10 лет успешной работы на рынках тяжелой промышленности СНГ

В связи с 10-летием работы фирмы LINCOLN GmbH (Германия) на рынках стран СНГ зам. главного редактора журнала «Горная Промышленность» М.Н. Котровский обратился с вопросами к менеджеру по Восточной Европе фирмы LINCOLN GmbH и генеральному директору ООО «Линкольн Рус» (Москва) Анатолию Ивановичу ГОСМАНУ.

За десять лет работы на российском и СНГ рынках изделия Вашей фирмы стали известными, зарекомендовав как весьма эффективные. Тем не менее, расскажите вкратце о полном ассортименте продукции фирмы LINCOLN.

–Основная линейка продукции LINCOLN состоит из ставших уже классическими прогрессивных, двухлинейных и однолинейных типа Centro-Matic систем автоматической смазки и компонентов к ним. Кроме этого, наша компания предлагает маслораздаточные комплексы, циркуляционные масляные станции, оборудование для автомастерских по замене масла и другие специализированные продукты по заказу потребителей.

Одним из последних предложений компании на российском рынке стала система автоматической подачи смазки в контакт «реборда колеса-рельс» на закруглениях (радиусных кривых) железнодорожных путей. Кроме оборудования для подачи смазки/масла компания занимается производством автоматических систем подачи краски для типографической отрасли.

Какова география распространения систем LINCOLN в мире и по предприятиям стран СНГ? Оцените по пятибалльной системе Вашу удовлетворенность масштабами распространения систем автоматической смазки LINCOLN в регионе СНГ?

– В настоящее время фирма состоит из двух дочерних компаний: LINCOLN GmbH с местонахождением в Германии (Walldorf/Baden-Wurttemberg) и LINCOLN Industrial – вСША (Сент-Луис). Основные производственные помещения размещены в Германии, США, Индии и Чехии. Компания имеет сеть технических центров и представительств в 95 странах мира. На территории СНГ у нас одно официальное представительство в Москве и 23 региональных дилера: 12 – в России, 6 – в Украине, 2 – в Эстонии и по одному – в Казахстане, Беларуси, Латвии. Оценить удовлетворенность сложно, т.к. компания, да и сам рынок систем смазки в СНГ, находятся в стадии быстрого роста. Поэтому всегда есть желание достигнуть большего, нам есть еще над чем работать.

Конкретно, какие виды машин уже оснащены системами LINCOLN?

– Если рассматривать только горнодобывающую и обогатительную составляющие горной промышленности, то здесь системами LINCOLN оснащаются карьерные самосвалы и экскаваторы, буровые станки, различные типы мельниц и дробилок, классификаторы, фильтры, грохоты, конвейеры и т.д. По Вашему опыту, что удобнее, а может и дешевле для клиента: оснащать действующее оборудование или новое оборудование на конвейере заводаизготовителя? – Всё зависит от назначения и сложности конструкции оборудования. Иногда эффективнее и целесообразнее устанавливать АЦСС на месте у заказчика. Однако, как правило, с конструктивнотехнологической и экономической точек зрения удобнее и дешевле оснащать сложное и дорогостоящее оборудование АЦСС на заводе-изготовителе.

Какие машиностроительные заводы в России и СНГ стали оснащать свою продукцию системами LINCOLN в стандартной комплектации или в комплектации по заказу, т.е. уже на конвейере? А какие еще только присматриваются? В чем состоят трудности «проникновения» систем LINCOLN на конвейеры машиностроительных заводов? –ПО «БЕЛАЗ», Группа «ОМЗ» (УРАЛМАШ и «ИЗ-КАРТЕКС»), «Новокраматорский машиностроительный завод», ЗАО «Рудгормаш» и ОАО «Дробмаш» «МАЗ-МАН», «ЛИАЗ», «Туймазинский завод автобетононасосов» и ряд других заводов устанавливают системы LINCOLN на свою продукцию сразу на конвейере. С конструкторскими отделами этих заводов проводилась огромная работа по внедрению систем смазки, иногда даже приходилось изменять конструкцию уже разработанной машины. В настоящее время ведутся переговоры с ОАО «Тяжмаш» (Сызрань), проведены заключительные работы по внедрению системы смазки, опционально, на автомобили ОАО «КАМАЗ», и уже первые автомобили готовы к отправке потребителю. Также ведется работа со строящимися заводами Liebherr в Нижнем Новгороде и Komatsu в Ярославле. Направлений работы очень много, и сложно перечислить все.

Сегодня, после 10 лет работы на рынке России и СНГ, разговаривать со специалистами машиностроительных заводов стало намного легче. Кампанию LINCOLN знают как надежного поставщика высококлассного оборудования, и компания заработала за эти годы заслуженно высокий авторитет. Но, не смотря на это, «встать на конвейер» очень сложно. Нужно подготовить к такому шагу не только производителей, для чего необходимо пройти ряд испытаний и согласований, которые могут длиться годами, но и потребителя, который, в свою очередь, должен на собственном опыте убедится в эффективности системы, для чего тоже нужно время.

В чем особенности, и, может быть, трудности оснащения системами LINCOLN оборудования, действующего в технологической цепи горных предприятий?

– Оборудование горных предприятий работает в крайне тяжелых условиях, с сильным износом. Поэтому внедрять системы смазки, мы рекомендуем после капитального ремонта машин.

Опыт, полученный Вами, наверняка позволяет выделить специфические особенности и трудности адаптации систем LINCOLN в каждой из стран СНГ. В чем они состоят? – В первую очередь трудность адаптации систем смазки на оборудовании заключается в том, что зачастую заказчик испытывает затруднение при оценке эффективности её применения. Это, прежде всего, связано со многими факторами, которые трудно поддаются реальной оценке их стоимости, а именно: стоимость рабочего часа по обслуживанию машины; стоимость упущенной выгоды при простое машины во время ремонта и обслуживания.

А самое главная проблема состоит в том, что заказчик не видит или не хочет видеть прямой связи влияния АЦСС на улучшение параметров функционального назначения того или иного оборудования. А главным в адаптации АЦСС все-таки становится так называемый «человеческий фактор». То есть, сегодня ещё силен в умах специалистов стереотип мышления, что у обслуживающего персонала достаточно времени и опыта для проведения смазочных работ в период остановки агрегата или машины по технологическим причинам.

Интересно, по Вашему опыту, имеются ли на горнодобывающих предприятиях какието виды оборудования, никак не поддающиеся устройству на них автоматических систем смазки?

– На сегодняшний день компания LINCOLN может реализовать практически любой заказ по дозированной подаче смазочного вещества к точкам трения. Лимитирующей составляющей здесь остается экономическая эффективность такого проекта.

Системы автоматической смазки не только улучшают условия эксплуатации машин, но и избавляют их от влияния «человеческого фактора». А это не всегда хорошо, ведь, например, на экскаваторах установленные системы автоматической смазки сделали наполовину не нужным рабочее место помощника машиниста. Правда, в последние годы это рабочее место часто на предприятиях оставалось не занятым по причине непривлекательности грязного и тяжелого труда. Этот аспект Вам пришлось ощутить при работе с карьерами? – Да, действительно при установке систем смазки на карьерных экскаваторах нам часто высказывали и механики и сами члены экипажа экскаватора о возможности сокращения штатной единицы «помощник машиниста». Однако в обязанности помощника входит не только проведение смазочных работ, но и различные виды обслуживания, мелкий ремонт, периодический осмотр машины.

Внедрение системы смазки нацелено на использование рабочего времени помощника машиниста, освобожденного от трудоемкого процесса смазки, только для выполнения вышеуказанных задач. И в комплекте с системой смазки в целом повысить эффективность работы экскаватора. Добавлю, что из собственного опыта, могу сказать, что еще ни один человек не был уволен после установки нашей системы смазки на горном оборудовании.

Всякий опыт продвижения нового продукта на новых рынках приносит не только успехи, но и неожиданно проявившиеся неудачи. У Вас бывало так? И по каким видам оборудования?

– Совершенно верно, на ошибках учатся. Одна из таких неудач нас постигла при первых монтажах панелей с форсунками для распыления смазки на венцовую шестерню мельницы на Ковдорском ГОКе. Дело в том, что на мельнице имеет место сильная вибрация и металлические трубопроводы, которыми были сделаны разводки на панели, не выдерживали вибрации и выходили из строя. Проблема была устранена после замены металлических трубопроводов на гибкие шланги высокого давления. Интересно проследить изменение отношения специалистов горных предприятий к вашему предложению оснастить то или иное оборудование системой автоматической смазки? Что Вы, прежде всего, обещаете производственнику, когда предлагаете свое оборудование?

– Начнем со второго вопроса. Самое главное, что мы обещаем – доставить точно дозированную порцию смазочного вещества в точку трения и за строго определенный интервал времени. Далее из этого уже вытекает экономия времени на проведение смазочных работ, стабильность и безотказность работы оборудования, снижение расходов на запасные части и т.д.

Отношение к системам смазки LINCOLN меняется по мере ее эксплуатации: чем длительнее период эксплуатации, тем более лестны отзывы о ней. Так, некоторые системы смазки переживают срок службы оборудования, на котором они установлены. И поэтому всегда после демонтажа старого оборудования система смазки аккуратно снимается и устанавливается на новое. Иногда, чтобы специалисты того или иного предприятия смогли оценить все преимущества эксплуатации систем смазки, наша компания устанавливает их в рамках «пилотных» (бесплатных) проектов.

Какие обычно финансовые расходы несет заказчик, если система LINCOLN устанавливается на действующем оборудовании? И насколько удорожает оборудование, если оно оснащается вашей системой уже на конвейере завода?

– При установке систем смазки на действующем оборудовании заказчик выплачивает стоимость системы смазки плюс стоимость монтажа. В стоимость системы смазки включены расходы на ее доставку и растаможивание.

При установке системы смазки на конвейере завода нормой считается удорожание оборудования на 2–3%. В заключение нашего разговора: не могли бы Вы привести из Вашего опыта примеры рекордно короткого и рекордно длинного сроков выполнения заказов? И чем эти рекорды обусловлены?

– В качестве примера быстрого внедрения АЦСС в течение одного года может быть приведён опыт разреза «Эстонсланец». Здесь после месяца испытаний двух экскаваторов ЭШ15.90, одного – оснащённого штатной системой смазки, а другого – АЦСС компании LINCOLN – сразу были заказаны 16 систем автоматической смазки для всего парка шагающих экскаваторов разреза.

В качестве примера длительного срока внедрения АЦСС на горнодобывающем оборудовании могут служить «УРАЛМАШ» и «ИЗ-КАРТЕКС» (Группа «ОМЗ»), где нам потребовалось более 9 лет совместной работы, чтобы примерно 60% выпускаемого оборудования оснащать нашими системами смазки.

Успех быстрого или длительного срока внедрения АЦСС на оборудовании определяется, прежде всего, способностью руководящего персонала преодолевать различного рода препятствия, возникающие при внедрении новых решений. Сегодня я пришел к выводу, и думаю, многие со мной согласятся, что новое поколение рабочих, воспитанное на передовых достижениях мирового прогресса не готово и, самое главное, уже не хочет выполнять работу смазчика. К сожалению, зачастую многие сегодняшние руководители не хотят этого понять.

Хотим пожелать фирме Lincoln в новом десятилетии еще больших успехов.

Журнал "Горная Промышленность" №4 (86) 2009, стр.66