Компания «Соль Руси» – уникальное российское предприятие
О других особенностях проекта – в ответах на вопросы журнала «Горная Промышленность» – рассказал Михаил Скворцов, Председатель совета директоров ПАО «Соль Руси».
– В информации о вашем проекте подчеркивается, что правительство Нижегородской области поддерживает его, так как он несет много хорошо оплачиваемых рабочих мест, со всем вытекающим для бюджета области позитивом... А Вы уверены, что сможете набрать в регионе персонал необходимой квалификации и компетенции?
– Мы планируем набрать основную часть специалистов из числа местных жителей. При необходимости будем приглашать и из других регионов страны. По нашей оценке, рынок труда необходимых специальностей и профессий вполне достаточен для удовлетворения нашего предприятия в рабочей силе. В планах нашей компании набрать персонал численностью до 400 человек.
– Ориентированный на местные трудовые ресурсы, ваш проект получает дополнительную выгоду от того, что не потребует создавать собственную социально-бытовую сферу, которая относится к одной из капиталоемких. Насколько этот аспект учтен и проработан в ТЭО освоения месторождения?
– Мы рассматриваем в настоящий момент создание объектов социально-бытовой сферы и ведем переговоры с местной администрацией. На недавней встрече с ними мы как раз поднимали этот вопрос. Также важной составляющей организации труда является обучение персонала, которое мы планируем организовать на нашем предприятии.
– В чем состоят главные особенности технологических процессов получения продукции?
– Проектом предусмотрена переработка сырого рассола, получаемого после подземного растворения, в две стадии. На первой стадии будет применяться предварительная очистка сырого рассола от ионов кальция и магния, на второй стадии – выпаривание соли из очищенного рассола, сушка и затаривание готовой продукции.
Предварительная очистка сырого рассола будет выполняться в отделении очистки на промплощадке рассолопромысла.
Процесс выпаривания будет происходить на солевыварочном заводе и может быть реализован или с применением технологии ME (многокорпусное выпаривание), или с применением технологии MVR (механическая компрессия пара). Обе технологии сопоставимы по выходу и качеству готовой продукции, обладают значительной энергоэффективностью, но различаются объемами потребляемых природного газа, электроэнергии и воды.
– Насколько глубоко исследован рынок соли, чтобы быть уверенными в стабильном ее сбыте?
– Во-первых, добываемое сырье предполагается перерабатывать на производственных мощностях проектируемого солезавода с получением товарного продукта – соли экстра, которая будет соответствовать требованиям ГОСТ Р 51574–2000 «Соль поваренная пищевая». А эта продукция имеет стабильный спрос на внутреннем рынке.
В течение 2015 г. нами были проведены предварительные переговоры о поставках продукции с «Ассоциацией предприятий хлорной промышленности», представляющих крупных промышленных потребителей соли класса экстра. Достигнут ряд предварительных договоренностей с крупными розничными сетями на поставку нашей продукции. Интерес к нашей продукции выразили и предприятия химической промышленности, находящиеся в непосредственной близости к месторождению.
В-третьих, по нашей оценке, потенциальный объем рынка сбыта соли экстра составляет более 600 тыс. т. Это позволит решить задачу, поставленную Правительством РФ, по импортозамещению на данном рынке. При необходимости мы можем довести объем производства соли до 1 млн т в год.
И, наконец, на основе соли высокой степени очистки мы планируем выпускать продукцию для химической и пищевой промышленности, фармацевтики, торговых сетей, животноводческого сектора и дорожных служб.
Продукция ПАО «Соль Руси» заменит импортируемую в настоящее время из ряда зарубежных стран соль высокой степени очистки и полностью обеспечит потребности предприятий Центрального и Поволжского федеральных округов.
– Кроме социально-экономической значимости, какие преимущества проекта освоения Белбажского месторождения Вы хотели бы особо выделить?
– Основные преимущества проекта – в получении полностью импортозамещающей продукции высочайшего уровня качества (степень очистки соли в 99,98 %) и постоянный спрос на нее. Дополнительные преимущества проекта: минимальные транспортные издержки до всех основных потребителей соли с высокой степенью очистки, располагающихся вблизи от месторождения; это крупные химические предприятия Поволжья, ЦФО и Москвы; сравнительно низкая себестоимость производства благодаря использованию современной энергоэффективной технологии MVR, высокой степени автоматизации производства и его безотходности.
Следует еще отметить и уникальность нашего производства, которая заключается в том, что мы не ограничивали себя задачей заполнить полки супермаркетов и магазинов своей продукцией, при этом запуская назойливую рекламу. С самого начала мы поставили цель – наладить выпуск продукции наивысшей степени чистоты, пригодной для использования в фармацевтике и химической промышленности. Наш проект можно назвать амбициозным: мы включили в традиционную технологию производства соли экстра технологические процессы, никогда в соляной промышленности не применявшиеся. К ним относятся участок водоподготовки для размыва соляного пласта, ионная очистка рассола, отделения декантерной очистки сырого рассола, фильтрование рассола после каждой ступени химической очистки. Это дает возможность отказаться от решения проблем экологии за полным отсутствием таковых.
– Вы отметили, что в вашем производстве будут применяться наилучшие из современных технологий. А насколько они энергосберегающие?
– В нашем проекте решено использовать технологию MVR, суть которой в том, что пар, полученный при испарении из рассола, повторно сжимается при помощи компрессора, вследствие чего повышается его температура, и этот вторично нагретый пар затем направляется на обеспечение работы выпарной установки.
При этом почти полностью исключается потребление природного газа, который применяется лишь в процессе сушки продукции. Все тепло, которое выделилось после сушильных установок, выпарной системой используется – у нас нет такого понятия, как утилизация тепла, и поэтому не существуют градирни. Используя современное теплообменное оборудование, каждая лишняя калория скрупулезно собирается и перенаправляется на предварительный нагрев рассола, поступающего в выпарную установку, на отопление корпуса АБК, на нагрев воды в душевых и прочие собственные нужды производства.
– Главная цель вашей компании – заместить импортную продукцию отечественной, а насколько при этом будут использоваться отечественные технологии и оборудование?
– В структуре нашего производства невозможно провести четкую границу для определения отечественных технологий. Процессы, присущие этому виду производства, стандартные и применяются уже десятилетиями. Своеобразность химических производств заключается в самостоятельном подборе отдельных компонентов всей технологической цепочки для построения той технологии, которая позволит создать на выходе конкурентоспособный продукт по соотношению цены и качества. При проектировании мы включили в технологический цикл производства некоторые технические решения, ранее не применявшиеся для производства соли. Это и подготовка воды к выщелачиванию подземных пластов, и ионная очистка рассола, и распределение тепловых потоков производства.
Что касается оборудования, то думаю, что доля российского оборудования будет составлять не менее половины. Конечно, некоторые основные компоненты будут импортными. Но это не дань надежности или торговой марке, просто отечественные производители не предложили то, что отвечало бы нашим требованиям.
– И все-таки, при столь весомой доле импортного оборудования, насколько успех вашего проекта защищен от влияния объявленных нашей стране финансовых санкций?
– Несмотря на объявленные санкции, затруднений в поставках импортного оборудования не предвидится, и наши зарубежные партнеры заинтересованы в поставках оборудования на наше предприятие.
– В последнее десятилетие в нашей стране, как и во всех развитых странах мира, вопросом охраны окружающей среды от вредного воздействия промышленности уделяется повышенное внимание, и за этим стали следить региональные общественные организации. Как ваш проект отвечает этим требованиям?
– В производстве соли экстра образуются два вида отходов, которые влияют на состояние окружающей среды и имеют довольно большой объём: шлам рассолоочистки и маточный рассол.
Шлам рассолоочистки представляет концентрированный раствор соли, смешанный с химически осажденным мелом и гидроксидом магния. Сам шлам не ядовит и не канцерогенен, но из-за его огромного количества происходит засоление почвы, загрязнение ее мелом, гипсом, что делает ее непригодной для растительности на многие годы. Существует практика создания «белых морей» – искусственно «созданных» озер, куда скидываются шлам и маточный рассол. В г. Славянске в «белое море» перестали сливать отходы в 1993 г., но и после проведения рекультивации земли, там до сих пор не растет даже трава. В г. Мозыре от шламовых озер избавляются путем закачки их в отработанные соляные скважины. Чтобы полностью решить проблему шлама, в наш проект включена двухстадийная очистка рассола, которая дает возможность разделить смесь на отдельные компоненты, затем промыть их от соли, произвести сушку, фракционное разделение и использовать для дальнейшего применения в промышленности.
Что касается маточного рассола – это также рассол максимальной концентрации, образуюшийся как попутный продукт после выпарных установок и отделяющийся от соли в осветлителях, центрифугах и горизонтальной мешалке. Отличие его от рассола на входе в выпарную установку в том, что в нем содержатся сульфаты щелочных металлов в объемах, в несколько раз превышающих норму. Дело в том, что при кристаллизации соли сульфаты не все попадают в готовый продукт, большая их часть остается в рассоле в растворенном виде. Но если этот рассол использовать сразу для дальнейшей переработки, попавшие в соль сульфаты загрязняют ее настолько, что продукцию невозможно использовать по назначению. Кроме того, проблему слива маточника в «белое море» или его закачки совместно со шламом в отработанную скважину на заводах решают путем направления маточного рассола на повторную очистку, либо смешивают с конденсатом и направляют обратно в скважины. Так как сульфаты вообще трудноудаляемы из рассола, то все эти действия так или иначе все равно приводят к загрязнению рассола и неизбежной потере качества продукции.
В нашем проекте проблема утилизации маточного рассола устранена путем очистки сырого рассола на ионном уровне, что исключает само его появление в большом количестве, а тот образующийся несоизмеримо малый его объем направляется на переработку в отдельную выпарную систему малой мощности для переработки на техническую соль.
– Есть еще и другая сторона экологической опасности подземной разработки солей. Как видно из характеристики месторождения и технологии скважинной выемки соли, в недрах на глубинах от 440 до 476 м будут образовываться полости высотой от 6 до 15 м. Если их не заполнять, то на дневной поверхности неизбежно будут проявляться просадки рельефа. Как в вашем проекте решена эта проблема?
– В проекте предусмотрено стандартное технологическое решение, применяемое на всех месторождениях соли, которые разрабатываются методом подземного выщелачивания. Во время разработки соленосных пластов вместе с водой в скважину закачивается нерастворитель (обычно это светлые нефтепродукты – печное или дизельное топливо), который не дает размывать потолочину у скважины, чем и предохраняет просадку земной поверхности.
– Содержатся ли в вашем проекте какие-либо инновационные производственные нюансы?
– Возможность нашего производства – влияние на размер кристалла соли. Известно, что для применения в пищевом производстве и в быту (на кухне) нас устраивает кристаллик размером 0,8 мм, к которому уже все привыкли. Для производств хлорной промышленности, где наша продукция служит необходимым сырьем, предпочтительны более крупные кристаллы. Мы можем выращивать для них кристаллы требуемых размеров.
На производстве будет работать и своя аттестованная лаборатория, предназначенная для непрерывного контроля качества входящего сырья и готовой продукции во всем ассортименте – это таблетированная соль, соль для фармацевтического применения, соль для химического производства, поваренная йодированная соль и соль без йодирующих добавок. Планируется ежечасный отбор проб и их исследования на соответствие заявленному качеству. Кроме стандартных обязанностей на лабораторию будет возложена аналитическая работа по новым формам продукции и ее сертификации.
– Очевидно ваш проект потребует серьезных инвестиций в капитал предприятия, Вы ничего не рассказали об их источниках... Если пару лет назад эта задача решалась зарубежным кредитованием, то сегодня, в условиях введенных санкций и высоких процентных ставок отечественных банков, эта задача выглядит труднорешаемой. Где будете добывать финансовые ресурсы для успешного развития вашего проекта?
– Общая стоимость всего проекта – около 5 млрд руб., первая очередь завода, рассчитанная на производство 150 тыс. т соли в год, потребует около 2 млрд руб. Такой объем инвестиций – достаточно комфортный для многих банков, инвестиционных фондов, и, учитывая небольшое количество хороших проектов в экономике в настоящее время, мы надеемся, что не мы будем добывать финансовые ресурсы, а сами банки и фонды будут бороться за наш проект. Мы уже сейчас видим хороший спрос на акции компании со стороны как частных, так и институциональных инвесторов. В недалеком будущем мы предполагаем выход на биржу, где до сих пор нет акций соляных компаний. Может быть, пройдет короткое время, и акции ПАО «Соль Руси» будут не менее привлекательными для фондового рынка, чем нынешние «голубые фишки».
Метод рекомпрессии вторичного пара (MVR) используется для повышения энергетической эффективности процесса испарения. Его отличительная особенность от технологии многокорпусного выпаривания (ME) состоит в том, что вторичный пар сжимается, в результате чего повышается его температура, и это позволяет использовать сжатый пар снова в этом же выпарном аппарате для его нагревания.
В аппарате с механической рекомпрессией вторичного пара используется специальный вентилятор для сжатия всего потока пара, выходящего из выпарного аппарата. Таким образом, выпарной аппарат практически не потребляет свежий пар в процессе эксплуатации, и нагрев осуществляется с помощью вентилятора рекомпрессии. Принципиальная схема технологии MVR представлена на рисунке.
С целью получения товарного продукта также применяются операции центрифугирования, сушки, затаривания и упаковки соли.
Для получения дополнительной информации, обращайтесь в ПАО «Соль Руси»:
123317, Москва, Пресненская набережная, д. 8, стр. 1, ММДЦ «Москва-Сити», БЦ «Город Столиц»
тел.: +7 (495) 280-33-10
e-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.