Продукция компаний ТНК и TЕКСАКО для эксплуатации машин в условиях Севера и Приполярья России

А.Кораблев, А.Шацкий, технические специалисты СП «ТНК-TЕКСАКО»

Периоду становления рыночных отношений в России и странах СНГ характерен ряд особенностей. Выделим две из них: первая – заключается в интенсивном техническом перевооружении и реконструкции промышленного производства и, в первую очередь, базовых отраслей промышленности – горнодобывающей и топливно-энергетической. Эта особенность проявляется в форме переоснащения предприятий новой техникой и технологиями. Другая особенность этого периода состоит во все большем проникновении горнодобывающей промышленности в северные и субарктические регионы России, подготовке и начале освоения целого ряда месторождений дефицитных и ценных полезных ископаемых.

Так, в последние несколько лет начались открытые разработки Среднетиманского бокситового месторождения в Республике Коми, ведутся работы по подготовке к освоению и отработке месторождений хрома, марганца и других металлов в районе Северного и Приполярного Урала, а также уникальных месторождений серебра в Магаданской и золота в Иркутской областях, начинается освоение и подготовка к открытой разработке алмазов в Архангельской области.

Надежность работы машин и оборудования в суровых северных условиях приобретает первостепенное значение, поскольку любая внеплановая, а, тем более, аварийная остановка в их работе чревата экономическими потерями производственников. Величина этих потерь становится особенно ощутимой и масштабно значимой при использовании современного горного оборудования большой единичной мощности.

В настоящей статье мы хотим акцентировать внимание читателя на ассортименте продуктов Российской Тюменской нефтяной компании (ТНК) и Американской компании TЕКСАКО (США), предназначенных для климатических условий Севера и Арктики и реализуемых на рынках России СП «ТНК-TЕКСАКО».

Ассортимент продуктов, производимых этими двумя компаниями, охватывает практически весь спектр узлов и агрегатов, нуждающихся в смазке и обслуживании на горной и транспортной технике, эксплуатирующейся в экстремальных условиях Севера.

Ходовая часть карьерных автосамосвалов. Для смазки редукторов заднего моста автосамосвалов БелАЗ грузоподъемностью 30–55 т, прежде всего, мы предлагаем масло ТНК ТМ 3-18к, являющееся улучшенным аналогом масла марки ТСп-15К. Оно имеет лучшие противоизносные и противозадирные свойства по сравнению с товарным ТСп-15К, и допущено ОАО «КАМАЗ» для узлов трансмиссии.

Существенно повысить ходимость мостов карьерных автосамосвалов грузоподъемностью от 55 до 220 т позволяет использование синтетического масла марки MULTIGEAR S 75W-90 – продукта TЕКСАКО.

Масло MULTIGEAR S 75W-90 поставляется в упаковках 1 л, 20 л, 208 л, ТМ 3-18к – поставляется в бочках 200 л.

Для систем гидравлического привода и гидрообъемных передач компания ТНК производит хорошо зарекомендовавшие себя в зимних и северных условиях на горных машинах гидромасло марок МГЕ-46В, «Марка А» и «Марка Р».

МГЕ-46В (ГОСТ 17479.3-85) предназначено для гидросистем (гидростатического привода) с рабочим давлением до 35 МПа и кратковременным повышением до 42 МПа.

Гидромасло марки «А» соответствует классу вязкости ISO 32 и предназначено для всесезонной эксплуатации в гидротрансформаторах, автоматических коробках передач и гидропривода усилителя руля. Оно используется также в качестве зимнего гидромасла в гидростатических и сервоприводах машин.

Гидромасло марки «Р» соответствует классу вязкости ISO 22 и используется в системах гидроусилителя руля и гидрообъемных передачах.

Из продуктов TЕКСАКО для систем гидравлики машин, эксплуатирующихся в условиях Крайнего Севера, мы предлагаем гидромасло RANDO EP ASHLESS 8410, являющееся высококачественным бесцинковым гидравлическим маслом с исключительно высоким индексом вязкости и температурой застывания ниже –60°°С.

Главное отличие гидромасла RANDO ЕР ASHLESS 8410 от других аналогичных масел состоит в том, что используемый в нем сульфатно-фосфорный тип присадок не вызывает образования зольных отложений (т.к. они не содержат цинка и других металлов).

Отличная текучесть при низких температурах выгодно отличает его от гидравлических масел на минеральной основе. Масло имеет превосходные антикоррозионные и хорошие водо- и воздухоотделительные характеристики.

Этот продукт специально создан для работы в арктических условиях, где важно обеспечить надежный холодный запуск гидросистемы.

Из ассортиментных рядов моторных масел компаний ТНК и TЕКСАКО для условий Крайнего Севера и Арктики в наибольшей степени подходит URSA Superflow – синтетическое моторное масло для высокопроизводительных, высокофорсированных дизельных и бензиновых двигателей большегрузных автомобилей, эксплуатирующихся как в условиях бездорожья, так и в крайне холодных климатических условиях.


Типовые характеристики моторного масла URSA Superflow:

Плотность при 15°С, кг/м3    853

Температура вспышки, °С    229

Температура застывания, °С    –48

Вязкость кинематическая при –30°С, МПа·с    3250

Индекс вязкости    170

Зольность сульфатная, % масс.    1.2


Продукт соответствует классу вязкости SAE OW-30, отвечающему требованиям автопроизводителей для эксплуатации при сверхнизких температурах – граница прокачиваемости этого масла –40°C. Оно готовится с использованием синтетических базовых масел с тщательно подобранным пакетом присадок, включающим в себя моющие, диспергирующие, противозадирные, антикоррозионные и антипенные составляющие.

На сегодня URSA Superflow рекомендуется для использования в горной, транспортной и вспомогательной технике шахт и карьеров, оснащенной двигателями фирм Caterpillar, Cummins, Detroit Disel (4-х тактные), Deutz, Komatsu, Fiat-Allis, Ford, GMC, MAN, Mack, J.I.Case, Volvo, Mitsubishi, Scania и некоторых других. Продукт поставляется также в качестве рабочей гидравлической жидкости для арктических условий, например, для техники Caterpillar.

Нормальная стабильная и экономичная работа двигателей внутреннего сгорания в разных климатических условиях не возможна без обеспечения соответствующего теплового режима. Одну из основных ролей в этом играют тип и свойства охлаждающей жидкости. Для условий Севера TЕКСАКО производит специальную жидкость Havoline Extended Life Antifreeze Coolant (XLC), используемую в двигателях в смеси с соответствующим количеством воды, как охлаждающую жидкость и теплоноситель.

Havoline XLC приготовлена на основе этиленгликоля и имеет улучшенные температурные (замерзание/кипение) характеристики. Кроме этого, она обладает повышенными антикоррозионными свойствами. Расширенный период эксплуатации охлаждающей жидкости, зачастую равный времени «жизни» двигателя или автомобиля, достигнут благодаря использованию практически не срабатывающихся ингибиторов коррозии.

Повышенные эксплуатационные характеристики Havoline XLC получены благодаря использованию запатентованной бессиликатной технологии, основанной на использовании в качестве антикоррозионных присадок алифатических кислот. Как показала практика, тщательно подобранная комбинация моно- и дикарбоновых кислот в составе Havoline XLC, гарантирует эффективную защиту двигателей грузовиков и автобусов на 650 тыс. км пробега (8 тыс. часов), легковых автомобилей не менее, чем на 250 тыс. км (2 тыс. часов), а также не менее, чем на 32 тыс. часов – двигателей стационарных установок.

Havoline XLC защищает от любых видов коррозии, включая высокотемпературную поверхностную коррозию алюминия, характерную для современных двигателей. Что особенно важно, пакет ингибирующих присадок препятствует кавитационной коррозии системы охлаждения и снижает до минимума кавитационный износ «мокрых» гильз цилиндров.

Havoline XLC также отличается целым рядом преимуществ:

•    повышенные теплоотводящие свойства – улучшают работу двигателя, а защитные свойства – продлевают сроки службы термостата, радиатора и водяного насоса;

•    химически стабильный и не срабатывающийся со временем ингибитор – обеспечивает надежную и долговременную эксплуатацию жидкости без ее долива;

•    улучшенная защита от выпадения осадков из жестких вод – благодаря отсутствию силикатов и фосфатов;

Для гарантированной антикоррозионной защиты Havoline XLC должна использоваться не менее чем в 33%-ной концентрации, обеспечивающей незамерзающие свойства до –20°С. Для Северной Европы рекомендуется смесь 50/50 (температура окружающего воздуха до –38°С), а для Арктических зон содержание концентрата Havoline XLC в смеси с водой может быть увеличено до 70%, что расширяет границы использования антифриза до –69°С. Существенной ценностью Havoline XLC является его уверенное использование в двигателях из железа (чугуна), алюминия и их сплавов, а также в охлаждающих системах из алюминиевых и медных сплавов.

Havoline XLC может применяться в смеси с большинством других охлаждающих жидкостей на этиленгликолевой основе, однако такое смешение сводит на нет преимущества жидкости. Продукт поставляется в упаковках 1, 5, 25, 208 и 1000 литров.

Havoline XLC одобрен для применения всеми основными мировыми производителями двигателей для горной, транспортной и других видов техники, используемой в горном деле.

Для смазки узлов и пар трения, в которых используются консистентные смазки, компания TЕКСАКО предлагает целую группу собственных продуктов Multifak EP – многофункциональных индустриальных литиевых консистентных смазок с противозадирными присадками на основе минеральных высокоочищенных масел – с диапазоном рабочих температур от –30 до 130°С.

Из всей группы продуктов для горной и вспомогательной техники, эксплуатирующейся в жестких условиях Севера, подходят Multifak EP Heavy, содержащее базовое масло с очень высоким показателем вязкости, и Multifak EP 2, как многофункциональная смазка для тяжелого оборудования, работающего в условиях высоких и низких температур, большой постоянной и ударной нагрузки, при высоких скоростях, а также при возможности контакта с водой.

Multifak EP Heavy рекомендуется, в первую очередь, для применения в крупных подшипниках качения горных и строительных машин, работающих с высокими нагрузками и низкими скоростями. Для машин, эксплуатирующихся в Северных условиях, мы рекомендуем смазку Multifak EP 2, имеющую допуски MAN 283-Li-P2, MB 267, Vogel, Safematic и поставляющуюся в упаковках 0.4 кг, 18 кг, 180 кг.

Для централизованных систем смазки большегрузных автомобилей компания ТЕКСАКО разработала специально смазку Multifak 6833 EP 00, обладающую диапазоном рабочих температур –50°С … +110°С и очень хорошо работающую в условиях Севера.

Полужидкая универсальная литиевая смазка Multifak 6833 EP 00 с антиокислительными, антикоррозионными, противоизносными и противозадирными присадками имеет хорошую механическую стабильность, водоотталкивающие свойства и, благодаря мягкой структуре, легко прокачивается. Кроме того, она может быть использована во всех типах редукторов, для которых рекомендованы полужидкие смазки. Multifak 6833 EP 00 применяется для смазки подшипников скольжения и качения, работающих в экстремальных динамически нагруженных условиях: в ступицах рельсового и автомобильного транспорта; в роликовых подшипниках дробилок, мельниц и мешалок; в централизованных подачах к высоконагруженным точкам смазки. Multifak 6833 EP 00 одобрена и допущена всеми производителями централизованных систем смазки: Firma Willy Vogel, Lincoln, Tecalemit и др.

Смазка Multifak 6833 EP 00 поставляется в упаковках 18, 50 и 180 кг.

Для обеспечения надежной и устойчивой работы дизельных двигателей горных машин при экстремально низких температурах воздуха наша компания предлагает специальные топливные присадки Texaflow superconcentrate, использование которых понижает температуру начала кристаллизации топлива, способствуя предотвращению забивки (запарафинированию) топливных фильтров системы. TЕКСАКО производит также специальную топливную присадку Diesel Additive Extra, снижающую дымность выхлопа двигателя и поддерживающую детали топливной системы в идеально чистом состоянии и, одновременно с этим, обеспечивающую качественную и надежную смазку механизмов системы, приводя, в конечном итоге, к повышению срока службы топливных насосов. Такое свойство присадки особенно ценно и важно для двигателей, работающих на арктическом топливе, имеющем минимальную вязкость.

В заключение мы хотим подчеркнуть, что в типовой пакет услуг, оказываемых компанией СП «ТНК-TЕКСАКО» своим клиентам, включен обязательный регулярный мониторинг состояния масел в двигателе и других системах машин. Это гарантирует выявление на ранней стадии неисправностей систем, своевременное предупреждение о возникновении угрозы аварийной ситуации в них, предотвращение вынужденных неплановых простоев машин. По данным мониторинга, например, мы сегодня можем выявить возникновение неисправностей уплотнений воздушных фильтров двигателя.

Мировой и наш собственный опыт деятельности в России свидетельствует, что названные продукты, поставляемые на рынки России и стран СНГ компанией СП «ТНК-TЕКСАКО» гарантируют безаварийную работу горных машин в экстремальных условиях Крайнего Севера.    

Журнал "Горная Промышленность" №1 2003, стр.