Продукция ТЕХАСО для энергогенерирующих установок на базе газовых двигателей

А. Кораблев, А. Шацкий, технические специалисты СП «ТНК-ТЕКСАКО», Москва


Группа масел GEOTEX LA объединяет малозольные низкощелочные минеральные масла, предназначенные для смазки стационарных двигателей (с турбонаддувом и без него), работающих на природном газе.

Масла GEOTEX LA изготавливаются из смеси парафиновых минеральных базовых масел высокой очистки и пакета присадок, содержащего дисперсанты, ингибиторы окисления и противозадирные компоненты. GEOTEX LA может применяться во всех газовых двигателях, для которых производители рекомендуют использовать масла с низкой зольностью. Характерное для группы низкое содержание цинко- и фосфоросодержащих присадок соответствует требованиям большинства производителей катализаторов.

Масла для двигателей, работающих на природном газе, должны сохранять свои свойства в условиях тяжелых нагрузок и высоких рабочих температур в течение длительного времени. При работе газовых двигателей в таких условиях происходит окисление и нитрование масла. В серии продуктов GEOTEX LA базовые масла и пакет присадок подобраны таким образом, чтобы эти процессы замедлялись. GEOTEX LA содержат не более 280 ppm. фосфора и 300 ppm. цинка, поэтому совместимы с двигателями, использующими выхлопные катализаторы, т.к. предотвращают отравление катализатора.

GEOTEX LA удовлетворяют API CD – наивысшему уровню классификации, рекомендуемому производителями газовых двигателей, и Dresser-Rand Category III. При этом масла GEOTEX LA соответствуют требованиям, предъявляемым к механизмам, работающим на природном газе целого ряда изготовителей: Blohm & Voss, Dorman Diesels, Jenbacher, MAN, MWM Deutz, Perkins Engines, Pielstick, Ruston Diesels, Ulstein Bergen, Wartsila NSD, Caterpillar, Waukesha, Mirrlees.

Минеральное масло GEOTEX LF (LANDFILL) специально разработано для газовых двигателей, используемых в высокопроизводительных стационарных газовых станциях, работающих на газе из органических отходов, биогазе или природном газе с высоким содержанием серы. GEOTEX LF производится на основе высококачественного базового масла, обладающего исключительной устойчивостью против окисления/нитрования и снижения износа, вызываемого коррозионно-активными соединениями, такими как сероводород, хлор и соединения фтора (присутствующими в газе из органических отходов и биогазе). Оно имеет относительно высокий щелочной резерв для нейтрализации кислых продуктов, привнесенных примесями, содержащимися в газе: H2O, хлор и фтор.

Масло GEOTEX LF рекомендуется к применению в стационарных газовых двигателях как с турбонаддувом, так и без него, и работающих на газе из органических отходов, биогазе, сернистом нефтяном газе или других газах, содержащих коррозионно-активные примеси. Масло GEOTEX LF также совместимо с каталитическими нейтрализаторами типа NSCR. Применению масла GEOTEX LF в двигателях, оснащенных каталитическими нейтрализаторами должна предшествовать консультация с их производителем на предмет определения допустимого уровня содержания цинка, фосфора и сульфатной зольности.

Как и предыдущая, группа масел GEOTEX LF отвечает высшим требованиям API CD и соответствует требованиям, предъявляемым к маслам производителями газовых двигателей – фирмами Dorman Diesels, Fincantieri Diesels, Jenbacher, MAN, Mirrlees, MWM Deutz, Perkins Engines, Ruston Diesels и Waukesha.

Специальное малозольное низкощелочное масло GEOTEX PX разработано для высокопроизводительных стационарных двигателей, работающих на природном и других неагрессивных газах.

Исключительная стойкость GEOTEX PX к окислению/нитрованию и продолжительные интервалы между заменами масла достигаются за счет высококачественной основы масел. GEOTEX PX содержит пакет присадок, обеспечивающий превосходную защиту от образования отложений, износа и коррозии. Низкое содержание цинко- и фосфоросодержащих присадок делает их пригодными для использования в газовых двигателях с каталитическими нейтрализаторами.

GEOTEX PX рекомендовано к использованию как в стационарных газовых двигателях, работающих на природном газе с турбонаддувом, так и без него. Масло специально рекомендовано к применению в газовых двигателях, эксплуатирующихся в условиях, где требуются увеличенные интервалы его замены. Оно также может использоваться в двигателях с каталитическими нейтрализаторами.

GEOTEX PX одобрено и внесено в список MWM Deutz и Ulstein Bergen. Оно отвечает требованиям, предъявляемым к смазочным материалам большинства производителей газовых двигателей, работающих на природном и других неагрессивных газах: Caterpillar, Dorman Diesels, Jenbacher, MAN, Mirrlees, Perkins Engines, Pielstick, Ruston Diesels, Wartsila NSD и Waukesha.

Как свидетельствует мировая практика, использование высококачественных масел, поставляемых сертифицированными дилерами, избавляют потребителя от риска непредвиденных поломок агрегатов и узлов машины. Для условий наиболее часто встречающегося круглогодичного режима эксплуатации газовых двигателей на энерго- и теплогенерирующих станциях эта особенность играет важнейшую роль.


Ассортимент охлаждающих жидкостей, рекомендуемый для газовых двигателей, практически аналогичен ассортименту для дизельных двигателей. Однако отметим, что среди специальных жидкостей, выпускаемых TEXACO, выделяется уникальный продукт – Havoline Extended Life Antifreeze Coolant (HAVOLINE XLC), использующийся как охлаждающаяся жидкость и теплоноситель в двигателях внутреннего сгорания. HAVOLINE XLC, изготовленный на основе этиленгликоля, имеет улучшенные температурные характеристики (замерзание/кипение). Кроме этого, он обладает повышенными антикоррозионными свойствами и увеличенным периодом эксплуатации (зачастую равным нормативному сроку эксплуатации двигателя или автомобиля), которые достигнуты, благодаря использованию практически не срабатывающихся ингибиторов коррозии.

Повышенные эксплуатационные характеристики HAVOLINE XLC получены благодаря использованию собственной запатентованной бессиликатной технологии, основанной на использовании в качестве антикоррозионных присадок алифатических кислот. Это обеспечивает долговременную антикоррозионную защиту всех металлов, присутствующих в двигателе, включая алюминий и сплавы на его основе.

Как показали длительные испытания, тщательно подобранная комбинация моно- и дикарбоновых кислот в HAVOLINE XLC, гарантирует эффективную защиту двигателя грузовиков и автобусов на 650 тыс. км пробега (8 тыс. час.), для легковых автомобилей – не менее чем на 250 тыс. км (2 тыс. час.), для стационарных двигателей – не менее чем на 32 тыс. часов. После указанного пробега (наработки) рекомендуется сменить охлаждающую жидкость, но не реже 1 раза за 5 лет эксплуатации. HAVOLINE XLC защищает от любых видов коррозии, включая характерную для современных двигателей высокотемпературную поверхностную коррозию алюминия. Пакет ингибирующих присадок препятствует возникновению кавитационной коррозии системы охлаждения.

В целом, HAVOLINE XLC имеет следующие преимущества:

•    увеличенный срок действия, благодаря тщательно подобранной комбинации присадок улучшенного качества;

•    повышенные теплоотводящие свойства, улучшающие работу двигателя;

•    продление сроков службы термостата, радиатора и водяного насоса за счет повышенных защитных свойств и отсутствия образования абразивных частиц;

•    высокая надежность эксплуатации двигателя, благодаря несрабатывающемуся и химически стабильному ингибитору;

•    отсутствие силикатов и фосфатов – защищает двигатель от выпадения осадков из жестких вод;

•    не требуется добавок никаких дополнительных присадок в течение эксплуатационного периода, что экономит время и средства;

•    пригодно для смешанного парка машин (как легковых машин, так и тяжелых грузовиков);

•    экологически безопасен, так как содержит пакет присадок, основанный на карбоновых кислотах.

Для гарантированной антикоррозионной защиты HAVOLINE XLC должен использоваться не менее чем в 30%-ной концентрации, при этом обеспечивается незамерзание смеси до –20°C. Для климатических условий Севера Европы рекомендуется смесь в пропорции 50/50, позволяющая использовать ее при температурах до –38°C. Для более низких температурах содержание концентрата HAVOLINE XLC в смеси с водой может быть увеличено до 70%, что обеспечит возможность его эксплуатации до – 69°C. Смеси с большей концентрацией не рекомендуются.

HAVOLINE XLC имеет одобрение практически всех мировых фирм, выпускающих двигатели.

Как уже отмечалось, ТЕХАСО вместе с поставками масел в обязательном порядке снабжает потребителей своей продукции системами контроля их состояния, что позволяет отследить потенциальные угрозы техническому состоянию машины на ранней стадии, и, тем самым, предотвратить ее аварийную остановку, а также определить интервал замены, оптимальный для газа данного состава.

Использование высококачественных материалов и спецжидкостей ТЕХАСО вносит свою лепту не только в повышение рентабельности и экономичности производства электрической и тепловой энергии в когенераторных установках, но и обеспечивает комплексное и эффективное освоение месторождений природного газа, попутных и сопутствующих газов в угледобывающих районах, биогазов, а также обеспечивает сохранение чистоты окружающей среды.

Журнал "Горная Промышленность" №5 2003