БЕЛАЗ смотрит в будущее вместе с горнодобывающими предприятиями, эксплуатирующими белорусскую карьерную технику

П.А. Пархомчик, генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ» А.Н. Егоров, генеральный конструктор ОАО «БЕЛАЗ» управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»

В сентябре 2013 года БЕЛАЗ отпразднует юбилей – 65-летие со дня основания предприятия. Своеобразной «точкой отсчета» в его истории стало принятие Закона о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства Белорусской ССР в период 1946–1950 годы, в соответствии с которым недалеко от Минска в поселке Жодино началось возведение первых заводских корпусов. «Первенцы» БЕЛАЗа – 27-тонные карьерные самосвалы БелАЗ-540А и БелАЗ-548 грузоподъемностью 40 тонн участвовали в строительстве крупнейших народнохозяйственных объектов, которые историки позже назовут «стройками века».

1948год. Здание заготовительного цеха положило начало строительству заводских корпусов

1948год. Здание заготовительного цеха положило начало строительству заводских корпусов

1960–1980-е годы для БЕЛАЗа были отмечены динамичным наращиванием объемов производства. Был построен блок производственных цехов №2 и на новых площадях организован выпуск карьерных самосвалов грузоподъемностью 75–80, 110–120 и 170–180 тонн. В 1987 году БЕЛАЗом был достигнут рекордный максимум – выпущено 5299 самосвалов грузоподъемностью от 27 до 120 тонн.

1961год. «Первенец» Белорусского автозавода — 27-тонный карьерный самосвал БелАЗ-540А

1961год. «Первенец» Белорусского автозавода — 27-тонный карьерный самосвал БелАЗ-540А

В кризисные 1990-е годы, ставшие нелегким испытанием для всех без исключения субъектов хозяйствования бывшего Советского Союза, БЕЛАЗу удалось осуществить первую в течении последних двадцати лет крупномасштабную реконструкцию действующего производства и значительно расширить гамму выпускаемой продукции, включив в нее карьерные самосвалы нового поколения грузоподъемностью 55, 130 и 220 тонн, а также спецтехнику – погрузчики, бульдозеры, тягачи-эвакуаторы, поливооросительные машины, машины для металлургических предприятий и другую технику, востребованную нашими потребителями.

Сегодня историю предприятия продолжает писать уже третье поколение автозаводцев. Историю, неоднократно подтверждавшую правильность выбранной БЕЛАЗом главной политики, ориентированной прежде всего на запросы потребителей, на выпуск техники, максимально эффективной в конкретных условиях эксплуатации.

2013год. Cтроительство блока производственных цехов №3, где будет осуществляться сборка самосвалов грузоподъемностью 220–450 тонн

2013год. Cтроительство блока производственных цехов №3, где будет осуществляться сборка самосвалов грузоподъемностью 220–450 тонн

Не стал исключением и 2012, предъюбилейный год, когда в соответствии с пожеланиями наших потребителей семейство «БЕЛАЗ» пополнилось одиннадцатью новыми модификациями карьерных самосвалов:

  • БелАЗ-75440 грузоподъемностью 32 тонны с двигателем мощностью 435 л.с. и гидромеханической передачей ГМП(5+2) с автоматическим управлением;
  • БелАЗ-75453 грузоподъемностью 45 тонн с двигателем мощность 600 л.с. с центральной крыльчаткой и гидромеханической передачей ГМП(5+2) с автоматическим управлением;
  • БелАЗ-75580 грузоподъемностью 90 тонн с двигателем мощность 1050 л.с. и электромеханической трансмиссией переменного тока КТОЭ-90;
  • БелАЗ-75581 грузоподъемностью 90 тонн с двигателем мощностью 1050 л.с. и электромеханической трансмиссией переменного тока КТЭ-90;
  • БелАЗ-75180 грузоподъемностью 180 тонн с двигателем мощностью 2000 л.с. и электромеханической трансмиссией переменного тока КТЭ-160;
  • БелАЗ-7530С грузоподъемностью 220 тонн с двигателем мощностью 2300 л.с и электромеханической. трансмиссией переменного тока AE220, совместно разработанной с компанией AVIC Develop (Китай);
  • БелАЗ-7530D грузоподъемностью 220 тонн с двигателем мощностью 2300 л.с. и электромеханической трансмиссией переменного тока КТЭП-1500;
  • БелАЗ-75312 грузоподъемностью 240 тонн с двигателем мощностью 2500 л.с. и электромеханической трансмиссией переменного тока КТЭ-240;
  • БелАЗ-75315 грузоподъемностью 240 тонн с двигателем мощностью 2500 л.с. и электромеханической трансмиссией переменного тока MMT260;
  • БелАЗ-75603 грузоподъемностью 360 тонн с двигателем мощностью 3500 л.с. и электромеханической трансмиссией переменного тока MMT400;
  • БелАЗ-75602 грузоподъемностью 360 тонн с двигателем мощностью 3750 л.с. и электромеханической трансмиссией переменного тока MMT400.

А уже в апреле 2013 года на испытательном полигоне БЕЛАЗа состоялась первая публичная презентация возможностей роботизированного карьерного самосвала БелАЗ-75131 грузоподъемностью 130 тонн и новых разработок специалистов предприятия – карьерных самосвалов грузоподъемностью 90 тонн с электромеханической трансмиссией.2013год. Карьерный самосвал БелАЗ-75601 грузоподъемностью 360 тонн на карьерах «СДС-Уголь» в Кузбассе

2013год. Карьерный самосвал БелАЗ-75601 грузоподъемностью 360 тонн на карьерах «СДС-Уголь» в Кузбассе

Готовясь отпраздновать юбилей, БЕЛАЗ смотрит в будущее. Сегодня холдинг «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», объединивший производственный потенциал пяти промышленных предприятий Республики Беларусь, реализует крупнейшие инвестиционные проекты, в числе которых создание мощностей и увеличение объемов производства и реализации карьерных самосвалов грузоподъемностью 90–450 тонн в ОАО «БЕЛАЗ», обеспечение технологических мощностей на 5000 единиц грузовых вагонов на СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод», создание кольцераскатного комплекса с ЧПУ на ОАО «Кузлитмаш» и другие проекты.

Накануне юбилея на БЕЛАЗе будет выпущен самый большой в истории мирового автомобилестроения карьерный самосвал БелАЗ-75710 грузоподъемностью 450 тонн, вступят в строй новые производственные корпуса предприятия – блок производственных цехов №3, где будет осуществляться сборка самосвалов грузоподъемностью 220–450 тонн, и корпус обкатки и отделки автомобилей грузоподъемностью от 90 до 450 тонн.

Мы надеемся, что наступающий юбилей – это праздник не только БЕЛАЗа, но и тех горнодобывающих предприятий, и прежде всего российских (именно в Россию ежегодно реализуется свыше 60% всей выпускаемой предприятием продукции), которые с БЕЛАЗом связывает многолетнее и плодотворное сотрудничество, с кем вместе на протяжении нескольких десятилетий мы испытывали новые образцы выпускаемой предприятием техники и совершенствовали серийно выпускаемую продукцию. Мы надеемся, что сотрудничество это будет развиваться и крепнуть на благо укрепления экономики наших предприятий: и тех, кто сегодня еще только проектирует новые модификации горных машин, и тех, кто в качестве основного технологического транспорта на своих карьерах выбрал технику марки «БЕЛАЗ».

Ключевые слова: белаз, юбилей, холдинг

Журнал "Горная Промышленность" №2 2013 стр.15