Компания Ferrit мировой лидер в производстве шахтного оборудования

Компания Ferrit s.r.o. (Моравия, Чехия) за 25-летнюю деятельность в горнодобывающей промышленности заняла прочные позиции мирового лидера в проектировании и производстве шахтного подвесного транспорта. В то же время компания стала первопроходцем в области разработки и производства шахтных аккумуляторных локомотивов, и на текущий момент – единственный в мире производитель специального локомотива и ковшовой машины для поддержания в эксплуатационной готовности рельсового пути и зачистки водоотливных канавок с обеих его сторон в подземных выработках. Оборудование Ferrit работает в угольных шахтах и рудниках всего мира. В настоящее время фирма работает над проектом для Южной Африки.

«Сейчас мы заканчиваем работу над уникальным проектом для платиново-рудной шахты, в котором для заказчика мы подготовили наше ноу-хау в виде использования комбинированного транспорта, который пока что нигде не использовался», — рассказала журналу «Горная промышленность» Барбора Величкова, горный инженер, коммерческий директор компании Ferrit.

– За 25 лет своей деятельности компания Ferrit наработала широкое производственное портфолио. Что из него стало наиболее востребованным товарным продуктом в горнодобывающем секторе?

– С начала своей деятельности фирма Ferrit концентрируется на проектировании и производстве транспортных систем для шахт. За последние два десятилетия портфолио нашей компании значительно расширилось, поэтому мы разделяем его на несколько категорий.

Самую важную позицию в нашем бизнесе на сегодня занимают подвесные транспортные системы, которые состоят из монорельсовой подвесной дороги, тяговых средств, таких как локомотивы и маневровые устройства. Подвесные транспортные локомотиво-составы дополнены транспортными гидравлическими подъемными устройствами, кабинами для перевозки людей и контейнерами для транспортировки материала. Все это оборудование мы разрабатываем и производим сами. Главное достоинство подземных подвесных систем транспортировки, в отличие от классического напочвенного транспорта, заключается в том, что они могут прокладываться в выработках, имеющих значительно больший уклон (подъем), и почва выработки при этом остается свободной для перемещения людей и движения других типов шахтного оборудования и машин. Поэтому сечение горной выработки может применяться меньшим, чем для других типов шахтного транспорта.Компания Ferrit

Подвесная дорога собирается из сегментов рельсов (I профиль), которые крепятся к кровле горной выработки. Конструкция подвесной дороги позволяет точно следовать за профилем горной выработки, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскостях. В качестве тягового средства используются подвесные локомотивы, которые совместно с подъемными устройствами формируют подвесные транспортные составы. К ним в зависимости от требуемого типа транспорта подвешиваются кабины для перевозки людей или контейнеры для доставки инструментов или материалов. Подвесные транспортные составы используются также для внутришахтной перевозки отдельных механических сегментов оснащения забоя, узлов и деталей ремонтируемых машин, секций механизированной крепи и другого шахтного оборудования.

Среди производителей шахтного подвесного транспорта, наша компания оказалась в числе немногих, оперативно отреагировавших на возросший спрос этого типа транспорта, и поэтому стала крупнейшим производителем, завоевавшим стратегические рынки мира.Шахтный подвесной локомотив DLZ50F

Шахтный подвесной локомотив DLZ50F

Сегодня в этой категории своей продукции мы предлагаем заказчикам четыре модели дизельных подвесных локомотивов и одну аккумуляторную модель. Все локомотивы предназначены для перевозки людей и материала в подвесных составах на большие расстояния. Для доставки грузов на короткие расстояния и манипуляции с ним в призабойном пространстве, мы предлагаем несколько типов дизель-гидравлических и электрогидравлических маневровых устройств.

В целом подвесные локомотивосоставы и маневровые устройства формируются в комбинации с подходящими подъемно-транспортными устройствами грузоподъемностью от 8 до 40 т, соответствующими конкретным требованиям заказчика и условиям их эксплуатации. Подвесные локомотивосоставы мы можем комплектовать из различных типов транспортных контейнеров и кабин.

– Ваша продукция для транспортного оснащения шахт, как правило – комплексная. Что еще из этого ряда оборудования предлагает фирма Ferrit?

– Другой крупной составляющей ряда нашей продукции стал напочвенный рельсовый транспорт. В этой категории мы предлагаем шахтные локомотивы дизельные, аккумуляторные, контактные и локомотивы для работы на поверхности. Наша компания производит локомотивы, соответствующие высоким требованиям безопасности их эксплуатации в подземных условиях, которые сертифицированы и предназначены для работы в среде с опасностью взрыва газа и угольной пыли. Мы поставляем локомотивы, например, для АО «Мосметрострой», генерального подрядчика строительства метро в Москве. В портфолио нашей продукции имеются модифицированные модели локомотивов, которые могут эксплуатироваться на поверхности, в условиях очень низких температур.

Например, в настоящее время локомотив типа PLP130F, оснащенный комплектом навесного оборудования для очистки рельсового пути от снега, успешно эксплуатируется на одном из предприятий компании АО «Уралэлектромедь» (входит в состав УГМК).Шахтный подвесной локомотив DLZ210F

Шахтный подвесной локомотив DLZ210F

Поскольку мы стремимся предлагать нашим клиентам комплексные решения в сфере горного транспорта, в последние годы мы расширили свою производственную программу, включив в нее колесный транспорт, предназначенный для применения в основном в подземных рудниках. Опираясь на многолетний собственный опыт конструирования и производства машин и оборудования во взрывозащищенном исполнении, мы также разработали первую модель универсальной колесной машины в таком исполнении.

Также мы производим и поставляем на рынки горной промышленности специальные зубчатые напочвенные дороги, включающие зубчатые тягачи-локомотивы и зубчатые рейки, укладываемые между рельсами верхнего строения путей. Такие дороги устраиваются в шахтных выработках, проведенных под большим углом наклона. С необычно крутыми уклонами нам пришлось работать как раз при выполнении заказа от строителей ряда станций метро в Москве. Так как здесь условия прокладки выработок не позволяли использовать стандартные напочвенные локомотивы, мы предложили применить наши дороги с реечно-зубчатым механизмом зацепления, предназначенным исключительно для больших продольных уклонов – до 40°.

С использованием таких систем можно перевозить очень тяжелые грузы, массой до 80 т.Шахтная ковшовая машина DKB130F

Шахтная ковшовая машина DKB130F

Не могу не отметить и другое шахтное оборудование, как, например, универсальные машины на гусеничном шасси, способные работать со съемными механизмами – буровой гидравлической стрелой, фрезерной головкой, гидравлическим молотом, погрузочным и поддирочным ковшами, обычно используемые при зачистке вспученной почвы откаточных выработок в угольных шахтах. Также на таком гусеничном шасси устраиваются машины для оснащения шахтных локомотивных депо, мобильные масло- и топливо-заправочные станции, гибочные установки для рихтовки элементов металлических конструкций шахтных крепей и профилей, передвижные дробилки и оборудование для горноспасателей. К числу новинок нашей производственной программы я бы отнесла и шахтную ковшовую машину, которую мы разработали в прошлом году и уже поставляем ее на рудники, где она используется для зачистки рельсового пути. С конструкторской точки зрения эта машина представляет собой локомотив, оборудованный вращающейся кабиной и гидравлической стрелой с быстрозажимным устройством, позволяющим использовать различные виды лопат, ковшей и рыхлителей.

– К оборудованию, предназначенному для работы в шахтах, предъявляются строгие требования в части безопасной их эксплуатации. В каких условиях испытываются и какими сертификатами снабжаются машины производства Ferrit?

– Естественно, машины и оборудование для шахт должны соответствовать строгим правилам безопасности, а где существует опасность взрыва газа и угольной пыли – должны быть сертифицированы для использования в таких средах. Прежде всего подвесные транспортные системы и зубчато-реечные локомотивы должны быть испытаны в экстремальных условиях.

Поэтому наша фирма построила испытательный полигон, в котором создаются условия, адекватные реальным шахтам. Здесь подвесную и напочвенную с зубчатым зацеплением дороги мы можем на испытательном мосту подвергать ходовым испытаниям на подъемах и спусках по уклонам, соответствующим как реальным, так и проектируемым горным выработкам шахт.

На испытательном мосту созданы условия для движения локомотивов вверх и вниз по уклонам от 10 до 40° с грузом в несколько десяток тонн. Одновременно в ходе такого движения мы испытываем и регулируем тормозную систему и все элементы системы безопасности эксплуатации машин в шахтных условиях.

Каждая новая модель наших машин подвергается сертификационным испытаниям в аккредитованных чешских и европейских лабораториях. Это касается прежде всего сертификации взрывобезопасности исполнения машин и безопасности труда операторов. Такому строгому контролю подлежит и наш производственный процесс, который дает право производить безопасное и взрывозащищенное оборудование.

– Что компанию Ferrit отличает от мировых конкурентов в вашей сфере продуктов?

– Чем мы отличаемся от конкурентов? Как я уже отметила, компания Ferrit стала крупнейшим в мире производителем подвесных транспортных систем. За счет чего это достигнуто? Во-первых, мы смогли оперативно отреагировать на динамично растущий спрос шахт на подвесной рельсовый транспорт. Во-вторых, мы стали опережающими темпами разрабатывать собственные конструкции различных типов локомотивов, маневровых устройств и подъемных устройств. В результате в этой сфере мы охватили ведущие рынки мира. В-третьих, мы тщательно изучаем условия эксплуатации машины, всесторонне анализируем запросы и ожидания заказчика, прогнозируем результаты и, ничего не скрывая от него, сообщаем ему свои соображения.

В современных условиях главная цель нашего бизнеса – не просто продать заказчику машину, но и тесно сотрудничать с ним на стадиях подготовки проектов логистики и оптимизации шахтного транспорта, которые приведут к повышению эффективности работы транспорта в шахте, окажут заметное влияние на производительность шахты и приведут к снижению эксплуатационных расходов на добычу полезного ископаемого.

Все свои машины мы разрабатываем на фирме, где собрана команда экспертов и специалистов, имеющих большой опыт работы.

Мы разрабатываем машины на основе требований заказчика и в соответствии с условиями их эксплуатации в конкретной шахте. Это не серийное производство техники, при котором создаются чертежи, изготавливаются и испытываются в усредненных условиях типовые образцы машин. Практически каждая из выпущенных нами машин – уникальная, и это то, что наш заказчик больше всего ценит.Заводской испытательный полигон Ferrit

Заводской испытательный полигон Ferrit

Мы способны в течение одного года разработать и воплотить комплектный проект шахтного транспорта средней по производительности и пространственному развитию шахты. Мы можем за короткое время модернизировать и реконструировать действующую в шахте транспортную инфраструктуру, поставив заказчику машины и оборудование, в наибольшей степени отвечающие требованиям заказчика и условиям конкретной шахты.

– В каких странах мира сегодня ваше оборудование работает, на каких заказчиков фирма ориентируется в первую очередь? И в общем, какая доля продукции Ferrit идет на экспорт, сколько потребляет внутренний рынок?

– В первую очередь мы ориентируемся на горнодобывающие компании, которые ведут добычу полезных ископаемых подземным способом. До недавнего времени мы старались сотрудничать в основном с угольными шахтами. Однако кризис в этой отрасли промышленности за последние три года заставил нас обратить повышенное внимание на запросы подземных рудников, в которых и технология горных работ, и типы используемой механизации горнопроходческих, очистных и транспортных операций и работ заметно отличаются от угледобывающих шахт.

К сожалению, в Чешской республике – все меньше и меньше возможностей для продаж горной и транспортной техники. В прошлом мы в больших объемах поставляли нашу продукцию в угольные шахты OKD. Однако сворачивание добычи угля в Чехии постепенно, но неуклонно уменьшает объемы наших продаж на внутреннем рынке. В связи с этим в настоящее время около 85% продукции предназначено для экспорта и только 15% поставляется на внутренний рынок. В сложившейся ситуации наши основные заказчики находятся прежде всего в России, Польше, Китае, Казахстане, Мексике, Украине, Турции и других странах. Понятно, что мы стремимся расширить свое поле деятельности и выходить на новые рынки, такие как Индия, Вьетнам, Иран, страны Центральной Африки и Латинской Америки.

– Насколько традиционные и новые для Ferrit рынки сбыта увеличивают экспортный потенциал компании?

– Надо отметить, что наибольший потенциал по-прежнему находится на российском рынке и в Польше, где у нас наработан солидный опыт сотрудничества с шахтерами. В Азии – это Китай, где мы начинали свою работу 10 лет назад, а сегодня уже стали постоянным поставщиком. На китайском рынке мы все еще видим резервы и большой потенциал. Крупным заказчиком была Украина. К сожалению, из-за политического и экономического кризиса крупные поставки на предприятия Украины сведены на минимум, в настоящее время поставляем только запасные части. Среди других постсоветских республик важным заказчиком для нас остается Казахстан, куда мы поставляем свою продукцию для использования в угольных шахтах.

Также у нас есть заказчики в Боснии и Турции, начинаем развивать отношения с Вьетнамом, вышли и на индийский рынок. Уже несколько лет мы работаем в Мексике, куда поставляем оборудование для угольных шахт. В будущем, мы надеемся, что, нашими заказчиками станут предприятия в Перу, Боливии, Колумбии и Эквадоре. В этих странах мы только начинаем развивать свою деятельность. Наша продукция хорошо зарекомендовала себя в Африке, и прежде всего в ЮАР и ближайших к ней странах – Замбии, Зимбабве и Ботсване.

– Есть огромная разница условий эксплуатации машин в угольной шахте и в подземных рудниках по добыче руд черных, цветных, драгоценных и радиоактивных металлов. Поставляя машины в угольные и рудные шахты Польши, России, Мексики, Китая и Южной Африки, насколько успешно фирме удается удовлетворять совершенно разные требования к технико-технологическим особенностям их эксплуатации?

– Действительно, каждый рынок имеет свою специфику. Например, оборудование, которое мы поставляем на российский рынок угледобычи, полностью соответствует всем требованиям заказчика, но никак не подойдет для условий предприятий Африки. На африканском континенте нам пришлось приспосабливать свои машины к условиям шахт, добывающих золото- и платиносодержащие руды, а также кимберлиты, содержащие алмазы. Все эти шахты отличаются применяемыми системами разработки, технологией и механизацией вскрытия и подготовки рабочих горизонтов и отдельных блоков, что предопределяет соответствующее развитие транспортных схем, обеспечивающих рациональное, эффективное и экономически выгодное извлечение запасов из недр каждого месторождения. Специалисты нашей компании обладают достаточной квалификацией в области проектирования подземного транспорта.

Азиатские страны, такие как Индия и Вьетнам, относятся к странам, где сегодня интенсивно развивается добыча ископаемых углей, в том числе и шахтным способом. В этих странах на разрабатываемых месторождениях условия эксплуатации горной и транспортной техники довольно простые, по сравнению с отрабатываемыми в Европе, в которой горнодобывающая промышленность неуклонно сворачивается.

– Работа по подготовке проектов механизации шахтного транспорта отличается определенной спецификой и, конечно же, своей сложностью. Могли бы Вы рассказать о наиболее интересном с инженерной точки зрения проекте, который ваша компания выполнила и уже воплотила на практике?

– Крупный и трудоемкий проект был связан со строительством угольной шахты в Турции. Об этом я расскажу позже. Сейчас я бы хотела отметить уникальный проект оптимизации шахтного транспорта, который мы подготавливаем для условий рудников в Африке. Мы начали интенсивно интересоваться именно африканскими рудниками, которые имеют отличающуюся от угольных шахт технологию добычи. После изучения условий производства горных работ, схем и планов выработок ряда рудников Африки, мы выявили их существенно важную особенность. В силу довольно продолжительного периода эксплуатации рудных тел образованные шахтные пространства получили большую площадь, а подземные откаточные и транспортные выработки вытянулись не на одну сотню километров, что привело к протяженности транспортирования материалов, инструментов и всего прочего, что необходимо шахтерам для их производительного труда, достигающих нескольких десятков километров. Да и сама доставка шахтеров к забоям и рабочим местам отнимает существенную часть рабочей смены.

Пространственная разбросанность добывающих и проходческих забоев, наряду с постоянным их удалением от подъемных стволов, по которым спускаются в шахты и поднимаются после окончания смены шахтеры – добавляет проблему очень больших затрат времени на их доставку и возвращение на поверхность. С учетом рассмотренных факторов очевидны низкая производительность шахтного транспорта, возрастание парка транспортных единиц и плотность их движения в шахте.

Поэтому мы предложили комплексное логистическое решение, которое обеспечивает постоянное, ритмичное, скоординированное и эффективное использование локомотивосоставов и всего транспорта в шахте. Этот проект стал уникальным в своей области. Заказчику проекта предложенное нами логистическое решение дало большую экономическую выгоду, так как устранило перебои в снабжении рабочих мест и обеспечило бесперебойную добычу полезного ископаемого и динамичную проходку различных технологических горных выработок.

– На вашем сайте говориться об активных работах, выполняемых в Турции, о каком проекте идет речь?

– Вот это тот проект, о котором я обещала рассказать отдельно: мы его называем Проект «Adularya», ставший нашим крупнейшим среди успешно реализованных. Это проект строительства угольной шахты, добываемый уголь которой поставляется прямо на тепловую электростанцию турецкой Адуларии. В строительстве энергогенерирующего комплекса с двумя блоками мощностью 145 МВт принимал участие консорциум чешских фирм, а компания Ferrit была генеральным подрядчиком строительства угольной шахты. В истории фирмы это был не только самый масштабный, но и очень успешный проект, финансирование которого осуществлял Чешский экспортный банк. Общая стоимость проекта составила 77 млн евро.

Оборудование Ferrit на Проекте «Adularya» в Турции

Оборудование Ferrit на Проекте «Adularya» в Турции

– В 2005 г. объем продаж фирмы Ferrit составил около 400 млн чешских крон? Какой объем продаж Вы ожидаете в 2018г.?

– С 2005 г. оборот компании значительно вырос благодаря реализации проекта в Турции.

К сожалению, мы, как и многие мировые компании, пережили два кризиса: глобальный финансовый в 2008 г., который длился недолго, и кризис, начавшийся в 2013 г., связанный с резким снижением цен на нефть, уголь и другие сырьевые материалы. Этот кризис постепенно заканчивается, и мы уже наблюдаем значительное улучшение в экономиках целого ряда стран. Оглядываясь назад, могу сказать, что в некоторых отношениях этот кризис был для нас полезным. Во время его развития мы, что называется, не спали, а готовились к новым моделям своего существования в условиях неминуемого оживления экономики, которое закономерно должно было наступить. Мы перестали надеяться только на заказы от угольных шахт, сосредоточились на работе в сегменте подземных рудников, и за короткое время здесь удалось достичь определенных успехов. На этом пути мы разработали контактные локомотивы, идеально подходящие для эксплуатации в рудных шахтах, освоили производство и других типов колесных машин. В этом году мы ощущаем прогресс во всех отношениях. Большим нашим достижением мы считаем то, что мы не стали массово увольнять сотрудников во время кризиса. Наши старания оправдались: в последующие годы мы намерены оборот, достигнутый в 2005 г., увеличить в несколько раз. Ситуация заметно улучшается, в 2016 г. объем продаж уже составил 800 млн чешских крон. Благодаря выполнению турецкого проекта, объемы продаж за эти годы были в 3, а то и в 4 раза выше уровня 2005 г.

– Очевидно, что кризис 2013–2017 гг. подсказал руководству компании Ferrit несколько направлений как на пути модернизации и расширения продуктового ряда, так и в техническом переоснащении производственных мощностей. Не секрет, что все это требует существенных объемов капиталовложений и инвестиций. В какое из этих двух направлений они были больше всего направлены?

– Действительно, в годы кризисов мы понимали, что необходимо хорошо подготовиться к изменениям в конъюнктуре рынков и иметь возможность выпускать новые изделия. Мы инвестировали около 250 млн чешских крон в строительство новых монтажных цехов, покупку новых обрабатывающих станков и расширение испытательных полигонов. Таким образом, в настоящее время мы получили возможность испытывать не только подвесной транспорт, но и скоростные подвесные и контактные локомотивы.

– В кризисные годы вы построили свой экспериментальный цех. Что он собой представляет и удается ли с его помощью создавать новые продукты и обкатывать их в заводских условиях до полной уверенности в их промышленной надежности?

– Именно с такими целями мы создавали и экспериментальный цех, и полигон для ходовых и прочих испытаний новых наших изделий.

Современное производство – экспериментальный цех Ferrit

Современное производство – экспериментальный цех Ferrit

Мы постепенно формировали команду конструкторов и разработчиков. На сегодняшний день это около 40 человек, от инженеров-механиков и электротехников до специалистов в области гидравлики и двигателей внутреннего сгорания. Это также и инженеры-проектировщики машин и другого оборудования. И теперь мы имеем современный экспериментальный цех, в котором в тесном сотрудничестве с конструкторским отделением создаются прототипы и образцы новых машин. Возле экспериментального цеха расположен испытательный полигон, где они проходят обкатку под различными нагрузками и режимами работы. Отдельно хочу подчеркнуть, что нам удалось объединить опытных квалифицированных работников, имеющих многолетний стаж работы на фирме, с молодыми талантливыми специалистами. Словом, сложился довольно стабильный и творческий коллектив высококвалифицированных мастеров своего дела.

Для каждого из них мы стараемся создать условия для творческого и профессионального совершенствования и роста.

– Над чем в настоящее время работают конструктора компании Ferrit? Какую новинку могут ожидать ваши заказчики?

– Уже сегодня мы готовы предложить заказчикам новые модели контактного локомотива и универсальной колесной машины. И мы приступили к разработке собственной конструкции колесного погрузчика.

В области подвесного транспорта – создали и приступили к выпуску нового подвесного дизельного локомотива, который стал четвертым в модельном ряду наших локомотивов.

Также разрабатываем новые типы и модели подъемных устройств. При разработке новых машин мы работаем в тесном контакте со специалистами шахты заказчика, так как мы не меньше, чем заказчик, заинтересованы в точном обеспечении всего набора функций машины, чтобы шахтерам максимально легко работалось в шахте.

Шахтный тягач на колесном ходу DTK130F

Шахтный тягач на колесном ходу DTK130F

Исключительно новой является разработка и производство аккумуляторного подвесного локомотива. В соответствии с жесткими требованиями заказчиков, для сложных условий вентиляции выработок, мы разработали локомотив с электроприводом, отвечающий самым строгим нормам безопасности труда и экологии и работающий от автономных источников постоянного тока – мощных аккумуляторных батарей. Дело в том, что на ряде шахт, с которыми мы сотрудничали, расстояния доставки грузов и людей от забоев и других рабочих мест до околоствольных дворов действующих горизонтов достигали 25 км. Главные вентиляционные установки уже не справляются с проветриванием отдаленных участков шахты, работать в таких условиях и шахтерам, и машинам становится очень тяжело. Дизельные транспортные средства своими выхлопами добавляют загрязнения воздуха, при этом двигатели внутреннего сгорания сжигают в большом количестве кислород из шахтного воздуха. Для таких условий рациональнее использовать электромоторы, получающие питание от аккумуляторных батарей, размещаемых во взрывозащищенном контейнере подвесного локомотива. В последние годы наметился заметный прогресс в развитии конструкции аккумуляторных электроприводов, и мы стремимся идти в ногу со временем.

– Каковы современные производственные мощности и штат сотрудников фирмы Ferrit?

– В настоящее время у нас работает 290 сотрудников. Как и большинство машиностроительных фирм, мы столкнулись с недостатком опытных и квалифицированных работников в области машиностроительного производства, несмотря на то, что мы старались минимально снижать количество работников во время кризиса. В частности, мы ощущаем дефицит квалифицированных операторов металлообрабатывающих станков с ЧПУ, сварщиков, специалистов в области гидравлических систем и электрооснащения машин, сервисных техников и монтажников.

– Тяжелая и машиностроительная отрасли промышленности оказывают вредное воздействие на экологию. Как вы справляетесь с возникающими проблемами в этой сфере деятельности?

– Не секрет, что горнодобывающая промышленность во всем мире – среди лидеров вредного влияния на окружающую среду. Так как наша компания производит оборудование для его эксплуатации в недрах Земли, мы просто обречены на неустанное совершенствование своей продукции, прежде всего в части безопасности, экологичности и комфортности труда операторов, да и всех шахтеров. Это означает в частности, что наши усилия сосредоточены на минимизации уровней рабочих вибраций и шумов и на снижении вредных выхлопов и выбросов в шахтную атмосферу. И такой акцент всегда присутствует в наших проектных решениях по заказам шахт. Например, с этой целью при проектировании логистической схемы рудника мы стремимся оптимизировать количество одновременно работающих транспортных единиц и локомотивосоставов, чтобы снизить общие объемы загрязняющих рудничную атмосферу вредных веществ.

– Большинство эксплуатирующихся сегодня угольных месторождений нашей страны создают в шахтах опасную по взрывам газа и пыли атмосферу, что часто служит причиной катастрофических аварий с человеческими жертвами. Какие меры принимаются на стадии конструирования и производства ваших машин, чтобы их можно было безопасно эксплуатировать и в таких условиях?

– Кроме техногенных причин, о которых вы упомянули в вашем вопросе, крупные аварии в шахтах происходят и в результате подземных землетрясений под влиянием геологических процессов, возникающих в покрывающих массивах горных пород. Вместе с тем процессы добычи полезных ископаемых могут инициировать подземные толчки и выбросы горной массы, нарущающие массивы и ландшафты.

Шахтерам хорошо известно об угольном газе – метане, который выделяется главным образом из угольных пластов при их подземной выемке, и представляет серьезную опасность и угрозу жизни. Мы не можем повлиять на геологические процессы, но способны помочь спасти жизни, оснастив всю транспортную технику и ее операторов специальными датчиками и индикаторами. Так, наши машины снабжаются метанометрами – приборами, измеряющими и регистрирующими уровень содержания метана в шахтной атмосфере. При регистрации этим прибором метана на дисплее оператора машины высвечивается информация об этом, и системы управления локомотивом автоматически останавливают его работу, при этом отключаются все электроцепи машины.

Каждый рабочий и ИТР, спустившийся в шахту, снабжается такими приборами обнаружения метана. Сменный диспетчер шахты, получая сигналы от этих приборов, оперативно отслеживает координаты всех машин и людей в шахте. Поэтому в ситуации угрозы взрыва газа или возникновения обвала в шахте диспетчер точно знает координаты каждого шахтера и машины, застигнутых обвалом. Также мы производим системы мониторинга состава шахтного воздуха, включающие датчики концентрации метана, окиси углерода, двуокиси углерода, скорости движения воздуха и шахтные сейсмодатчики.

– Как получилось, что первой Вашей профессией стала профессия горного инженера? Чем она Вас привлекла, ведь это чисто мужская работа – тяжелая, грязная, с ежедневным риском для здоровья, а порой, и жизни?

– Все довольно просто – я росла в угольном крае, рядом в соседнем городе Острава был металлургический завод Витковице, который меня всегда очаровывал. С детских лет мне нравились промышленные сооружения из железа, литейные заводы и прочие элементы металлургической отрасли.

Меня всегда вдохновляли романы Жюля Верна. Эти детские наблюдения и увлечения подготовили и привели меня на горно-геологический факультет Горного института в Остраве-Порубе, где я обучалась по специальности «Строительство шахт и геотехника». Здесь я получила обширные знания по проектированию, строительству и функционированию шахт, а также о системах подземной разработки месторождений и способах проходки горных выработок, о горно-шахтном оборудовании, системах вентиляции и основах безопасности труда в шахтах, включая системы связи. Меня интересовали геология, минералогия, другие горнотехнические предметы, которые послужили хорошей базой для профессии горный инженер.

Эти знания необходимы, если Вы занимаетесь созданием машин для их эксплуатации в подземных условиях. В нашей подотрасли горного машиностроения, кроме технических условий от заказчика машин, необходимо глубокое понимание горно-геологических и горнотехнических условий их будущей эксплуатации. С этой целью приходится вести переговоры с заказчиком не только в кабинете, но и общаться с шахтерами, непосредственно в шахте. Это очень интересная работа – несмотря на то, что в шахте я никогда не работала (у нас в Чехии закон запрещает женщинам работать в шахте). Тем не менее собственный опыт я обогащаю во время своих деловых поездок в Россию и Южную Африку, где встречаюсь с женщинами, работающими в шахтах в качестве геологов, маркшейдеров и горнотранспортных диспетчеров.

Я хочу также сказать, что в этой чисто мужской профессии мне удалось совместить карьеру с материнством и заботой о семье. В 1990 году, когда я окончила университет, горная промышленность в Остравском регионе переживала значительный упадок, с этим было связано снижение количества рабочих мест в районе Остравы и Карвины. И поэтому я несколько лет не работала по специальности, а занималась детьми. Правда, в этот период успела изучить английский язык в Государственной школе иностранных языков. Положение на рынке труда во второй половине 1990-х годов было сложным, а для женщины с маленькими детьми и почти без опыта работы получить рабочее место было задачкой сверхтяжелой. Я несколько лет работала в строительной отрасли, занимаясь информационными технологиями, в голландских компаниях, специализирующихся на технологиях горячей оцинковки, обработке и регенерации морильных ванн. Словом, пришлось потрудиться на рынках Чехии, Словакии и Польши, где я приобрела ценный практический опыт коммерсанта. Потом счастье улыбнулось мне – в 2011 году я получила работу в компании, профиль деятельности которой близок к добывающей промышленности.

Так я вернулась к тому, что меня всегда интересовало!

– Барбора, журнал «Горная промышленность» благодарит Вас за интересную беседу! Разрешите в Вашем лице поздравить компанию Ferrit с 25-летним Юбилеем!


026 0Барбора Величкова, горный инженер, коммерческий директор компании Ferrit.

В 1990 г. закончила горно-геологический факультет Горного университета в Остраве Порубе и получила квалификацию горного инженера по специальности геотех ника, проектирование и строительство шахт.

До прихода в компанию Ferrit работа ла в строительной промышленности, в области информационных технологий. Несколько лет работала в голландских фирмах в области отделки металлов, которые поставляют технологии горячей оцинковки, технологии обработки и регенерации морильных ванн.

В компании Ferrit начала работать в 2011 г. в качестве коммерческого менеджера по продажам в России. В компании начала развивать новые рынки в странах Южной Африки. С 2014 г. работает в должности коммерческого директора.

Владеет английским, русским и испанским языками. Замужем, в семье есть два сына.


Ferrit s.r.o.

Na Zbytkách 41, 739 01 Staré Město (Чешская Республика)

тел.: +420 558 411 605 факс: +420 558 411 620 e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Ключевые слова: Ferrit, проектироване, производство, шахтный, подвесного транспорт

Журнал "Горная Промышленность" №2 (138) 2018, стр.26