Стратегия развития и новая линейка карьерных экскаваторов производства ООО «ИЗ-КАРТЭКС имени П.Г. Коробкова» (группа ОМЗ)

А.Р. Ганин, генеральный директор ООО «ИЗ-КАРТЭКС имени П.Г. Коробкова»

А.В. Самолазов, заместитель генерального директора по развитию ООО «ИЗ-КАРТЭКС имени П.Г. Коробкова»

Т.В. Донченко, к.т.н., начальник отдела ООО «ИЗ-КАРТЭКС имени П.Г. Коробкова»

ООО «ИЗ-КАРТЭКС имени П.Г. Коробкова» входит в группу ОАО «ОМЗ» (Объединённые машиностроительные заводы) – крупнейшую в России компанию тяжёлого машиностроения, специализирующуюся на производстве оборудования для атомной энергетики, горной, металлургической и нефтегазовой отраслей промышленности. Главная производственная площадка и офис ИЗ-КАРТЭКС находятся в России, в Санкт-Петербурге.

Основной профиль деятельности ИЗ-КАРТЭКС – инжиниринг, производство, поставка и сервисное обслуживание карьерных экскаваторов с электромеханическим приводом. В меньших объёмах компания производит станки шарошечного бурения.

 

028 1  Карьерный экскаватор ЭКГ-12К на Оленегорском железорудном карьере

Карьерный экскаватор ЭКГ-12К на Оленегорском железорудном карьере

ИЗ-КАРТЭКС – крупнейший на территории России и других тран СНГ, производитель и поставщик карьерных электрических экскаваторов. Производство экскаваторов осуществляется с 1957 года. За этот период произведено и поставлено свыше 3500 карьерных электрических экскаваторов, из которых более 1200 находятся в эксплуатации.

Продукция предприятия поставляется на горнодобывающие предприятия России, Украины, Казахстана, Узбекистана, Монголии, Китая, Вьетнама и прочих стран.

Карьерные экскаваторы ИЗ-КАРТЭКС составляют основу парка выемочно-погрузочного оборудования крупнейших горнодобывающих предприятий России и основных добывающих стран СНГ – Украины, Казахстана и Узбекистана.

Стратегия развития компании и новая продуктовая линейка Рынок экскаваторного оборудования России и стран СНГ отличается от рынков крупнейших добывающих стран мира – США, Австралии, Канады, Бразилии, Чили, Перу, Индонезии, Китая.

Это касается, прежде всего, типоразмеров карьерных экскаваторов. Тенденция сохранения ведущей роли карьерных электрических экскаваторов с ковшом вместимостью 8–15 м3 на многих действующих предприятиях России и СНГ существенно отличается от зарубежного опыта, где в этом типоразмере основной объем поставок приходится на гидравлические экскаваторы.

Основной парк карьерных экскаваторов крупных горнодобывающих предприятий на территории России и стран СНГ представлен экскаваторами производства ИЗ-КАРТЭКС: ЭКГ-10 и ЭКГ-15 с ковшами вместимостью 8–15 м3.

В значительной степени это обстоятельство объясняется наличием на действующих горных предприятиях соответствующей инфраструктуры с налаженной системой ремонтов и обслуживания экскаваторов ЭКГ-10 и ЭКГ-15, их относительно невысокой ценой по сравнению с зарубежными экскаваторами, большей приспособленностью российских экскаваторов для работы в тяжелых горно-геологических и климатических условиях.028 2

Карьерный экскаватор ЭКГ-10 на Коршуновском железорудном карьере 

Основные причины, объясняющие сложившиеся отличия конъюнктуры экскаваторного рынка РФ и СНГ от мировых рыночных тенденций:

- длительный период стагнации российской промышленности, в том числе тяжёлого машиностроения, в результате перехода от плановой к рыночной экономике в период 1990–2000 гг. В эти годы фактически прекратилось развитие компании и модельного ряда в силу невостребованности рынка;

- параметры системы разработки большинства крупных месторождений спроектированы для экскаваторов с вместимостью ковша до 15 м3 и автосамосвалов грузоподъёмностью до 140 т;

- некоторый консерватизм проектных организаций и горных предприятий;

- отсутствие до 2010 г. на рынке экскаваторов российского производства с ковшами вместимостью более 15 м3 и опыта их эксплуатации.Карьерный экскаватор ЭКГ-18Р на Талдинском угольном разрезе

Карьерный экскаватор ЭКГ-18Р на Талдинском угольном разрезе

Однако следует отметить, что уже с начала 2000-х годов крупные горные предприятия, в поисках снижения издержек, оптимизации горнотранспортных работ и наращивания объемов добычи, проявляют интерес к более мощным и современным экскаваторам. Наметилась тенденция постепенного смещения спроса к экскаваторам с вместимостью ковша 20–45 м3 и более. В первую очередь это касается крупных предприятий угольной отрасли.

В 2007–2008 гг. в компании на основе анализа тенденций развития горного производства и карьерного транспорта в России, СНГ и мира была разработана стратегия развития, обосновывающая производство новой линейки карьерных экскаваторов четырёх типоразмерных групп (см. рис. 1).Рис. 1 Новая линейка экскаваторов производства ИЗ-КАРТЭКС

Рис. 1 Новая линейка экскаваторов производства ИЗ-КАРТЭКС

Как известно, в мире существует две принципиальные концепции исполнения электрических экскаваторов – реечные и канатные (в 2008 г. Bucyrus предложил третье направление исполнения напорного механизма – гидравлическое, не получившее массового распространения). С точки зрения технологии горных работ конструктивное исполнение экскаваторов не имеет принципиального значения, однако одни заказчики предпочитают реечные, другие – канатные модели.

Компания ИЗ-КАРТЭКС выбрала стратегию производства унифицированных экскаваторов (во IIй и III-й типоразмерных группах – см. рис. 1) В зависимости от предпочтений заказчика и условий разработки забоя экскаваторы могут поставляться с канатным (К) либо реечным (Р) исполнением рабочего оборудования в рамках единой базовой платформы. Модели экскаваторов отличаются только рабочим оборудованием (ковш, стрела, рукоять), устанавливаемым в кронштейне поворотной платформы. Узлы экскаваторов унифицированы на 80%.

Базовая концепция построения новой продуктовой линейки экскаваторов – соответствие параметрам карьерного транспорта. Главные условия эффективности – погрузка транспорта за 3–5 циклов экскавации, соответствие рабочих параметров экскаваторов параметрам забоя и параметрам системы разработки. Не меньшее значение имеет и надлежащее сервисное обслуживание, которое обеспечивается региональными сервисными компаниями, входящими в группу ОМЗ.

Первый экскаватор новой линейки ЭКГ-12К, предназначенный для замены ЭКГ-10 в парках горных предприятий, был поставлен на Оленегорский ГОК (ОАО «Олкон») в конце 2009 года. В течение полугода машина проходила опытно-промышленные испытания, а затем была принята в промышленную эксплуатацию.

В 2010–2011 гг. экскаваторы ЭКГ-12К были поставлены и на другие железорудные предприятия России.028 5

Карьерный экскаватор ЭКГ-32Р на Краснобродском угольном разрезе

Следующим шагом стал экскаватор ЭКГ-18Р. В 2010–2011 гг. две машины были введены в эксплуатацию на Талдинском угольном разрезе ОАО «УК «Кузбассразрезуголь». ЭКГ-18Р – это первый российский экскаватор, спроектированный полностью в 3D среде.

В 2011 г. изготовлен и поставлен самый мощный карьерный экскаватор в истории отечественного машиностроения – ЭКГ-32Р. Модель ЭКГ-32Р – это современный высокотехнологичный экскаватор полностью российского производства – от разработки проекта, расчётов и дизайна до материалов и основных комплектующих.Проект экскаватора ЭКГ-50

Проект экскаватора ЭКГ-50

С момента начала проектирования ЭКГ-32Р до запуска его в работу на карьере потребовалось менее трёх лет: проектирование и разработка документации заняли около полутора лет, подготовка производства и изготовление всех элементов головного образца экскаватора – один год, а монтаж, проводившийся специалистами региональной сервисной компании ООО «ОМЗ-Сибирь-Сервис», продолжался всего три месяца.

Вывод на рынок нового продукта в столь сжатые сроки стал возможен благодаря проектированию экскаватора полностью в компьютерной среде на базе современного программного продукта – пакета 3D-проектирования NX.

Карьерный экскаватор ЭКГ-32Р предназначен для отработки забоев высотой до 20 м в комплексе с транспортными средствами грузоподъемностью 190–240 т. Вместимость основного ковша ЭКГ-32Р составляет 32 м3, сменных ковшей – 25–42 м3.

Высокий технический уровень экскаваторов новой линейки обеспечивается следующими решениями:

- использование лучших инженерных решений российской и мировой школ экскаваторостроения;

- энерго-эффективные электроприводы постоянного и переменного тока;

- установка на экскаваторе информационно-диагностической системы, обеспечивающей защиту механического и электрического оборудования с выводом на монитор машиниста информации о работе экскаватора и его систем;

- оптимизация параметров и конструкции экскаватора за счет применения современных методов расчета и компьютерного 3D-проектирования, а также за счет использования оригинальных компьютерных программ, разработанных в КБ компании и имеющих государственную регистрацию;

- комфортные и эргономичные условия труда машиниста, кабинный модуль повышенной комфортности с помещением для отдыха, санузлом и улучшенной обзорностью рабочей зоны и трассы передвижения машины;

- улучшенный доступ к механизмам, расширение зоны обслуживания и проходов;

- модульная фильтровентиляционная установка повышенной производительности;

- комплексная система пожаротушения;

- минимальный объем техобслуживания;

- сокращение номенклатуры запчастей за счет высокой степени унификации канатного и реечного экскаваторов;

- централизованная автоматическая система смазки с применением современных смазок;

- новый оригинальный эстетический дизайн.

Учитывая описанные преимущества и достигнутые результаты эксплуатации, можно считать, что экскаваторы ЭКГ-12К, ЭКГ-18Р, ЭКГ-32Р сегодня являются одними из наиболее эффективных моделей российского экскаваторостроения.

Компания не останавливается на достигнутом – коллектив предприятия работает над созданием супермощного инновационного карьерного экскаватора – ЭКГ-50 с ковшом вместимостью 60 м3 (рис. 2).

Журнал "Горная Промышленность" №4 2012, стр.26