БелАЗ динамично развивается и готовит подарки к своему юбилею

007 1В сентябре текущего года ПО «Белорусский автомобильный завод» при нимает активное участие в очередной Всемирной выставке достижений в области горного оборудования и горных технологий – MINExpo2012 (Лас Вегас, США). Здесь, наряду с информацией о полном ряде своей продукции, ПО «БелАЗ» продемонстрирует на открытой площадке самый крупный в мире карьерный самосвал грузоподъемностью 360 тонн. Вместе с тем, в будущем году заводу БелАЗ исполняется 65 лет. Эти два важнейшие в жизни предприятия события послужили поводом для ин тервью Петра Александровича Пархомчика, Генерального директора ПО «БелАЗ», журналу «Горная Промышленость».

– Уважаемый Петр Александрович, в настоящее время вряд ли можно найти в мире специалиста в области открытых горных работ, которому не знакома марка БелАЗ. И это понятно: ведь Ваша продукция занимает 1/3 мирового рынка карьерных самосвалов. Тем не менее, пожалуйста, представьте краткий продуктовый портрет БелАЗа.

– Если представить своеобразный «семейный» портрет продукции нашего предприятия сегодня, то в центре, конечно же, были бы размещены карьерные самосвалы – их сегодня мы выпускаем в диапазоне грузоподъемности от 30 до 360 тонн – самую известную продукцию БелАЗа. Своеобразным фоном можно расположить дорожно-строительную технику – одноковшовые колёсные погрузчики, колёсные бульдозеры и скреперы, автобетоносмесители, и технику для обслуживания горно-транспортных работ – тягачи-эвакуаторы, поливо-оросительные машины, которые сегодня также востребованы горняками. На правах полноправных членов семьи – подземная техника – самосвалы, погрузочно-доставочные машины, транспортные средства для перевозки людей и техника для металлургических предприятий – шлаковозы и тяжеловозы, грузовой подвижной состав – вагоныхопперы, люковые полувагоны и платформы, аэродромные тягачи. И, конечно же, самые младшие члены БелАЗовской «семьи» – наши новинки: техника, которая еще только делает первые шаги, такая, к примеру, как «беспилотный» самосвал или бетононасосы и раздаточные стрелы, к которым также приковано сегодня самое пристальное внимание горняков и строителей.

Если же говорить серьёзно и кратко, то БелАЗ предлагает сегодня своим постоянным и потенциальным потребителям комплексные поставки карьерной и дорожно-строительной техники, номенклатура которой постоянно растёт и расширяется.

– Для полноты представления современного производства БелАЗа никак не обойтись без исторической ретроспективы... Каковы основные вехи в развитии предприятия?

– История нашего предприятия начиналась в 1948 году, когда после победы над фашистской Германией Советский Союз восстанавливал то, что было разрушено войной. Тогда в шестидесяти километрах от столицы Беларуси, возле железнодорожной станции Жодино, появился завод, который сначала выпускал оборудование и машины для торфоразработок (тогда это был один из основных видов топлива), а позже – дорожные машины. В 1958 году в Жодино с Минского автозавода было передано производство 25-тонных карьерных МАЗов, а вместе с ними предприятие получило имя, которое носит и сегодня – Белорусский автомобильный завод. В 1960 году здесь приступили к проектированию БелАЗов – самосвалов принципиально новой конструкции для разработки месторождений полезных ископаемых открытым способом. Этим машинам позже предстояло строить Саяно-Шушенскую ГЭС в Сибири и Нурекскую ГЭС – в Таджикистане, Асуанскую плотину – в Египте, работать на крупнейших угольных и железорудных карьерах России, Украины, Казахстана и Узбекистана, осваивать богатейшие залежи полезных ископаемых Китая, Вьетнама, Австралии, Индии, Монголии и других стран. История развития горнодобывающей промышленности этих стран – это и наша история.

Первенец БелАЗа – 27 тонный карьерный самосвал БелАЗ 540.

Первенец БелАЗа – 27 тонный карьерный самосвал БелАЗ 540.

– Каждая из исторической вех – не что иное как окончание одной ступени развития и переход на новую, более высокую, ступень. Имея ввиду это, какие из них Вы особенно выделили бы и почему?

– Среди наиболее важных вех в истории БелАЗа я бы прежде всего назвал начало шестидесятых годов прошлого столетия, когда на предприятии были спроектированы и выпущены первые образцы самосвалов принципиально новой конструкции, предназначенных для работ в карьере, и был построен конвейер по выпуску этих машин. Как-то в беседе с горняками от ветеранов довелось услышать рассказ о том, как, стремясь оперативно выполнить производственные задания, водители МАЗ-525 управляли машиной... стоя, так как подвеска на ней отсутствовала в принципе, и о том, что, пересев на БелАЗы, эти же водители чувствовали себя так же комфортно, как и на легковой машине. Высокую плавность хода белорусских карьерных машин, равно как и другие преимущества БелАЗовской техники, заводские конструкторы сохранили и при проектировании самосвалов следующих классов грузоподъемности. Сегодня можно говорить уже о белорусской школе конструирования большегрузной карьерной техники, признанной во всем мире. Я очень рад, что повышению комфортности работы операторов, водителей наших машин заводские конструкторы уделяют сегодня не меньшее внимание, чем, скажем, повышению прочности основных узлов самосвалов.

Следующим важнейшим этапом считаю разработку и освоение производства карьерных самосвалов с электромеханической трансмиссией в 1970–1980-х годах. Создание первого образца такого самосвала грузоподъемностью 75 тонн велось согласно программе Государственного Комитета по науке и технике СССР с участием ведущих научно-исследовательских институтов и крупнейших предприятий-изготовителей комплектующих. В рамках реализации этого проекта на заводе был построен блок производственных цехов №2 и заработал второй конвейер предприятия, на котором сегодня выпускаются самосвалы грузоподъемностью 110–240 тонн. И уже молодое поколение БелАЗовцев в минувшем году стало свидетелем еще одного эпохального события – торжественной закладки фундамента строительства блока производственных цехов №3 по выпуску карьерных самосвалов грузоподъемностью 320–450 тонн.

Хотя, справедливости ради, нужно сказать, что организацию выпуска каждого из наиболее продаваемых сегодня самосвалов грузоподъемность 130, 220 и 320–360 тонн можно назвать историческими вехами в развитии предприятия. БелАЗ развивается и покоряет новые рубежи. И кто знает, может быть, событие, которое произойдет завтра, наши потомки тоже назовут эпохальным.

Первенец БелАЗа – 27 тонный карьерный самосвал БелАЗ 540.

– В конце 1960-х годов, затем в 1970–1980-е и в 1990-е годы завод пережил стадии модернизации производства и технологического переоснащения. Каким образом результаты модернизации отразились на типоразмерном ряде продукции, ее качественных характеристиках, на количестве и качестве потребляемой продукции, их глобальном расположении?

– Если быть хронологически точным, то за период с середины 1970-х годов можно выделить следующие основные стадии модернизации производства и технологического переоснащения. 1977–1980 годы, как мы уже говорили, были отмечены созданием серийного производства карьерных самосвалов особо большой грузоподъемности с гидромеханической передачей. Общий объем инвестиций составил 40 млн. долл. США. В 1997–2002 годах был осуществлен перевод на «гибкие» технологии производства карьерных самосвалов с ГМП (гидромеханическим приводом – ред.) и созданы мощности для серийного производства карьерных самосвалов грузоподъемностью 55–60 тонн за счет трансформации мощностей по производству карьерных самосвалов грузоподъемностью 30–45 тонн, освоен выпуск самосвалов нового поколения грузоподъемностью 130 и 220 тонн. Успешная реализация проекта позволила значительно сократить сроки разработки и постановки на производство новой продукции, повысить технический уровень выпускаемой техники и экспортный потенциал предприятия в целом. Общий объем инвестиций составил 95 млн. долл.

В 2005–2007 годах была осуществлена модернизация литейного производства с освоением новых технологий в формовке, изготовлении стержней, выплавке сталей – с объемом инвестиций 15 млн. евро.

2008–2010 годы были ознаменованы развитием мощностей в производстве карьерных самосвалов грузоподъемностью 220–360 тонн, созданием мощностей по производству карьерных самосвалов грузоподъемностью 90 тонн с ГМП, развитием вагоностроительного производства. По производственному объединению «БелАЗ» объем инвестиций на этом этапе модернизации производства составил 93,4 млн. долл. (в т.ч.по СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» – 17,7 млн. долл.).

2011 год. Вместе с генеральным директором ПО «БелАЗ» Петром Пархомчиком участие в закладке капсулы с посланием потомкам на месте строительства блока производственных цехов №3 БелАЗа принял Премьер министр Республики Беларусь Михаил Мясникович

2011 год. Вместе с генеральным директором ПО «БелАЗ» Петром Пархомчиком участие в закладке капсулы с посланием потомкам на месте строительства блока производственных цехов №3 БелАЗа принял Премьер министр Республики Беларусь Михаил Мясникович

В соответствии с программой инвестиционного развития предприятия на 2011–2014 годы (планируемый объем инвестиций – 644 млн. долл.) намечено создание мощностей и увеличение объемов производства и реализации карьерных самосвалов грузоподъемностью 90–360 тонн, предусматривается организация серийного производства ряда новых изделий:

- карьерных самосвалов грузоподъемностью 32 тонны;

- карьерных самосвалов грузоподъемностью 45 тонн;

- карьерных самосвалов с гидромеханической трансмиссией планетарного типа грузоподъемностью 55 тонн;

- карьерных самосвалов с электромеханической трансмиссией грузоподъемностью 90 тонн;

- карьерных самосвалов с электромеханической трансмиссией грузоподъемностью 170–180 тонн;

- карьерных самосвалов грузоподъемностью 130–360 тонн с ЭМТ переменно-переменного тока;

- карьерного самосвала с электромеханической трансмиссией грузоподъемностью 450 тонн;

- дизель-троллейвозов грузоподъемностью 220т;

- погрузчиков с объемом ковша 11,5м3;

- аэродромных тягачей для самолетов общей массой до 600 т;

- специального транспорта для выполнения технологических и дорожно-строительных работ, погрузочно-транспортных комплексов для работы в стесненных условиях шахт и строительства тоннелей, современного грузового подвижного состава и др., с соответствующим развитием производственных мощностей.

– Достигнутый уровень производства продукции БелАЗа и мирового ее потребления обеспечил Вашему предприятию место лидера в своей отрасли. Однако, общеизвестно, что стать лидером – не простое дело. Гораздо сложнее – удержать в течение многих лет эту позицию... Что позволяет и помогает вашему заводу успешно решать эту многогранную задачу?

– Мне очень нравится утверждение, что историю делают люди, и именно в людях, на мой взгляд, заключен главный потенциал БелАЗа. Залог успеха нашего предприятия определяется наличием таких критериев, как талантливая сплоченная команда управления, высокопрофессиональный трудовой коллектив, использование в производстве традиционных и инновационных методов и технологий, постоянное совершенствование качества техники, укрепление своих позиций на рынках ближнего и дальнего зарубежья.

Вместе с тем мы гордимся нашими добрыми партнерскими отношениями с коллективами горнодобывающих предприятий как Беларуси, так и других стран ближнего и дальнего зарубежья. На проводимых ежегодно на БелАЗе научно-практических конференциях «Карьерный транспорт» идет живой, заинтересованный разговор не просто производителей, поставщиков комплектующих и эксплуатационников, а единомышленников, которых объединяет одна цель – сделать белорусскую карьерную технику максимально надежной, а труд горняков – максимально высокопроизводительным и эффективным. Для нас очень ценны замечания и пожелания людей, эксплуатирующих нашу технику: именно это позволяет нам постоянно продвигаться вперед.

– Продукция с маркой «БелАЗ» работает в более чем 70 странах мира, это служит свидетельством признания потребителями ее достоинств. Какими конкурентными преимуществами отличается техника БелАЗа?

– Потребители отмечают, прежде всего, высокую маневренность наших машин, плавность хода, хорошие тягово-динамические характеристики, легкость управления и безопасность эксплуатации, высокую удельную мощность. Высокий ресурс наших самосвалов определяется применением совершенных силовых установок, высоким техническим уровнем узлов и агрегатов, использованием высокопрочных материалов при изготовлении рамы и платформы. В конечном итоге все это определяет самую низкую себестоимость тонны перевозимого груза, что является главным в экономике любого горнодобывающего предприятия.

– Как отразился на работе БелАЗа мировой финансовый кризис 2008–2009 годов? Какие выводы на будущее в плане обеспечения устойчивой работы завода и готовности противостоять будущим подобным катаклизмам были сделаны?

– Благодаря высокотехнологичной продукции и грамотной маркетинговой стратегии предприятия кризис не оказал значительного негативного влияния на жизнедеятельность предприятия. Мы не останавливали производство и не сокращали персонал, в 2010 году объем производства удалось восстановить. Реализация продукции в этом году выросла в 1,8 раза по отношению к 2009 году. Вместе с тем эти нелегкие времена, конечно же, стали уроком умелого хозяйствования в кризисной обстановке как для отдельных подразделений завода, так и для руководства предприятия в целом.

– Вхождение Могилевского автомобильного завода в состав БелАЗа расширило линейку продукции вашей фирмы транспортными машинами для подземной добычи полезных ископаемых. Как изменилась номенклатура продукции ОАО МоАЗ – филиала ПО «БелАЗ» – по сравнению с тем, что они ранее выпускали?

Сегодня Могилевский автомобильный завод выпускает шахтные самосвалы с колесной формулой 4N2 и 4N4 грузоподъемностью от 22 до 50 тонн, машины погрузочно-доставочные, автомобили-самосвалы грузоподъемностью 25 тонн, шарнирно-сочлененные самосвалы с колесной формулой 6N4 или 6N6, а также фронтальные погрузчики грузоподъемностью 7,5 тонн. Разработан и внедрен в производство достаточно широкий модельный ряд бетоносмесительной техники. Из числа новинок – уже упомянутые стационарно-прицепной бетононасос и стрела гидравлическая раздаточнораспределительная, получившие высокую оценку минских строителей.

Погрузочно доставочная машина МоАЗ 4055

Погрузочно доставочная машина МоАЗ 4055

На производственной площадке МоАЗа был создан Могилевский вагоностроительный завод как новое направление деятельности ПО «БелАЗ».

– Современный БелАЗ – это производство транспортного оборудования для открытого и подземного способов разработки месторождений. Логично предположить, что следующим шагом в диверсификации производства может быть организация собственного производства карьерных экскаваторов, так сказать, в пару к автомобильному карьерному транспорту. Именно по такому пути в последние годы идут некоторые из ваших конкурентов. Не рассматривалось ли хотя бы в стратегическом плане такое развитие ОАО «БелАЗ»?

– В настоящее время организовать отдельное производство экскаваторов сложно как в техническом, так и экономическом плане. Сегодня в мире достаточно фирм, производящих экскаваторы, и перспектива видится в развитии партнерских отношений или даже создании в будущем транснациональной компании. А сегодня важно сосредоточить свои усилия на том, что мы умеем делать лучше всего: используя многолетний накопленный опыт, труд высококвалифицированного персонала и высокотехнологичное оборудование – в содружестве с потребителями наших машин создавать технику, которая даст возможность существенно повысить производительность труда у наших заказчиков.

На научно практической конференции «Карьерный транспорт», которая ежегодно проводится на БелАЗе

На научно практической конференции «Карьерный транспорт», которая ежегодно проводится на БелАЗе

–Статус члена клубов мировых лидеров в сегменте горной техники, а теперь и дорожно-строительного оборудования, обязывает принимать участие во всех значимых выставках и имиджевых мероприятиях в мире. В каких международных выставках экспонировалась Ваша продукция, в т.ч. за последние годы? В каких из них БелАЗ – постоянный экспозиционер, а в каких – периодический участник? И чем обусловлен режим вашего участия в разных выставках?

– Ежегодно в активе БелАЗа – участие в более чем 50 выставках, проводимых на территории Беларуси, в регионах ближнего и дальнего зарубежья. В России это прежде всего наши традиционные выставки по горной тематике, такие как «Уголь России и Майнинг» в Новокузнецке, Mining World Central Asia в Алматы, «ЭКСПО-Уголь» в Кемерово, «Горное дело: технологии. Оборудование. Спецтехника», проходящая в рамках Уральского горнопромышленного форума в Екатеринбурге, и многие другие. География выставочных мероприятий с участием БелАЗа постоянно расширяется, и сегодня мы нацелены на то, чтобы совместно с нашими дилерами в регионах участвовать во всех крупнейших мероприятиях, организуемых для горняков. Одна из ближайших выставок, куда мы отправляем экспонировать свою продукцию – выставка MINExpo-2012, которая открывается в сентябре 2012 г. в Лас-Вегасе (США, штат Невада). БелАЗ на MINExpo – не впервые. Но, пожалуй, впервые на этом крупнейшем мировом горном форуме предприятие будет представлено так крупномасштабно как в прямом, так и в переносном смысле. Самосвал самой большой грузоподъемности из всей выпускаемой сегодня техники – БелАЗ-75603 грузоподъемностью 360 тонн – представит Белорусский автомобильный завод на MINExpo-2012. Пожалуй, самые часто употребляемые слова, когда специалисты говорят об этой машине – «новый» и «улучшенный». Новая комфортабельная кабина, улучшенные параметры безопасности, применение активной системы видеообзора, которая включает видеокамеры, радары и тепловизор, а также современная светотехника в сочетании с традиционной для БелАЗовской техники высокой плавностью хода – обеспечивают наилучшие условия работы оператора. А улучшенные тягово-динамические характеристики самосвала, обусловленные применением тягового привода с системой IGBT, многофункциональная система диагностики, система быстрой заправки топливом и маслами двигателя и гидросистемы в дополнение к общепризнанным преимуществам белорусских карьерных машин – обеспечивают низкую себестоимость горно-транспортных работ.

На стенде БелАЗа №10070 открытой выставочной площади Silver Lot будет также представлена информация о других новых разработках заводских специалистов. Так что – мы ждем горняков на нашем стенде. Приходите, нам будет что обсудить.

– В настоящее время основная производственная площадка БелАЗа находится в Жодино. Имеются ли другие филиалы, дочерние предприятия, кроме уже упомянутых МоАЗа и Стародорожского механического завода?

– В настоящее время в состав производственного объединения «Белорусский автомобильный завод» кроме головного предприятия – ОАО «Белорусский автомобильный завод» также входят: ОАО «Слуцкий завод подъемно-транспортного оборудования» в г. Слуцке; СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод» в г. Могилеве; ОАО «Стародорожский механический завод» в г. Старые Дороги; ОАО «Кузлитмаш» в г. Пинске и ОАО «БЕЛАЗ-Сервис» (все они, кроме завода в Слуцке, являются дочерними предприятиями).

ОАО «Белорусский автомобильный завод» имеет также филиал в г. Могилеве – «Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова» и является учредителем (участником) ряда предприятий на территории Беларуси, России, Украины, Казахстана, КНР. Так что мы постоянно расширяем не только географию поставок своей продукции, но и географию её выпуска.

– Современные самосвалы БелАЗ могут выпускаться на основе широкой кооперации с многими партнерамипоставщиками – признанными лидерами в своих сегментах. Пожалуйста, расскажите более подробно о кооперации с поставщиками комплектующих. Кто они? Так как наверняка, импортная комплектация поднимает себестоимость и цену вашей продукции: что же получает потребитель продукции БелАЗ от такой кооперации кроме более высокой цены?

– В своей производственной деятельности БелАЗ тесно сотрудничает с ведущими мировыми производителями комплектующих, такими фирмами как Cummins, MTU, BridgeStone, ЗАО «ХК «Татэлектромаш», ООО «Сибэлектропривод», ОАО «Силовые машины», ОАО «Белшина» и др. В результате этого сотрудничества и мы, и в конечном итоге – наш потребитель, получаем главное: высокий технический уровень выпускаемых нами машин и, как следствие – их высокую конкурентоспособность на мировом рынке.

– Известный факт работы НТЦ БелАЗа над созданием радиоуправляемого самосвала для специалистов отрасли может сказать о многом. И, как минимум, прежде всего о том, что у БелАЗа высокий научный и инженерно-технический потенциал, а также о том, что Вы прогнозируете и будущий спрос на такие машины и видите конкретных заказчиков. Так ли это, и что еще стало стимулом для вашего НТЦ к созданию таких машин?

– Появление «беспилотного» самосвала в производственной линейке БелАЗа было призвано решить сразу несколько проблем. Эксплуатационники карьерной техники постоянно сталкивались с проблемой нехватки квалифицированных водителей самосвалов, требования к физическому состоянию которых достаточно высоки. Кроме того, во многих хозяйствах 12-часовой рабочий режим. Можно себе представить: человек один, изолированно, без удобств, на высоте двухэтажного дома, без кофеварки, без родного начальника...

Первый опытный образец был показан участникам ежегодно проводимой на БелАЗе научно-практической конференции «Карьерный транспорт». В настоящее время ведутся работы по доводке этой машины, интерес к которой проявили практически все наши ведущие потребители, включая и международные карьеры. О значительности этой разработки и об интересе к ней наших потребителей говорит Диплом победителя в номинации «За лучший промышленный экспонат/проект, представленный на крупнейшей промышленной выставке России «ИННОПРОМ-2012», которого был удостоен карьерный самосвал БелАЗ-75137 с электромеханической трансмиссией и дистанционным управлением.

– Выпустив первые образцы самосвалов грузоподъемностью 320–360 тонн, БелАЗ встал на высшую ступень достижений. Ведь мы понимаем, что самосвалы такого класса грузоподъемности нельзя поставить в карьер для механической замены 130-тонников или даже 220-тонников. Нужны специфические горнотехнические условия их эксплуатации. Расскажите о ходе опытной эксплуатации этих машин, о планах и заказах на них: какие предприятия в СНГ и в мире рассматриваются в качестве потребителей таких машин?

– Для Белорусского автомобильного завода выпуск самосвалов грузоподъемностью 320–360 тонн — важный шаг в продвижении на мировые рынки.

В 2005 году был изготовлен первый карьерный самосвал грузоподъёмностью 320 т. Он успешно прошёл испытания как на полигоне на территории завода, так и в условиях карьеров, которые подтвердили правильность принятых при разработке этого самосвала технических решений.

Но предприятие не остановилось на достигнутом, и в 2010 году на базе самосвала БелАЗ-75600 грузоподъемностью 320 тонн был изготовлен первый опытный образец БелАЗ-75601 грузоподъемностью 360 тонн, который унифицирован по большинству элементов с 320-тонником.

На данном этапе развития мирового горного машиностроения БелАЗ грузоподъёмностью 360 тонн – один из самых больших карьерных самосвалов в мире и самый большой самосвал, который используется в горнодобывающей промышленности Российской Федерации.

Сегодня такая техника успешно реализуется в России предприятиям ОАО «Угольная компания «Кузбассразрезуголь» и ХК «Сибирский Деловой Союз».

Первый самосвал грузоподъемностью 360 тонн приступил к работе в 2011 году на разрезе «Черниговец» в Кемеровской области. Машина такой грузоподъемности – первая в своем роде на предприятиях всего холдинга «СДС-Уголь».

Внедрение такого рода карьерного самосвала в горнодобывающий сектор России позволило значительно увеличить производительность и снизить себестоимость добычи и перевозки горных пород. При значительной стоимости самого самосвала, расходах на доставку оборудования к месту работы, на развитие и поддержку инфраструктуры техника такой грузоподъемности обычно окупает себя быстрее других машин! Технические параметры карьерных самосвалов серии БелАЗ-7560 обеспечивают увеличение производительности на 35–40% и соответствующее снижение себестоимости добычи угля открытым способом.

Как уже отмечалось, БелАЗ грузоподъемностью 360 тонн будет представлен на выставке в Лас-Вегасе, и это, мы надеемся, станет новым шагом в продвижении карьерных самосвалов БелАЗ на мировой рынок.

– БелАЗ в свое время был признан победителем в конкурсе на технический проект супертяжелого карьерного самосвала грузоподъемностью 450 тонн. В каком состоянии сегодня находятся работы по его проектированию и изготовлению опытного образца? Появились ли новые претенденты и заказчики на такие машины?

– Научно-техническим центром БелАЗа в настоящее время ведется разработка конструкции карьерного самосвала серии БелАЗ-7571 грузоподъемностью 420–450 тонн, представляющего новый класс карьерных самосвалов в линейке продукции ОАО «БелАЗ». Горной общественности опытный образец этого самосвала планируем представить уже в первом полугодии будущего года. А пока говорить об особенностях его конструкции и заказчиках не хотелось бы. Скажу только, что интерес к машине такого класса проявлен как российскими, так и зарубежными горняками.

– Предыдущие вопросы автоматически охватывают тему перспективных направлений в развитии карьерного и шахтного транспорта. Какими видят эти направления специалисты НТЦ БелАЗа и что из этого уже сегодня находится в работе на их компьютеризированных рабочих столах? – В планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ НТЦ – ряд новых тем, над которыми сегодня работают заводские конструкторы. Не хотелось бы останавливаться на чисто технической стороне вопроса. Скажу только, что главное направление этой работы – повышение единичной мощности как новой, так и модернизируемой нами техники БелАЗ и повышение производительности труда горняков, а в конечном итоге – неуклонный рост прибыли горнодобывающих предприятий, для которых мы, собственно и выпускаем свою технику, и повышение благосостояния каждого, кто на ней работает.

– В 2013 году БелАЗ будет отмечать свое 65-летие. Такие рубежи не только добавляют волнений руководителям предприятий, но и заставляют итожить результаты их работы с привлечением таких критериев: что радует в работе завода и «греет душу» его руководителя, какие из проблем мысленно не отпускают его и, что называется, не дают возможности спокойно заснуть после очередного трудового дня? По Вашему мнению, какие производственные достижения коллектива БелАЗа можно будет считать достойным подарком к этой дате?

– Сегодня Белорусский автомобильный завод – крупнейший производитель карьерной техники в мире: каждый третий карьерный самосвал в мире произведен на предприятии Республики Беларусь в городе Жодино, продукция которого была реализована в более чем 70 стран мира. БелАЗ активно осваивает новые рынки сбыта, совершенствуя конструкции машин уже имеющихся моделей, и постоянно расширяет модельный ряд производимой техники, увеличивает объемы производства, экспорта. Благодаря индивидуальному подходу к каждому потребителю, повышению качества техники и сервисного обслуживания успешно конкурирует с крупными иностранными предприятиями.

Сегодня в мире растет спрос на карьерную технику большой грузоподъемности. В целях обеспечения увеличения объемов производства и экспортных поставок большегрузных карьерных самосвалов на заводе утверждена Комплексная программа основных направлений по созданию мощностей и увеличению объемов производства карьерных самосвалов на 2011–2014 гг. Одно из направлений, как уже упоминалось, – строительство дополнительных производственных площадей блока цехов №3 и корпуса для обкатки и отделки карьерных самосвалов грузоподъемностью 220–360 тонн. Завершить строительство и начать производство карьерных самосвалов в стенах новых цехов планируется уже в первом полугодии 2013 года. Так что это событие, как и выпуск 450-тонника, станет хорошим подарком к 65-летию нашего предприятия. И для нас и, я надеюсь, для горняков.

– Позвольте в заключение нашего интервью пожелать Вам и коллективу ПО «БелАЗ» дальнейших успехов на благо развития горной промышленности, прежде всего стан СНГ, не останавливаться на достигнутых рубежах, подтверждая своей продукцией имидж мировой машиностроительной компании.

– Спасибо за добрые пожелания.

Вопросы подготовил М.Н. Котровский, зам. главного редактора журнала «Горная Промышленность»

Журнал "Горная Промышленность" №4 2012, стр.6