Рынок золота стимулирующий фактор развития минерально-сырьевой базы России в XXI веке

Б.И.Беневольский, д.г.-м.н., академик АГН (ЦНИГРИ)


Про­бле­ма фор­ми­ро­ва­ния оте­че­ст­вен­но­го рын­ка зо­ло­та ак­тив­но об­суж­да­ет­ся по­след­ние два го­да на раз­ных уров­нях, вклю­чая Фе­де­раль­ное со­бра­ние и Пра­ви­тель­ст­во РФ. Ре­зуль­та­том дис­кус­сий яви­лось при­ня­тие па­ке­та до­ку­мен­тов, от­крыв­ших до­ро­гу для ор­га­ни­за­ции рын­ка. К ним от­но­сят­ся:

• За­кон «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах...», ог­ра­ни­чив­ший гос­мо­но­по­лию, при­знав­ший зо­ло­то сво­бод­но об­ра­ща­ю­щим­ся то­ва­ром и от­ме­нив­ший ад­ми­ни­с­т­ра­тив­ное ус­та­нов­ле­ние це­ны;

• но­вая ре­дак­ция за­ко­на «О со­гла­ше­ни­ях о раз­де­ле про­дук­ции», сни­зив­шая ри­с­ки ин­ве­с­ти­ро­ва­ния и обес­пе­чив­шая спе­ци­аль­ный на­ло­го­вый ре­жим и его ста­биль­ность на срок от­ра­бот­ки ме­с­то­рож­де­ния;

• пра­ви­ла со­вер­ше­ния бан­ка­ми сде­лок с фи­зи­че­с­ки­ми ли­ца­ми по куп­ле-про­да­же слит­ков зо­ло­та; ме­ры по ли­бе­ра­ли­за­ции экс­пор­та аф­фи­ни­ро­ван­но­го зо­ло­та; упо­ря­до­че­ние де­я­тель­но­с­ти спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных та­мо­жен­ных по­стов и ряд дру­гих под­за­кон­ных ак­тов.

Вме­с­те с тем еще ос­та­ет­ся мно­го не­ре­шен­ных про­блем по ли­бе­ра­ли­за­ции опе­ра­ций с зо­ло­том и при­зна­нию его «де-фак­то» сво­бод­но об­ра­ща­ю­щим­ся то­ва­ром.

Ры­нок зо­ло­та в ши­ро­ком по­ни­ма­нии мож­но рас­сма­т­ри­вать в ви­де си­с­те­мы, эф­фек­тив­ное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние ко­то­рой все­це­ло за­ви­сит от сба­лан­си­ро­ван­но­с­ти ми­не­раль­но-сы­рь­е­вой ба­зы, до­бы­чи, об­ра­ще­ния то­вар­но­го про­дук­та и обес­пе­чи­ва­ю­ще­го ус­той­чи­вость си­с­те­мы пра­во­во­го по­ля. В на­сто­я­щее вре­мя эта си­с­те­ма не име­ет та­кой ус­той­чи­во­с­ти и ос­т­ро ре­а­ги­ру­ет на не­га­тив­ные внеш­ние (па­де­ние це­ны) и вну­т­рен­ние (фи­с­каль­ные, та­риф­ные скач­ки, пра­во­вые не­до­ра­бот­ки) фак­то­ры.

Ес­ли за­ко­но­да­тель­ст­во по не­дро­поль­зо­ва­нию, не­смо­т­ря на име­ю­щи­е­ся не­до­стат­ки, за вре­мя ре­форм про­дви­ну­то до­ста­точ­но глу­бо­ко, и бо­лее 70% фон­да недр зо­ло­тых объ­ек­тов рас­пре­де­ле­но меж­ду не­дро­поль­зо­ва­те­ля­ми, то уси­лия по фор­ми­ро­ва­нию сво­бод­но­го рын­ка зо­ло­та и со­зда­нию бла­го­при­ят­ных ус­ло­вий для ин­ве­с­ти­ро­ва­ния в зо­ло­то­до­бы­чу встре­ча­ют оп­ре­де­лен­ные труд­но­с­ти на за­ко­но­да­тель­ном уров­не и при прак­ти­че­с­кой ре­а­ли­за­ции.

Та­кое по­ло­же­ние име­ет в сво­ей ос­но­ве ис­то­ри­че­с­кие кор­ни. В до­ре­фор­мен­ный пе­ри­од в СССР до­ми­ни­ро­ва­ло ги­пер­иде­а­ли­зи­ро­ван­ное пред­став­ле­ние о стра­те­ги­че­с­кой ро­ли зо­ло­та для эко­но­ми­че­с­кой бе­зо­пас­но­с­ти стра­ны. Го­су­дар­ст­во вы­сту­па­ло все­объ­ем­лю­щим мо­но­по­ли­с­том по скуп­ке, про­да­же, це­но­об­ра­зо­ва­нию, до­бы­че, аф­фи­ни­ро­ва­нию зо­ло­та и про­из­вод­ст­ву ге­о­ло­го­раз­ве­доч­ных ра­бот. Рын­ка зо­ло­та и бир­же­вой сис­те­мы не су­ще­ст­во­ва­ло — в них не бы­ло не­об­хо­ди­мо­с­ти. Ре­гу­ли­ро­ва­ние до­бы­чи про­из­во­ди­лось на ос­но­ве ди­рек­тив­ных цен на зо­ло­то, диф­фе­рен­ци­ро­ван­ных по ре­ги­о­нам, пред­при­я­ти­ям, ти­пам ме­с­то­рож­де­ний и да­же спо­со­бам раз­ра­бот­ки. При фор­ми­ро­ва­нии цен конъ­юнк­ту­ра зо­ло­та на ми­ро­вом рын­ке не име­ла оп­ре­де­ля­ю­ще­го зна­че­ния.

В ус­ло­ви­ях го­су­дар­ст­вен­но­го мо­но­по­лиз­ма ди­рек­тив­ная си­с­те­ма ре­гу­ли­ро­ва­ния цен поз­во­ля­ла под­дер­жи­вать ра­бо­ту всех до­бы­ва­ю­щих пред­при­я­тий не­за­ви­си­мо от со­сто­я­ния их сы­рь­е­вой ба­зы, объ­е­мов до­бы­чи и рен­та­бель­но­с­ти про­из­вод­ст­ва. В свя­зи с от­сут­ст­ви­ем ко­ти­ро­вок кур­са руб­ля сло­жи­лось лож­ное пред­став­ле­ние, что при пе­ре­хо­де на ми­ро­вые це­ны и ли­бе­ра­ли­за­цию до­бы­чи воз­ра­с­тет при­быль­ность пред­при­я­тий и уси­лит­ся ин­ве­с­ти­ци­он­ная при­вле­ка­тель­ность раз­ра­бот­ки зо­ло­тых ме­с­то­рож­де­ний.

Пе­ре­ход в 1992 г. на цен­т­ра­ли­зо­ван­ное ус­та­нов­ле­ние цен на зо­ло­то по кур­су руб­ля с уче­том цен на ми­ро­вом рын­ке дей­ст­ви­тель­но поз­во­лил на ко­рот­кий пе­ри­од рез­ко уве­ли­чить при­быль­ность зо­ло­то­до­бы­чи, по­сколь­ку ма­те­ри­аль­ные, энер­ге­ти­че­с­кие и транс­порт­ные из­держ­ки еще ос­та­ва­лись на низ­ком до­ре­фор­мен­ном уров­не. Од­на­ко в по­сле­ду­ю­щие го­ды рост цен на ма­те­ри­аль­ные ре­сур­сы, топ­ли­во, эле­к­т­ро­энер­гию, транс­порт­ные та­ри­фы, за­трат на при­вле­че­ние кре­ди­тов, уве­ли­чи­ва­ю­ще­е­ся на­ло­го­вое дав­ле­ние и вве­де­ние «ва­лют­но­го ко­ри­до­ра» бы­с­т­ро при­ве­ли к боль­шим фи­нан­со­вым по­те­рям в от­рас­ли и об­валь­но­му па­де­нию до­бы­чи.

Не­адек­ват­ное ре­фор­ми­ро­ва­нию не­дро­поль­зо­ва­ния раз­ви­тие ры­ноч­ных от­но­ше­ний в сфе­ре об­ра­ще­ния зо­ло­та усу­гу­би­ло по­ло­же­ние, осо­бен­но в ча­с­ти пред­ва­ри­тель­но­го аван­си­ро­ва­ния пред­при­я­тий — по­став­щи­ков зо­ло­та, и рас­че­та с ни­ми за сдан­ный в Гос­фонд ме­талл. Это, преж­де все­го, от­ра­зи­лось на се­зон­ной рос­сып­ной до­бы­че, со­став­ляю­щей в об­щем объ­е­ме ос­нов­ную до­лю.

Зо­ло­то для эко­но­ми­ки стра­ны по-преж­не­му име­ет боль­шое зна­че­ние. До­ста­точ­но ска­зать, что за 1991–1998 гг. его про­из­вод­ст­во, хоть и со­кра­тив­ше­е­ся, со­ста­ви­ло 1100 т на сум­му око­ло 12 млрд. дол­ла­ров. В то же вре­мя по срав­не­нию с 1991 г. объ­ем до­бы­чи упал бо­лее чем на 30%. Рос­сия не толь­ко со вто­ро­го ме­с­та в ми­ре пе­ре­ме­с­ти­лась на ше­с­тое, но и не­до­по­лу­чи­ла бо­лее 200 т или око­ло 2.5 млрд. дол­ла­ров. Не спа­са­ет по­ло­же­ния ус­пеш­ное на­ча­ло экс­плу­а­та­ции двух но­вых круп­ных руд­ни­ков — Ку­ба­кин­ско­го в Ма­га­дан­ской об­ла­с­ти и Олим­пи­а­дин­ско­го в Крас­но­яр­ском крае, дав­ших в 1998 г. в сум­ме бо­лее 30 т, по­сколь­ку до­бы­ча из рос­сы­пей сни­жа­ет­ся бы­с­т­рее тем­пов ос­во­е­ния ко­рен­ных ме­с­то­рож­де­ний. При этом на­и­боль­ший спад до­бы­чи кос­нул­ся ста­рых по дли­тель­но­с­ти зо­ло­то­до­бы­чи, ра­нее тра­ди­ци­он­но ус­той­чи­вых рай­о­нов, та­ких, как Урал, юг За­пад­ной Си­би­ри, За­бай­ка­лье.

Ли­бе­ра­ли­за­ция зо­ло­то­до­бы­чи со­про­вож­да­лась раз­ру­ше­ни­ем мо­но­поль­ной от­рас­ли, ее рас­па­дом на не­сколь­ко со­тен мел­ких про­из­во­ди­те­лей, сред­не­ста­ти­с­ти­че­с­кая вы­ра­бот­ка ко­то­рых со­став­ля­ет ме­нее 200 кг, но при этом тре­тья часть во­об­ще не ве­дет до­бы­чу, а аб­со­лют­ное боль­шин­ст­во из них до­бы­ва­ет все­го не­сколь­ко де­сят­ков ки­ло­грам­мов рос­сып­но­го зо­ло­та в год.

До­вер­ши­ло де­гра­да­цию от­рас­ли, как круп­ной гор­но­до­бы­ва­ю­щей струк­ту­ры, уп­раз­дне­ние ре­гу­ли­ру­ю­ще­го ор­га­на — Ком­драг­ме­та. В на­сто­я­щее вре­мя в стра­не фак­ти­че­ски нет го­су­дар­ст­вен­но­го ор­га­на, ко­то­рый был бы в со­сто­я­нии раз­ра­ба­ты­вать стра­те­гию раз­ви­тия от­рас­ли в XXI ве­ке, про­во­дить по­ли­ти­ку при­вле­че­ния ин­ве­с­ти­ций, раз­ви­тия рын­ка, от­ста­и­вать ин­те­ре­сы от­рас­ли на всех уров­нях вла­ст­ных струк­тур и не­сти от­вет­ст­вен­ность по обя­за­тель­ст­вам пе­ред зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щи­ми пред­при­я­ти­я­ми.

По ми­ро­вым оцен­кам Рос­сия име­ет круп­ную сы­рь­е­вую ба­зу зо­ло­та, хо­ро­шие пер­спек­ти­вы ее даль­ней­ше­го раз­ви­тия, но вме­с­те с тем об­ла­да­ю­щую из­ве­ст­ной спе­ци­фи­кой.

Рос­сия — един­ст­вен­ная из стран с круп­ной до­бы­чей зо­ло­та, по­лу­ча­ет око­ло по­ло­ви­ны его из рос­сы­пей, хо­тя их раз­ве­дан­ные за­па­сы обес­пе­чи­ва­ют вы­со­кую до­бы­чу в пре­де­лах не бо­лее 10 лет или при­мер­но до 2010 го­да. По­это­му до­ста­точ­но ос­т­ро сто­ит про­бле­ма оцен­ки но­вых ти­пов рос­сы­пей и эф­фек­тив­ных тех­но­ло­гий.

Ме­с­то­рож­де­ния рос­сып­но­го зо­ло­та, в сво­ем боль­шин­ст­ве экс­плу­а­ти­ру­е­мые, рас­сре­до­то­че­ны по ты­ся­чам мел­ких объ­ек­тов на ог­ром­ной тер­ри­то­рии от Ура­ла до Кам­чат­ки, что зна­чи­тель­но удо­ро­жа­ет вос­про­из­вод­ст­во сы­рь­е­вой ба­зы и сни­жа­ет рен­та­бель­ность ос­во­е­ния мел­ки­ми про­из­во­ди­те­ля­ми. До 30% го­до­во­го объ­е­ма до­бы­ва­ет­ся с убыт­ка­ми, а 50% — на гра­ни рен­та­бель­но­с­ти. Сы­рь­е­вая ба­за рос­сып­но­го зо­ло­та вследст­вие дли­тель­ной экс­плу­а­та­ции ис­то­ще­на, и ее гор­но-ге­о­ло­ги­че­с­кие по­ка­за­те­ли ухуд­ши­лись: на 30–50% сни­зи­лось ка­че­ст­во, уве­ли­чи­лась глу­би­на гор­ных ра­бот, рез­ко воз­рос­ли объ­е­мы пе­ре­ра­бот­ки гор­ной мас­сы, не­об­хо­ди­мой для под­дер­жа­ния уров­ня до­бы­чи, уве­ли­чи­лась тру­до­ем­кость экс­плу­а­та­ции, воз­рос­ли из­держ­ки про­из­вод­ст­ва.

Руд­ные пред­при­я­тия по до­стиг­ну­той до­бы­че прак­ти­че­с­ки до­гна­ли рос­сы­пи и име­ют боль­шую обес­пе­чен­ность при этих ре­зуль­та­тах, что яв­ля­ет­ся пря­мым по­ка­за­те­лем при­ори­тет­но­с­ти их ос­во­е­ния, как и де­ла­ет­ся во всем ми­ре.

В про­ти­во­по­лож­ность рос­сы­пям сте­пень ос­во­е­ния про­мы­ш­лен­но­с­тью ко­рен­ных ме­с­то­рож­де­ний ос­та­ет­ся не­вы­со­ка.

К на­сто­я­ще­му вре­ме­ни в ос­нов­ном за­вер­ше­но ли­цен­зи­ро­ва­ние раз­ве­дан­ных в пре­ды­ду­щие го­ды ре­зерв­ных зо­ло­то­руд­ных объ­ек­тов. Идет про­цесс под­го­тов­ки со­гла­ше­ний о раз­де­ле про­дук­ции по Ку­ра­нах­ско­му ме­с­то­рож­де­нию в Яку­тии. Про­ра­ба­ты­ва­ют­ся ма­те­ри­а­лы по Май­ско­му, Не­жда­нин­ско­му, На­тал­кин­ско­му и дру­гим объ­ек­там. Од­на­ко под­го­тов­ка ре­зерв­ных ме­с­то­рож­де­ний к про­мы­ш­лен­но­му ос­во­е­нию сдер­жи­ва­ет­ся по при­чи­нам силь­но­го дав­ле­ния на­ло­го­во­го прес­са, не­раз­ви­то­с­ти рын­ка зо­ло­та и не­со­вер­шен­ст­ва нор­ма­тив­ных ак­тов, сни­жа­ю­щих ин­ве­с­ти­ци­он­ные ри­с­ки.

По­пут­ное про­из­вод­ст­во из ком­плекс­ных зо­ло­то­со­дер­жа­щих, в ос­нов­ном мед­ных, руд со­став­ля­ет 7–10% и пол­но­стью за­ви­сит от объ­е­ма про­из­вод­ст­ва цвет­ных ме­тал­лов, уве­ли­че­ния ко­то­ро­го в обо­зри­мом бу­ду­щем не пред­ви­дит­ся.

Уяз­ви­мым ме­с­том Рос­сий­ской сы­рь­е­вой ба­зы яв­ля­ет­ся срав­ни­тель­но низ­кая кон­ку­рен­то­спо­соб­ность по ус­ло­ви­ям ге­о­гра­фо-эко­но­ми­че­с­ко­го по­ло­же­ния. Три чет­вер­ти зо­ло­то­го по­тен­ци­а­ла и 96% до­бы­чи Рос­сии на­хо­дят­ся в сла­бо раз­ви­тых с су­ро­вы­ми кли­ма­ти­че­с­ки­ми ус­ло­ви­я­ми труд­но­до­с­туп­ных рай­о­нах Си­би­ри и Даль­не­го Вос­то­ка, где ре­а­ли­за­ция тре­бу­ет круп­ных ин­ве­с­ти­ций, дли­тель­ных сро­ков, ре­ше­ния со­ци­аль­ных и эко­ло­ги­че­с­ких про­блем.

К со­жа­ле­нию, в по­след­ние го­ды объ­е­мы ге­о­ло­го­раз­ве­доч­ных ра­бот (ГРР) по вос­про­из­вод­ст­ву сы­рь­е­вой ба­зы, осо­бен­но рос­сып­но­го зо­ло­та, сни­зи­лись до уров­ня 60-х го­дов, и, со­от­вет­ст­вен­но, про­изо­ш­ло умень­ше­ние при­ро­с­та раз­ве­дан­ных за­па­сов, ко­то­рый не ком­пен­си­ру­ет упав­шую до­бы­чу. Объ­ек­тив­ные при­чи­ны ухуд­ше­ния ми­не­раль­но-сы­рь­е­вой ба­зы (МСБ) рос­сы­пей и ста­рых руд­ни­ков усу­гу­би­лись рез­ким па­де­ни­ем в 1998–1999 гг. це­ны зо­ло­та на ми­ро­вом рын­ке.

Учи­ты­вая ис­то­щен­ность сы­рь­е­вой ба­зы рос­сып­но­го зо­ло­та и ста­рых руд­ни­ков, ос­нов­ным ис­точ­ни­ком по­лу­че­ния зо­ло­та в но­вом сто­ле­тии долж­ны стать руд­ные мес­то­рож­де­ния. Их сы­рь­е­вой по­тен­ци­ал пол­но­стью обес­пе­чи­ва­ет пер­спек­тив­ное раз­ви­тие от­рас­ли. Рас­чет­ные уров­ни про­из­вод­ст­ва зо­ло­та не толь­ко ком­пен­си­ру­ют сни­жа­ю­щу­ю­ся до­бы­чу из рос­сы­пей, но и по­ка­зы­ва­ют воз­мож­но­с­ти рос­та про­из­вод­ст­ва зо­ло­та при­мер­но до 200–250 тонн в год. При рас­ши­ре­нии ге­о­ло­го­раз­ве­доч­ных ра­бот на пер­спек­тив­ных пло­ща­дях воз­мож­но вы­яв­ле­ние но­вых руд­ных ме­с­то­рож­де­ний, ко­то­рые улуч­шат струк­ту­ру сы­рь­е­вой ба­зы и поз­во­лят в бу­ду­щем еще бо­лее уве­ли­чить до­бы­чу. Рас­че­ты экс­пер­тов сви­де­тель­ст­ву­ют о ре­аль­ной воз­мож­но­с­ти в бу­ду­щем до­бы­вать в Рос­сии до 400 т зо­ло­та в год.

Обес­пе­чен­ность до­бы­ва­ю­щей про­мы­ш­лен­но­с­ти ак­тив­ны­ми за­па­са­ми всех ко­рен­ных ме­с­то­рож­де­ний со­став­ля­ет 34 го­да (экс­плу­а­ти­ру­е­мых — 17 лет). При вво­де но­вых мощ­но­с­тей обес­пе­чен­ность со­кра­тит­ся до кри­ти­че­с­ко­го уров­ня (ни­же 20–25 лет). Ис­хо­дя из опы­та до­ре­фор­мен­но­го пе­ри­о­да, при си­с­те­ма­ти­че­с­ком про­ве­де­нии ге­о­ло­го­раз­ве­доч­ных ра­бот в те­че­ние 4–5 лет вы­яв­ля­ет­ся в сред­нем од­но-два сред­них по мас­шта­бам зо­ло­то­руд­ных ме­с­то­рож­де­ния. На их раз­вед­ку тре­бу­ет­ся еще 3–4 го­да и столь­ко же не­об­хо­ди­мо на под­го­тов­ку и стро­и­тель­ст­во до­бы­ва­ю­ще­го пред­при­я­тия при бла­го­при­ят­ных для ин­ве­с­ти­ро­ва­ния ус­ло­ви­ях. Та­ким об­ра­зом, на цикл вы­яв­ле­ния — раз­вед­ки — стро­и­тель­ст­ва за­тра­чи­ва­ет­ся до 10 и бо­лее лет.

Сле­до­ва­тель­но, для раз­ви­тия сы­рь­е­вой ба­зы и вы­хо­да зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щей про­мы­ш­лен­но­с­ти на про­гно­зи­ру­е­мые ру­бе­жи, рас­ши­ре­ния ли­цен­зи­он­но­го фон­да пер­спек­тив­ных объ­ек­тов уже се­го­дня не­об­хо­ди­мо си­с­те­ма­ти­че­с­ки на­ра­щи­вать в пер­спек­тив­ных ре­ги­о­нах ге­о­ло­го­раз­ве­доч­ные ра­бо­ты.

Од­на­ко для ре­а­ли­за­ции зо­ло­то­го по­тен­ци­а­ла тер­ри­то­рии РФ не­об­хо­ди­мы со­от­вет­ст­ву­ю­щие сред­ст­ва на ге­о­ло­го­раз­ве­доч­ные ра­бо­ты, ко­то­рые мож­но по­лу­чить че­рез от­чис­ле­ния на вос­про­из­вод­ст­во сы­рь­е­вой ба­зы при уве­ли­че­нии до­бы­чи и ак­ти­ви­за­ции рын­ка зо­ло­та, а так­же со­зда­вая ус­ло­вия для при­вле­че­ния ин­ве­с­то­ров и со­вер­шен­ст­вуя ме­ха­низм ре­а­ли­за­ции ли­цен­зи­он­ных со­гла­ше­ний. С этой це­лью Ми­ни­с­тер­ст­во при­род­ных ре­сур­сов РФ при­сту­пи­ло к раз­ра­бот­ке Фе­де­раль­ной сред­не­сроч­ной про­грам­мы по ис­поль­зо­ва­нию и вос­про­из­вод­ству МСБ на пе­ри­од до 2005 го­да.

В це­ле­вой про­грам­ме не­об­хо­ди­мо оп­ре­де­лить при­ори­тет­ные на­прав­ле­ния ге­о­ло­го­раз­ве­доч­ных и на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ских ра­бот по вос­про­из­вод­ст­ву фон­да не­дро­поль­зо­ва­ния зо­ло­тых объ­ек­тов. Ана­лиз оце­нен­ных по со­сто­я­нию на 1998 г. про­гноз­ных ре­сур­сов зо­ло­та поз­во­ля­ет ре­ко­мен­до­вать для вклю­че­ния в про­грам­му сле­ду­ю­щие ос­нов­ные по­зи­ции:

• оцен­ка ге­о­ло­го-эко­но­ми­че­с­ко­го рей­тин­га пер­спек­тив­но­с­ти зо­ло­то­нос­ных рай­о­нов в но­вых ус­ло­ви­ях не­дро­поль­зо­ва­ния на ос­но­ве си­с­тем­но­го мо­ни­то­рин­га;

• по­ис­ки и оцен­ка ве­ду­щих ко­рен­ных ге­о­ло­го-про­мы­ш­лен­ных ти­пов ме­с­то­рож­де­ний в рай­о­нах с на­и­бо­лее вы­со­ким рей­тин­гом (Урал, Кам­чат­ка, Вос­точ­ные Са­я­ны и др.) и ге­о­по­ли­ти­че­с­ким зна­че­ни­ем (Се­ве­ро-вос­ток и др.);

• по­ис­ки и оцен­ка не­тра­ди­ци­он­ных ко­рен­ных ме­с­то­рож­де­ний, вклю­чая рай­о­ны но­во­го ос­во­е­ния (Ка­ре­лия, КМА и др.);

• ук­реп­ле­ние сы­рь­е­вых баз дей­ст­ву­ю­щих руд­ни­ков за счет ре­а­ли­за­ции ак­тив­ных про­гноз­ных ре­сур­сов и при­ме­не­ния про­грес­сив­ных тех­но­ло­гий (Ку­ра­нах, Ба­лей и др.);

• уси­ле­ние ге­о­ло­го­раз­ве­доч­ных ра­бот в рай­о­нах с ак­тив­ны­ми про­гноз­ны­ми ре­сур­са­ми рос­сып­но­го зо­ло­та (Даль­ний Вос­ток, При­бай­ка­лье, Ени­сей­ский кряж и др.);

• оцен­ка рос­сып­ных тех­но­ген­ных объ­ек­тов в ста­рых зо­ло­то­нос­ных рай­о­нах (Се­ве­ро-вос­ток, Яку­тия и др.);

• оцен­ка по­тен­ци­а­ла но­вых пер­спек­тив­ных рос­сып­ных рай­о­нов (Цен­т­раль­ные рай­оны, По­ляр­ный Урал и др.);

• оцен­ка по­тен­ци­а­ла и тех­но­ло­гии из­вле­че­ния тон­ко­го зо­ло­та из рос­сы­пей и пло­щад­ных кор хи­ми­че­с­ко­го вы­ве­т­ри­ва­ния;

• ис­сле­до­ва­ние воз­мож­но­с­ти из­вле­че­ния зо­ло­та из хво­с­тов обо­га­ти­тель­ных фа­б­рик;

• ис­сле­до­ва­ние воз­мож­но­с­ти из­вле­че­ния зо­ло­та из не­тра­ди­ци­он­ных ком­плекс­ных ис­точ­ни­ков (ва­на­ди­е­вых, же­ле­зо­руд­ных, неф­тей, со­лей, пе­с­ча­но-гра­вий­ных сме­сей и др.).

По на­ше­му глу­бо­ко­му убеж­де­нию по­ста­нов­ка и ре­ше­ние при­ори­тет­ных за­дач долж­ны быть чет­ко раз­гра­ни­че­ны для всех субъ­ек­тов уп­рав­ле­ния фон­дом недр: фе­де­раль­но­го, ре­ги­о­наль­но­го и ме­ст­но­го (пред­при­я­тия-не­дро­поль­зо­ва­те­ли).

При­ори­те­том фе­де­раль­но­го уров­ня долж­на быть пред­ли­цен­зи­он­ная под­го­тов­ка но­вых объ­ек­тов. Она мо­жет быть ре­ше­на пу­тем до­пол­не­ния ге­о­ло­го-съе­моч­ных ра­бот мас­шта­ба 1:200000 спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ны­ми опе­ре­жа­ю­щи­ми про­гноз­но-ми­не­ра­ге­ни­че­с­ки­ми и со­про­вож­да­ю­щи­ми це­ле­вы­ми по­ис­ко­во-оце­ноч­ны­ми ра­бо­та­ми, за­да­ча ко­то­рых мо­жет быть оп­ре­де­ле­на как вы­яв­ле­ние и оцен­ка объ­ек­тов в пер­спек­тив­ных ре­ги­о­нах для их по­сле­ду­ю­ще­го вклю­че­ния в си­с­те­му ли­цен­зи­ро­ва­ния с це­лью ре­ше­ния стра­те­ги­че­с­ких за­дач обес­пе­че­ния на­ци­о­наль­ной бе­зо­пас­но­с­ти, сы­рь­е­вой не­за­ви­си­мо­с­ти и ге­о­по­ли­ти­че­с­ких ин­те­ре­сов Рос­сии в пер­спек­ти­ве, ис­хо­дя из тем­пов про­из­вод­ст­ва и по­треб­ле­ния зо­ло­та в раз­ви­тых стра­нах.

Ре­ги­о­наль­ный (субъ­ект­ный) уро­вень в пер­вую оче­редь дол­жен ори­ен­ти­ро­вать­ся на оцен­ку пер­спек­тив­ных пло­ща­дей и объ­ек­тов для рас­ши­ре­ния сы­рь­е­вых баз дейст­ву­ю­щих пред­при­я­тий, со­зда­ния при не­об­хо­ди­мо­с­ти за­де­ла ре­зерв­ных объ­ек­тов, вы­яв­ле­ния вы­со­ко­рен­та­бель­ных мел­ких ме­с­то­рож­де­ний, рас­ши­ре­ния рос­сып­ной сы­рь­е­вой ба­зы в це­лях ре­ше­ния со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­с­ких про­блем ре­ги­о­нов. Обе за­да­чи (фе­де­раль­ная и ре­ги­о­наль­ная) долж­ны вы­пол­нять­ся за счет со­от­вет­ст­ву­ю­щих ча­с­тей бю­д­же­та на вос­про­из­вод­ст­во МСБ.

Ме­ст­ный уро­вень (гор­но­до­бы­ва­ю­ще­го пред­при­я­тия) ог­ра­ни­чен ло­каль­ной за­да­чей ук­реп­ле­ния сы­рь­е­вой ба­зы пред­при­я­тия как за счет флан­гов и глу­бо­ких го­ри­зон­тов экс­плу­а­ти­ру­е­мо­го ме­с­то­рож­де­ния, так и при­ле­га­ю­щих пер­спек­тив­ных пло­ща­дей. Эти ра­бо­ты, по на­ше­му мне­нию, долж­ны вы­пол­нять­ся толь­ко за счет средств не­дро­поль­зо­ва­те­лей (во­пре­ки су­ще­ст­ву­ю­ще­му по­ряд­ку рас­пре­де­ле­ния средств на вос­про­из­вод­ст­во ми­не­раль­но-сы­рь­е­вой ба­зы).

Чет­кое раз­гра­ни­че­ние ин­те­ре­сов и пол­но­мо­чий поз­во­лит в рам­ках вза­и­мо­увя­зан­ных фе­де­раль­ной, ре­ги­о­наль­ных и ме­ст­ных про­грамм осу­ще­ств­лять не­об­хо­ди­мый кон­троль за эф­фек­тив­ным вос­про­из­вод­ст­вом сы­рь­е­вой ба­зы, под­го­тов­кой пред­ли­цен­зи­он­но­го фон­да недр, во­вле­че­ни­ем его в про­цесс ли­цен­зи­ро­ва­ния и ук­реп­ле­ни­ем сы­рье­вых баз пред­при­я­тий.

В за­клю­че­ние от­ме­тим сле­ду­ю­щее. В на­сто­я­щее вре­мя в сфе­ре ре­гу­ли­ро­ва­ния не­дро­поль­зо­ва­ния име­ет­ся пол­то­ра де­сят­ка ос­нов­ных за­ко­но­да­тель­ных и нор­ма­тив­но-пра­во­вых до­ку­мен­тов по ге­о­ло­го­раз­ве­доч­ным ра­бо­там, до­бы­че и об­ра­ще­нию зо­ло­та. Од­на­ко для ре­а­ли­за­ции За­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах...» не­об­хо­ди­мо при­нять до­пол­ни­тель­ные под­за­кон­ные ак­ты, учи­ты­ва­ю­щие ба­ланс ин­те­ре­сов пред­при­ни­ма­те­лей и го­су­дар­ст­ва, не­об­хо­ди­мо даль­ней­шее со­вер­шен­ст­во­ва­ние За­ко­на «О не­драх», осо­бен­но в ча­с­ти ли­цен­зи­он­ной си­с­те­мы и пе­ре­да­чи прав не­дро­поль­зо­ва­ния, до­пол­ни­тель­ная про­ра­бот­ка ря­да по­ло­же­ний За­ко­на «О со­гла­ше­ни­ях о раз­де­ле про­дук­ции» и т.д. Эти до­ку­мен­ты долж­ны оп­ре­де­лить с од­ной сто­ро­ны ре­гу­ли­ру­ю­щую роль го­су­дар­ст­ва в от­рас­ли, а с дру­гой — все­мер­но спо­соб­ст­во­вать ее раз­ви­тию и рос­ту как зо­ло­то­до­бы­чи, так и ее сы­рь­е­вой ба­зы.

По на­ше­му мне­нию, клю­че­вой за­да­чей яв­ля­ет­ся со­зда­ние ре­аль­ных ме­ха­низ­мов, обес­пе­чи­ва­ю­щих сво­бод­ное об­ра­ще­ние зо­ло­та в раз­лич­ных ви­дах про­дук­тов пе­ре­ра­бот­ки на вну­т­рен­нем и внеш­нем рын­ке, т.е. об­ре­те­ние им дей­ст­ви­тель­но­го ста­ту­са то­ва­ра при со­хра­не­нии на на­чаль­ном эта­пе раз­ви­тия за го­су­дар­ст­вом пра­ва «пер­вой ру­ки» на его за­куп­ку по сво­бод­ным це­нам. Это при­ве­дет к рос­ту по­треб­ле­ния зо­ло­та в про­мы­ш­лен­но­с­ти, юве­лир­ном де­ле, те­за­в­ра­ции ча­ст­ны­ми ли­ца­ми и т.д., что, не­со­мнен­но, бу­дет ак­ти­ви­зи­ро­вать ин­ве­с­ти­ро­ва­ние и рост до­бы­чи.

На­ря­ду с этим, важ­ней­шей про­бле­мой для подъ­е­ма зо­ло­то­до­бы­чи и раз­ви­тия сырь­евой ба­зы в стра­не яв­ля­ет­ся со­зда­ние ус­ло­вий для ор­га­ни­за­ции оте­че­ст­вен­ных фи­нан­со­во-про­мы­ш­лен­ных групп, спо­соб­ных при­влечь в от­расль ин­ве­с­ти­ции, вы­дер­жать конъ­юнк­тур­ные ко­ле­ба­ния ми­ро­во­го рын­ка и лоб­би­ро­вать свои ин­те­ре­сы в зо­ло­том биз­не­се.

Толь­ко путь со­вер­шен­ст­во­ва­ния за­ко­но­да­тель­ной ба­зы, ме­ха­низ­мов не­дро­поль­зо­ва­ния и фи­с­каль­ной си­с­те­мы спо­со­бен вы­ве­с­ти зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щую про­мы­ш­лен­ность из про­ры­ва и обес­пе­чить не­об­хо­ди­мые тем­пы раз­ви­тия ее сы­рь­е­вой ба­зы в на­сту­паю­щем сто­ле­тии. 

Журнал "Горная Промышленность" №6 1999