Кранлайны горногеологические и технологические предпосылки эффективного применения

И.А.Сидоренко, Лауреат Премии Совета Министров СССР, вед. научн. сотр., к.т.н., ИПКОН РАН
М.Н.Котровский, ст. научн. сотр., горн. инж., НПК «Гемос Лтд»

На некоторых горных предприятиях РФ и стран СНГ в последние годы драглайны используются для прямой погрузки горной массы в средства автомобильного и ж.-д. транспорта. Накопленный опыт позволил высветить существенные конструктивные и технологические недостатки драглайнов для такого их использования. Радикальное устранение этих недостатков может быть обеспечено применением нового вида экскавационно-погрузочной техники -кранлайнов - драглайнов шагающих погрузочных (ДШП).

На современных карьерах драглайны используются, как правило, в качестве выемочно-перевалочной машины при бестранспортной системе разработки. Хорошо известна успешная практика широкомасштабного применения крупных драглайнов на разработке угольных месторождений Восточной Сибири в России, в Австралии, а также марганце-ворудных месторождений в Украине в экскаваторно-отвальных схемах.

На карьерах СССР (в частности, на ССГОКе) драглайны впервые использовались в комбинированных схемах, предусматривающих отработку нижним черпанием уступа мягких и сыпучих пород с выкладкой их в штабель и с последующей перегрузкой в железнодорожный транспорт мехлопатой. Прямая погрузка драглайном в средства железнодорожного и автомобильного транспорта в 1960-70-е годы Правилами ТБ не допускалась. Рост грузоподъемности отечественных и зарубежных средств карьерного автотранспорта в 1980-90-е годы и особенно интенсивный в последующие два десятилетия, открыл техническую доступность прямой погрузки драглайном автосамосвалов и железнодорожных думпкаров. Такая практика сегодня получила распространение на некоторых разрезах Кузбасса и Приморья, а также на Михайловском железорудном карьере КМА. При этом, если на разрезах применяются драглайны со стандартными стрелами, то на карьере МГОКа для погрузки в железнодорожный и автотранспорт стрелы у драглайнов укорачивают с 70 до 50 м [1]. Сформировавшийся за последние два десятилетия устойчивый спрос на драглайны, способные вести прямую погрузку горной массы в карьерный колесный транспорт, стимулировал ОАО «Уралмаш» к освоению выпуска драглайнов с длиной стрелы 25-30 м на гусеничной базе экскаваторов-мехлопат [2, 3]. Драглайны с укороченной стрелой и на гусеничном ходу (производства P&H) давно применяются на фосфоритных карьерах Марокко для прямой погрузки вскрышных пород в автосамосвалы грузоподъемностью 70-110 т [4].

Востребованность и своевременность разработанного ИПКОН РАН совместно с ННЦ ГП-ИГД им. А.А. Скочинского технического предложения по созданию выемочно-погрузочной машины нового типа - кранлайна [5] -подтверждается самой логикой развития и практикой горного производства, а также предопределены усложнением горногеологических условий разрабатываемых месторождений и необходимостью существенного снижения расходов на добычу полезных ископаемых в целях обеспечения их конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках сырья.

Основные достоинства кранлайнов

Кранлайн по своим техническим возможностям обеспечивает выемку не только мягких пород, но и хорошо взорванной горной массы и, вместе с тем, позволяет производить безударную ее выгрузку в кузов автосамосвала или думпкара, как это характерно для мехлопат [5]. Кранлайны, подобно шагающим драглайнам, способны отрабатывать высокие уступы нижним черпанием при сравнительно небольшом удельном давлении на грунт (см. рис.). В целом высота разрабатываемого кранлайном уступа по крайней мере в два раза больше, чем у мех-лопаты, что существенно расширяет технологические возможности такого оборудования и позволяет получать значительный экономический эффект только от сокращения практически вдвое количества рабочих горизонтов на карьере, протяженности транспортных коммуникаций и дальности транспортирования горной массы в режиме подъема. Другие преимущества использования кранлай-нов [6]: увеличение генерального угла рабочего борта карьера на 6-10° с соответствующим уменьшением объемов горнокапитальных работ и размеров территорий, отторгаемых горными работами под отвалы; сокращение объемов работ по строительству и содержанию внутрикарьерных железных или автомобильных дорог; уменьшение объема буровзрывных работ и расхода ВВ; повышение технической производительности кран-лайнов за счет снижения удельного веса рабочего времени на передвижения экскаватора в высоком забое. Учитывая преобладание на современных карьерах транспортной системы разработки, кранлайны открывают реальную перспективу увеличения высоты уступов с 12-15 м до 30 м. Переоснащение открытых разработок кранлайнами взамен мехлопат представляется на сегодня одним из самых перспективных путей повышения их эффективности и экономичности.

Первый опыт создания кранлайнов

Идея и основные конструктивные решения кранлайна были впервые запатентованы в России в 1993,..., 2001 гг. [7], а первое практическое воплощение его в металле (правда, лишь в конструкции драглайна, применяемого по бестранспортной технологии) состоялось за рубежом. Специалистами Австралийского кооперативного центра горных технологий и оборудования совместно с партнерами фирмы P&H разработана новая универсальная система подвески и управления ковшом драглайна, которая впервые была установлена на драглайне ВЕ 1370 [8]. Конструктивно система состоит из двух подъемных канатов при одном тяговом, двух барабанов подъемных лебедок и одного - тяговой лебедки и двух головных блоков, разнесенных вдоль стрелы, и третьего, отклоняющего, блока - для подъемного каната.

По данным P&H [9] использование новой системы на драглайнах, работающих по простой бестранспортной схеме обеспечивает повышение их производительности до 30%. Этот результат достигается, в том числе, благодаря электронной системе полуавтоматического управления положением днища ковша в момент его загрузки, переноса и разгрузки. Как показали испытания, применение дополнительного (второго) подъемного каната обеспечивает сокращение рабочего цикла на 5% (т.к. ковш поднимается из забоя сразу же после его наполнения), что позволяет на 2-3% увеличить время производительного использования машины, на 3-5% снизить эксплуатационные расходы. Применение полуавтоматической системы дисплейного наблюдения за положением днища груженого ковша и его выгрузки позволяет формировать не привычный, гребнеобразный, рельеф отвала, а «плоский» - наиболее благоприятный для последующей рекультивации и освоения.

Несмотря на то, что новая универсальная система подвески и управления ковша драглайна разработана специалистами P&H для «классических» драглайнов (предназначенных для работы по бестранспортным схемам), сам факт ее создания свидетельствует о реализуемости идеи кранлайна - нового типа выемочно-погрузочной машины с гибкой связью ковша со стрелой, имеющей три лебедки и, соответственно, три каната и два разнесенных вдоль стрелы подъемных блока.

Возможные масштабы и области эффективного применения кранлайнов

Выполненные сотрудниками ИПКОН РАН и ННЦ ГП-ИГД им. А.А. Скочин-ского исследования [10] позволили разработать классификацию условий эффективного применения кранлай-нов и выделить для геогенных месторождений нижеприведенные главные признаки их перспективности для отработки кранлайнами:

- наличие пластов полезного ископаемого горизонтального и пологого залегания мощностью 15-25 м и более, а также кратных этим величинам;

- наличие породных междупластий мощностью 10-20 м и более;

- наличие покрывающей толщи мягких и сыпучих пород мощностью 20-30 м и кратной им;

- сильное обводнение карьерного поля вне зависимости от глубины залегания месторождения. Отдельную и довольно значительную группу потенциальных потребителей кранлайнов составляют карьеры, отрабатывающие техногенные месторождения, сформированные при складировании мокрых хвостов обогащения угля и руд. К главному признаку, характеризующему техногенное месторождение как благоприятное и в высшей степени перспективное к отработке кранлайнами, относится слабая несущая способность его массива и сильная его обводненность, не допускающие применения экскаваторов-мехло-пат, колесных видов погрузочной и транспортной техники. Способность кранлайнов вести выемку нижним черпанием при существенно большем, чем у мехлопат, радиусе черпания, обеспечивает безопасные условия для отработки, например, хвостохранилищ обогатительных фабрик, цветных и редких металлов, угля, руд черных металлов, все чаще подвергающихся повторной отработке как альтернатива геогенным месторождениям.

Конструктивная схема кранлайна ДШП 15.50

Одним из примеров реального интереса к техногенным месторождениям может служить выполненный ОАО «Институт Гипроруда» проект по ТЭО эффективной технологии разработки лежалых хвостов, расположенных в периферийной части хвостохранили-ща обогатительной фабрики одного из ГМК Республики Узбекистон. В ТЭО обоснованы альтернативные варианты технологии разработки лежалых хвостов с учетом следующих особенностей техногенных месторождений такого типа: мелкозернистость (пылеобраз-ность) разрабатываемого полезного ископаемого (грансостав хвостов 1-0,002 мм, с!ср= 0,15-0,34 мм); низкая несущая способность хвостов в отрабатываемой части хвостохранилища -до 1,5 кг/см2; недопустимость разубоживания полезного компонента месторождения и обусловленная этим невозможность использования привозного грунта для устройства призабойных автодорог и отсыпки трасс движения экскаваторов; необходимость только послойной отработки хвостов заходками по всему периметру хвосто-хранилища.

Низкая несущая способность хвостов и невозможность использования подсыпки и привозных пород определили предпочтительность использования драглайнов ЭШ-8/30 с удельным давлением на грунт 0.6 кг/см2 при работе, 1.1 кг/см2 при шагании, и автосамосвалов БелАЗ-7548 (42 т). Предпочтение, отданное драглайнам, объясняется еще и возможностью их размещения на кровле отрабатываемого уступа, что особенно важно в условиях неопределенности с влажностью и несущей способностью отрабатываемых хвостов. В упомянутом ТЭО, по существу, запроектирована технология отработки техногенного месторождения с использованием кранлайнов. Первый шаг в проектировании технологии применения кранлайнов для разработки техногенных месторождений дает основание полагать, что спрос на них будет возрастать по мере расширения масштабов вовлечения таких месторождений в хозяйственный оборот. Кроме того, к техногенным месторождениям, благоприятным к отработке кранлайнами, следует отнести отвалы мягких и несвязных (песчаных и песчано-глинистых) пород, отсыпанных гидравлическим способом. На сегодняшний день такие отвалы становятся если не единственным, то практически легко доступным и весьма перспективным источником природных песков для строительных отраслей промышленности.

Геогенные и техногенные объекты, перспективные для применения кранлайнов

С использованием вышеизложенных признаков выделены конкретные месторождения России, странах СНГ, а также дальнего зарубежья, перспективные для разработки кранлайнами. Проведенное нами изучение проектных материалов институтов «Гипрошахт» и «Гипроруда», во-первых, подтвердило своевременность создания нового типа выемочно-погрузочной машины, а, во-вторых, позволило разделить потенциальных потребителей кранлайнов на три большие группы: I - первоочередные потребители; II -перспективные потребители; III - специальные потребители.

В I группу сведены действующие горные предприятия, в отношении которых выполнены проектные проработки, содержащие прямые указания на необходимость применения драглайнов, оснащенных «устройством для прицельной разгрузки ковша в кузов автомобильного и железнодорожного карьерного транспорта». К таким предприятиям из числа угледобывающих относятся разрезы: Лучегорский №1 и Лучегорский №2 (ЗАО «ЛуТЭК»), на которые, согласно рекомендациям АО «СПб-Гипрошахт» для снижения объема капитальных затрат и себестоимости добычи угля необходимо приобрести три драглайна ЭШ-11.70.П, что исключит необходимость приобретения как минимум двух ЭКГ-10М (для Лучегорского №1); Павловский №2 (ОАО «Приморскуголь») - здесь для снижения расходов на добычу угля, сокращения количества транспортных горизонтов за счет увеличения высоты вскрышного уступа и непосредственной погрузки вскрышных пород в железнодорожный транспорт необходимо приобрести три драглайна ЭШ-11.70.П; Тюльганский (ОАО «Башкируголь»), где в соответствии с рекомендациями инта «Уралгипрошахт» драглайны, используемые для выемки угля и замещения его породой в приграничной полосе, необходимо оснастить устройствами для точной разгрузки ковша в железнодорожные полувагоны. Предварительная потребность в кранлайнах только для вышеназванных угольных предприятий до 2005 г. составляет не менее 8 ед., из них 7 - с ковшом 10-15 м3 и один - с ковшом 6.5 м3. К первоочередным для внедрения кранлайнов следует отнести и разрез на Яман-Юшатырском месторождении, разработка которого отложена до окончания эксплуатации Тюльганского месторождения. Согласно проекту «Уралгипрошахт» здесь предусмотрены пять драглайнов ЭШ-15.50 для выемки основного (95%) объема вскрыши с вывозкой железнодорожным транспортом. Несомненно, это предполагает оснащение драглайнов устройством для непосредственной разгрузки ковша в думпкары.

Во II группу предприятий (перспективных для разработки кранлайнами) отнесены как проектируемые, так и действующие карьеры и разрезы, для которых предусматривается реконструкция рабочей зоны в целях улучшения технико-экономических показателей добычи полезного ископаемого, в т. ч. за счет увеличения высоты уступов. К этой группе относятся действующие карьеры, осуществляющие плановое техническое переоснащение парка выемочно-погрузочной техники и также связанного с ним увеличения основных элементов системы разработки. Из числа изученных нами разрезов и карьеров к этой группе отнесены предприятия, эксплуатирующие свиты пластов полезного ископаемого, моноклинально падающих, имеющих междупластья мощностью 10-15 м и более, и для которых характерно постоянное нарастание объемов вскрыши, отрабатываемой по транспортной системе разработки (многие разрезы Кузбасса: Сибиргинский, Кедровский, Черниговец, Междуречье, Осинниковский и др.; Нерюнгринский и Эльгин-ское месторождение в Республике Саха (Якутия) и Холбольджинский - в Восточной Сибири). К группе предприятий, перспективных для применения кранлайнов, относятся также карьеры, полностью или частично законсервированные вследствие резкого снижения спроса на сырье, но имеющие значительные запасы. Для таких карьеров при возникновении потребности в их сырье использование кранлайнов обеспечит высокие скорости разноса бортов и темпы углубки и развития фронта горных работ.

Выделенные в III группу, специальные потребители, объединены особыми требованиями к выемочно-погрузочному оборудованию, формулируемыми свойствами разрабатываемых как природных, так и техногенных полезных ископаемых: сильной водооснащенностью (влажностью); слабой устойчивостью в откосах в сухом и влажном состоянии. Примерами таких потребителей являются предприятия по отработке обезвоженных лежалых хвостов обогатительных фабрик, угольные и рудные карьеры, верхние уступы которых ставятся в предельное положение, а также песчаные карьеры, на которых применение гусеничной и колесной выемочно-погрузочной и транспортной техники технологически весьма затруднено. Такие потребители предъявляют к экскавационной машине, прежде всего, требования, во-первых, безопасной и надежной работы вне призмы возможного обрушения откосов слабонесущих грунтов; во-вторых, беспрепятственной возможности совершения маневров (поворотов, разворотов) в забоях и, в-третьих, способности прямой и точной погрузки в средства автомобильного и железнодорожного транспорта. Кранлайны, имеющие достаточно большой радиус черпания и возможность прямой разгрузки ковша в кузов, а также меньшее удельное давление на грунт как при работе, так и при передвижении отвечают таким требованиям. Они представляют собой оборудование, которому пока нет равных для отработки перечисленных видов месторождений.

Из числа разрабатываемых зарубежных месторождений к перспективным относятся: Экибастузское угольное, фосфоритное Каратау, Качарское железорудное и новые Красногорские бокситовые. Из подготавливаемых к отработке месторождений Монголии кранлайны будут востребованы, в первую очередь, на Тавантолгойском угольном месторождении высококачественных энергетических и коксующихся углей.

Потенциальные потребители кран-лайнов имеются в Индии и Китае.

Оценка перспективности применения кранлайнов специалистами проектных организаций и действующих горных предприятий

В целях изучения мнения специалистов о возможностях применения кранлайнов в современных условиях, ИПКОН РАН в 2005 гг. провел письменный опрос проектных институтов горнодобывающей промышленности и многих карьеров и разрезов России. Характерной стала положительная оценка проектными организациями перспектив использования кранлайнов как на проектируемых и подготавливаемых, так и на действующих предприятиях открытой добычи полезных ископаемых. Ниже приводятся выдержки из некоторых отзывов институтов и предприятий.

ОАО «Кузбассгипрошахт»: в Кузбассе во всем многообразии горно-геологических условий эксплуатации, применяемых систем разработки... очевидно может быть найдена область эффективного применения принципиально нового вида экскаваторов - кранлайнов. Основными угледобывающими компаниями Кузбасса, среди предприятий которых целесообразно в той или иной мере применение новой технологии, в основе которой лежит использование кранлайнов, являются: ОАО «УК Кузбассразрезуголь», ОАО «Южный Кузбасс», ОАО «Междуречье», ХК «Сибирский Деловой Союз», ООО «Ерунаковская Угольная Компания», ОАО «СУ-ЭК», ХК ЗАО «Русский Уголь», ООО «КемТЭК», ОАО «Кузбасская Топливная Компания». Для оценки ориентировочной потребности в кранлайнах ДШП 15.50 для технического переоснащения экскаваторного парка угольных разрезов необходима разработка ТЭП внедрения кранлайнов для конкретных предприятий и совместные решения с угледобывающими компаниями об их возможном применении.

ОАО «Востсибгипрошахт»: на действующих предприятиях ОАО «Сибирской Угольной Энергетической Компании» (СУЭК) применение кранлайнов возможно на ОАО «Разрез Тугнуйский» и ОАО «Разрез Харанорский». На перспективу возможно использование кранлайнов при освоении Никольского каменноугольного месторождения, также принадлежащего СУЭК.

ОАО «ДальвостНИИпроектуголь» считает возможным применение кранлайнов на угольных разрезах Приморского края: РУ «Новошахтинское» (разрез «Павловский-2») и ЗАО «ЛуТЭК» (разрезы «Лучегорский-1» и «Лучегорский-2») при отработке нижних уступов транспортной вскрыши.

ОАО «Сибгипрошахт»: кранлайны представляют несомненный интерес для применения на открытых горных работах, т.к. расширяют возможную технологию горного производства. Модель кранлайна ДШП 15.50 подходит по параметрам для горно-геологических и технологических условий разрезов Нерюнгринского и Томусинского., а общее требуемое количество таких машин составит 10 штук на период с 2006 г. по 2010 г.

ОАО «Гипроруда»: с наибольшей вероятностью можно предположить использование кранлайнов на Чернянском железорудном месторождении КМА, по которому в настоящее время планируется разработка обоснования инвестиций, а также на карьерах ССГПО (Республика Казахстан), взамен отработавших экскаваторов ЭШ 10.70, которые осуществляют погрузку рыхлой вскрыши в ж/д составы.

ФГУП «ВНИПИпромтехнологии»: кранлайн с ковшом 15 м3 и стрелой 50 м (ДШП-15.50) для разработки месторождений высокими уступами представляет интерес, прежде всего, для проектируемых в настоящее время карьеров на золоторудных месторождениях Наталкинское, Западное и титано-магнетитовом - Куранах и др. Наиболее эффективное использование кранлайнов представляется на действующем золоторудном карьере Мурунтау (Республика Узбекистон) при отработке сильнотрещиноватых, средней крепости, пород. Для этого карьера потребность перехода на высокие уступы с погрузкой горной массы в транспорт, установленный на горизонте стояния экскаватора, приобрела высшую степень остроты в связи с технологической необходимостью поддержания крутых углов откоса рабочих бортов карьера. Возможная потребность в кранлайнах - по три-четыре единицы на каждое из перечисленных месторождений.

ОАО «Гипронеруд»: в настоящее время применение кранлайнов возможно рассмотреть для выполнения вскрышных работ на карьерах ОАО «Пав-ловскгранит» (Воронежская область) и РУПП «Гранит» (Микашевичи, Республика Беларусь).

ОАО «Гипроцемент»: многие цементные заводы, работающие на твердых известняках, выполняют большой объем вскрышных работ. Применение кранлайнов на разработке вскрыши обеспечит снижение затрат в ООО «Се-бряковцемент», ОАО «Вольскцемент», ОАО «Мордовцемент», ОАО «Осколцемент», ЗАО «Белгородский цемент».

РУ «Лучегорское» (ЗАО «ЛуТЭК»): вопрос применения на горных работах кранлайнов на протяжении ряда лет представляет интерес для РУ «Лу-чегорское». Прежде всего, это связано с возможностью отработки кранлайном широких заходок, что сокращает объем путепереукладочных работ, и отработки нижележащих горизонтов без их транспортного вскрытия. Схемы с подъемом породы драглайнами с последующей отгрузкой мехлопатами на ж.-д. транспорт применяются достаточно широко; при замене драглайна на кранлайн из технологии исключается промежуточное складирование горной массы на рабочих площадках и последующая вторичная экскавация при погрузке в транспорт... Представляют интерес также возможности кранлайна (как и драглайна) работать на заоткоске под углами 40-60° уступов, сложенных неустойчивыми породами или формируемых в тектонически нарушенных массивах. На предприятии эпизодически производились попытки прямой погрузки транспорта драглайнами ЭШ 10.70. Однако, значительные длина стрелы и объем ковша привели к отказу от дальнейших попыток ввиду существенной потери производительности драглайна. Уже более пяти лет постоянно применяется на погрузке породы и угля драглайн ЭШ 6.45 как в ж.-д. транспорт (думпкары 2-ВС-105, полувагоны ПС-65, ПС-70), так и в автотранспорт (БелАЗ-7532, БелАЗ7548). Суточная производительность составляет 4.5-5.0 тыс. м3. РУ «Лучегорское» заинтересовано во внедрении на предприятии кранлайнов с ковшом до 10 м3, в т. ч. методом модернизации работающих в настоящее время драглайнов ЭШ 11.70.

ОАО «Севералмаз»: разработка нового оборудования, позволяющего эффективно отрабатывать месторождение со сложными гидрогеологическими условиями и карьером большой глубины, безусловно, необходима. В силу конструктивных особенностей кранлайнов их применение открывает возможность обеспечения более безопасных условий производства погрузочных работ по сравнению с драглайнами. Вопрос об изменении проекта «ГОК на месторождении алмазов им. М.В. Ломоносова» для возможности применения кранлайнов может быть вновь рассмотрен после 2010 г.

* * *

Анализ накопленного опыта как эпизодического, так и регулярного применения драглайнов на прямой погрузке угля, руд и вскрышных пород в карьерный транспорт, исследования ТЭД, ТЭО и проектов, посвященных использованию драглайнов в транспортных системах разработки, а также изучение мнений специалистов проектных организаций и действующих горных предприятий подтверждают актуальную необходимость организации выпуска драглайнов погрузочного типа (кранлайнов). Новый тип карьерной выемочно-погрузочной машины востребован не только отечественными, но и зарубежными карьерами, отрабатывающими как геогенные, так и техногенные виды сырья.

ЛИТЕРАТУРА:_

1. Домбровский А.Н. Опыт применения драглайнов для погрузки вскрыши в карьерный транспорт. «Горная Промышленность» №3,2005, с. 56-57.

2. Груздев А.В., Бойко Г.Х. Шагающие экскаваторы-драглайны производства корпорации «Объединенные машиностроительные заводы»//»Горная Промышленность», №3,2003, с. 3-6.

3. Фоминых С.Б., Дурнев Н.В. Драглайны ОМЗ малой единичной мощности. «Горная промышленность». -2004. - №5, с. 33-35.

4. Ellie Praft. Big business. World Mining Equipment. April, 2004, p. 40-41.

5. Кранлайнновый вид шагающего драглайна. Авт.: Трубецкой К.Н., Киселев Н.Н., Домбровский А.Н., Кот-ровский М.Н. // «Горная промышленность». - 1999. - №3, с. 32-35.

6. Технико-экономические преимущества применения кранлайнов для технического перевооружения карьеров. Авт.: Домбровский А.Н., Сидоренко ИА., Сеинов Н.П., Котровский М.Н. // «Горная промышленность». - 2000. - №2, с. 52-55.

7. Погрузочный экскаватор-драглайн. Патенты РФ №2039160 (от 23.12.1993 г.), №2079609 (от 7.12.1994 г.), №2186178 (от 13.11.2001 г.).

8. P&H Universal dragline system upgrade. Facts & Features. A Guide to P&H Mining Equipment. - Материалы фирмы P&HMinePro Services, Рег. №XS-2641.2 AG-70, 4 с.

9. New P&H Dragline system Improves Dragline Productivity Up to 30%. - Материалы фирмы P&H MinePro Services, Рег. №XS-2643. 2FP-703, 2 с.

10. Разработка перспективных направлений развития технологий открытой добычи твердых полезных ископаемых на основе применения нового выемочно-погрузочного оборудования. - Отчет о НИР ИПКОН РАН по государственному контракту с Минтопэнерго №98-02-61б от 14.10.1998 г., Москва, 1999, 178 с.

Журнал "Горная Промышленность" №4 2005