Опыт применения бортовых контроллеров на карьерных самосвалах «БелАЗ»

В.А.Руденко, нач. КБ электронных систем УГК БелАЗ
A.Ф.Клебанов, зам. генерального директора «ВИСТ Групп»

 

В настоящее время бортовые контроллеры СКЗ-02 являются штатным оборудованием большегрузных самосвалов БелАЗ. Контроллеры СКЗ-02 в составе автономной системы контроля загрузки и расхода топлива (СКЗ и РТ) предназначены для решения следующих задач:

•    контроль веса перевозимого груза и защита карьерных самосвалов от перегрузки;

•    учет количества рейсов и пройденного пути (груженого и порожнего самосвала);

•    контроль соблюдения скоростного режима;

•    контроль расхода топлива;

•    накопление технологической и диагностической информации о транспортном средстве с возможностью распечатки ее на принтере или съема данных с помощью ноутбука.

Использование бортовых контроллеров позволяет обеспечить равномерную и точную загрузку карьерного самосвала, максимально увеличить его среднеэксплуатационную производительность, обеспечить продление срока службы и тем самым снизить себестоимость транспортных работ, существенно повысить трудовую и технологическую дисциплину.

Бортовые контроллеры СКЗ-02 разработаны «ВИСТ Групп» (Москва) совместно со специалистами ПО «БелАЗ» с учетом возможности их использования в составе системы диспетчеризации горно-транспортного оборудования «Карьер».

Наибольший эффект от применения СКЗ и РТ достигается при создании автоматизированной диспетчерской системы, включающей в себя все карьерные самосвалы предприятия. При этом на самосвале стандартный бортовой контроллер СКЗ-02 оснащается дополнительной радионавигационной платой, устанавливается GPS-антенна и радиостанция для передачи данных. Телеметрическая информация в режиме реального времени передается на диспетчерский центр для обработки и хранения.

Эффект от внедрения системы диспетчеризации достигается за счет увеличения времени производительного использования оборудования в течение смены, обеспечения экономии ресурсов при достижении необходимых объемов производства, повышения трудовой и технологической дисциплины персонала, создания основы для объективной оценки деятельности служб и участков предприятия и предпосылок планомерного ремонта и обслуживания парка машин, оптимизации грузопотоков.

Примером комплексного подхода в управлении горно-транспортным оборудованием является ЗАО «Черниговец», где все большегрузные самосвалы БелАЗ-7512 и БелАЗ-75131 были оснащены контроллерами СКЗ-02 с радионавигационной платой, GPS-антеннами и радиостанциями.

На начальном этапе система использовалась без радиоцентра, данные периодически переписывались с бортовых контроллеров карьерных самосвалов на портативный компьютер и в дальнейшем обрабатывались на сервере системы диспетчеризации. Даже на этом этапе удалось исключить факты приписок рейсов и тем самым повысить трудовую дисциплину.

Интересно, что большинство водителей приветствовало установку оборудования, контролирующего их работу, полагая, что тем самым отпадает техническая возможность для недобросовестных водителей приписок рейсов и несанкционированного слива топлива. Ведь ранее, в случае несоответствия статистики и маркшейдерского замера, зарплата урезалась со всех водителей без исключения.

На следующем этапе внедрения автоматизированной системы диспетчеризации горно-транспортного оборудования в ЗАО «Черниговец» был смонтирован радиоцентр. В результате появились дополнительные возможности. Горный диспетчер, диспетчер автобазы, маркшейдер или любой другой пользователь, находящийся в локальной вычислительной сети предприятия, может в реальном режиме времени контролировать работу горно-транспортного оборудования и оперативно принимать решения, позволяющие добиваться максимальной производительности и управлять качеством добываемого полезного ископаемого на основе управления грузопотоками.

Диспетчер в любой момент времени знает, где находится та или иная единица техники, сколько рейсов было сделано в указанный промежуток времени тем или иным самосвалом, а также сколько было загружено самосвалов тем или иным экскаватором. Диспетчер может получать информацию обо всех типах простоев и принимать соответствующие меры по их сокращению.

Маркшейдерская служба предприятия использует данные системы диспетчеризации как для контроля объемов, так и для контроля правильности ведения горных работ (например, для контроля мест разгрузки и отвалообразования).

На предприятиях, получающих новые карьерные самосвалы, оборудованные системой контроля загрузки и расхода топлива непосредственно на ПО «БелАЗ», контроль работ, выполненных самосвалом, ведется исключительно по данным бортового контроллера СКЗ-02. По информации с ОАО «АПАТИТ», наличие только одного механизма подсчета количества рейсов позволяет коренным образом изменить методы контроля количества перевезенной горной массы. На сегодняшний день автоматика СКЗ и РТ фиксирует рейсы со 100%-ой точностью. Полагаясь на нормативные данные предприятия по средней загрузке карьерных самосвалов и количество рейсов ими сделанных, можно более точно вычислить объем выполненных работ. Поскольку возможность приписки рейсов отпала, и водители это хорошо понимают, отпала и возможность слива излишков топлива, что привело к существенной экономии дизельного топлива.

Руководство Ингулецкого горно-обогатительного комбината приняло решение вести учет работы карьерных самосвалов, оборудованных СКЗ и РТ, исключительно по данным системы, а машины с неисправной СКЗ и РТ считать неработоспособными и отправлять в ремонт.

В последнее время проведен ряд работ по повышению точности измерения количества перевозимой горной массы и расхода топлива, что позволило гарантировать точность измерения данных параметров не хуже 5%.

Расширение применения бортовых контроллеров на самосвалах БелАЗ идет по следующим направлениям:

•    подключение дополнительных датчиков к СКЗ-02 (например, инклинометр) для расширения функциональных возможностей СКЗ и РТ;

•    разработка и испытания бортового контроллера АГМП, позволяющего в дополнение к функциям СКЗ и РТ реализовать автоматическое управление гидромеханической передачей, а также диагностику систем и узлов карьерного самосвала;

•    объединение всей электронной аппаратуры в единый бортовой комплекс с использованием CAN-шины для обмена информацией между устройствами, входящими в состав комплекса (СКЗ и РТ, системой контроля давления в шинах, системой управления тяговым электроприводом и т.п.).

Журнал "Горная Промышленность" №6 2002, стр.