Колесные фронтальные одноковшовые погрузчики LIEBHERR

К.Ю.Анистратов,
В.Д.Ковригин, ФГУП НАТИ


Немецкая фирма Liebherr в ряду землеройной техники одновременно с обширной гаммой гусеничных бульдозеров выпускает достаточно широкую номенклатуру колёсных фронтальных одноковшовых погрузчиков.

Типоразмерный ряд колесных погрузчиков включает 14 моделей с ёмкостью основного ковша в диапазоне 0,8–5 м3 и мощностью от 44 до 195 кВт. Эти погрузчики могут быть отнесены к трем категориям: сверхлегкой, легкой и средней (табл. 1).

Основные технические характеристики типоразмерного ряда колёсных погрузчиков приведены в табл. 2.

Колёсные фронтальные погрузчики скомпонованы по единой классической схеме со всеми ведущими колёсами одинакового размера и шарнирно-сочленённой рамой.

Принципиальным конструктивным решением для всей гаммы этих погрузчиков является применение гидростатической трансмиссии, на базе гидравлических узлов собственного изготовления. В области гидростатических трансмиссий фирма имеет более чем 30-летний опыт их применения на мобильных средствах механизации. Основу гидростатической трансмиссии составляют аксиально-плунжерные насосы и гидромоторы переменной производительности. Принципиальная схема такой трансмиссии представлена на рис. 1 и 2. Из указанных схем видно, что гидравлические насосы, включая насос для управления навесным погрузочным оборудованием, приводятся непосредственно от двигателя. Поток гидравлической жидкости под давлением 410 кг/см2 направляется к гидромотору, установленному на заднем мосту погрузчика. Мощность к переднему мосту передаётся карданной передачей. Оба ведущих моста имеют колёсные планетарные редукторы и механизмы блокировки дифференциала, который автоматически включается при достижении 45% уровня скольжения. Ведущие мосты оснащены многодисковыми, работающими в масле, тормозами, которые саморегулируются и не требуют обслуживания. Стояночный тормоз – многодисковый, механический, также находится в масляной ванне.

Гидростатическая трансмиссия оснащена специальной электрогидравлической системой регулирования, основное назначение которой заключается в недопущении перегрузки двигателя.

Передний мост – жесткой конструкции, задний (подмоторный) мост – балансирного типа с углом поперечного качания до 13° в каждую сторону (рис. 3).

Рама погрузчика состоит из двух полурам, соединенных в центре машины шарниром, обеспечивающим угол поворота (складывания) полурам в горизонтальной плоскости 28° в каждую сторону для погрузчиков сверхлегкой и легкой категорий и 40° – для погрузчиков средней категории. Разница в углах поворота полурам обусловлена габаритной длиной погрузчика, а для достижения высокого уровня маневренности требуются большие углы складывания полурам.

Гидросистема рулевого управления включает регулируемый в зависимости от нагрузки аксиально-поршневой насос с регулятором давления и пропорциональным распределителем. Поворот осуществляется с помощью двух гидроцилиндров двустороннего действия.

Гидросистема управления рабочим погрузочным оборудованием состоит из аксиально-поршневого насоса переменной производительности, электрогидравлического распределителя, осуществляющего управление гидроцилиндрами подъема-опускания стрелы и ковша. Максимальное рабочее давление жидкости в этой гидросистеме может достигать 300 кг/см2.

Управление погрузочным оборудованием осуществляется одним джойстиковым рычагом.

Кинематическая схема погрузочного оборудования может быть выполнена в двух вариантах: параллелограммного типа и Z-образного типа. Все шарниры погрузочного оборудования заправлены смазкой и оснащены уплотнительными устройствами, защищающими их от проникновения пыли и абразивных частиц, что способствует их большой долговечности.

Особое внимание фирма уделяет обеспечения комфортных и легких условий работы оператора. Все модели погрузчиков оснащены современными кабинами с системами защиты оператора в случае опрокидывания и падения тяжелых предметов (системы ROPS и FOBS). Кабины имеют достаточный объем, переднее стекло панорамного типа, распахивающуюся на 180° дверь, аварийный выход. Кабина устанавливается на задней полураме погрузчика посредством упругих амортизаторов. Сиденье оператора кресельного типа, регулируемое в 6-ти направлениях, а также по весу и росту оператора, снабжено ремнями безопасности.

Расположение органов управления и систем контроля полностью отвечает современным международным стандартам (рис.4), а качественная звукоизоляция позволяет обеспечить уровень шума в кабине в пределах 69–73 дБ (А). Меньший показатель соответствует уровню шума при отключенной системе вентиляции, а больший – при включенной.

Помимо систем вентиляции и обдува стекол кабина может оснащаться кондиционером.

Практически все модели погрузчиков по желанию потребителя могут оснащаться различными ковшами для работы на легких и скальных грунтах, сменными режущими кромками, а также ковшами с повышенной высотой разгрузки и вильчатыми механизмами для выполнения складских и штабелеукладочных работ, включая длинномерные грузы.

Выпускаемые фирмой Liebherr колесные фронтальные погрузчики, оснащенные современными гидростатическими трансмиссиями, по своим техническим характеристикам, удобству управления, эксплуатационным показателям отвечают современному мировому техническому уровню и могут успешно использоваться при выполнении разнообразных погрузочно-разгрузочных работ в различных строительных отраслях, при открытой разработке строительных материалов, а также на открытой добыче угля и различных рудных и нерудных полезных ископаемых.   

Журнал "Горная Промышленность" №3 2003