­нии для обо­га­ще­ния гра­вия и пе­с­ка, фло­та­ци­он­ные ма­ши­ны для обо­га­ще­ния уг­лей. На­ря­ду с этим фир­ма MAB на­шла ши­ро­кое при­ме­не­ние сво­им раз­ра­бот­кам при очи­ст­ке почв и илов от уг­ле­во­до­ро­дов и тя­же­лых ме­тал­лов, при очи­ст­ке сточ­ных вод от взве­сей, при обез­во­жи­ва­нии шла­мов.

При про­ход­ке тун­не­лей, как пра­ви­ло, ис­поль­зу­ет­ся бен­то­нит для по­лу­че­ния ста­биль­ных су­с­пен­зий, в ко­то­рых транс­пор­ти­ру­ет­ся от­би­тая гор­ная по­ро­да. Для воз­вра­та бен­то­ни­та в цикл ги­д­ро­тран­с­пор­та фир­ма МАВ раз­ра­бо­та­ла спе­ци­аль­ные се­па­ра­ци­он­ные ус­та­нов­ки, вклю­ча­ю­щие гро­хо­та для от­де­ле­ния круп­ных ку­с­ков по­ро­ды, две ста­дии ги­д­ро­цик­ло­нов соб­ст­вен­ной кон­ст­рук­ции, обез­во­жи­ва­ю­щие гро­хо­та. Воз­мож­но ис­поль­зо­ва­ние цен­т­ри­фу­ги или сгу­с­ти­те­ля. Вы­де­лен­ные на гро­хо­тах фрак­ции круп­нее 6 или 2 мм (гра­вий и пе­сок) мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны в стро­и­тель­ст­ве или для дру­гих це­лей. Сли­вы ги­д­ро­цик­ло­нов, со­дер­жа­щие мел­кие ча­с­ти­цы бен­то­ни­та, под­вер­га­ют­ся до­пол­ни­тель­но­му сгу­ще­нию в сгу­с­ти­те­ле или цен­т­ри­фу­ге и при до­сти­же­нии тре­бу­е­мой кон­си­с­тен­ции воз­вра­ща­ют­ся в за­бой. Се­па­ра­ци­он­ные ус­та­нов­ки фирмы МАВ име­ют про­из­во­ди­тель­ность от не­сколь­ких де­сят­ков до ты­сяч ку­бо­ме­т­ров в час. Так, ра­бо­та­ю­щая под Гам­бур­гом ус­та­нов­ка, ис­поль­зу­е­мая для ре­ге­не­ра­ции бен­то­ни­то­вой су­с­пен­зии при про­ход­ке круп­ней­ше­го в Ев­ро­пе тун­не­ля ди­а­ме­т­ром 14.2 м под ре­кой Эль­ба, обес­пе­чи­ва­ет про­из­во­ди­тель­ность по су­с­пен­зии 2400 ку­бо­ме­т­ров в час.

Боль­шой удель­ный вес в про­дук­ции фир­мы МАВ за­ни­ма­ют обо­ру­до­ва­ние и ком­плект­ные ли­нии для обо­га­ще­ния гра­вия и пе­с­ка. При раз­ра­бот­ке ком­плект­ных ли­ний фир­ма ру­ко­вод­ст­ву­ет­ся тре­бо­ва­ни­я­ми, еди­ны­ми к по­доб­ной про­дук­ции на всей тер­ри­то­рии ФРГ. До­бы­ча гра­вий­но-пе­с­ча­ной сме­си в ка­рь­е­рах ве­дет­ся земс­на­ря­да­ми, грей­фе­ра­ми с пон­то­нов или «су­хи­ми» спо­со­ба­ми. Боль­шин­ст­во из обо­га­ти­тель­ных ус­та­но­вок ос­на­ще­но эле­ва­тор­ны­ми ко­лес­ны­ми обез­во­жи­ва­те­ля­ми, са­мые круп­ные из ко­то­рых име­ют ди­а­метр 6.5 ме­т­ров и про­из­во­ди­тель­ность по су­с­пен­зии до 500 ку­бо­ме­т­ров в час. За­да­ча обез­во­жи­ва­те­лей – сбро­сить гли­ни­с­тые шла­мы. Ско­рость вра­ще­ния ко­ле­са обез­во­жи­ва­те­ля ме­ня­ет­ся ав­то­ма­ти­че­с­ки в за­ви­си­мо­с­ти от сте­пе­ни за­пол­не­ния ков­шей, име­ю­щих пла­с­ти­ко­вое дни­ще с про­доль­ны­ми ще­ля­ми, ши­ри­на ко­то­рых со­став­ля­ет 63 ми­к­ро­на. Гра­вий­ная фрак­ция (круп­нее 2 мм) от­де­ля­ет­ся на гро­хо­тах, а обо­га­ще­ние пе­с­ка осу­ще­ств­ля­ет­ся в од­но- или двух­ка­мер­ном клас­си­фи­ка­то­ре ки­пя­ще­го слоя. Ис­поль­зо­ва­ние клас­си­фи­ка­то­ров с ки­пя­щим сло­ем поз­во­ля­ет ис­клю­чить про­ме­жу­точ­ные ста­дии пе­ре­ка­чи­ва­ния и сгу­ще­ния. Плот­ность и объ­ем раз­гру­жа­е­мо­го про­дук­та ре­гу­ли­ру­ют­ся ав­то­ма­ти­че­с­ки с по­мо­щью зон­дов, от­сле­жи­ва­ю­щих вы­со­ту ки­пя­ще­го слоя. Клас­си­фи­ка­то­ры на­ря­ду с по­лу­че­ни­ем фрак­ций пе­с­ка тре­бу­е­мой круп­но­сти обес­пе­чи­ва­ют уда­ле­ние зна­чи­тель­ной ча­с­ти дре­ве­си­ны и ор­га­ни­че­с­ких при­ме­сей, ко­то­рые ухо­дят в слив вме­с­те с тон­кой фрак­ци­ей. Слив клас­си­фи­ка­то­ра по­сле про­ме­жу­точ­но­го сгу­ще­ния на­прав­ля­ет­ся на вин­то­вые се­па­ра­то­ры, где из­вле­ка­ет­ся тон­кая фрак­ция пе­с­ка (мель­че 0.5 мм), сво­бод­ная от ор­га­ни­че­с­ких при­ме­сей. Ус­та­нов­ки МАВ поз­во­ля­ют по­лу­чать гра­вий и пе­с­ки для раз­лич­ных це­лей: про­из­вод­ст­ва бе­то­на и до­рож­но­го стро­и­тель­ст­ва, же­лез­но­до­рож­но­го бал­ла­с­та, по­лу­че­ния пе­с­ча­но-це­мент­ных сме­сей, про­из­вод­ст­ва че­ре­пи­цы.

Про­бле­мой обо­га­ще­ния ка­мен­ных уг­лей фир­ма МАВ за­ни­ма­ет­ся вме­с­те с фир­мой АКА, так­же при­над­ле­жа­щей хол­дин­гу Schauenburg-Gruppe. В Рур­ской об­ла­с­ти, не­смо­т­ря на за­кры­тие боль­шин­ст­ва уголь­ных шахт, про­дол­жа­ют ра­бо­тать не­сколь­ко уг­ле­обо­га­ти­тель­ных фа­б­рик. В тех­но­ло­ги­че­с­ких схе­мах ис­поль­зу­ют­ся от­са­доч­ные ма­ши­ны, тя­же­ло­с­ред­ные се­па­ра­то­ры (Drewboy), пнев­ма­ти­че­с­кие фло­та­ци­он­ные ма­ши­ны МАВ. Осо­бый ин­те­рес для оте­че­ст­вен­ной про­мы­ш­лен­но­с­ти пред­став­ля­ет ин­фор­ма­ция о пе­ре­ра­бот­ке от­ва­лов и шла­мо­на­ко­пи­те­лей уг­ле­обо­га­ти­тель­ных фа­б­рик на ус­та­нов­ках, ос­на­щен­ных обо­га­ти­тель­ным обо­ру­до­ва­ни­ем фирм Schauenburg. Ос­нов­ным обо­ру­до­ва­ни­ем, поз­во­ля­ю­щим из­вле­кать до­пол­ни­тель­но ка­мен­но­уголь­ные кон­цен­т­ра­ты, яв­ля­ют­ся вин­то­вые се­па­ра­то­ры и ги­д­ро­цик­ло­ны МАВ.

Фир­ма Schauenburg MAB за­ни­ма­ет проч­ное по­ло­же­ние на рын­ке тех­но­ло­гий и обо­ру­до­ва­ния для обо­га­ще­ния по­лез­ных ис­ко­па­е­мых, для ре­ше­ния эко­ло­ги­че­с­ких и дру­гих за­дач.

За го­ды сво­ей де­я­тель­но­с­ти фир­ма су­ме­ла со­здать об­шир­ный банк НОУ-ХАУ и раз­ра­бо­тать ме­ха­низ­мы ре­а­ли­за­ции ин­но­ва­ци­он­ных раз­ра­бо­ток. В ча­ст­но­с­ти, она под­дер­жи­ва­ет связь с пред­при­я­ти­я­ми, ис­поль­зу­ю­щи­ми ее обо­ру­до­ва­ние, вно­сит усо­вер­шен­ст­во­ва­ния в его кон­ст­рук­ции с уче­том за­ме­ча­ний экс­плу­а­та­ци­он­ни­ков. Та­кой под­ход обес­пе­чи­ва­ет фир­ме при­ори­тет в слу­чае при­ня­тия ре­ше­ния о ре­кон­ст­рук­ции и мо­дер­ни­за­ции со­от­вет­ст­ву­ю­щих про­из­водств.

На­ли­чие опыт­ных стен­дов, твор­че­с­кое со­труд­ни­че­ст­во с уче­ны­ми поз­во­ля­ют от­но­си­тель­но не­боль­шой груп­пе «ду­ма­ю­щих ин­же­не­ров» не толь­ко со­зда­вать об­раз­цы прин­ци­пи­аль­но но­вых ап­па­ра­тов, но и вно­сить эф­фек­тив­ные из­ме­не­ния в дав­но из­ве­ст­ные кон­ст­рук­ции, в ча­ст­но­с­ти, в ги­д­ро­цик­ло­ны.

Для уве­ли­че­ния сро­ка экс­плу­а­та­ции обо­ру­до­ва­ния фир­ма ши­ро­ко ис­поль­зу­ет но­вые кон­ст­рук­ци­он­ные ма­те­ри­а­лы (на­при­мер, пла­с­ти­ки, при­род­ный ка­у­чук, спла­вы). Пла­с­ти­ки идут на из­го­тов­ле­ние ба­та­рей­ных ги­д­ро­цик­ло­нов, им­пел­ле­ров на­со­сов, про­се­и­ва­ю­щих по­верх­но­с­тей гро­хо­тов, обез­во­жи­ва­те­лей, уз­лов лен­точ­ных филь­т­ров, ра­бо­та­ю­щих в кор­ро­зи­он­ных сре­дах. Фу­те­ров­ка ги­д­ро­цик­ло­нов, пе­с­ко­вых на­со­сов при­род­ным ка­у­чу­ком, ис­поль­зо­ва­ние ка­у­чу­ко­вых вста­вок в за­движ­ках уве­ли­чи­ва­ют срок служ­бы обо­ру­до­ва­ния до не­сколь­ких лет.

Фир­ма «Schauenburg MAB» и дру­гие фир­мы хол­дин­га со­зда­ют сов­ме­ст­ные пред­при­я­тия для про­из­вод­ст­ва обо­га­ти­тель­но­го обо­ру­до­ва­ния в стра­нах, в ко­то­рых ожи­да­ет­ся подъ­ем гор­но­до­бы­ва­ю­щей про­мы­ш­лен­но­с­ти в XXI ве­ке. Для Рос­сии осо­бый ин­те­рес пред­став­ля­ют уже дей­ст­ву­ю­щие СП в Ки­тае и Ин­дии в свя­зи с удоб­ным рас­по­ло­же­ни­ем по от­но­ше­нию к Си­би­ри и Даль­не­му Вос­то­ку.

Журнал "Горная Промышленность" №1 2000