Налоговое регулирование в угольной отрасли основных стран мира, включая Россию

Ю.А. Плакиткин, д.э.н., профессор, зам. директора Института энергетических исследований РАН

Л.С. Плакиткина, к.т.н., зав. лабораторией «Научных основ развития и регулирования угольной и торфяной промышленности» Института энергетических исследований РАН

К.И. Дьяченко, к.т.н., старший научный сотрудник лаборатории «Научных основ развития и регулирования угольной и торфяной промышленности» Института энергетических исследований РАН

Во многих странах мира налоговое регулирование играет важную роль в формировании цен на уголь. Суть налогообложения ресурсов заключается в перераспределении ренты или сверхприбыли для эффективного использования природных ресурсов с помощью бюджетно-налогового механизма. Основными видами платежей являются бонусы, ренталс, роялти. Виды налогов, пошлин и отчислений, применяемых в основных странах мира в отношении угольного бизнеса, приведены в табл. 1.

Кредитные госгарантии и налоговые льготы применяются в Австралии, странах ЕС и США с целью внедрения «чистых» угольных технологий. Кредитные гарантии стимулируют частный сектор финансировать достаточно рискованные проекты. Налоговые льготы наиболее важны на стадии внедрения новых технологий, которые зачастую характеризуются высокой степенью риска и, как следствие, более высокими процентными ставками по кредитам. В то же время налоговые скидки на инвестиции могут привлечь новые финансовые вливания. Так, после объединения Германии налоговые льготы, в частности ускоренная амортизация, сыграли важную роль в выделении многомиллиардных инвестиций, которые позволили полностью обновить энергетический сектор на территории бывшей ГДР.

В Бангладеш решили, при реализации национального проекта по выработке электроэнергии на угле предоставлять «налоговые каникулы» сроком на 15 лет со дня начала производства. Национальный совет по выручке в республике сообщил, что льготы получит любая компания, которая завершит строительство к июню 2020 г. и начнет функционировать к июню 2023 г. Налоговые послабления будут также включать трехлетнее освобождение от подоходного налога для иностранных рабочих и налога на проценты, уплаченные по зарубежным инвестиционным займам. Также ожидается, что любой прирост капитала от продажи энергетических объектов, роялти и технических ноу-хау не будет облагаться налогом. На данный момент Бангладеш производит только 2% угольной электроэнергии, однако разработана стратегия развития, которая планирует поднять эту цифру до 24%. Одновременно производство других видов энергии будет постепенно сокращаться.Табл. 1 Налоговое окружение угольного бизнеса в основных угледобывающих и углепотребляющих странах мира

В России принцип предоставления «налоговых каникул» находится на начальной стадии. Первой компанией, которая получила такие преференции от государства, стала Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация, которая с 2017 по 2026 гг. не будет платить налог на прибыль, а затем его ставка вырастет до 2%. До 2019 г. будет обнулен налог на добычу полезных ископаемых, затем его ставка к 2026 г. будет расти с 0,2 до 1%.

Анализ влияния действующей системы ценового, налогового и таможенно-тарифного регулирования России на развитие угольной промышленности

Финансово-экономическое регулирование отечественной угольной промышленности осуществляется в основном за счет применения налоговой системы. Основными налогами в угольной отрасли России являются:

  • налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
  • налог на прибыль организаций;
  • выплаты по трудовым договорам, уплачиваемые в виде страховых взносов в Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, федеральный и территориальные Фонды обязательного медицинского страхования (согласно закону №212-ФЗ от 24 июля 2009 г., до 01.01.2010 – единый социальный налог);
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на имущество организации.

Одним из наиболее весомых для отрасли является налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), и его увеличение может привести к существенному снижению инвестиционных возможностей угольных компаний по внедрению нового высокопроизводительного оборудования и техники и, следовательно, снижению роста производительности труда в угольной отрасли России.

В 2011 г. в статью 342 главы 26 закона о НДПИ были внесены следующие поправки, отменившие ставку 4%, действующую до данного периода:

  • переход на специфические ставки НДПИ по видам углей;
  • выделение в целях налогообложения четырех видов угля – антрацит, уголь коксующийся, уголь бурый и уголь (за исключением антрацита, угля коксующегося и угля бурого) – утверждено Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2011 г. №486 «Об утверждении классификации углей, являющихся объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых» (ст. 337 НК п. 2 пп. 1.1);
  • установление специфических ставок НДПИ по четырем видам углей за тонну добытого угля: на коксующийся уголь – в размере 57 руб., антрацит – 45 руб., бурый уголь – 14 руб., прочие виды энергетического угля – 24 руб. (ст. 342 п. 2., подп. 12–15);
  • проведение индексации специфических ставок путем их умножения на коэффициенты-дефляторы, устанавливаемые по каждому виду угля, указанному в пп. 1.1 п. 2 статьи 337 Налогового Кодекса, ежеквартально на каждый следующий квартал и учитывающие изменение цен на уголь в РФ за предыдущий квартал, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись в соответствии с настоящим абзацем ранее. Коэффициенты-дефляторы определяются и подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ от 3 ноября 2011 г. №902 «О порядке определения и официального опубликования коэффициентов-дефляторов к ставке налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля». Во II квартале 2014 г. величина коэффициента-дефлятора для антрацитов составила 1,023, для коксующихся углей – 0,969, для бурых углей – 1,059, для остальных углей – 1,050;
  • применение механизма налоговых вычетов для участков недр, характеризующихся опасностью по выделению метана и склонностью угольных пластов к самовозгоранию, путем введения коэффициентов, учитывающих степень метанообильности и опасности по внезапным выбросам и склонность угля к самовозгоранию;
  • применение механизма ограничения налоговых вычетов для участков недр, характеризующихся опасностью по выделению метана и склонностью угольных пластов к самовозгоранию. Предельная величина налогового вычета рассчитывается как произведение суммы налога, исчисленного при добыче угля на каждом участке недр за налоговый период, и коэффициента kт, определяемого для каждого участка недр. Значение коэффициента kт не может превышать 0.3.

Статьей 343.1 НК РФ предусмотрено уменьшение налога, исчисленного при добыче угля, на расходы, связанные с обеспечением безопасных условий и охраны труда. По своему выбору налогоплательщик может учесть указанные расходы как налоговый вычет по НДПИ либо учесть их при исчислении налога на прибыль организаций в соответствии с Главой 25 НК РФ.

Предельная величина налогового вычета рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно как произведение суммы налога, исчисленного при добыче угля на каждом участке недр и коэффициента, определяемого для каждого участка недр в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ.

Налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 г. в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.

Таким образом, согласно главе 26 НК РФ:

а) Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр (ст. 334, 335).

Постановка на учет в качестве налогоплательщиков осуществляется:

1. По месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. (территория субъекта(ов) РФ, на которой расположен участок);

2. По месту нахождения организации (месту жительства физического лица) в случае, если добыча полезных ископаемых осущеcтвляется на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ либо арендуемых.

б) Объектом налогообложения являются (ст. 336, 337 НК РФ):

1. Полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ;

2. Полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;

3. Полезные ископаемые, добытые из недр за пределами РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (а также арендуемых).

Метан угольных пластов не является объектом налогообложения (п. введен ФЗ от 29.12.12 №278-ФЗ).

в) Налоговая база при добыче угля определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (Ст. 338-340 НК РФ в ред. от 29.11.12).

г) Налоговый период – календарный месяц (ст. 341 НК РФ);

д) Налоговые ставки (ст. 342 НК РФ):

- на коксующийся уголь – 57 руб.,

- на антрацит – 45 руб.,

- на бурый уголь – 14 руб.,

- на прочие виды энергетического угля – 24 руб.

е) Исчисление и уплата налога – сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по углю исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы (в редакции от 29.11.12).

При добыче угля налогоплательщик имеет право уменьшить сумму налога, исчисленную за налоговый период на сумму расходов, связанных с обеспечением безопасных условий и охраны труда, либо по своему выбору учесть указанные расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При превышении суммы налогового вычета по участкам недр, по которым имеется право на вычет, над суммой налога, исчисленной по этим же участкам недр по итогам этого же налогового периода, размер налогового вычета принимается равным сумме налога, исчисленной по этим участкам недр.

Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами РФ, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя (ст. 343, ст. 343.2 НК РФ).

ж) Уплата налога и отчетность (ст.344, 345 НК РФ) – налог уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Обязанность представления налоговой декларации возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых.

Налоговая декларация представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика.

Налог на прибыль организаций – начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами.

Прибыль – результат вычитания суммы расходов из суммы доходов организации – является объектом налогообложения. Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 25 Налогового кодекса РФ.

Основная ставка налога на прибыль – 20%, из них: 2% – в федеральный бюджет, 18% – в бюджет субъекта РФ. Законодательные органы субъектов РФ могут понижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%.

Налоговый период – это период, по окончании которого завершается процесс формирования налоговой базы, окончательно определяется сумма налога к уплате (cт. 285 НК РФ). По налогу на прибыль организаций налоговым периодом признается календарный год.

Выплаты по трудовым договорам – с 1 января 2010 г. заменили Единый социальный налог, вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы, согласно закону №212-ФЗ от 24 июля 2009 г. Суммарные ставки отчислений с 1 января 2010 г. не изменены, а с 1 января 2011 г. увеличены ставки отчислений в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования. Для вредных производств, т.е. где работники выходят на пенсию раньше, введены дополнительные страховые взносы в ПФ РФ (табл. 2).Табл. 2 Ставки выплат по трудовым договорам в РФ

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц согласно статье 207 НК РФ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения (ст. 209 НК РФ) признается доход, полученный налогоплательщиками:

  • от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
  • от источников в Российской Федерации – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При определении налоговой базы (ст. 210 НК РФ) учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Налоговый период регламентируется статьей 216 НК РФ и составляет календарный год. Налоговые вычеты по налогу на доходы на физических лиц делятся на: cтандартные, социальные, имущественные и профессиональные. Основная налоговая ставка – 13%.

Налог на имущество организации – это налог на движимое (приобретенное до 1 января 2013 г.) и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесённое в совместную деятельность). Относится к региональным налогам. Плательщиками указанного налога являются российские и иностранные организации, которые осуществляют деятельность на территории Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации. Налоговая ставка не может превышать 2,2%. Допускаются дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, являющегося объектом налогообложения.

Налоговая база налога на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Начисляется налоговая база в соответствии с данными бухгалтерского учета организации. Налоговым периодом является один календарный год. По итогам налогового периода, не позднее 30 марта предоставляется налоговая декларация.

Законодательной базой для налога на имущество организаций является Глава 30 Части II НК РФ.

Налог на добавленную стоимость – косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.

В результате применения НДС конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого им блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации, так как налог со своей части стоимости, «добавленной» к стоимости приобретённых сырья, работ и (или) услуг, необходимых для производства, уплачивает в бюджет каждый, кто участвует в производстве товара, работы или услуги на различных стадиях.

Налоговая ставка НДС в России составляет 18% и применяется по умолчанию, если операция не входит в перечень облагаемых по ставке 10% или в перечень со ставкой 0%.

Сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

Моментом определения налоговой базы (ст. 167 НК РФ) является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;
  • при передаче права собственности в целях настоящей главы приравнивается к его отгрузке;
  • при реализации налогоплательщиком товаров, переданных им на хранение по «договору складского хранения» с выдачей складского свидетельства, момент определения налоговой базы по указанным товарам определяется как день реализации складского свидетельства;
  • день уступки денежного требования или день прекращения соответствующего обязательства;

Кроме регулирования отрасли с помощью ставок НДПИ, в некоторых регионах, например в Кемеровской области, действует комплексная система региональных законов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности.

Для проектов, которые являются приоритетными для Кузбасса, то есть имеют инновационную направленность и социальную значимость, предусмотрено предоставление льгот по региональным налогам. Преференции получают субъекты производственной деятельности. Так, в Кемеровской области реально работают законы, которые гарантируют инвесторам: снижение налога на прибыль с 18 до 13,5%; освобождение от налога на имущество организаций; снижение до 5% ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения.

В Кемеровской области инвесторам предоставляется возможность развивать свой бизнес на земельных участках, обеспеченных инженерной инфраструктурой, или с возможностью подключения к ней. Речь идет о зонах экономического благоприятствования. Механизм их работы достаточно прост: предприниматель получает участок, максимально комфортный для ведения бизнеса, в зоне, где действуют четкие правила, пользуется налоговыми льготами и преференциями, организационной и информационной поддержкой со стороны управляющих компаний ЗЭБ. В качестве налогового регулирования для развития внутреннего рынка угля в мире используют «налоговые каникулы». В 2013 г. был произведен возврат части ранее уплаченного НДС.Табл. 3 Налоги в угольной отрасли РФ и методика их расчета

В табл. 3 приведены вышеперечисленные налоги и методика их расчета. На диаграмме показаны фактические доли различных налогов в общей сумме налоговых выплат угольных компаний России в период с 2006 по 2013 г.

С помощью таможенно-тарифного регулирования можно стимулировать инновационное развитие угольной отрасли. Например, регулируя ставку ввозной таможенной пошлины на инновационное оборудование, можно стимулировать компании к приобретению такого оборудования.

Регулируя ставку импортной пошлины на уголь, по примеру Украины, можно увеличить спрос на уголь отечественных производителей, путем замещения им импортного.Доли различных налогов в общей сумме налоговых выплат угольных компаний России в период с 2006 по 2013 гг.

Предложения по совершенствованию механизмов ценовой, налоговой, амортизационной и тарифной политики в угольной отрасли

Рекомендуемые механизмы совершенствования ценовой, налоговой, амортизационной и тарифной политики в угольной отрасли, включая механизмы реализации внутреннего и внешнего рынков угля, предусматривают реализацию нижеследующих предложений:

I. В налоговой, амортизационной и тарифной политике:

а) в части налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ):

- освобождение от уплаты НДПИ на начальном и конечном этапах разработки лицензионных участков;

- разработка системы коэффициентов территориальной дифференциации ставок НДПИ, исходя из условий конкурентоспособности угольного топлива в структуре топливно-энергетических балансов регионов;

- формирование механизма «защиты» целевого использования дополнительных финансовых средств, обусловленных скидками с НДПИ по учитываемым факторам опасности работ при добыче угля;

- разработка системы индексирования составляющих частей НДПИ на основе котировок цен на уголь, регистрируемых на товарно-сырьевой бирже Санкт-Петербурга; б) увеличение до 30–40% доли списания на себестоимость инвестиционных затрат при постановке основных средств на амортизационный учет;

в) обоснование возможности использования повышательного коэффициента до 3 к действующей норме амортизации при кредитной схеме привлечения инвестиций;

г) применение налоговых кредитов (по налогу на прибыль) в случае приобретения и использования предприятиями нового инновационного оборудования;

д) применение налоговых вычетов (по налогу на прибыль) в случае строительства предприятиями «инновационных» мощностей, осуществляемого за счет собственных источников финансирования;

е) предоставление права предприятиям на налоговые кредиты в случае, если затраты на НИОКР составляют более 2% от суммы реализованной продукции, а также отнесение затрат предприятий по НИОКР на себестоимость выпускаемой продукции;

ж) установление системы налоговых каникул для строительства производственных мощностей по глубокой переработке угля;

з) обоснование возможности отмены налога на имущество по горным выработкам, не имеющим потребительной стоимости для предприятий, находящихся на стадии ликвидации;

и) разработка системы отчислений предприятий в «Ликвидационный Фонд», обеспечивающих минимальную дополнительную финансовую нагрузку на их текущий бюджет;

к) разработка системы, повышающей мотивацию к использованию предприятиями нового инновационного оборудования, путем применения технических регламентов, устанавливающих запрет на использование оборудования старше указанного срока, или путем многократного увеличения на такое оборудование действующей ставки налога на имущество;

л) применение «плавающих» таможенных пошлин на машины и оборудование для угольной промышленности, не имеющих российских аналогов, предусматривающих обнуление пошлин на срок 3–5 лет с последующим ростом их величины и восстановлением;

м) применение для разрабатываемых угольных пластов с газоносностью более 20 м3 метана на 1 т добываемого угля начислений и уплаты НДПИ с последующим её возвратом предприятию при условии использования метана или продуктов его переработки на товарном рынке.

II. В части расширения внутреннего рынка угля:

а) усиление экономической мотивации части газоугольных электростанций в большем потреблении угля путем введения акцизов на сжигаемый газ, либо применения методов технического регулирования, обеспечивающих снижение потребления газа в конкретных станциях;

б) переход на долгосрочные контракты поставок угля для предприятий электроэнергетики, ЖКХ и металлургии, предусматривающие применение расчетных формул при определении будущих цен на уголь;

в) организация корректного учета цен на уголь в регулируемых тарифах на электроэнергию для угольных электростанций, как важное условие оздоровления коммерческих отношений между поставщиками и потребителями угля, в т.ч. путем применения индексов цен на уголь, регистрируемых по сделкам на товарно-сырьевой бирже СанктПетербурга;

г) принятие нормативных и законодательных актов, обеспечивающих закупку угля для нужд государственных федеральных, региональных и муниципальных организаций и органов власти, а также организаций с государственной долей собственности в уставном капитале только через аккредитованные Правительством РФ товарно-сырьевые биржи;

д) применение системы предотвращения необъективного завышения цен на угольную продукцию путем:

- мониторинга биржевых цен на уголь и разработки на их основе формулы по расчету «справедливых» цен на уголь;

- установления правил, в соответствии с которыми предприятия, продающие уголь по цене выше «справедливой», должны обязательно зарегистрировать такие сделки путем уведомления ФАС России;

- принятия решения о дополнительном налогообложении подобных сделок в случае отсутствия доказательной базы, предоставляемой предприятиями в ФАС России, о том, что дополнительные затраты, повлекшие за собой увеличение цены, были вызваны необходимостью внедрения на предприятии новых инновационных проектов;

е) недопущение реального роста железнодорожных тарифов (учитывая высокую транспортную составляющую в конечной цене угля): их рост должен быть не выше темпов инфляции в стране;

ж) повышение удельного веса вагонной составляющей в транспортном тарифе на перевозку угля.

III. В части расширения внешнего рынка угля:

а) разработка требований и принципов организации системы мониторинга ж.д. тарифов при перевозке угля на экспорт и ставок фрахта на международные морские перевозки угля;

б) обеспечение «гибкости» железнодорожных тарифов, которые должны изменяться в зависимости от биржевой конъюнктуры ставок фрахтов морских перевозок, осуществляемых странами-конкурентами;

в) участие государства в софинансировании вопросов обеспечения инфраструктуры, в первую очередь железных дорог (расшивка «узких» мест);

г) применение экологических пошлин на уголь, ввозимый на территорию Российской Федерации;

д) активная политика государства при проведении антидемпинговых расследований в отношении российских экспортеров за рубежом;

е) обеспечение информационно-консультативного содействия экспортерам, функционирование информационных баз для экспортеров (подобная система начала функционировать в Минэкономразвития РФ);

ж) устранение административных барьеров при экспорте, в том числе таможенных формальностей (предлагается установить фиксированную ставку таможенных сборов за таможенное оформление в отношении товаров, не облагаемых вывозными пошлинами, сократить перечень документов, предъявляемых при экспорте товаров, в которым не применяются вывозные пошлины и нетарифные ограничения); осуществление работ по упрощению процедур нетарифного регулирования экспорта товаров;

з) обеспечение государственного страхования отдельных видов рисков, включая риски от колебания валютных курсов, несостоятельности покупателя, а также некоммерческих рисков, частных экспортных кредитов и долгосрочного лизинга;

и) распространение действия закона о стимулировании и поддержке инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, в Забайкалье, Бурятии и Иркутской области, (обладающих меньшим железнодорожным плечом экспортной поставки угля в страны АТР), согласно которому на освоение новых месторождений предоставляются льготы по снижению или освобождению от НДПИ;

к) разработка комплексной государственной экспортной стратегии угля, нефти и газа с целью устранения ценовой конкуренции российских поставщиков этих энергоресурсов на внешних рынках Европы и АТР;

л) возложение на Минэнерго России функции прогнозов мировых цен на энергоносители с целью формирования эффективных экономических сигналов для угольного бизнеса;

м) возложение на Минэнерго России и торговые представительства России за рубежом функции долговременного прогноза цен и потенциала стран по импортированию угольной продукции;

н) организация силами Минэнерго России и центрами отраслевой компетенции мониторинга рынков сланцевого газа, сланцевой нефти и оценки последствий (в т.ч. ценовых) их развития на экспорт российского угля в долгосрочном периоде времени;

о) содействие в организации рекламных и маркетинговых кампаний за рубежом, создание и ведение Интернет-портала внешнеторговой (в т.ч. ценовой) информации и других мероприятий.

Прогнозы налогов с угольных предприятий России в период до 2035 г

Прогнозы налогов с угольных предприятий России в период до 2035 г приведены в табл. 4.Табл. 4 Налоговое окружение угольной отрасли (в долл. США 2010 г.)

Согласно разработанным прогнозам, сумма налоговых поступлений в бюджеты всех уровней в 2035 г. вырастет, соответственно, по «консервативному» и «целевому» вариантам развития отрасли до 1485,5 млрд долл. США (в ценах 2010 г.) и до 1787,4 млрд долл. США (в ценах 2010 г.).

Ключевые слова: налоговое регулирование, угольная промышленность, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налог на прибыль организаций, выплаты по трудовым договорам, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организации, прогнозы налогов, методические положения расчета налогов, совершенствованию механизмов ценовой, налоговой, амортизационной и тарифной политики

Журнал "Горная Промышленность" №6 (118) 2014, стр.18