И.Л. Гейхман: О времени, о жизни, о себе

Е.В. Анистратова
В.Д. Грунь
17 апреля 2019 года исполняется 80 лет Исааку Львовичу Гейхману — крупному ученомугорняку, выдающемуся специалисту России в области горной механики, физических процессов горного производства, автоматизации и технического видения. В преддверии этого события представители редакции журнала «Горная Промышленность» — официального печатного органа Академии горных наук — встретилась с юбиляром
Исаак Львович Гейхман – горный инженермеханик (окончил Московский горный институт в 1961 г.), заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор технических наук, профессор, вицепрезидент Российской академии естественных наук, член Высшего горного совета России, заслуженный работник Минтопэнерго РФ, действительный член и почётный профессор ряда зарубежных академий и университетов. Исаак Львович – почётный член Президиума Академии горных наук, принимает активное участие в жизни Академии.
Плодотворная деятельность И.Л. Гейхмана высоко оценена Правительством РФ, научной общественностью России и за рубежом. Его украшают более 40 наград, из которых шесть – государственных, включая орден «За заслуги перед Отечеством». Полный кавалер «Шахтёрской Славы» трёх степеней России и «Шахтёрской доблести» Украины, имеет высшую профессиональную награду «Золотая звезда горняка» и высший Патриарший знак русской Православной церкви «Святой великомученицы Варвары» I степени.
Москва, Кремль. Июнь 2004 г.
Наша беседа с Исааком Львовичем Гейхманом продолжалась несколько часов, материала хватило бы на добротный очерк. С таким интересным собеседником — это и неудивительно. Некоторые из сюжетов нашей беседы, носящие «личный характер», мы оставляем «за скобками». В основу интервью легли лишь те сюжеты, которые, на наш взгляд, оказали существенное влияние на успешную научную и общественную карьеру юбиляра.
Следует отметить отличительные особенности характера Исаака Львовича Гейхмана — интеллигентность, искренняя доброжелательность, уважительное и внимательное отношение к людям, энциклопедическая образованность.
— Наша встреча в преддверии Вашего юбилея проходит в стенах родного Московского горного института. Берущие у Вас интервью работники редакции журнала тоже окончили этот институт. У всех своя история поступления в МГИ. Какая у Вас?
— До меня в нашем семействе горняков не было. Еще в школе я отдавал предпочтение гуманитарным наукам, техника и инженерия меня привлекали меньше. Я мечтал учиться, например, в МГУ или МГИМО, но в силу ряда причин, это так и осталось мечтой. Когда я окончил школу, моего отца должны были командировать на работу в Днепропетровск, где был один из лучших в стране горных вузов — Днепропетровский горный институт им. Артема.
Я успел проучиться в этом институте только год, а затем перевелся на второй курс МГИ на специальность «Горные машины». Так получилось, что с этой специальностью была связана вся моя дальнейшая жизнь.
— После окончания МГИ в 1961 г. Вы начали работать на экспериментальном заводе знаменитого в свое время института «Гипроуглемаш», который располагался в подмосковном поселке Малаховка. Чуть ближе по Казанской дороге от Москвы находился Институт горного дела имени А.А. Скочинского, который дал толчок Вашей будущей карьере. Работу на заводе Вы начали слесарем механического цеха?
— С моим распределением на Малаховский экспериментальный завод «Гипроуглемаша» вообще связана целая история, но, если коротко, попав на завод, я сознательно попросил, чтобы меня определили на рабочую специальность. Мне самому хотелось «почувствовать металл», пройти все ступени инженерного роста, меня влекла возможность почувствовать вкус усовершенствования процессов производства, рационализации и изобретательства. Как показало будущее, это мое желание было реализовано. В моем активе свыше 180 изобретений, патентов, включая патенты США, Канады, Германии и Австралии. Я также являюсь соавтором открытия нового физического явления линейной поляризации света.
Поработав слесарем, я стал дальше работать на заводе технологом, конструктором, мастером механического цеха. Прошло много лет, но я до сих пор помню имена и фамилии рабочих моей смены.
Так уж вышло, что на меня — молодого человека, без всяких связей и родственных отношений, — на последнем курсе при подготовке дипломного проекта обратил внимание Алексей Васильевич Топчиев, который в то время заведовал в МГИ кафедрой «Горные машины и комплексы» и одновременно был Министром тяжелого, транспортного и энергетического машиностроения СССР. Эта легендарная личность и прекрасный человек стал руководителем моего диплома.
Фото на память. Чл.)корр. АН СССР зав. кафедрой МГИ А.О.Спиваковский, В.Н. Хорин, С.К.Клорикьян, А.Д. Гридин и работники Малаховского экспериментального завода угольного машиностроения «Гипроуглемаш», 1963 г.
— В 1963 г. Вы поступили в аспирантуру Института горного дела им. А.А. Скочинского, окончили ее, защитили кандидатскую диссертацию и далее продвигались по восходящей: руководитель группы, старший научный сотрудник, руководитель сектора, заведующий лабораторией, заместитель директора, первый заместитель генерального директора по научной работе — директор по науке. Этот институт в свое время был ведущим в угольной промышленности и не только — все-таки это было научное учреждение с большими академическими традициями. Что побудило Вас пойти в науку и сделать карьеру именно в этой сфере? Вы же хотели стать дипломатом, может быть, следовало переобучиться?
— Занятия наукой давали независимость выбора и свободу творчества. Тем более, что я поступал в аспирантуру института, история которого неотрывно связана с именами наших академиков. Председателем приемной комиссии был выдающийся советский ученый-горняк академик Николай Васильевич Мельников.
Обязательным элементом обучения в аспирантуре были командировки и практическая работа на предприятиях ведущих угольных бассейнов СССР. Начал я с экспериментов на шахтах Карагандинского бассейна, где изучал процессы проявления горного давления. Затем для меня началась «эпоха Донбасса». Я спускался и проводил эксперименты в десятках шахт региона, организовывал так называемые «посты надежности горно-шахтного оборудования».
Перед спуском в шахту «Краснолиманская» (крайний справа профессор В.Н. Хорин), 1971 г.
Уже будучи кандидатом наук, я принимал участие в создании новых индивидуальных гидравлических крепей типа ГСУ «Украина», других прогрессивных видов шахтных крепей для комплексной механизации процессов горного производства. Все эти новые технические решения внедрялись с большим экономическим эффектом.
Хочу специально отметить — в Донбассе был сосредоточен огромный и весьма эффективный потенциал не только шахтного хозяйства, но и горной науки — и очень жаль, что все это оказалось разрушено.
Затем я увлекся созданием теории и принципов построения наиболее перспективных оптико-электронных систем технического видения, предназначенных для широкого применения в современной науке и технике. Актуальность этой темы диктовалась необходимостью решения глобальных проблем исследования и контроля природных и технологических процессов, управления и автоматизации производства, повышения эффективности добычи полезных ископаемых и работы горнодобывающего оборудования, создания условий для наиболее комфортного и безопасного труда горняков, разработки систем оперативного контроля технологических процессов добычи и т.п.
С Ю.Н. Малышевым на Всемирном горном конгрессе. Индия, Дели, 2003 г.
Разрабатывая эту тему, я не только защитил докторскую диссертацию, но и стал соавтором открытия нового физического явления линейной поляризации света. Все мои дальнейшие научные исследования совместно с сотрудниками возглавляемых мною научных подразделений все более доказывали многоаспектность проблемы технического видения и ее решений. Это — прогнозирование опасных явлений в шахтах, создание более комфортных и безопасных условий труда шахтеров, стремление содействовать спасению человеческих жизней. Я проработал в Институте горного дела полных 45 лет.
Это целая жизнь. Моим научным руководителем по кандидатской диссертации был прекрасный ученый и замечательный человек, профессор Владимир Никитович Хорин, с которым меня связывали долгие годы сотрудничества и дружбы.
С благоговением вспоминаю легендарных руководителей ИГД им. А.А. Скочинского — А.В. Докукина, А.К. Харченко, А.С. Кузьмича, К.Е. Винницкого, Ю.Л. Худина, А.Д. Игнатьева, Н.К. Гринько и Ю.Н. Малышева.
Счастлив, что мне довелось работать с ними и под их руководством.
— Вернемся в нашу «Альма-матер». В Ваших монографиях, посвященных вопросам надежности шахтных крепей (1970 г.) и научным основам создания технического видения для горных работ (1989 г.), ответственным редактором являлся академик Владимир Васильевич Ржевский, который четверть века возглавлял Московский горный институт (1962–1987 гг.). В этом году горная общественность отмечает 100-летие со дня его рождения.
— Мне очень дорого имя этого выдающегося ученогогорняка и замечательного человека, с которым я был достаточно близко знаком.
Особенно было интересно находиться рядом с Владимиром Васильевичем в 1970-е годы, когда началось строительство нового здания МГИ и общежития «Дом горняка» на Профсоюзной улице. Я уже преподавал по совместительству в МГИ и, зная о стройке, был привлечен к решению отдельных вопросов, связанных со строительством этих объектов. В те годы это была для вуза грандиозная стройка, были разного рода проблемы, и мне посчастливилось принять участие в их решении. В.В. Ржевский оставался для меня не только одним из ведущих консультантов в моих научных исследованиях, но и нередко неоценимым советчиком по жизни.
Открытие построенной при Посольстве России в Бельгии русской школы. В церемонии приняли участие С.В. Лавров и Чингиз Айтматов. Брюссель, декабрь 2007 г.
— От «строгой» науки давайте перейдем к Вашей общественной научной деятельности, она впечатляет. Вы, помимо всего, вице-президент Российской академии естественных наук (РАЕН), член ряда зарубежных академий и почетный профессор ряда университетов мира, в том числе почетный профессор Центрального южного политехнического университета КНР, первый вице-президент Международной академии исторических и социальных наук и др. Все это не может быть случайным?
— Мне всегда хотелось посмотреть мир, в эпоху СССР это могли себе позволить немногие. Участие в целом ряде международных научных организаций предоставило мне такую возможность. Я побывал в 138 странах мира. Совсем недавно в январе этого года я посетил 139 страну — королевство Бахрейн в составе делегации РАЕН, которую я возглавлял в качестве вице-президента академии. Нас принял Его Величество, Король Бахрейна шейх Хамад ибн Иса Аль Халифа.
Аудиенция у короля Бахрейна. Манама, январь 2019 г.
Мы вручили королю почетную медаль РАЕН. Монарх обратил внимание на крепкие дружеские связи между двумя странами и нацеленность на развитие сотрудничества в различных сферах, в особенности научной и академической. Его Величество подчеркнул роль Президента России Владимира Путина в укреплении давних двусторонних отношений и пожелал народу России прогресса и процветания. Вот такого рода общественную и народную дипломатию я считаю очень полезным делом не только для меня лично, но и для народов России в целом.
Делегация ученых на Всемирном саммите Земли. ЮАР, Йоханнесбург, 2002 г.
Как ученый-горняк, член Академии горных наук России, Высшего горного совета, я побывал практически на всех международных горных конгрессах.
— Никогда не возникало желания попробовать себя в актерской профессии?
— А почему такой неожиданный вопрос?
— Может быть для других это является секретом, но не для нас: мы знаем, что Вы снимались в кино. Расскажите пожалуйста подробнее.
— Да, я снимался во многих фильмах, но только одного режиссера — чилийца Себастьяна Аларкона Рамиреса*.
Роли, конечно, были не очень большие, съемки иногда происходили в старом Баку, напоминавшем столицу Чили — Сантьяго. Эти интересные эпизоды моей жизни позволили мне в какой-то мере окунуться в мир актерской творческой лаборатории. В фильмах Аларкона, а все это происходило в период 1970–1990-х годов, снимались знаменитые советские актеры — А. Джигарханян, Л. Куравлев, С. Никоненко, Л. Полищук, С. Газаров, великий С. Юрский и другие. Все мои актерские гонорары перечислялись в Фонд помощи чилийским эмигрантам, оказавшимся в СССР после военного переворота в Чили в 1973 г. В свое время я даже получил благодарность от Луиса Корвалана — Генерального секретаря компартии Чили. Люди моего поколения хорошо помнят это имя, которое упоминалось даже в народных песнях.
В заключение нашей встречи я хочу сердечно поблагодарить редакцию журнала «Горная Промышленность» за внимание, проявленное к моей жизни. Поблагодарить моих многочисленных коллег и друзей за добрые слова и пожелания, высказанные в преддверии моего юбилея. Всем хочу пожелать здоровья и благополучия!