Shell Tellus - опережающий время

В настоящее время гидравлические приводы широко используются на различных производствах и в различном оборудовании, в первую очередь благодаря тому, что это эффективно, надежно и экономически выгодно.

На протяжении последних десятилетий гидравлическое оборудование значительно совершенствовалось - сегодня оно способно обеспечивать все большую и большую производительность, точность позиционирования и скорость реакции, работая в условиях повышенных или изменяющихся температур и больших давлений и нагрузок. А это означает, что и рабочая жидкость сегодня должна соответствовать этим условиям.

Если эффективность работы вашего предприятия зависит от надежности функционирования гидравлических систем, то выбор гидравлического масла - это одно из ключевых решений.

Новое оборудование - новые требования

Непрерывно развивающиеся технологии и совершенствование гидравлического оборудования привели к тому, что современные гидравлические системы стали намного более компактными и приспособленными для эксплуатации на более высоких скоростях (давлениях) и в более сложных условиях. Однако такого рода усовершенствования предъявляют и дополнительные требования к маслам для гидравлических систем.

Гидросистемы в новом оборудовании, особенно в мобильной технике (экскаваторы, погрузчики, бульдозеры и проч.), имеют масляный бак относительно малой емкости. Это означает, что на каждый цикл приходится меньший объем масла. А более высокие давления и скорости работы нового оборудования требуют увеличенной подачи масла. Таким образом, прирост мощности при уменьшенном объеме масла приводит к повышению нагрузки на рабочую жидкость, что выражается в сокращении времени нахождения масла в «состоянии покоя», необходимом для его охлаждения и отделения всякого рода загрязнений.

Опыт показывает, что повышенная температура весьма отрицательно сказывается на рабочих характеристиках и сроке службы масла для гидравлических систем. Известно, что при повышении на каждые 10°С температуры масла свыше 70°С его срок службы сокращается приблизительно вдвое вследствие ускорения реакций окисления и термического разложения. При окислении масла образуются лаковые отложения, особенно опасные для клапанов и гидрораспределителей. В конце концов, это может привести к отказу системы. Кроме того, при этом растет вязкость масла, что снижает эффективность работы системы, может привести к кавитации, сделать работу насоса более шумной и усилить изнашивание. А это означает увеличение затрат на техническое обслуживание системы.

Сокращение рабочего цикла масла предъявляет дополнительные требования к его способности сопротивляться негативному воздействию таких

«мягких» загрязнителей, как воздух и вода, которые обычно присутствуют в работающей системе. Если в маслобаке эффективно отделить эти примеси от масла не удается, они будут вместе с ним циркулировать в системе.

Воздух в гидравлических жидкостях представляет собой серьезную проблему: повышенная аэрация может вызвать целый ряд отрицательных последствий, включая кавитацию и «дизельный эффект», когда пузырьки воздуха под воздействием давления сильно сжимаются, что приводит к локальному резкому повышению температуры масла. Этот быстрый рост температуры вызывает окисление масла и его потемнение, а продукты окисления нарушают работу контрольной (распределительной) аппаратуры. Другие проблемы, вызываемые избыточным присутствием воздуха в гидравлических жидкостях, - «мягкая» реакция органов управления, снижение мощности, вспенивание, плохой контроль температуры масла, шум, плохое смазывание и ускоренное окисление.

Если вследствие вызванного кавитацией усиленного изнашивания вам часто приходится заменять насосы, то следует серьезно задуматься и о замене масла на более качественное и при этом обратить особое внимание на очистку системы от осевших твердых загрязнений. Опыт показывает, что срок службы насоса продолжит сокращаться, если после замены вышедшего из строя насоса и масла система не была должным образом промыта. Попадание значительных количеств воды в масла - нередкий случай. Это может произойти, например, при проведении сервисных работ при промывке системы или протечке воды из системы охлаждения. Если мы говорим о мобильной технике, которая часто эксплуатируется круглогодично, то обводнение масла - обычное дело. Это происходит либо вследствие образования конденсата на стенках маслобака при перепаде температур, либо из-за повышенной влажности окружающей среды (дождь, снег и проч.). Качественное масло должно быстро отделять воду, которую далее следует удалить из системы (дренировать). Попадание в систему чрезмерно большого количества воды может вызвать целый ряд проблем. Общеизвестно, что вода - это плохой смазочный материал и излишнее присутствие воды в рабочих жидкостях быстро приводит к усиленному изнашиванию насосов, коррозии и выходу из строя подшипников и наносит особенный ущерб оборудованию при его запуске в холодное время года. Помимо прочего, в присутствии воды и иных химических загрязнений гидравлическое масло с низкой гидролитической стабильностью способно образовывать кислоты, что ведет к ускоренному окислению и старению жидкости, а также способствует формированию кислотных желеобразных отложений, что приводит к забиванию или полной блокировке дорогостоящих фильтров.

С учетом всех описанных требований высококачественное гидравлическое масло должно не просто способствовать снижению изнашивания, но и быть термически и гидролитически стабильным, а также иметь оптимальные поверхностные свойства (обеспечивать эффективное удаление воздуха из системы, иметь низкую тенденцию к вспениванию, быстро отделять воду), хорошо фильтроваться и защищать от коррозии.

Мобильная техника


Часто случается, что гидравлические системы эксплуатируются в условиях меняющихся температур: это в первую очередь касается подвижной внедорожной строительной, карьерной, лесозаготовительной и др. техники, а также оборудования, установленного вне помещений или в неотапливаемых цехах, где перепад температур в течение года или даже дня может быть достаточно велик.

Для такого «всесезонного» оборудования выбор правильной рабочей жидкости, которая помимо вышеупомянутых важных свойств должна также сохранять вязкость в приемлемых пределах при изменении температуры, становится еще более критичным.

Согласно рекомендациям производителей гидравлического оборудования, для нормального пуска системы вязкость масла не должна превышать 800-1000 мм2/с. Большая вязкость делает пуск небезопасным, если вообще возможным. С другой стороны, для обеспечения нормальной (эффективной и надежной) работы системы вязкость масла при максимальной рабочей температуре на должна быть ниже 10 мм2/с. В противном случае масляная пленка становится очень тонкой, что способно привести к повышенному изнашиванию, прежде всего насосов, а волюметрическая эффективность их и гидромоторов (гидроцилиндров) снижается. Чтобы уменьшить зависимость вязкости от температуры, в состав масла вводят специ

альные загущающие присадки. В качестве таковых используются некоторые виды полимеров, которые добавляются в масло в определенной пропорции и обеспечивают заданный высокий индекс вязкости. Однако с течением времени постепенно индекс вязкости снижается вследствие постепенного разрушения молекул присадки под действием механических (сдвиговых) нагрузок в ходе эксплуатации. Масло подвергается таким серьезным нагрузкам, например, при прохождении большой скорости потока через микронные зазоры (например, в насосах, распределительной аппаратуре). Скорость снижения ИВ (деструкции) зависит от типа полимера: дешевые присадки достаточно быстро в буквальном смысле «режутся на куски», более не обеспечивая надлежащий индекс вязкости масла. В итоге вязкость при повышенной температуре уже очень скоро может оказаться ниже критической, что приведет к усилению изнашивания и ускоренному выходу оборудования (прежде всего насосов) из строя и, соответственно, чрезмерному повышению затрат и потерям прибыли в связи с простоем оборудования.

Создание всесезонного гидравлического масла, которое будет устойчиво к деструкции под действием сдвиговых нагрузок и будет сохранять стабильный ИВ в течение длительного времени, обеспечивая надежную масляную пленку и эффективную работу системы, - сложная задача. Только тщательный подбор типа и количества полимерной присадки позволяет обеспечить сохранение свойств продукта при его активном использовании.
Shell Tellus - опережающий время

Вот уже на протяжении многих десятилетий Shell Tellus - наиболее популярная марка гидравлических масел, сегодня эти продукты стали еще лучше.

Недавно отделение фирмы Shell по смазочным материалам выпустило на рынок новое поколение всесезонных гидравлических масел Shell Tellus Т, Shell Tellus STX и Shell Tellus Arctic, которые разрабатывались с учетом новейших достижений в области силовой гидравлики и предназначаются для оборудования, работающего в широком диапазоне температур. В этих маслах реализована принципиально иная технология загущающих полимерных присадок, обеспечивающая поддержание заданной вязкости масла и превосходные эксплуатационные характеристики.

По сравнению с большинством масел-конкурентов молекулы полимера, используемого в новых всесезонных гидравлических маслах Shell Tellus, обладают повышенной устойчивостью к деструкции, что позволяет избежать пагубных последствий нежелательного снижения вязкости при рабочих температурах: масло продолжает работать и работать, обеспечивая отличное смазывание наиболее уязвимых компонентов гидросистемы в любых условиях.

Новые всесезонные гидравлические масла семейства Shell Tellus обеспечивают:

Журнал "Горная Промышленность" №3 2008, стр.44