Механизм формирования специального фонда для торфодобывающих организаций, обеспечивающего проведение работ по рекультивации

М.П. Воскобойник, д.э.н., профессор, главный научный сотрудник ИНЭИ РАН

В соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года №136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации» (ст. 12 п.2) землепользователи обязаны обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся негативным воздействиям хозяйственной деятельности. Согласно «Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», утв. Приказом Минприроды РФ от 22 декабря 1995 г. №525 и Приказом Роскомзема от 22 декабря 1995 г. №67, рекультивация земель представляет собой комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды (п. 2 прил. №6). Рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа.

Под рекультивацией торфяных месторождений понимается проведение цикла гидромелиоративных и культурно-технических работ, осуществляемых после выработки торфяных месторождений, для приведения территорий в состояние, пригодное для хозяйственного использования.

В настоящее время сложились два подхода к восстановлению торфяных болот - западноевропейский и североамериканский (канадский).

Западноевропейский подход. Основная цель проектов восстановления торфяных болот - это восстановление естественных функций болот, ландшафтов и естественного биоразнообразия.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

-    восстановление водного баланса болота с последующим саморазвитием компонентов болота,

-    заселение болотными сообществами разных типов территории восстановления,

-    создание охраняемых зон вокруг восстанавливаемого болота или его части.
Североамериканский подход. Основной целью данного подхода является восстановление саморегулирования болота на основе восстановления процесса торфонакопления, основу которого составляет гидрорежим в поверхностном слое болот. Это должно вернуть болоту естественные функции.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

-    изучение механизмов роста и размножения сфагновых мхов;

-    создание эффективной системы поверхностного обводнения в совокупности с системой сохранения воды, расходуемой на испарение.

В соответствии с действующим ГОСТ 17.5.3.04-83 (п. 4) при рекультивации выработанных торфяников должны выполняться следующие работы:

-    проведение рекультивации выработанных торфяников сразу после окончания эксплуатации залежей;

-    планировка и очистка площадей от пней и древесины;

-    срезка бровки у каналов на площадях, выработанных фрезерным способом;

-    обеспечение сохранности в исправном состоянии осушительной и водоотводящей сети, гидротехнических сооружений, используемых в период добычи торфа;

-    освоение торфяников, выработанных фрезерным способом, преимущественно под сельскохозяйственные угодья;

-    создание на выработанных торфяниках, непригодных для сельскохозяйственного использования, лесных насаждений, водоемов различного назначения и охотничьих хозяйств;

-    проведение противопожарных мероприятий.

За прошедшие годы рекультивация выработанных торфяников, которые либо потеряли своего пользователя в связи с разорением большинства торфопредприятий, либо находились у недобросовестных пользователей, почти не производилась, несмотря на действующие законодательные акты.

В настоящее время количество нарушенных земель в результате деятельности торфяных предприятий составляет 57254 га,
а рекультивированных земель всего лишь 525 га, т.е. менее 1%. Такое положение возникло в связи с тем, что до настоящего времени в России не разработана нормативно-правовая база, финансово гарантирующая выполнение необходимого объема работ по рекультивации, что позволяет торфяным организациям применять различные способы ухода от этих обязательств, установленных законодательными актами.

Учитывая существенные объемы мероприятий по рекультивации, а также систематический характер их проведения, масштабы требуемых финансовых средств на эти цели, являются весьма значительными. Это обуславливает необходимость создания специального фонда для торфяных организаций, средства которого должны быть использованы для проведения работ по рекультивации в установленном объеме.

Создание специального фонда обязывает торфяную организацию к принятию полной ответственности за проведение работ по рекультивации, не перекладывая свои финансовые обязательства на государство.

Специальный фонд представляет собой денежные средства, аккумулируемые торфяной организацией на цели финансирования работ по рекультивации. Эти средства не могут быть использованы до принятия решения о ликвидации организации.

Аккумулирование денежных средств в специальном фонде осуществляется путем открытия организацией целевого депозитного счета.

Накопление денежных средств на депозитном счете осуществляется за счет ежеквартальных отчислений. Размер отчислений определяется в виде ставок от амортизационных отчислений основных фондов.

Сохранность средств специального фонда должна быть гарантирована даже в случае возбуждения процедуры банкротства организации.

Средства этого фонда могут быть израсходованы только на проведение работ по рекультивации.

Использование средств фонда может осуществляться после решения собственника организации о создании ликвидационной комиссии организации.

Предусматривается нижеследующий механизм управления специальным фондом:

1.    Действующие организации торфяной промышленности в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации в течение 3-х месяцев со дня определенного Минэнерго России срока (вновь образованные - в течение 3-х месяцев со дня регистрации) должны заключить Соглашение между организацией с одной стороны и Минэнерго России, а также с одним из банков с преобладающей государственной собственностью в уставном капитале (Сбербанком России, Внешторгбанк России, Внешэкономбанк России) с другой стороны, об открытии специального депозитного счета на цели проведения работ по рекультивации, специального режима его использования и капитализации денежных средств.

2.    Заключение Соглашения является основанием для открытия в региональном отделении указанных банков депозитного счета для образования фонда финансирования работ по рекультивации.

3.    Аккумулирование денежных средств на депозитном счете осуществляется за счет ежеквартальной доли амортизационных отчислений основных фондов с ежегодной капитализацией процентов.

4.    Соглашением устанавливается использование специального депозитного счета только после создания ликвида-
ционной комиссии организации и согласия Минэнерго России.

5.    Депозитный счет специального фонда может быть открыт для использования денежных средств по назначению с согласия Минэнерго России после утверждения министерством проекта ликвидации торфодобывающей организации и принятия решения собственника о создании ликвидационной комиссии организации.

6.    После выполнения работ по рекультивации, в соответствии с утвержденным проектом ликвидации торфодобывающей организации, составляется акт приемки об окончании работ, который подписывается ликвидационной комиссией торфодобывающей организации и Минэнерго России.

7.    Остаток денежных средств после подписания акта приемки об окончании работ по рекультивации возвращается Банком в распоряжение торфодобывающей организации.

Уровень ставок отчислений от амортизации в специальный фонд торфодобывающих организаций определялся исходя из расчетов, проведенных по данным двух действующих торфодобывающих компаний: ЗАО «Вятка Торф» (Кировская обл.) и ЗАО «Тверская Топливно-Энергетическая компания» (Тверская обл.). Выбор этих компаний определялся различием в их производственной мощности. ЗАО «Тверская Топливно-Энергетическая компания» (Тверская обл.) является сравнительно небольшой по годовой мощности - 20 тыс. т (условной 40% влажности), а ЗАО «Вятка Торф» представляет собой компанию с высокой годовой мощностью - 700 тыс. т (условной 40% влажности).

В основе расчетов лежали данные по годовой мощности, первоначальной стоимости основных фондов и годовых амортизационных отчислений.

Расчеты ставок отчислений от амортизации в специальный фонд торфодобывающих организаций проводились в следующей последовательности:

-    определение стоимости работ по рекультивации;

-    определение суммы вклада на депозитном счете специального фонда, необходимого для проведения работ по рекультивации;

-    расчет ставок отчислений от амортизации в специальный фонд.

Стоимость работ по рекультивации (Ci) рассчитывалась исходя из первоначальной стоимости основных фондов (Фп), годового дефлятора основных фондов по годам расчетного периода (Д^ и коэффициента 0.3 к величине дефли-рованных основных фондов, т.е. по формуле:


Годовой дефлятор по годам расчетного периода применяется для перевода первоначальной стоимости основных фондов в номинальные цены каждого года расчетного периода, а стоимость работ по рекультивации принимается в размере 30% от стоимости основных фондов в номинальных ценах в год ликвидации организации.

Сумма вклада на депозитном счете специального фонда, обеспечивающая выполнение всех работ по рекультивации, рассчитывалась исходя из годового объема амортизации и доли амортизации, направляемой на депозитный счет с учетом ежегодной капитализации начисленных процентов на вклад. Уровень процентов на вклад в каждом году расчетного периода был установлен исходя из соотношения 0.7 к величине годовой инфляции.
Сумма вклада на конец года в каждом году расчетного периода определялась по формулам:

где: А - годовые амортизационные отчисления; d - процент отчислений от амортизации; И - уровень инфляции в каждом году расчетного периода; BKi - сумма вклада на конец года в каждом году расчетного периода.

Сумма вклада на депозитном счете, обеспечивающая выполнение всех работ по рекультивации в год ликвидации организации, представляет собой сумму годовых вкладов, т.е. ∑BKi.

Базовым годом, от которого проводилась оценка продолжительности производственной деятельности, принят 01.01.2011 г.

Проведенные многовариантные расчеты по ЗАО «Вятка Торф» и ЗАО «Тверская Топливно-Энергетическая компания» показали величину ставки необходимых отчислений от амортизации с ежегодной капитализацией процентов накопленных средств и сроки отчислений, которые позволяют обеспечить проведение всего комплекса работ по рекультивации, осуществляемых после выработки торфяных месторождений.

Выполненными исследованиями установлено, что сумма вклада на депозитном счете специального фонда, необходимая для проведения работ по рекультивации, обеспечивается при следующих ставках отчислений от величины амортизации:

-    2.5% (для новых предприятий при продолжительности производственной деятельности 20 лет и более);

-    5% (для предприятий срок производственной деятельности, которых завершается через 15 лет);

-    10% (для предприятий срок производственной деятельности, которых завершается через 10 лет);

-    20% (для предприятий срок производственной деятельности, которых завершается через 6 лет);

Создание специального фонда вызывает необходимость решения комплекса основных задач правового характера:

-    разработки законодательных и правовых актов, определяющих источник, порядок отчислений в фонд и порядок его использования;

-    внесения изменений в законодательные акты, устанавливающие нулевой процент налоговой ставки по доходам, возникающим в процессе управления фондом;

-    внесения изменений в законодательство, в том числе в административное и уголовное право, об использовании специального фонда только по назначению;

-    формирования механизма использования специального фонда при банкротстве торфодобывающей организации.

Создание правовой базы специального фонда потребует внесения изменений и дополнений в следующие законодательные акты Российской Федерации:

-    Федеральный закон от 25 октября 2001 года №136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации». Предлагается вне-
сти изменения в части определения, что проведение работ по рекультивации организациями, связанными с добычей торфа, производится за счет средств специального фонда;

-    Федеральный закон от 6 августа 2001 г. №110-ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями). Предлагается проценты, полученные по договорам депозита специального фонда, признавать доходами, которые не учитываются при определении налоговой базы;

-    Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ « О несостоятельности (банкротстве)». Предлагается денежные средства специального фонда торфодобывающей организации исключить из имущества должника, которое составляет конкурсную массу;

-    кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ. Предлагается установить административную ответственность должностных и юридических лиц за нецелевое использование средств специального фонда - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

-    уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ. Предлагается установить уголовную ответственность должностных лиц за нецелевое использование средств специального фонда:

-    в крупном размере - штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

-    группой лиц по предварительному сговору, а равно, в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Кроме того, необходимо утвердить постановлением Правительства Российской Федерации «Положение о порядке формирования и использования специального фонда торфодобывающих организаций».

Создание специального фонда торфодобывающих организаций позволит обеспечить интересы государства в сфере рационального землепользования и экологической реабилитации окружающей среды. В целях стимулирования торфодобывающих организаций к созданию специального фонда предлагается правовые акты, подготовленные в соответствии с вышеприведенным обоснованием, ввести в действие совместно с правовым актом, предусматривающим освобождение торфодобывающих организаций от уплаты НДПИ на начальном и конечном этапах разработки лицензионных участков.

В заключение следует отметить, что объективная оценка ситуации в торфяной отрасли России свидетельствует о необходимости скорейшего решения вопроса создания специального фонда торфодобывающих организаций, обеспечивающего проведение работ по рекультивации торфяных месторождений.

 

Журнал "Горная Промышленность" №1 (95) 2011, стр.14