Ресурсный национализм

В.Б. Кондратьев, д-р. экон. наук, профессор, руководитель Центра промышленных и инвестиционных исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН (ИМЭМО)

Управление глобальными ресурсными отраслями претерпевает глубокую трансформацию. В прошедшее десятилетие многие богатые ресурсами страны либо приняли на вооружение, либо активизировали политику ресурсного национализма, которая стремится направить экономическую активность в добывающих и энергетических отраслях для выполнения определенных национальных целей. Поскольку ресурсный национализм стал широко распространенным явлением – особенно в развивающихся странах, важно выявить факторы, определившие такую политику.

Ресурсный национализмЭта часть материала предоставляется за плату.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1. Stevens P. et al. Conflict and Coexistence in the Extractive Industries. London, Chatham House, 2013. 134p.
2. Wilson J. Resource nationalism or resource liberalism? Explaining Australia’s approach to Chinese investment in the mineral sector. Australian Journal of International Affaires, v. 65, 2011, No 3. Pp.283-304.
3. Resource nationalism update. March, September 2015, March 2016. Mining and metals. Ernst&Young. 2015-2016.
4. Mandelson P. The challenge of raw materials, 29 September 2008. Brussels: European Commission
5. Wilson. E. World Politics and International Energy Marets. International Organization, 1987, Vol. 42. No 1. Pp.125-149.
6. Lee B. Resources Futures. London, Chatham House, 2012.
7. Moran T. Mining companies, economic nationalism, and third world development in the 1990s. In J. Tilton ed. Mineral Wealth and Economic Development. Washington, Resources for the Future, 1992, Pp. 19-38.
8. El-Katiri L. The Guardian State and its Economic Development Model. The Journal of Development Studies. 2014. Vol. 50. No 1. Pp. 22-34.
9. Wilson J. Understanding resource nationalism: economic dynamics and political institutions. Contemporary Politics, 2015. Vol. 21. No. 4, Pp. 399-416.
10. UNCTAD 2014, USGS за соответствующие годы)
11. Bradshaw V. The Kremlin National Champions and the International Oil Companies: The Political Economy of the Russian Oil and Gas Industry. Geopolitics of Energy, 2009, Vol. 31. No 5. Pp.2-14.
http://www.wto.org/english/tratop_e/tpr_e/tpr_e.htm">http://www.wto.org/english/tratop_e/tpr_e/tpr_e.htm
13. Xu Y. ed. The Political Economy of State-Owned Enterprises in China and India. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2012. 277p.
14. Guy P. Mineral Royalties and other mining-specific taxes. Perth: International Mining for Development Centre, 2012.
15. Armijo L and C. Roberts. «The emerging powers ad global governance: why the BRICS matter». In Handbook of Emerging Economics, edited by R. Looney. London: Rutledge, 2014.
16. Абрамова И. и Л. Фитуни. «Russia, BRICS and the global supply chain of resources for development». In Laying the BRICS of a New Global Order, edited by F. Kornegay and N. BohlerMuller, Pretoria: Africa Institute of South Africa, 2013/ Pp. 136-152.
17. Wilson J. Resource Powers? Minerals, Energy and the Rise of the BRICs. Third World Quarterly, 2015. Vol. 36. No 2. Pp. 223-239.
18. Wilson J. «Northeast Asian resource security strategies and international resource politics in Asia», Asian Studies Review, Vol. 38. No 1. 2014. Pp.15-32.
19. A beneficiation strategy for the minerals industry of South Africa. Pretoria: Department of Mineral Resources, 2011. Pp. 30.
20. Dauvergne P. and D. Farias «The rise of Brazil as a global development power.» Third World Quarterly, Vol. 33. No. 5. 2012. Pp. 903-917.
Ключевые слова: природные ресурсы, ресурсный национализм, экономическая и ресурсная политика, экономическое развитие

Журнал "Горная Промышленность"№5 (135) 2017, стр.8

У вас нет прав на просмотр этого материала. Доступ к нему осуществляется по подписке. Информацию по подписке можно получить здесь. Вот список подписок, которые позволяют просматривать эту статью:

№5 2017 Онлайн (450 руб.) - Войти и оплатить