Рынок золота — стимулирующий фактор развития минерально-сырьевой базы России в XXI веке
Б.И.Беневольский, д.г.-м.н., академик АГН (ЦНИГРИ)
Проблема формирования отечественного рынка золота активно обсуждается последние два года на разных уровнях, включая Федеральное собрание и Правительство РФ. Результатом дискуссий явилось принятие пакета документов, открывших дорогу для организации рынка. К ним относятся:
• Закон «О драгоценных металлах...», ограничивший госмонополию, признавший золото свободно обращающимся товаром и отменивший административное установление цены;
• новая редакция закона «О соглашениях о разделе продукции», снизившая риски инвестирования и обеспечившая специальный налоговый режим и его стабильность на срок отработки месторождения;
• правила совершения банками сделок с физическими лицами по купле-продаже слитков золота; меры по либерализации экспорта аффинированного золота; упорядочение деятельности специализированных таможенных постов и ряд других подзаконных актов.
Вместе с тем еще остается много нерешенных проблем по либерализации операций с золотом и признанию его «де-факто» свободно обращающимся товаром.
Рынок золота в широком понимании можно рассматривать в виде системы, эффективное функционирование которой всецело зависит от сбалансированности минерально-сырьевой базы, добычи, обращения товарного продукта и обеспечивающего устойчивость системы правового поля. В настоящее время эта система не имеет такой устойчивости и остро реагирует на негативные внешние (падение цены) и внутренние (фискальные, тарифные скачки, правовые недоработки) факторы.
Если законодательство по недропользованию, несмотря на имеющиеся недостатки, за время реформ продвинуто достаточно глубоко, и более 70% фонда недр золотых объектов распределено между недропользователями, то усилия по формированию свободного рынка золота и созданию благоприятных условий для инвестирования в золотодобычу встречают определенные трудности на законодательном уровне и при практической реализации.
Такое положение имеет в своей основе исторические корни. В дореформенный период в СССР доминировало гиперидеализированное представление о стратегической роли золота для экономической безопасности страны. Государство выступало всеобъемлющим монополистом по скупке, продаже, ценообразованию, добыче, аффинированию золота и производству геологоразведочных работ. Рынка золота и биржевой системы не существовало — в них не было необходимости. Регулирование добычи производилось на основе директивных цен на золото, дифференцированных по регионам, предприятиям, типам месторождений и даже способам разработки. При формировании цен конъюнктура золота на мировом рынке не имела определяющего значения.
В условиях государственного монополизма директивная система регулирования цен позволяла поддерживать работу всех добывающих предприятий независимо от состояния их сырьевой базы, объемов добычи и рентабельности производства. В связи с отсутствием котировок курса рубля сложилось ложное представление, что при переходе на мировые цены и либерализацию добычи возрастет прибыльность предприятий и усилится инвестиционная привлекательность разработки золотых месторождений.
Переход в 1992 г. на централизованное установление цен на золото по курсу рубля с учетом цен на мировом рынке действительно позволил на короткий период резко увеличить прибыльность золотодобычи, поскольку материальные, энергетические и транспортные издержки еще оставались на низком дореформенном уровне. Однако в последующие годы рост цен на материальные ресурсы, топливо, электроэнергию, транспортные тарифы, затрат на привлечение кредитов, увеличивающееся налоговое давление и введение «валютного коридора» быстро привели к большим финансовым потерям в отрасли и обвальному падению добычи.
Неадекватное реформированию недропользования развитие рыночных отношений в сфере обращения золота усугубило положение, особенно в части предварительного авансирования предприятий — поставщиков золота, и расчета с ними за сданный в Госфонд металл. Это, прежде всего, отразилось на сезонной россыпной добыче, составляющей в общем объеме основную долю.
Золото для экономики страны по-прежнему имеет большое значение. Достаточно сказать, что за 1991–1998 гг. его производство, хоть и сократившееся, составило 1100 т на сумму около 12 млрд. долларов. В то же время по сравнению с 1991 г. объем добычи упал более чем на 30%. Россия не только со второго места в мире переместилась на шестое, но и недополучила более 200 т или около 2.5 млрд. долларов. Не спасает положения успешное начало эксплуатации двух новых крупных рудников — Кубакинского в Магаданской области и Олимпиадинского в Красноярском крае, давших в 1998 г. в сумме более 30 т, поскольку добыча из россыпей снижается быстрее темпов освоения коренных месторождений. При этом наибольший спад добычи коснулся старых по длительности золотодобычи, ранее традиционно устойчивых районов, таких, как Урал, юг Западной Сибири, Забайкалье.
Либерализация золотодобычи сопровождалась разрушением монопольной отрасли, ее распадом на несколько сотен мелких производителей, среднестатистическая выработка которых составляет менее 200 кг, но при этом третья часть вообще не ведет добычу, а абсолютное большинство из них добывает всего несколько десятков килограммов россыпного золота в год.
Довершило деградацию отрасли, как крупной горнодобывающей структуры, упразднение регулирующего органа — Комдрагмета. В настоящее время в стране фактически нет государственного органа, который был бы в состоянии разрабатывать стратегию развития отрасли в XXI веке, проводить политику привлечения инвестиций, развития рынка, отстаивать интересы отрасли на всех уровнях властных структур и нести ответственность по обязательствам перед золотодобывающими предприятиями.
По мировым оценкам Россия имеет крупную сырьевую базу золота, хорошие перспективы ее дальнейшего развития, но вместе с тем обладающую известной спецификой.
Россия — единственная из стран с крупной добычей золота, получает около половины его из россыпей, хотя их разведанные запасы обеспечивают высокую добычу в пределах не более 10 лет или примерно до 2010 года. Поэтому достаточно остро стоит проблема оценки новых типов россыпей и эффективных технологий.
Месторождения россыпного золота, в своем большинстве эксплуатируемые, рассредоточены по тысячам мелких объектов на огромной территории от Урала до Камчатки, что значительно удорожает воспроизводство сырьевой базы и снижает рентабельность освоения мелкими производителями. До 30% годового объема добывается с убытками, а 50% — на грани рентабельности. Сырьевая база россыпного золота вследствие длительной эксплуатации истощена, и ее горно-геологические показатели ухудшились: на 30–50% снизилось качество, увеличилась глубина горных работ, резко возросли объемы переработки горной массы, необходимой для поддержания уровня добычи, увеличилась трудоемкость эксплуатации, возросли издержки производства.
Рудные предприятия по достигнутой добыче практически догнали россыпи и имеют большую обеспеченность при этих результатах, что является прямым показателем приоритетности их освоения, как и делается во всем мире.
В противоположность россыпям степень освоения промышленностью коренных месторождений остается невысока.
К настоящему времени в основном завершено лицензирование разведанных в предыдущие годы резервных золоторудных объектов. Идет процесс подготовки соглашений о разделе продукции по Куранахскому месторождению в Якутии. Прорабатываются материалы по Майскому, Нежданинскому, Наталкинскому и другим объектам. Однако подготовка резервных месторождений к промышленному освоению сдерживается по причинам сильного давления налогового пресса, неразвитости рынка золота и несовершенства нормативных актов, снижающих инвестиционные риски.
Попутное производство из комплексных золотосодержащих, в основном медных, руд составляет 7–10% и полностью зависит от объема производства цветных металлов, увеличения которого в обозримом будущем не предвидится.
Уязвимым местом Российской сырьевой базы является сравнительно низкая конкурентоспособность по условиям географо-экономического положения. Три четверти золотого потенциала и 96% добычи России находятся в слабо развитых с суровыми климатическими условиями труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока, где реализация требует крупных инвестиций, длительных сроков, решения социальных и экологических проблем.
К сожалению, в последние годы объемы геологоразведочных работ (ГРР) по воспроизводству сырьевой базы, особенно россыпного золота, снизились до уровня 60-х годов, и, соответственно, произошло уменьшение прироста разведанных запасов, который не компенсирует упавшую добычу. Объективные причины ухудшения минерально-сырьевой базы (МСБ) россыпей и старых рудников усугубились резким падением в 1998–1999 гг. цены золота на мировом рынке.
Учитывая истощенность сырьевой базы россыпного золота и старых рудников, основным источником получения золота в новом столетии должны стать рудные месторождения. Их сырьевой потенциал полностью обеспечивает перспективное развитие отрасли. Расчетные уровни производства золота не только компенсируют снижающуюся добычу из россыпей, но и показывают возможности роста производства золота примерно до 200–250 тонн в год. При расширении геологоразведочных работ на перспективных площадях возможно выявление новых рудных месторождений, которые улучшат структуру сырьевой базы и позволят в будущем еще более увеличить добычу. Расчеты экспертов свидетельствуют о реальной возможности в будущем добывать в России до 400 т золота в год.
Обеспеченность добывающей промышленности активными запасами всех коренных месторождений составляет 34 года (эксплуатируемых — 17 лет). При вводе новых мощностей обеспеченность сократится до критического уровня (ниже 20–25 лет). Исходя из опыта дореформенного периода, при систематическом проведении геологоразведочных работ в течение 4–5 лет выявляется в среднем одно-два средних по масштабам золоторудных месторождения. На их разведку требуется еще 3–4 года и столько же необходимо на подготовку и строительство добывающего предприятия при благоприятных для инвестирования условиях. Таким образом, на цикл выявления — разведки — строительства затрачивается до 10 и более лет.
Следовательно, для развития сырьевой базы и выхода золотодобывающей промышленности на прогнозируемые рубежи, расширения лицензионного фонда перспективных объектов уже сегодня необходимо систематически наращивать в перспективных регионах геологоразведочные работы.
Однако для реализации золотого потенциала территории РФ необходимы соответствующие средства на геологоразведочные работы, которые можно получить через отчисления на воспроизводство сырьевой базы при увеличении добычи и активизации рынка золота, а также создавая условия для привлечения инвесторов и совершенствуя механизм реализации лицензионных соглашений. С этой целью Министерство природных ресурсов РФ приступило к разработке Федеральной среднесрочной программы по использованию и воспроизводству МСБ на период до 2005 года.
В целевой программе необходимо определить приоритетные направления геологоразведочных и научно-исследовательских работ по воспроизводству фонда недропользования золотых объектов. Анализ оцененных по состоянию на 1998 г. прогнозных ресурсов золота позволяет рекомендовать для включения в программу следующие основные позиции:
• оценка геолого-экономического рейтинга перспективности золотоносных районов в новых условиях недропользования на основе системного мониторинга;
• поиски и оценка ведущих коренных геолого-промышленных типов месторождений в районах с наиболее высоким рейтингом (Урал, Камчатка, Восточные Саяны и др.) и геополитическим значением (Северо-восток и др.);
• поиски и оценка нетрадиционных коренных месторождений, включая районы нового освоения (Карелия, КМА и др.);
• укрепление сырьевых баз действующих рудников за счет реализации активных прогнозных ресурсов и применения прогрессивных технологий (Куранах, Балей и др.);
• усиление геологоразведочных работ в районах с активными прогнозными ресурсами россыпного золота (Дальний Восток, Прибайкалье, Енисейский кряж и др.);
• оценка россыпных техногенных объектов в старых золотоносных районах (Северо-восток, Якутия и др.);
• оценка потенциала новых перспективных россыпных районов (Центральные районы, Полярный Урал и др.);
• оценка потенциала и технологии извлечения тонкого золота из россыпей и площадных кор химического выветривания;
• исследование возможности извлечения золота из хвостов обогатительных фабрик;
• исследование возможности извлечения золота из нетрадиционных комплексных источников (ванадиевых, железорудных, нефтей, солей, песчано-гравийных смесей и др.).
По нашему глубокому убеждению постановка и решение приоритетных задач должны быть четко разграничены для всех субъектов управления фондом недр: федерального, регионального и местного (предприятия-недропользователи).
Приоритетом федерального уровня должна быть предлицензионная подготовка новых объектов. Она может быть решена путем дополнения геолого-съемочных работ масштаба 1:200000 специализированными опережающими прогнозно-минерагеническими и сопровождающими целевыми поисково-оценочными работами, задача которых может быть определена как выявление и оценка объектов в перспективных регионах для их последующего включения в систему лицензирования с целью решения стратегических задач обеспечения национальной безопасности, сырьевой независимости и геополитических интересов России в перспективе, исходя из темпов производства и потребления золота в развитых странах.
Региональный (субъектный) уровень в первую очередь должен ориентироваться на оценку перспективных площадей и объектов для расширения сырьевых баз действующих предприятий, создания при необходимости задела резервных объектов, выявления высокорентабельных мелких месторождений, расширения россыпной сырьевой базы в целях решения социально-экономических проблем регионов. Обе задачи (федеральная и региональная) должны выполняться за счет соответствующих частей бюджета на воспроизводство МСБ.
Местный уровень (горнодобывающего предприятия) ограничен локальной задачей укрепления сырьевой базы предприятия как за счет флангов и глубоких горизонтов эксплуатируемого месторождения, так и прилегающих перспективных площадей. Эти работы, по нашему мнению, должны выполняться только за счет средств недропользователей (вопреки существующему порядку распределения средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы).
Четкое разграничение интересов и полномочий позволит в рамках взаимоувязанных федеральной, региональных и местных программ осуществлять необходимый контроль за эффективным воспроизводством сырьевой базы, подготовкой предлицензионного фонда недр, вовлечением его в процесс лицензирования и укреплением сырьевых баз предприятий.
В заключение отметим следующее. В настоящее время в сфере регулирования недропользования имеется полтора десятка основных законодательных и нормативно-правовых документов по геологоразведочным работам, добыче и обращению золота. Однако для реализации Закона «О драгоценных металлах...» необходимо принять дополнительные подзаконные акты, учитывающие баланс интересов предпринимателей и государства, необходимо дальнейшее совершенствование Закона «О недрах», особенно в части лицензионной системы и передачи прав недропользования, дополнительная проработка ряда положений Закона «О соглашениях о разделе продукции» и т.д. Эти документы должны определить с одной стороны регулирующую роль государства в отрасли, а с другой — всемерно способствовать ее развитию и росту как золотодобычи, так и ее сырьевой базы.
По нашему мнению, ключевой задачей является создание реальных механизмов, обеспечивающих свободное обращение золота в различных видах продуктов переработки на внутреннем и внешнем рынке, т.е. обретение им действительного статуса товара при сохранении на начальном этапе развития за государством права «первой руки» на его закупку по свободным ценам. Это приведет к росту потребления золота в промышленности, ювелирном деле, тезаврации частными лицами и т.д., что, несомненно, будет активизировать инвестирование и рост добычи.
Наряду с этим, важнейшей проблемой для подъема золотодобычи и развития сырьевой базы в стране является создание условий для организации отечественных финансово-промышленных групп, способных привлечь в отрасль инвестиции, выдержать конъюнктурные колебания мирового рынка и лоббировать свои интересы в золотом бизнесе.
Только путь совершенствования законодательной базы, механизмов недропользования и фискальной системы способен вывести золотодобывающую промышленность из прорыва и обеспечить необходимые темпы развития ее сырьевой базы в наступающем столетии.