ООО «Завод инновационного машиностроения»

Интервью с Генеральным директором завода С.Н. Колташовым

Станислав Николаевич, свой рассказ о фирме начните с истории ее создания, года основания и главных побудительных мотивах к ее организации.

– В октябре 2018 года в г. Новокузнецке Кемеровской области создано новое предприятие по производству и ремонту горно-шахтного оборудования – «Завод инновационного машиностроения» («ЗИМ»). Это инвестиционный проект, направленный на импортозамещение.

Став одним из резидентов ТОСЭР «Новокузнецк», компания запустила целый ряд новых разработок. Прежде всего завод принялся за производство монорельсовой шахтной техники. Первым успешным проектом стал монорельсовый дизель-гидравлический тягач.

Мы подметили такой штрих: часто в фирменных логотипах указывается год основания, у вас этого нет. Вы не уверены в успехе своего дела?

– Если бы год в логотипе были секретом успеха! – с усмешкой говорит Станислав Николаевич. – Самые важные цифры мы увидели в финансовой модели проекта. Именно благодаря им мы получили зеленый свет от инвесторов и стали резидентами ТОСЭР «Новокузнецк», заключив соглашение с Коллегией администрации Кузбасса. Финансовая модель подготовлена на горизонт планирования в 10 лет, так что в перспективах развития завода мы уверены.

Другой важный момент, который сыграл определенную роль в истории вашей фирмы: она основана в годы свирепых финансовых санкций против России. Можем предполагать, что основатели и инвесторы вашей фирмы отечественные. Или удалось привлечь зарубежные кредиты и иностранных партнеров-инвесторов?

– Наши инвесторы – граждане России. Время, действительно, непростое, поэтому мы благодарим за поддержку Администрацию Кузбасса и г. Новокузнецка. Став резидентом «ТОСЭР», предприятие получило налоговые льготы. Хочу отметить тот факт, что любой кризис – это еще и окно возможностей. Полагаем, что угольные предприятия, использующие зарубежную технику, осознают риски, связанные с санкционной политикой наших западных «партнеров ». И мы, являясь российским производителем, выгодно отличаемся на их фоне.

Просим представить и кратко охарактеризовать номенклатурный список вашей продукции и услуг и перечислить факторы, оказавшие на него влияние на этапе становления фирмы.

– В данный момент мы сосредоточены на разработке и производстве монорельсового шахтного оборудования. В июне мы выпустили опытный образец дизель-гидравлического тягача. В августе также начнутся испытания опытного образца пневматического маневрового устройства. На IV квартал 2019 г. запланирован выпуск тяжелого монорельсового тягача, легкого маневрового дизельного устройства и дополнительного навесного оборудования для монорельсо- вого транспорта. Помимо выпуска нового оборудования, наше предприятие предоставляет услуги по ремонту и сервису горно-шахтного оборудования других производителей. Главная причина, по которой мы начали с монорельсового шахтного транспорта – отсутствие отечественных конкурентов в этом сегменте рынка. 100% шахтных монорельсовых дизель-гидравлических тягачей в настоящее время поставляются из-за рубежа.

Из перечня продуктов и услуг видно, что вы пытаетесь охватить поставку запчастей, производство их у себя для зарубежной транспортной шахтной техники отдельных фирм. Следовательно, у вас имеются лицензионные соглашения с такими фирмами. Конкретно на сегодня, какие фирмы уже предоставили вам такое право?

– Нам не требуется лицензионное соглашение с другими производителями в случае, если мы сами изготавливаем запасные части. Чаще всего мы выполняем поставки техники и оказываем услуги по конкретному техническому заданию от заказчика. Наши специалисты разрабатывают собственную конструкторскую документацию, на основе опыта использования техники. Наша цель – повышение эксплуатационных качеств оборудования. Конечно, в составе есть покупные комплектующие (управляющая гидравлика, гидронасосы и пр.). По этим позициям у нас заключены прямые контракты с основными иностранными поставщиками.

Из современной бизнес-практики хорошо известно, что поставки фирменных и лицензионных запчастей и комплектующих формируют довольно высокую долю доходной составляющей бюджета фирмы-изготовителя техники. Поэтому любые уступки в этой ниши воспринимаются в определенных условиях как реальное покушение на законный доход фирмы. Наверняка, вы ощутили подобное препятствие, и каким образом вам удалось его преодолеть?

– В основном конкуренты пытаются добиться исключительного права на поставки комплектующих и услуг. При этом многие горные предприятия, согласно внутренней политике, работают только с официальным производителем. Наличие складских остатков, близость к конечному потребителю и конкурентоспособные цены позволяют нам постепенно менять эту ситуацию. День за днем мы показываем как нашу компетентность при выполнении подобных задач, так и прямую выгоду для горнодобывающих предприятий при работе с нами.Подписание соглашения. Первый ряд (слева направо) — Генеральный директор АО «УК «Северный Кузбасс» Вячеслав Петрович Акатьев, Генеральный директор ООО «Завод инновационного машиностроения» Станислав Николаевич Колташов Второй ряд — инженер программист ООО «Спарк» Александр Валерьевич Алексеев, Губернатор Кузбасса Сергей Евгеньевич Цивилёв, Коммерческий директор ООО «Завод инновационного машиностроения» Алексей Викторович Горелкин, сотрудница ООО «Завод инновационного машиностроения» Алёна Алексеевна Филонова

Подписание соглашения. Первый ряд (слева направо) — Генеральный директор АО «УК «Северный Кузбасс» Вячеслав Петрович Акатьев, Генеральный директор ООО «Завод инновационного машиностроения» Станислав Николаевич Колташов Второй ряд — инженер программист ООО «Спарк» Александр Валерьевич Алексеев, Губернатор Кузбасса Сергей Евгеньевич Цивилёв, Коммерческий директор ООО «Завод инновационного машиностроения» Алексей Викторович Горелкин, сотрудница ООО «Завод инновационного машиностроения» Алёна Алексеевна Филонова

Разрабатывая бизнес-планы фирмы, Вы оценивали прогнозные уровни спроса на отдельные виды продуктов и услуг. По вашим ожиданиям, какую долю рынков в России в своей сфере Вы рассчитываете занять сегодня и какую в обозримой перспективе? Словом, каковы планы Минимум и Максимум вашего развития?

– Если рассматривать сегмент монорельсового шахтного транспорта, то на сегодняшний день 100% рынка поделены между несколькими зарубежными производителями. Это является одним из наших основных конкурентных преимуществ, так как для иностранных компаний российский рынок не является приоритетным.

Мы в свою очередь проектируем наше оборудование исходя из российских правил безопасности и разрешительной документации, учитывая применяемые в РФ технологии добычи, пожелания и требования наших горняков.

Уделяем этому особое внимание. В среднесрочной перспективе мы ставим цель в 30% рынка. Цифра появилась из анализа ситуации в этом сегменте рынка и того факта, что при проектировании оборудования мы учитываем требования ПБ и РД.

Что представляют собой ваши производственные мощности, они расположены на собственных или арендуемых площадках? Насколько современен станочный парк цехов и уровень оснастки технологических операций и процессов?

– В данный момент мы арендуем производственную площадку, оснащенную необходимыми нам грузоподъемными сооружениями. В рамках реализации инвестиционного проекта приобретены основные станки, необходимые для работы на первоначальном этапе. В дальнейшем планируется поэтапное расширение станочного парка для освоения выпуска новой техники и увеличения процента локализации по ключевым закупным позициям.

Насколько велик штат рабочих и ИТР вашей фирмы, как пришлось его формировать, с какими сложностями пришлось столкнуться, в чем они выражались?

– Штат компании на текущий момент составляет 30 человек, к концу года планируемая численность персонала увеличится до 50 человек. При подборе кадров мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и большинство российских производственных предприятий. Это острый дефицит на рынке труда технических специалистов: технологов, конструкторов, разработчиков, а также рабочих. Понимая, что за счет рынка труда закрыть свои потребности мы не можем, приняли решение развивать на предприятии систему обучения и институт наставничества. Мы готовы вкладывать в людей и уверены, что это принесет результат.

Сегодня не секрет, что ряд российских предприятий, в том числе машиностроительной отрасли, приняли в свой штат квалифицированных специалистов, выходцев из Донбасса. В вашей компании они есть?

– Техника, которую мы выпускаем, на территории СНГ не производится. Так что перетянуть к себе готовых специалистов, как это делали другие производители горно-шахт- ного оборудования, не получится. На сегодня выходцев из Донбасса у нас нет, но мы открыты к сотрудничеству без привязки к территории.

Судя по перечню продукции и оказываемых сервисных и ремонтных услуг, специалисты вашего завода должны пройти обучение на зарубежных машиностроительных предприятиях ваших бизнес-партнеров и получить квалификационные сертификаты. Насколько легко партнеры передавали свои навыки и «ноу-хау» российским «конкурентам», ведь объективно они способствовали уменьшению числа рабочих мест в своих странах?

– Инженерная команда нашего завода – специалисты с большим опытом работы в сфере горно-шахтного оборудования, в том числе в зарубежных компаниях. Благодаря наличию подготовленных специалистов мы и планируем внедрять систему наставничества и обучения. При участии наших производственных партнеров (Deutz, Bosh Rexroth) мы продолжаем обучать наших специалистов для повышения их квалификации. Сотрудничество является взаимовыгодным, считаю, что в дальнейшем оно будет лишь расширяться. В перечне продукции и оказываемых услуг приведены и некоторые ваши собственные, оригинальные разработки.

Расскажите и о них, наверняка, это предмет вашей фирменной гордости, который Вы продвигаете на рынки.

– Опытный образец монорельсового дизель-гидравлического тягача ZIM-120 мы впервые представили на выставке «Уголь России и Майнинг-2019». Особо хочется отметить систему управления оборудованием. На этапе создания технического задания мы исходили из современных правил безопасности и требований горняков к оборудованию. В итоге получили возможность не только снимать показания оборудования, но и управлять режимом работы двигателя и гидросистемы, осуществлять контроль параметров внешней среды и обеспечили возможность гибкой диспетчеризации. Нам понятно, чтобы выпускать собственные оригинальные продукты, фирма должна располагать штатом квалифицированных конструкторов и производственных инженеров.058 2

Каков современный штат этой структуры фирмы, где они получали образование и проходили практическое обучение?

– На сегодня штат конструкторов, инженеров-разработчиков, технологов составляет 8 человек. Большая часть получила образование в Кузбассе по инженерным специальностям. Наши специалисты имеют большой и разносторонний опыт работы в машиностроении: разработка и производство оборудования, сервисное и техническое обслуживание, капитальные ремонты ГШО. Именно за счет сочетания компетенций в команде мы планируем достигать высоких производственных результатов.

Последний по перечню, но не по значению вопрос: какие шахты и подземные рудники Сибири и страны уже стали вашими заказчиками и деловыми партнерами?

– Прямо на выставке «Уголь России и Майнинг-2019» мы подписали соглашение о сотрудничестве с компанией «Северный Кузбасс» о поставке нашего оборудования на опытные испытания с последующим приобретением. Также с несколькими угольными предприятиями заключены договоры на проведение капитальных ремонтов горно-шахтного оборудования.

Ваша компания впервые приняла участие в выставке «Уголь России и Майнинг-2019». С какой продукцией завод познакомил посетителей выставки?

– На выставке мы впервые представили опытный образец монорельсового дизель-гидравлического тягача ZIM-120. На нашем стенде можно было посмотреть оборудование в работе, заглянуть во внутренности – двигательный отсек, оценить возможности системы управления и даже прокатиться в кабине машины. Делимся своей радостью – ZIM-120 получил Гран-при выставки в конкурсе «Лучший экспонат».ZIM-120

Как Вы оцениваете результаты своего дебюта в этой крупнейшей российской выставке горнодобывающих отраслей? Какие события стали для предприятия судьбоносными (главными)?

– Для нас выставка стала серьезной вехой – срезом всей предыдущей деятельности предприятия. Мы представили новое оборудование, не имеющее аналогов на рынке СНГ. Привлекли внимание губернатора Кузбасса С.Е. Цивилева, посетившего наш стенд и получили его положительную оценку. Подписали соглашение с УК «Северный Кузбасс» о поставках оборудования. Хочу назвать все это хорошим стартом. Думаю, что главные свершения у предприятия впереди, так как планы развития у нас – амбициозные!

ООО «ЗАВОД ИННОВАЦИОННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ»

654066, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Тольятти, 5Б

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Журнал "Горная Промышленность"№4 (146) 2019, стр.58