Анализ масел, используемых в горной технике

О специфике работы с маслами, эксплуатирующимися в условиях горно-обогатительных комбинатов, рассказывают руководитель подразделения «Масла для большегрузной техники» официального дистрибьютора Chevron Lubricants в РФ компании «Петро-Люб» кандидат технических наук Борис Горбунов и главный технический специалист компании Сергей Горбунов.


Борис Горбунов: Регулярное и последовательное наблюдение за состоянием смазочного материала в процессе эксплуатации техники является инструментом контроля, позволяющим обеспечивать оптимальные рабочие характеристики двигателей и машинного оборудования.

Расходы на осуществление таких программ могут многократно окупаться, поскольку каждый год предотвращают серьезные аварии.

Компания Сhevron в сотрудничестве с изготовителями транспортных средств и оборудования много лет  разрабатывает программы испытаний смазочных материалов. Существуют различные типы анализов образцов работавших масел – от простых тестов, проводимых на рабочей площадке при помощи экспресс методов, до более сложных испытаний, для проведения которых необходимо специальное лабораторное оборудование и методики.

Программа LubWatch™ компании Chevron является идеальным дополнением к испытанной системе профилактического техобслуживания, которая не только способствует заблаговременному предупреждению возможного повреждения машины и ее узлов, но также может использоваться для текущего контроля при увеличенной продолжительности периодов между циклами замены смазочного материала.

– Какой должна быль периодичность отбора проб масел?

Сергей Горбунов: Периодичность отбора образцов масла в большой степени зависит от типа машинного оборудования и условий его эксплуатации. Инженеры эксплуатационники Chevron обладают соответствующим опытом и квалификацией для выдачи рекомендаций по этому вопросу, а также могут подсказать наиболее экономичную продолжительность периодов между заменами смазочного материала.

При анализе образцов масел в соответствии с программой LubWatch™ проводятся различные испытания физических и химических свойств для определения (наряду с другими характеристиками) вязкости, щелочного числа, содержания в масле примесей топлива и воды, температуры вспышки и загрязнения твердыми взвешенными частицами. Кроме этого, проводятся испытания для определения наличия в смазочном материале механических примесей, образующихся в результате износа оборудования в процессе работы, содержания элементов, входящих в состав присадок. Такие исследования осуществляются посредством элементного спектрохимического анализа.

Другой способ – феррография – может использоваться для получения дополнительной информации, касающейся потенциальной опасности разрушения узлов оборудования, и характеризует частицы диаметром более 10 микрон.

– А как осуществляется обработка информации, полученной в результате испытаний?

Борис Горбунов: После проведения анализа смазочного материала компьютерная система распечатывает данные проведенной оценки и все рекомендуемые действия на основе результатов анализа, типа смазочного материала и типа двигателя или оборудования, из которого был произведен отбор масла.

Аналитики лаборатории LubWatch™ дают основные данные проведенной оценки и планы рекомендуемых действий не только исходя из результатов отдельных тестов. Заключение делается на основе значительной базы данных предыдущих испытаний.

– Наверное, это очень дорогие исследования?

Борис Горбунов: Касаемо элементного анализа можно сказать, что это один из самых дорогостоящих экспериментов, однако и один из самых информативных. Он дает представление об интенсивности износа отдельных деталей двигателей и механизмов оборудования.

В результате работы техники в смазочный материал попадают такие металлы как алюминий, хром, медь, железо, свинец, марганец, молибден, никель, серебро, олово, титан, ванадий и цинк. По процентному соотношению этих элементов в масле можно судить о том, какие детали техники и оборудования изнашиваются наиболее интенсивно.

В состав присадок входят такие элементы как барий, бор, кальций, магний, молибден, калий, фосфор и цинк.

Наиболее простые тесты на определение вязкости, кислотности, щелочного числа и др. являются менее дорогостоящими.

В любом случае стоимость испытаний никоим образом не должна волновать клиентов Chevron Lubricants, поскольку потребители всемирно известных высококачественных материалов Chevron пользуются сервисными услугами абсолютно бесплатно.

– Расскажите, пожалуйста, поподробнее о маслах Сhevron.

Сергей Горбунов: Смазочные материалы Chevron признаны производителями оборудования по всему миру, и по своему качеству превосходят эксплуатационные требования международных стандартов, включая API (США), ACEA (Европейский Союз), JASO (Япония) и ГОСТ (Россия).

Моторное масло Chevron Delo 400 Multigrade является первым маслом для дизельных двигателей, которое соответствует требованиям первой всемирной спецификации для дизельных масел Global DHD-1 (2000 г.). Всемирная спецификация Global DHD-1 объединяет требования трех различных спецификаций – североамериканской (API CH-4), европейской (АСЕА Е5) и японской (JASO DX-1).

Chevron Delo 400 Multigrade, а также трансмиссионная жидкость Chevron Trans Fluid ESI и трансмиссионное масло Delo Gear Lubricant ESI были признаны авторитетным американским промышленным обозрением «Lubricants World» – Лучшим продуктом года в 1999, 2000 и 2001 гг.

– Кто представляет Chevron Lubricants на территории России?

Б.Г.: Компания «Петро-Люб» – официальный дистрибьютор концерна Chevron осуществляет продажу высококачественных смазочных материалов через сеть уполномоченных дилеров на территории России.

«Петро-Люб» представляет широчайший спектр продукции Chevron – это моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей, индустриальные масла, трансмиссионные и гидравлические жидкости, технологические жидкости для металлообработки, густые смазки, смазочные материалы для горнодобывающей, железнодорожной, строительной техники и коммерческого транспорта.

Журнал "Горная Промышленность" №4 2002