Универсальная путевая машина YHO-80

Павел Поганка, директор Представительства АО «Compel a.s.», Словакия

Среди традиционных видов продукции Словацких машиностроительных заводов, экспортируемых в Россию и страны б.СССР, значительное место занимают технические средства, машины и оборудование для ремонта и текущего содержания магистральных и промышленных железнодорожных путей. В ряду новых, освоенных производством машин, выделяется универсальная машина для замены шпал YHO-80. По своему назначению и возможностям YHO-80 является путевой машиной на железнодорожном ходу, способной не только заменять шпалы, но и с помощью соответствующего сменного оборудования выполнять выемочно-перегрузочные работы на сыпучих и связных нескальных грунтах, бурение скважин по мягким породам, кусторезные и планировочные работы на откосах и площадках железнодорожного полотна. Кабина, силовые агрегаты и рабочее оборудование машины смонтированы на двухосной железнодорожной платформе, имеющей с обеих сторон устройства для прицепки грузовых вагонов и платформ. Особенность машины – гидростатический привод ходовой части. Для приведения в действие как основного – шпалосменного, так и сменного рабочего оборудования машина оснащена гидроустановкой, обеспечивающей рабочее давление в гидросистеме привода. Кроме того, машина имеет пневматическую систему привода тормозов.

При работе машины по замене шпал к ней прицепляют одну или две платформы, на которых размещаются новые и заменяемые изношенные шпалы. При необходимости на платформе может размещаться некоторый объем балластировочного материала, который переэкскавируется грейферным ковшом. Для выполнения выемочно-погрузочных работ по мягким породам на стреле машины устанавливается экскаваторный ковш типа «обратная лопата» емкостью до 0.3 м3. Для переэкскавационных работ по сыпучим породам и, в частности, балласта, на стрелу навешивается грейферный ковш объемом 0.25 м3. Кусторезное навесное оборудование способно выполнять срезку кустарниковой поросли толщиной до 20 мм проходами шириной 1330 мм при движении машины со скоростью от 2 до 6 км/ч.

По желанию заказчика машина YHO-80 может комплектоваться и другими специальными навесными механизмами, например, манипуляторным, шпалоподбойным и бурильным.

Рабочие и технологические параметры машины YHO-80, оснащенной различным рабочим оборудованием, представлены на рис. 1.

Впервые машина YHO-80 была представлена в августе 2001 г. на выставках железнодорожной техники в Калуге (Россия) и Киеве (Украина), где она демонстрировалась с основным рабочим оборудованием, предназначенным для замены бетонных и деревянных шпал вместе с кусторезным и грейферным сменным оборудованием.

Универсальность машины сразу вызвала интерес у железнодорожников Украины. В частности, выполнен контракт, в соответствии с которым до конца 2002 г. было поставлено 11 машин на шесть отделений Украинских железных дорог. Все машины безотказно выполняют технологические работы, связанные с заменой шпал и выполнением других операций, соответствующих набору приобретенного навесного оборудования.

Однако, как показывает практика, выбор комплекта сменного оборудования и степень его использования зависят от специфических условий конкретного отделения железной дороги. Например, на некоторых железных дорогах востребовано грейферное оборудование, которое используется для переэкскавации грунта и балластировочного щебня. При необходимости машина используется интенсивно и на других работах: например, одна из поставленных украинским железнодорожникам машин в первом сезоне применялась преимущественно для кусторезки, когда очистила две стороны пути длиной 70 км. Железнодорожники отмечают комфортабельную и хорошо оборудованную кабину, простой и удобный пульт управления на джойстиковых рукоятках, мощный и надежный 4-х цилиндровый двигатель с турбонаддувом.

Украинские потребители машины убедились, что система управления рабочим оборудованием машины очень надежна и чувствительна к малейшим манипуляциям оператора.

Универсальная машина YHO-80 представляет несомненный интерес для горнодобывающих предприятий, горно-обогатительных и горно-металлургических комбинатов с развитой системой продъездных железнодорожных путей.

Журнал "Горная Промышленность" №1 2003, стр.