Шины БШК «Белшина» для карьерной техники

Д.А.Савицкий, генеральный директор РУП «БШК «Белшина»

Беларусь известна во всем мире как крупный производитель большегрузных автомобилей, строительно-дорожных, подъемно-транспортных, сельскохозяйственных машин и тракторов. Основным поставщиком шин для этой техники является Белорусский шинный комбинат «Белшина» – одно из крупнейших шинных предприятий в мире.

Современный технический уровень оснащения производства, квалифицированный персонал, высокая культура и организация труда гарантируют качество выпускаемой продукции, соответствующее требованиям мировых стандартов. Комбинат является лидером в СНГ по производству шин для автомобилей большой грузоподъемности. Благодаря надежности и долговечности, белорусские шины для автосамосвалов грузоподъемностью от 30 до 180 тонн завоевали высокую репутацию при эксплуатации в горнорудных карьерах во всех климатических зонах.

На конкурсе «Лучшая автомобильная шина на дорогах России», проводившемся в рамках IV Международной выставки «Шины, РТИ и каучуки’2001» шина размера 21.00-33 модель 166АМ производства РУП «БШК «Белшина» была удостоена Серебряной медали (Золотая медаль в этой номинации не присуждалась).

Повышению технического уровня наших шин, их долговечности во многом способствовали постоянные тесные связи с БелАЗом, научно-исследовательским институтом крупногабаритных шин и непосредственно с потребителями.

Важнейшим итогом этой работы явилось строительство и ввод в эксплуатацию в 1985 году завода сверхкрупногабаритных диагональных шин по лицензии японской фирмы TOYO Rubber. Японскими специалистами на этом заводе воплощены самые лучшие технологические и технические решения по производству сверхкрупногабаритных шин, существовавшие в мире в то время. И сегодня завод сверхкрупногабаритных шин вызывает удивление и восхищение у представителей самых передовых шинных фирм мира по прецезионности изготовления браслета каркаса и гермослоя, технологии сборки и формования покрышек.

Постоянная работа специалистов комбината над совершенствованием конструкции шины, рецептуры резин, технологических процессов позволили повысить пробег в эксплуатации шин размера 33.00-51 с 30 до 45–65 тыс. км.

Но на сегодняшний день технические требования к шинам по предельно-допустимым нагрузкам, скоростям движения, плечу пробега, расходу топлива значительно повысились, появилась новая оценка эффективности использования шины – стоимость тонно-километра пробега.

В настоящее время достижение высоких технико-экономических показателей использования самосвалов ограничивает применение на них шин диагонального построения. Диагональные шины 18.00-25 и 21.00-33, применяемые соответственно на самосвалах грузоподъемностью 30 и 42 тонны, при номинальной нагрузке могут работать на плечах откатки до 5 км.

Аналогичная ситуация складывается и по диагональным сверхкрупногабаритным шинам 27.00-49, 33.00-51, 40.00-57. Их использование ограничивает максимальную скорость движения самосвалов до 40 км/час (шины 27.00-49) и до 32 км/час (шины 33.00-51 и 40.00-57), а также среднюю эксплуатационную скорость до 16.5 км/час на плечах откатки до 4.9 км.

Анализ ситуации на рынке показывает, что спрос на шины диагональной конструкции резко падает. На горно-добывающих и горно-металлургических предприятиях России, Украины, Узбекистана, Казахстана и др. регионов наблюдается устойчивый рост потребности в технике с более высокой производительностью и грузоподъемностью.

В настоящее время средняя ходимость цельнометаллокордных шин размера 33.00Р51, производимых фирмами Bridgestone, Goodyear и Michelin составляет 90 тыс. км, а отечественных диагональных – 45 тыс. км. Генеральным направлением повышения конкурентоспособности отечественных шин является создание производства радиальных шин с металлокордом в каркасе и брекере в бескамерном исполнении.

Радиальная конструкция шины и применение металлокорда вместо текстильного принципиально изменяют механику работы шины, приводят к снижению ее материалоемкости, снижают теплообразование, расход топлива, позволяют повысить скорости движения автомобиля, сопротивление сквозным порезам и проколам, продлить срок службы шины до 90–100 тыс. км.

На комбинате разработана цельнометаллокордная шина 33.00Р51 модели Бел-102 под нагрузку 41.4 тонны, максимальную скорость 50 км/час. Разработка шины проводилась с использованием современных методов и систем автоматизированного проектирования, отличающихся от ранее применявшихся более полным приближением расчетов к реальным режимам и условиям эксплуатации. Реализация этого проекта позволит полностью удовлетворить потребность ПО «БелАЗ» в таких шинах.

Выбор технологического процесса изготовления ЦМК шин производился исходя из анализа всех существующих конкретных условий эксплуатации и ситуации на рынке. Использование новых эффективных материалов, усовершенствованной технологии их переработки и современных методов контроля дает основания для получения высоких результатов по ходимости шины. При выборе технологического процесса, заготовительного, сборочного и вулканизационного оборудования учитывался опыт ведущих зарубежных фирм (Continental, Goodyear, Bridgestone). Специалистами комбината разработана новая конструкция секторных пресс-форм, которая улучшает технические характеристики оборудования и расширяет его технологические возможности.

Радиальная шина 33.00Р51 превосходит аналог по следующим показателям:

•    эксплуатационная производительность:

-    диагональная шина 33.00-51 модель ФТ-116 – 464 тонно-км/час;

-    радиальная шина 33.00Р51 – 690 тонно-км/час;

•    эксплуатационный ресурс (пробег):

-    диагональная шина 33.00-51 модель ФТ-116 – 45000 км;

-    радиальная шина 33.00Р51 – 90000 км;

•    имеет меньшее теплообразование при качении;

•    пониженный расход топлива на 5–7% за счет уменьшения сопротивления качению;

•    экономия затрат на техническое обслуживание более чем на 10%.

На «Белшине» разработано технико-экономическое обоснование на организацию производства шины 33.00Р51, проведены технические консультации по данной проблеме с японскими фирмами Mitsubishi Corparation, Mitsubishi Heavy Industry и Kawasho Corparation.

На заводе крупногабаритных шин совместно с научно-исследовательским институтом КГШ разработаны цельнометаллокордные (ЦМК) шины 18.00Р25 модели ФБел-99 и 21.00Р33 модели ФБел-100А, организован участок по их производству, изготовлена первая опытная партия шин 18.00Р25 ЦМК, однако производство этих шин сдерживается из-за отсутствия у автомобилестроителей бескамерных ободьев.

ПО «БелАЗ» ведет постоянную работу по созданию новых видов карьерной техники и совершенствованию серийно выпускаемой, что требует от РУП «БШК «Белшина» интенсивного обновления и расширения ассортимента шин. В соответствии с Протоколом о намерениях по разработке и освоению производства шин для карьерных самосвалов и спецтранспорта на период 2002–2005 года, перед «Белшиной» стоит задача по созданию и освоению следующих шин:

•    27.00Р49 для автомобилей

БелАЗ-7549 г/п 90 тонн;

•    40.00Р57 для автомобилей

БелАЗ-75303 г/п 200–220 тонн;

•    36.00Р51 для автомобилей

БелАЗ-7517 г/п 155–170 тонн;

•    37.00Р57 для автосамосвалов

г/п 170–180 тонн;

•    55/80Р63 для автосамосвалов г/п 280–320 тонн;

•    355/80-29 для самоходных вагонов БелАЗ-7927 г/п 15 тонн;

разработать и внедрить в производство цельнометаллокордные шины 21.00Р35, 24.00Р35, 29,5/75Р25, 35/65/33.

Сегодня, в условиях жестких требований рынка, профессиональный уровень специалистов РУП «БШК «Белшина» в сочетании с использованием передовых технологий и современного оборудования позволяют качественно выполнять любую работу, удовлетворить самые высокие требования потребителей.

Создание современных экономичных шин создает благоприятную обстановку на рынках сбыта не только для «Белшины», это одновременно позволяет улучшить технические параметры, а, следовательно, и конкурентоспособность БелАЗов, потеснить конкурентов в горнодобывающей отрасли в России и странах СНГ.

Таким образом, эта задача переходит в разряд государственной как в рамках Беларусии, так и в союзном государстве России и Беларусии.

Одновременно с освоением производства радиальных цельнометаллокордных шин «Белшина» продолжает работы по повышению качества диагональных шин. Разработаны мероприятия, позволяющие повысить гарантийные нормы пробега диагональных шин с 26 тыс. км до 45–65 тыс. км индивидуально по каждому ГОКу в зависимости от конкретных условий эксплуатации. Сегодня эти условия прорабатываются с каждым потребителем для заключения контрактов на 2002 год. Безусловно, это будет способствовать повышению качества шин и росту авторитета «Белшины» в глазах наших потребителей.  

Журнал "Горная Промышленность" №6 2001