Комплексные ресурсосберегающие решения для горнодобывающих и горно-металлургических предприятий России

040 1

Один из постоянных авторов и давний деловой партнёр журнала «Горная Промышленность» предоставил в редакцию исходную информацию о Группе компаний «Эффективные технологии Ресурсосбережения» (ГК ЭТР), недавно созданной для продвижения передовых ресурсосберегающих технологий в России и странах СНГ. Головной офис компании расположен в Москве, дочерние компании действуют уже в четырёх Федеральных округах России. Так как научнотехнический и производственный профиль ГК ЭТР вписывается в одну из постоянных тематических рубрик нашего издания, мы обратились к Михаилу Александровичу Шаркову, вицепрезиденту ГК ЭТР, с рядом вопросов, ответы на которые, мы надеемся, будут с интересом прочитаны нашими читателями.

– Уважаемый Михаил Александрович, как следует из названия компании, сфера её деятельности охватывает технологии ресурсосбережения. Если рассмотреть в общем: в чём состоит главная цель работы в России вашей компании?

– Россия и ряд стран СНГ были и надолго останутся в числе ведущих горнодобывающих и металлургических государств. Известно, что на карьерах и в подземных рудниках используется огромное количество самоходной техники и тяжёлого автомобильного транспорта, работающего на дизельном топливе. По укрупнённым экспертным оценкам объёмы ежегодно потребляемого топлива всеми видами горной техники на современных горно-металлургических и горнодобывающих предприятиях составляют миллионы тонн. И при этом следует помнить, что вся эта техника потребляет ещё и огромные объёмы масел и различных смазочных материалов (доля которых составляет 5–15% от объёма потреблённого горючего). Общеизвестно, что расходы на ГСМ составляют 25–30% и более в себестоимости добычи 1 т твердых полезных ископаемых.

ГК ЭТР продвигает на российском рынке комплексные управленческие и технические ресурсосберегающие решения, обеспечивающие стабильное и прогнозируемое ресурсосбережение на коммерческом и технологическом транспорте, которые обеспечивают снижение расхода ГСМ при добыче и транспортировке различных полезных ископаемых, продлевают производительный срок эксплуатации техники, уменьшают в конечном итоге эксплуатационные и капитальные затраты акционеров и собственников этих предприятий. Главная цель нашего партнёрства, как с горнодобывающими предприятиями, так и с горно-металлургическими компаниями – убедительно и объективно продемонстрировать уникальные и гарантированные ресурсосберегающие возможности наших технологий, повышающие эффективность компаний в условиях конкуренции на рынке.

– Какая из ваших технологий является системообразующей, и в чём заключается комплексность ваших ресурсосберегающих решений?

– Все наши технологии зачастую применяются и по отдельности, но, безусловно, комплексное применение сокращает сроки окупаемости и увеличивает финансовый результат применения. Системообразующей служат профессиональные нанотрибологические технологии и продукты NanoVit® (Германия-Россия) – инновационные технологии снижения внутренних механических потерь в машинах и механизмах физическими методами, производимые ГК ЭТР по лицензии MSH GmbH (Германия). Структурно NanoVit® – это трёхкомпонентная механоактивированная смесь химически чистых нанодисперсных твёрдых веществ (оксида кремния и алюминия, аморфного графита), обработанных специальными методами и не растворимых в маслах. NanoVit®-МД (моторное масло) вводится в систему смазки двигателей в количестве по массе 0, 001–0, 002%, не разрушается и не изнашивается в процессе эксплуатации масла. Факторы активизирующие NanoVit® – это давление, температура, размерность частиц (14–16 нм) и их «организационная» активность. В результате образуется физическая система, способная адаптироваться к различным термодинамическим условиям в узлах трения в единой системе смазки машин и механизмов.

Основные эффекты NanoVit®-МД при однократном применении, вместе с объективными методами контроля, обеспечиваемыми применением других наших технологий, проявляются в следующем:

- сокращение расхода топлива на 10–20% и более в привязке к реальному режиму эксплуатации (скорость, обороты двигателя, нагрузка, пробег). Подтверждение результатов – данные Компании и Системы Контроля Расхода Топлива и Мониторинга Транспорта OMNICOMM FAS, обладающей метрологическим сертификатом России на точность датчиков LLS до 1% погрешности и имеющей пожизненную гарантию производителя (или другой качественной системы топливной аналитики), до и после применения;

- продление срока службы масла в 3 и более раз. Подтверждение результата – данные по результатам анализа масла по браковочным показателям (нового масла, до и после применения NanoVit®-МД) в МИЦ ГСМ, лаборатории Polaris или при проведении Экспресс Анализа Масла в полевых условиях на оборудовании (тип «кейс») компании KittiWake (Великобритания);

- повышение износостойкости и ресурса ДВС, которые подтверждаются результатами компрессографии до и после применения NanoVit®-МД. При необходимости проводится анализ масла по ресурсным показателям;

- существенное снижение и изменение состава вредных выбросов выхлопных газов в атмосферу. Результаты – по выполнению контрольных замеров количества и состава выхлопных газов до и после применения NanoVit®-МД.

Компании, эксплуатирующие технику в северных условиях, особенно привлекает создаваемый NanoVit® ярко выраженный, долгосрочный «арктический эффект» – (облегченный) запуск двигателя и эксплуатация машин и механизмов при низких температурах.

Нами производится NanoVit® не только для масел двигателей, но и для коробок передач (автоматических и механических), для трансмиссий, гидравлических систем (восстановление работоспособности гидравлических систем до штатного состояния). С 2012 года запущено производство NanoVit®-ДТ (дизельное топливо, концентрация активных веществ 0,00015%). NanoVit®-ДТ обладает следующими эффектами: снижение расхода топлива от 8% (дополнительное к эффекту NanoVit®-МД!) и постоянная неабразивная очистка топливной системы, что, безусловно, положительно влияет на эффективность работы узлов топливной системы.

Применение NanoVit®-ДТ особенно эффективно при наличии в Компании собственной корпоративной АЗС. Одно из наших ресурсосберегающих решений – Мобильные Интеллектуальные Топливозаправочные Модули (МИТЗМ) для дизельного топлива, мазута, бензина и масел. В конструкцию МИТЗМ нами внедрены самые передовые интеграционные решения, позволяющие полностью исключить влияние так называемого человеческого фактора и обеспечить высочайшую точность учёта ГСМ, в т.ч. приёма (с учётом коэффициентов температурного расширения). По индивидуальному заказу потребителя Модули оснащаются вибрационными фильтрами, позволяющими использовать дизельное топливо посредственного качества без негативных последствий для различных видов техники компании. На сегодняшний день мы можем предложить 3 разные платформы Модулей с широким ассортиментом объёмов (диапазон от 3.5 до 50 м3, односекционные и многосекционные с различными топливораздаточными колонками, обеспечивающими объём выдачи топлива до 1200 л/мин.) и современными уникальными возможностями на каждой из них (беспроводное управление, северное и автономное исполнение, различные системы идентификации, автономные системы пожаротушения и т.д.). С точки зрения эксплуатации важным является наличие всей необходимой разрешительной документации от Ростехнадзора и Пожарной службы, а так же возможность интеграции с существующими корпоративными системами управления. При необходимости Модуль легко перемещается. Наличие Модуля в компании позволяет приобретать топливо гарантированного качества по оптовым ценам, существенно уменьшить временные и финансовые потери и минимизировать непроизводственные издержки, связанные с хранением, заправкой и учётом ГСМ.

– Каковы современные масштабы и эффективность практического использования NanoVit® в Европейских и других странах мира?

– Масштабы применения NanoVit® в Европе, Америке и Азии велики. Достаточно посмотреть на отраслевое применение: карьерная и шахтная техника, машиностроение, автомобилестроение, судостроение, дорожная техника, энергетическое оборудование, прокатные станы, сельхозтехника, ветроэнергетика. NanoVit® используется в редукторах, подшипниках, бензиновых и дизельных двигателях внутреннего сгорания, – автомобилей, тепловозов всех классов, судов, различных силовых трансмиссиях, электродвигателях, турбинах, электрогенераторах, компрессорах, силовых и управляющих гидравлических системах и в других узлах и механизмах, т.е. везде, где существуют внутренние механические потери.

Мы готовы предоставить стендовые, эксплуатационные данные и технические отчеты о применении NanoVit® в компаниях, как на территории Европы и Америки, так и на территории России по широкому спектру техники (грузовая, спецтехника, тепловозы, речные и морские суда, трактора, погрузчики и т.п.).

– Насколько уникальна ваша технология: известны ли в мире её аналоги или прототипы? В чём их кардинальное различие?

– Технология NanoVit® уникальна, она включена Федеральным Правительством Германии в Топ-30 лучших инновационных технологий Германии 2008-го года, обладает Российскими сертификатами и сертификатом TÜV Thüringen (Германия). Применение NanoVit® застраховано Группой Альянс (всемирное страхование). При необходимости мы дополнительно страхуем применение NanoVit® в любой Российской страховой компании по выбору наших Партнеров. Аналогов или прототипов данной технологии в мире нет.

Хотел бы обратить внимание на ряд принципиальных отличий от существующих на рынке присадок: NanoVit® не вступает в химические взаимодействия с маслами и их компонентами, не образует пленок, не образует неремонтопригодный металлокерамической слой. NanoVit® меняет физические свойства масла, применительно к конкретным условиям эксплуатации. Эффективность проявляется в среде любого масла (важна углеводородная среда). Мы производим NanoVit® под заказ с учётом данных, полученных при опросе наших партнёров, учитывая вид техники, состояние и режимы её эксплуатации.040 2

– Что Вы можете рассказать об уровне и результатах апробации этой технологии у нас в стране, каковы они?

– Например: технология NanoVit®-МД испытана в РФ на дизельных двигателях, в частности, маневрового локомотива ТЭМ-2 (в депо Омска) в условиях реальной эксплуатации с применением штатных диагностических комплексов и независимой электронной системы учёта расхода топлива. В результате, прирост мощности в диапазоне до 200 кВт составил 10–15%, в диапазоне 500–700 кВт – 6–12%, достигнуто снижение расхода топлива на 8–11% на всех режимах, обеспечено сокращение выбросов вредных веществ на 30%. По опыту мирового использования NanoVit® в карьерной технике, тракторах, грузовых автомобилях мы уверенно прогнозируем увеличение тяговых параметров двигателя, экономию горючего более 15% (в т.ч. экономию топлива на грузовых автомобилях – 12–18%, на карьерных самосвалах – более 17%), более редкую замену масла (в 2–3 и более раз), существенное снижение дымности и токсичности выхлопных газов. Также проведены испытания на других видах специального и технологического транспорта.

– Какой объём применения ваших технологий прогнозируется на Россию и другие страны СНГ? На чём базируется оптимизм прогнозируемых объёмов? С какими трудностями объективного (и может и субъективного характера) Вам приходится сталкиваться на этих рынках при продвижении ваших продуктов и технологий, и в чём корень этих трудностей, по вашему мнению?

– NanoVit® и другие наши технологии необходимы в Компаниях, руководители и владельцы которых реально озабочены снижением эксплуатационных расходов; ведь никто не отменял принцип – «сэкономил, все равно, что заработал». Постоянный тренд повышения цен на топливо и масла и вступление России в ВТО заставляют ведущие Компании задуматься и всерьёз заняться контролем и управлением эксплуатационными издержками, в которых значительную долю составляют расходы на ГСМ. Выживает и побеждает сильнейший!

Мы прогнозируем большой интерес к сотрудничеству Компаний, заинтересованных в повышении своей конкурентоспособности, тем более, что масштабное применение NanoVit® и других наших технологий может быть реализовано по принципу «плати из сэкономленного» с применением (уже успешно работающих) механизмов факторинга и лизинга. Трудности продвижения, безусловно, присутствуют, но мы их преодолеваем, в т.ч. благодаря применяемой нами стратегии продвижения (через тестовое применение), позволяющей объективно продемонстрировать нашим Партнерам все те эффекты применения, о которых я говорил выше. Наши специалисты готовы заранее спрогнозировать экономическую эффективность применения NanoVit® и других технологий, а также сроки их окупаемости (как правило, срок окупаемости NanoVit® составляет 2–4 месяца, при сохранении эффекта от 1 года до 2-х лет, в зависимости от техники и режимов эксплуатации). После предоставления наших прогнозов, мы готовы провести тестовое применение и подтвердить правильность спрогнозированных расчётов.

Основные трудности, с которыми мы сталкиваемся это трудности субъективного характера. Далеко не всегда структура Компании и люди, в ней работающие, готовы к применению высокоэффективных, «прорывных», ресурсосберегающих технологий. Вместе с тем отмечу, что ряд Компаний организует ресурсосберегающие комитеты, куда входят управленцы различных взаимодействующих подразделений, с целью выработки приоритетов и путей их реализации. Наличие подобных структур в Компаниях резко повышает отдачу от применения ресурсосберегающих технологий. У нас есть позитивный опыт работы с такими комитетами, и мы готовы им поделиться.040 3

– С какими предприятиями России ваша компания связывает перспективы распространения ваших продуктов и технологий?

– Прежде всего мы хотели бы сотрудничать со всеми компаниями, имеющими среди своих приоритетов повышение эффективности, конкурентоспособности, снижение негативного воздействия на окружающую среду. И убеждены, что к ним относятся крупнейшие и мощные общества и холдинги топливно-энергетического и металлургического профилей Урала и Сибири (СУЭК, Норникель, Кузбассразрезуголь, СДС, УГМК, Мечел, ММК, КМК, Качканарский ГОК Ванадий и многие другие), Якутии (АЛРОСА, Нерюнгринский разрез и строящийся Эльгинский и другие), золотодобывающие предприятия Северо-Востока и Севера страны. Мы намерены распространять свои технологии на ГОКах и ГМК Центрального и Северо-Западного Федеральных округов России. Рассчитываем быть услышанными на ГОКах и ГМК Армении, Казахстана, Узбекистана и других стран с развитой горнодобывающей промышленностью.

– По опыту внедрения ваших материалов и технологий в различных отраслях экономики, каков срок окупаемости затрат на такие инновации?

– Срок экономической окупаемости применения NanoVit®, как правило, не превышает трёх месяцев. Статистическая окупаемость Систем Контроля Расхода Топлива и Мониторинга Транспорта составляет 3–6 месяцев (из практики намного меньше). По Мобильным Интеллектуальным Топливозаправочным Модулям 5–7 месяцев, в зависимости от условий применения и комплектации. По другим технологиям, а их на данный момент у нас 11, сроки окупаемости находятся в данном диапазоне.

– Какие формы партнёрства ГК ЭТР готова предложить российским Партнерам?

– В сотрудничестве мы гибки, активно используем тестовое применение, инструменты факторинга и лизинга, реализуем принцип «плати из сэкономленного». В зависимости от индивидуальных особенностей и потребностей наших партнёров, готовы сотрудничать как по отдельным технологиям, так и реализовывать комплексные проекты с использованием нескольких технологий. Имеем большую практику управления сложными проектами.

В заключение хотел бы сказать, Группа Компаний «Эффективные технологии Ресурсосбережения» ориентирована на долгосрочное результативное взаимовыгодное сотрудничество с Компаниями, заинтересованными в развитии и сохранении лидирующих позиций в своих отраслях и на рынке! Беседовал М.Н. Котровский

Журнал "Горная Промышленность" №2 2012, стр.40