Космическая карьера... в карьере

А.Б.Внуков, к.т.н., Генеральный директор ООО «Геопарк»

Настоящая статья посвящена практическому применению спутниковой навигации на предприятиях, деятельность которых связана с автомобильными перевозками. В ней рассматривается один из вариантов использования системы мониторинга автомобильного транспорта на открытых горных работах. Цель внедрения системы - автоматизация процесса учета совершенных рейсов, расхода топлива, расчета пробега самосвалов и контроля их движения в течение смены.

Для реализации поставленной задачи автомобили, осуществляющие перевозки, были оснащены «черными ящиками», а программное обеспечение развернуто на рабочих местах диспетчеров.

Установка бортовых комплектов осуществлялась по классической схеме: сами ящики устанавливались в кабине водителя (рис. 1), а антенны - на крыше самосвала. Отметим лишь небольшую, но существенную особенность: антенны размещались на специальных кронштейнах в верхней части кабины (рис. 2). Такая установка антенны позволила ей обеспечить наибольший угол обзора небесной сферы, чем, в свою очередь, достигалось устойчивое, надежное и точное определение параметров движения автомобиля.


Черные ящики выполняли лишь одну основную функцию - определение (с использованием сигналов спутниковой системы навигации) и непрерывную запись всех перемещений автомобилей в течении смены. Функциональная нагрузка программного обеспечения, развернутого на диспетчерском пункте, более многогранна и разнообразна и ее можно охарактеризовать как «интеллектуальная и статистическая обработка накопленной путевой информации». Более подробно с типовой конфигурацией и принципами действия системы типа «черный ящик» можно ознакомиться в статьях «Черный ящик - чистая прибыль» («Грузовик-пресс», №8,2005) и «Тайна за семью печатями» («Грузовик-пресс», №10,2005).

Для автоматизации процесса в программное обеспечение интегрирована электронная карта-схема маршрутов движения автомобилей, включая места погрузки, разгрузки, заправки, возможные трассы перемещения самосвалов и другие объекты, связанные с процессом перевозки грузов.

До внедрения системы мониторинга учет рейсов к местам погрузки и обратно осуществлялся вручную несколькими контролерами, круглогодично дежурившими в нескольких местах по пути следования машин. После внедрения системы расчет показателей сменной работы переместился на диспетчерский центр и стал необременительным по объему и времени циклом работ, сводящимся к следующим основным этапам:

1.    Регистрация карты памяти на водителей. На данном этапе происходит регистрация электронного носителя путевой информации на конкретного водителя. Это позволяет впоследствии при считывании информации автоматически идентифицировать карту памяти и сопоставить считанную информацию конкретному водителю и транспортному средству, на котором водитель осуществлял рейс. После регистрации карта памяти устанавливается в «черный ящик», и самосвал уходит в рейс. Длительность процесса регистрации карты на одного водителя занимает не более 20-30 секунд.


2.    Накопление информации. Водитель отрабатывает свою смену, а информация о всех поездках накапливается в «черном ящике» на карте памяти. По окончании смены карта сдается диспетчеру для дальнейшей обработки. Особенность данного этапа применительно к карьерным перевозкам состоит в том, что перемещение транспортных средств происходит на ограниченной территории по одним и тем же трассам, многократно повторяясь. В результате накопленную к концу смены информацию трудно разделить визуально на отдельные поездки, поэтому для упрощения обработки был разработан алгоритм автоматической фильтрации и сортировки передвижений самосвалов по территории карьера. Работы в соответствии с этим алгоритмом и составляют суть следующего этапа.


3.    Обработка. Накопленная информация считывается в компьютер. Автоматически осуществляется разбивка всего рейса на отдельные поездки от одного пункта до другого, например: экскаватор - фабрика, фабрика - экскаватор, экскаватор - отвал, фабрика - бункер, бункер - цех погрузки, база - АЗС и т.п. Упомянутые пункты наносятся заранее на карту с использованием программы «Редактор маршрутов и расписаний», входящей в состав программного обеспечения. Программа автоматически фиксирует время прибытия самосвала на интересующие пункты и время отправки из них, время в пути, рассчитывает пробег от одного пункта до другого, скорость движения и другие данные, удовлетворяющие непраздное любопытство диспетчерского и руководящего состава (рис. 3).


4.    Формирование отчетов. Обработанная информация сводится в отчеты, генерируемые по формам, определенным заказчиком. Отчеты позволяют получить исчерпывающую информацию о проделанной водителем работе, о количестве перевезенного груза, направлении его перемещения, о количестве отдельных рейсов, пробеге, общего времени в пути, времени простоя и многой другой полезной информации (рис. 4).

Понятно, что внедрение и освоение современных технологий требует от руководства предприятия целеустремленности и воли, а от персонала - понимания и усилий по преодолению сложившихся шаблонов в работе и устоявшихся стереотипов в сознании. Однако, как показывает практика, использование космических достижений становится актуальным и выгодным в таком земном (в прямом и переносном смысле) деле, как карьерные разработки.

Поистине, путь в космос может пролегать и по бортам, уступам и транспортным съездам карьера!

Журнал "Горная Промышленность" №3 2006