Новая шинозащитная цепь фирмы PEWAG

Г.Б.Баду, глава Представительства PEWAG-Weissenfels в России

Кольцевая цепь RINGSTAR, предлагаемая сегодня в качестве мощного и экономичного средства защиты шин на крупнотоннажной колесной погрузочной и бульдозерной технике, является дальнейшим развитием технической идеи вращающегося рабочего звена.

Кольцевым цепям все чаще и чаще отдается предпочтение перед плоскозвенными цепями, поскольку кольцевые цепи позволяют получить высочайший экономический эффект.

Главная особенность кольцевой конструкции заключается в том, что рабочее звено, выполненное в виде кольца, изнашивается гораздо медленнее аналогичного по весу рабочего звена, выполненного в виде пластины. При движении машины рабочие кольцевые звенья, находящиеся в данный момент в «пятне сцепления», вращаются вокруг оси соединительного кольцевого звена, подобно роликам в подшипнике. Трение скольжения здесь заменено на трение качения, что, согласно школьной физике, энергетически гораздо выгоднее. Другая непреложная истина из вузовского курса «Сопротивление материалов»: чем меньше трение – тем меньше износ.

Иначе говоря, если взять два одинаковых по весу, но разных по форме звена, одно из которых – плоское, второе – кольцевое, то второе будет служить до полного износа на 30–40% дольше первого.

Помимо повышенной долговечности, цепь кольцевой конструкции имеет множество других весьма важных в техническом отношении преимуществ, остановимся на главных:

•    гораздо более плотная сетка цепи, или, что то же самое, гораздо меньшие просветы между звеньями. Минимальный просвет сетки составляет всего 4.4 см, это означает, что фрагменты породы диаметром 4 см не смогут повредить шину;

•    увеличенное на 40–50% (по сравнению с плоскозвенными цепями) количество элементов, приходящееся на 1 м2 сетки. Это означает, что нагрузка от веса машины лучше рассредоточена между точками контакта звеньев и грунта, удельная нагрузка на 1 контакт снижена, износ происходит медленнее, срок службы цепи растет;

•    кольцевая цепь обладает лучшими показателями по противоскольжению, поскольку имеет большее количество точек контакта с грунтом. Это качество приобретает особое значение для подземных машин, когда приходится преодолевать крутые уклоны, и почва горной выработки сложена вязким слоем «закладочных пород»;

•    несмотря на относительно малые просветы между звеньями, кольцевая цепь имеет более высокую способность к самоочистке от глинистого мелкозема, забивающего сетку цепи;

•    соединительные кольца изнашиваются равномерно по всей внутренней поверхности, благодаря тому, что при движении машины рабочие звенья не только вращаются вокруг осей соединительных звеньев, но и смещаются вдоль этих осей. Это приводит к отсутствию зон постоянного контакта, где плоские рабочие звенья «пропиливают» в соединительных кольцах углубления, приводящие к разрушению цепи;

•    при наездах на препятствия (крупные глыбы, куски скальных пород), сравнимые по размерам с 0.1–0.4 диаметра колеса, кольцевая цепь проявляет эффект, который максимально близко можно описать словом «эластичность», это проявляется в своего рода «обволакивании» препятствия цепью (а следовательно – и шиной). Это снижает воздействие на шину, нивелируя «пиковую» локальную нагрузку на элементы конструкции шины, сберегая шину;

•    если посмотреть на кольцевую цепь со стороны шины, то здесь также можно увидеть преимущество: перекатывающиеся по протектору кольцевые звенья не оказывают на протектор столь сильного воздействия, как это происходит с углами плоских рабочих звеньев. Это весьма благоприятно сказывается на шине, продлевая ее ресурс. Кроме того, становится вполне допустимым и реальным устанавливать под цепь шины с низким протектором L2 (E2) вместо L5 (E5), что влечет дополнительную экономию эксплуатационных затрат.

Кольцевые цепи производства PEWAG, несмотря на внешнюю простоту являются продуктом высочайших технологий, применяемых на очень немногих европейских предприятиях.

В табл. 1 мы приводим основные технические показатели нашей новой цепи, что позволит заинтересованным читателям оценить цепь RINGSTAR по достоинству.

Площадь сечения соединительного кольца составляет 167 мм2. Интересно то, что уменьшение этой площади на каждые 10% влечет за собой снижение срока службы цепи на 20–30%.

Другой пример: отношение массы износа к весу «целого» звена. Фактически это основной прямой показатель долговечности и экономичности цепи. Каждые 2–3% уменьшения этого показателя «укорачивают» срок службы цепи на 10–15%.

Все приведенные в таблице «качественные» показатели выгодно отличают цепь RINGSTAR от аналогичных по конструкции цепей других производителей.

Эти параметры могут быть использованы для сравнения аналогов и по параметру «цена» – «качество». Цены у PEWAG заметно ниже, причем в той же мере в какой выше технические показатели.

Ироничный и прагматичный читатель может спросить: «Все эти цифры и их «отношения» – всё это обычные рекламные трюки. А вот как эти килограммы и миллиметры будут работать в моей шахте?» У нас есть ответы и на такие вопросы.

Хорошим примером высокой эффективности применения шинозащиты может служить корпорация «КазахМыс». Кольцевые цепи RINGSTAR прошли серьезную проверку на прочность и долговечность в медных шахтах Жезказгана. Цепи испытывались на колесных погрузчиках CATERPILLAR 980 F, на шинах размера 26.5–25 L2+ производства GOODYEAR. За период испытаний «декабрь 2000 г. – сентябрь 2001 г.» срок службы цепей в среднем составил 5460 мото-часов. Шины, не защищенные цепями, редко «доживали» до 1000–1200 мото-часов.

Технологическая эффективность шинозащиты, равно как и «отдача» от денег, затраченных на закупку цепей совершенно очевидна, цифры говорят сами за себя.   


А как обстоят дела с эффективностью капиталовложений в производство, с экономией эксплуатационных затрат на Вашем предприятии?

По старинке закупаете шины и без конца их меняете?

Журнал "Горная Промышленность" №6 2001