Эффективные решения горнякам
Интервью О.И. Бузятова, генерального директора Компании «Традиция-К»
– В последние годы часто приходится сталкиваться с довольно противоречивыми мнениями о состоянии горнодобывающей отрасли России. Учитывая богатый опыт взаимоотношений Вашей компании с горнодобывающими предприятиями, как бы Вы сами охарактеризовали современные тенденции отрасли?
– Необходимо отметить, что горнодобывающая отрасль все-таки не однородна, и в зависимости от добываемых материалов ситуация в отрасли может сильно разниться. Говоря о горнодобывающей отрасли, мы в том числе имеем в виду угольные карьеры, золото- и алмазодобывающие компании, ГОКи по добыче железной руды, а также гранитные, многочисленные известняковые, доломитовые и прочие карьеры. Если добывающее предприятие отправляет значительные объемы продукции на экспорт, т.е. цена продажи привязана к валюте, то с учетом ослабления рубля доход этих предприятий значительно вырос. Все-таки нужно признать, что несмотря на наличие импортной техники и оборудования, наибольшая часть расходных статей предприятий отрасли ведется в рублях и не зависит от колебаний иностранной валюты. ФОТ, аренда, электроэнергия, газ, транспортные расходы и значительная часть налогов – все эти расходы идут в рублях и выросли незначительно по сравнению в 2014–2015 гг.
А вот добывающие предприятия, чья деятельность целиком направлена на внутренний рынок (особенно щебеночные карьеры), все-таки значительно потеряли в объемах, ведь они полностью зависят от состояния строительной отрасли, которая сильно просела в 2015 г. Но в любом случае дороги строят, поэтому щебень требуется, металл льют, соответственно, нужны уголь и руды, так что в целом отрасль держится.
– Как Ваш бизнес отреагировал на вызовы 2014–2015 гг. в части оборудования для горнодобывающей отрасли?
– Если брать в целом объемы поставок навесного оборудования для горнодобывающей отрасли, то мы зафиксировали однозначный и весьма существенный рост отгрузок. Достичь этого нам удалось за счет расширения ассортимента поставляемой продукции, работы над себестоимостью, что позволило предложить нашим партнерам качественное оборудование по выгодной цене.
– Вы упомянули о расширении ассортимента. О каком оборудовании идет речь?
– Начну с продукции, поставляемой по программе импортозамещения. Речь в первую очередь идет о ковшах для карьерных экскаваторов и фронтальных погрузчиков. Дорогостоящие оригинальные импортные ковши зачастую стали неподъемными по цене. Накопленный опыт и знания нашей компании, а также производственные мощности позволяют изготавливать ковши для карьерной техники вместимостью 15 м3 и более с обеспечением полного постпродажного заводского сервиса.
3D модель ковша для фронтальных погрузчиков
– И все-таки, ковш для карьерной техники – это что-то уникальное или уже давно стандартизированное и понятное оборудование?
– И да, и нет. При внимательном рассмотрении ковшей различных производителей можно найти ряд существенных отличий – это марки сталей, их толщины, применяемые системы защит, их количество и расположение. Опыт показывает, что в наших погодно-климатических условиях, когда разработка полезных ископаемых ведется в условиях низких температур, важен выбор материалов, которые способны работать в столь суровых условиях длительное время. На сегодняшний день это достаточно известные стали марок Hardox, Weldox шведской компании SSAB, а также набирающие популярность биметаллические пластины Overlay. Их особенностью является двухкомпонентная структура, верхний наплавочный слой имеет очень высокое значение твердости 62–65 HRC. При этом для обеспечения оптимальных прочностных характеристик производится соответствующий расчет методом конечных элементов с помощью инженерно-вычислительных комплексов. Определяется геометрия ковша с учетом кинематических особенностей рабочего оборудования экскаватора или погрузчика.
– Российскими ковшами, судя по Вашим словам, уже давно никого не удивишь.
– Здесь тоже не все так однозначно. Одно дело – строительный ковш объемом до 3 м3, и совсем другое – скальные сверхусиленные ковши для высокоабразивных пород объемом 15 м3. Но и это еще не вся специфика! Есть особая категория ковшей – для погрузочно-доставочных машин (ПДМ) типа Atlas Copco, Sandvik (ex-TORO), Scooptram. Конструктив данного типа техники продиктован особыми условиями эксплуатации, а именно: разработка ведется в стесненных условиях горных выработок, ковши имеют особую геометрию. К тому же добыча системами разработки с самообрушением руды сопряжена с выходом большого количества негабарита, что приводит к интенсивному воздействию на ковш ударных нагрузок в процессе погрузки и разгрузки горной массы. Обеспечить одновременно не только прочность, но и легкость конструкции ковша – непростая задача. Поэтому процесс изготовления таких ковшей на порядок сложнее, чем изготовление ковшей для экскаваторов и обычных фронтальных погрузчиков. Мы гордимся успешным опытом производства таких ковшей, это действительно уникальная практика для России.
Ковш из Hardox
– С ковшами, ценой и сервисом все понятно. Курс валюты явно располагает к работе с продукцией российского производства.
– Дело не только в российском производстве ковшей, низкой цене и наличии собственного сервиса. Для потребителя немаловажен такой фактор, как комплексные поставки. Редко бывают карьеры, где работают только ковшами или только гидромолотами, чаще всего используются несколько типов различного оборудования. Мы не ограничиваемся только ковшами и гидромолотами, но также уже давно предлагаем широкий комплекс оборудования для горнодобывающих предприятий, включая инновационные виброрыхлители, стойки бульдозеров, ковши для ПДМ, бутобои, роторные фрезы.
Гидромолоты Hammer – работа в карьере
– Бутобой, это что-то из советского?
– Не совсем. Это так называемые манипуляторные установки для дробления негабаритных пород перед загрузкой в бункер дробильносортировочных комплексов. Ранее это оборудование было представлено только импортными образцами. В 2014 г. Технопарк «Импульс» запустил производство собственной линейки бутобоев, которые не уступают по качеству и эффективности импортным аналогам, а ценовая выгода по сравнению с зарубежными бутобоями составляет от 50% и более. К тому же, скажем прямо, в России есть сложности с сервисным обслуживанием импортных бутобоев, не говорю уже о запчастях, которых, как правило, нет в наличии из-за малой распространенности оборудования в России.
Бутобой – манипуляторная установка с гидромолотом Impulse в бункере дробильно-сортировочного комплекса угольного разреза (Казахстан)
– Судя по вашим словам, горнодобывающая отрасль в РФ сделала большой шаг навстречу прогрессу, и новое оборудование все больше и больше находит применение на разрезах нашей страны. А как же утверждения многих экспертов, в том числе на государственном уровне, о техническом застое отрасли?
– В целом, можно согласиться, что горнодобывающая отрасль достаточно консервативна и не сразу принимает новое оборудование, особенно если речь идет о российских компаниях. Это обусловлено несколькими факторами, в частности, отсутствием в отрасли молодых квалифицированных специалистов, которые привносят в отрасль желание применять новые технологии. При этом стоит отметить положительную тенденцию в направлении технического перевооружения отечественных карьеров – как государственных, так и частных. Многие предприятия отрасли уже перешли на высокие международные стандарты как в части организации труда, так и в плане применяемых технологий и, соответственно, оборудования. Мне довелось посетить месторождения им. Гриба и Ломоносова (соответственно ЛУКОЙЛ и АЛРОСА), ряд известняковых и гипсовых карьеров в ЦФО, и могу сказать, что в очередной раз убедился: при наличии желания и воли можно эффективно решать задачи по увеличению производительности и повышению безопасности работ.
– Но ведь самый простой способ увеличить производительность – купить больше техники и добывать больше, разве нет?
– Во-первых, чем больше техники задействовано, тем сложнее организовать бесперебойную работу всего конвейера, тем труднее обеспечить полную безопасность работников. Во-вторых, это не всегда экономически эффективно. Взять, например, виброрыхлители, которые я уже упоминал. Их применение на карьерах позволяет решить сразу две проблемы – безопасность и производительность. Виброрыхлители успешно могут заменять буровзрывные работы (БВР). Не нужно объяснять, что БВР – дорого, ненадежно и опасно, особенно если вблизи карьера есть населенные пункты. Более того, на определенных карьерах, например угольных, известняковых, гипсовых и даже доломитовых, виброрыхлитель до семи раз производительнее гидромолота и может выдавать объемы, сравнимые с БВР. И если говорить про экономику, то окупается это оборудование за срок от семи месяцев, а дальше генерирует чистую прибыль.
– Следуя этой логике, каждый карьер должен быть заинтересован в приобретении виброрыхлителя. Однако из моего опыта посещения карьеров, в 90% случаев можно увидеть в работе только ковши и гидравлические молоты.
– Нужно исходить из того, что основными критериями при выборе навесного оборудования для добычи полезных ископаемых являются: производительность, стоимость, надежность и универсальность. Из-за своей доступности и относительно высокой производительности гидромолоты применяют для разработки пород, таких как гранит, диорит, габбро, диабаз, порфирит, доломит, известняк и даже титаномагнетитовая руда. Эти материалы имеют высокую плотность и достигают 20 ед. по шкале Протодьяконова.
Виброрыхлитель Delta в угольном разрезе
– Так, все-таки, БВР, виброрыхлитель или гидромолот?
– У виброрыхлителей и гидромолотов несколько разные задачи. Виброрыхлитель может заменять БВР, а гидромолот часто дополняет БВР, ведь после взрыва порода раскалывается на огромные валуны, которые экскаватор не может погрузить в самосвал или дробилку. За счет высокой энергии удара гидромолот отлично справляется с задачей измельчения негабарита. Очень важно работать пикой с «тупым» наконечником, чтобы она не проникала в материал, а энергия удара передавалась на весь объект разрушения. В таких условиях на прочных породах гидравлические рыхлители и горные фрезы нецелесообразно использовать в связи с тем, что их производительность низка.
– Были в Вашей истории случаи, когда клиент обращался за разработкой технологии по добыче для уже существующего карьера?
– Подобные задачи приходилось решать уже неоднократно. Из последнего: нижегородский гипсовый карьер, которому мы помогли полностью изменить технологию добычи породы, что позволило сохранить карьер, которому угрожало закрытие из-за запрета проведения БВР (совсем рядом населенный пункт). Более того, удалось сократить производственный цикл производства гипса, а это серьезная экономия, выраженная в реальных деньгах. У наших специалистов нет проблем с тем, чтобы помочь добывающим предприятиям выбрать правильное оборудование, провести техническое перевооружение и повысить производительность.
– Заинтриговали. Какое же оборудование Вы предложили нижегородскому гипсовому карьеру?
– Порода на данном карьере настолько пластичная и не колкая, что использование стандартного для карьера вида оборудования – гидромолота – не помогла бы выйти на необходимый уровень добычи. Гидромолот в месте удара просто спрессовывает породу, не приводя к расхождению сетки трещин. Таким образом, молот просто набивает в породе отверстия без способности отколоть куски от общего массива. Таким же образом ситуация будет обстоять и при варианте использования виброрыхлителя. Учитывая все нюансы сложившейся ситуации – по особенности породы в карьере и жестким требованиям к проведению работ – было принято решение о внедрении в технологию добычи породы роторных фрез на экскаватор.
Роторная фреза Delta в условиях мерзлоты (Ямал)
– И как успехи?
– Были достигнуты отличные показатели. Роторные фрезы призваны не только осуществлять добычу породы на уровне 75–80 м3/ч, но и параллельно измельчать ее до фракции 40–70 мм. Это позволило не только решить вопрос с БВР в пользу полного отказа от взрыва, но и исключить из технологического процесса этап крупного дробления и сортировки. Помимо этого, фрезы работают с минимальным уровнем шума, не вызывают вибрации и тем самым соответствуют не только текущим требованиям безопасности, но и возможны к использованию в пределах населенных пунктов. Так что, даже если населенный пункт рядом с карьером за годы разрастется и вплотную приблизится к объекту, у руководства не будет необходимости снова искать новую технологию добычи.
– Исходя из Вашего опыта, эффективное решение можно найти даже для самых сложных ситуаций на карьере.
– Совершенно верно, а специалисты ООО «Компания «Традиция-К» всегда готовы подобрать максимально эффективное решение из имеющихся на рынке. Более того, если Вы не уверены в результате внедрения новой технологии, у Вас всегда есть возможность получить некоторые модели оборудования на условиях тест-драйва.
Подробнее о Компании «Традиция-К» можно узнать, посмотрев видео на нашем канале YouTube