Инновационные экологические и топливо-сберегающие технологии для горной промышленности России

A.В.Васильев, глава представительства корпорации Firepower Group (Австралия) в России и странах СНГ
B.Е.Песков, к.т.н., технический директор представительства

Охрана природы - одно из приоритетных направлений деятельности предприятий, эксплуатирующих дизельные двигатели в подземных рудниках и в глубоких карьерах.

Добыча полезных ископаемых, как подземным способом,так и на открытых горных разработках связана с широким применением средств механизации, использующих в качестве силовых энергетических установок дизельные двигатели. Как правило, к ним относятся машины средней и высокой единичной мощности, работа которых наряду со значительными расходами топлива сопряжена с выбросом больших объемов вредных веществ с выхлопными газами. Уменьшить негативное воздействие на окружающую среду токсичных и парниковых газов от сжигания углеводородных топлив можно за счет увеличения полноты сгорания топлива и понижения токсичности отработавших газов.

Всемирная Хартия производителей топлива определила четыре категории качества дизельного топлива. Требования к ним основаны на главных проблемах работы транспортного средства/двигателя, совместимости присадок с моторными маслами и исключении компонентов, образующих золу.

В Российской Федерации производится до 78 марок дизельных топлив. Из них только пять - экологически чистые с содержанием серы до 0.1% и в том числе городское с антидымной присадкой, основанной на соединениях бария. Российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) и потребители на местах используют однокомпонентные присадки: депрессорные, для обеспечения низкотемпературных качеств; антидымные, для уменьшения сажеобразования; смазываюшие, для уменьшения износа деталей ТСВД.

Однофункциональные присадки зачастую не совместимы с уже введенными на НПЗ и не обеспечивают комплексного воздействия, направленного на единовременное решение главных проблем работы транспортных средств/двигателей.

Австралийская корпорация Firepower Group создала, запатентовала и запустила в промышленное производство многофункциональные комплексные препараты для различных видов углеводородных топлив под фирменным брендом - кондиционеры FP (Firepower).

В основу кондиционеров FP заложены чистые углеводороды, плюс уникальная формула. В состав этих кондиционеров входят: до 60% носителя (масла и/или керосин) и 40% беззольных органических, включая ПВА, веществ.

При введении в топлива кондиционеров -его модификации - обеспечивается: понижение коррозионной активности, в том числе и соединений серы; облегчается углеводородный состав; уменьшается склонность к закок-совыванию распылителей, закоксованные очищаются; повышается окислительная стабильность и устойчивость к биологическому обрастанию и пенообразованию; сокращается длительность процесса горения и снижается интенсивность сажеобразования, а, следовательно, уменьшается скорость отложения нагара на деталях цилиндро-поршневой группы и загрязнения масла двигателя. В целом индикаторные показатели двигателей и теплотехнические показатели котлов, работающих на тяжелых топливах, стабилизируются на уровне, заданном заводом-изготовителем.

Для жидких топлив рекомендуется: для бензинов - кондиционер FP1 (дозировка 1 л на 2000 л топлива), для дизельного топлива -FP4000 (дозировка 1 л на 4000 л) и FP4000W (1.33 л на 1000 л) депрессорный, для мазутов и CHO-FP10000 (дозировка 1 л на 6000 л).

Практика применения кондиционеров на транспортных и энергогенерирующих предприятиях 54 стран мира с 1994 г. по настоящее время позволяет говорить о высокой эффективности инновационных технологий корпорации Firepower Group. В частности, они от" крывают широкие перспективы для реализации обязательств России в рамках Киотского протокола, и, следовательно, получать дополнительные инвестиции для развития производства, сократить расходы на топлива и техническое обслуживание транспорта и котлов, уменьшить негативное воздействие производственных выбросов, что позволит сохранить здоровье людей и уникальную природу нашего отечества. К существенному достоинству кондиционеров относится то, что в их составе химические вещества, способствующие снижению скорости износа двигателей.

В России с февраля 2004 г. корпорацией выполнен значительный объем испытаний кондиционеров с различными видами дизельных топлив, используемых в реальных эксплуатационных условиях на различных автотранспортных и технологических машинах добывающих
и перерабатывающих предприятий, включая горную промышленность. Основные результаты промышленной эксплуатации и испытаний карьерных автосамосвалов БЕЛАЗ и подземных T0R0-50+ (Detroit Diesel 6063MK32), и погрузчиков Cat-980G2, работавших на дизельных топливах с введенным в него кондиционером FP4000 в концентрации 0.025% объемных на предприятиях России и Казахстана: БелАЗ-75215, БелАЗ-75131, БелАЗ-75121 - к уменьшению среднеэксплуатационного расхода топлива на 5.7-9.5% у дизель-генераторов и на 7.5-11.0% на самосвалах с гидромеханическим приводом; снижению выбросов окиси углерода (СО) в среднем на 25-30% (что свидетельствует об улучшении процесса сгорания) и дымности отработавших газов -N на 25-43% (что способствует снижению нагароотложений на деталях цилиндро-поршневой группы и газовыпускного тракта, включая турбину).

Полученные результаты позволили ряду горнодобывающих предприятий принять решение о применении кондиционера FP4000 в составе дизельных топлив на автотракторной и горной технике.

Представительство корпорации Firepower Group обеспечивает потребителей кондиционерами со склада своей продукции в Санкт-Петербурге и развивает дистрибьюторскую сеть. В настоящее время дистрибьюторские отделения корпорации Firepower работают в Северо-Западном, Центральном и Уральском федеральных округах. Заключены контракты на долгосрочное сотрудничество с Магнитогорским, Челябинским, Белорецким, Нижнетагильским, Златоустовским металлургическими комбинатами, с комбинатом «Магнезит» и с некоторыми другими предприятиями. Представительство корпорации Firepower в Москве готово оказать консультации по применению кондиционеров и обсудить другие вопросы, представляющие взаимный интерес.

Журнал "Горная Промышленность" №1 2007