«Развитие долгосрочного комплексного сервиса от производителя одно из наших стратегических направлений» Интервью с Игорем Макаровым, руководителем дирекции по сервису «Силовых машин»

Чем более совершенным становится оборудование для энергетики, тем большее значение приобретает его качественный сервис. Именно поэтому сервисное направление сегодня активно развивают все лидеры мирового энергомашиностроения, а доля сервисных контрактов в общем портфеле их заказов становится всё более значимой. О новых видах сервисных услуг, предоставляемых компанией «Силовые машины», рассказывает руководитель дирекции по сервису Игорь Макаров.№5 (117) 2014

– Игорь Сергеевич, какова на сегодняшний день доля сервисных договоров в общем портфеле контрактов «Силовых машин»?

– Эта доля составляет около 15%. И в ближайшие годы наша задача довести её до 25% от общего объёма портфеля.

– По каким направлениям идёт развитие сервисных услуг компании?

– Во-первых, продвижение долгосрочного сервиса как на вновь установленном, так и на модернизированном оборудовании. Во-вторых, продвижение пакетов модернизации собственного оборудования с целью улучшения его параметров и продления срока эксплуатации. Третье направление – модернизация оборудования других производителей. И наконец, расширение линейки услуг, предоставление новых их видов: сервис систем управления и автоматики, увеличение продаж запасных частей к собственному оборудованию, сервис крупных электрических машин и тяговых двигателей собственного производства, в том числе тяговых двигателей для БЕЛАЗов, производство которых мы сейчас активно наращиваем.

В настоящее время мы формируем группу, которая будет заниматься организацией и оказанием сервисных услуг именно для этого вида оборудования. Комплекс услуг будет включать не только поставку запасных частей, но и оказание ремонтных услуг как непосредственно на площадке заказчиков, так и на наших производственных площадях.

Активно развивается и такое направление сервиса как оказание консультационных услуг по эксплуатации установленного оборудования. Компания «Силовые машины» предоставляет консультации с использованием всего объёма современных коммуникационных технологий в любом удобном для заказчика виде: устном, письменном, электронном, без выезда или с выездом на место.

– Таким образом, сегодня клиенты ОАО «Силовые машины» имеют возможность получить непосредственно у производителя полный комплекс сервисных услуг для всех видов оборудования?

– Совершенно верно. Как я уже сказал, наши сервисные услуги включают технические консультации всех видов, техподдержку и техруководство при ремонтах, выполнение монтажных, ремонтных и наладочных работ своим персоналом или с привлечением квалифицированных монтажных и ремонтных организаций, обследование оборудования, модернизацию и реконструкцию, подготовку эксплуатационной и ремонтной документации, помощь в формировании ведомостей запчастей и расходных материалов, специального инструмента и так далее. При этом конкретный перечень услуг и степень вовлечённости персонала «Силовых машин» определяются в соответствии с пожеланием заказчика.010 1

– Авария, произошедшая на Саяно-Шушенской ГЭС, по-видимому, заставила российских энергетиков принципиально иначе взглянуть на вопросы сервисного обслуживания?

– Безусловно, после этой аварии взгляд российских энергетиков на сервис изменился. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС заставила их осознать уникальность сервиса от заводаизготовителя, задуматься о внедрении долгосрочных сервисных договоров.

Комплексный и регулярный сервис от изготовителя позволяет владельцам оборудования реально минимизировать аварийные ситуации, получать все виды сервисных услуг по принципу «одного окна», заблаговременно иметь «пул» запасных частей для конкретного обслуживаемого оборудования. Очень важен и нематериальный аспект такого долговременного сотрудничества. Я имею в виду повышение технической грамотности и квалификации персонала станций, преемственность в обслуживании оборудования.

Что касается нашего сотрудничества с Саяно-Шушенской ГЭС в период восстановления и модернизации станции после аварии, то согласно контракту, заключённому в ноябре 2009 года, «Силовые машины» должны были изготовить 10 гидротурбин и 9 гидрогенераторов мощностью по 640 МВт. Всё оборудование было изготовлено досрочно и поставлено на станцию к январю 2013 года. В настоящее время в эксплуатации уже находятся гидроагрегаты №1, 4–10.

Компания «Силовые машины» продолжает осуществлять генподрядные работы по монтажу основного оборудования гидроагрегатов №2 и 3, а также систем автоматического контроля управления. Они будут введены в эксплуатацию до конца 2014 года. «Силовые машины» не только изготовили новое оборудование и модернизировали ту его часть, которая оставалась на станции, но и произвели монтаж, включая шефмонтаж и пусконаладку. Нами также подписан двухлетний сервисный договор с РусГидро об обслуживании во время гарантийного и послегарантийного периода эксплуатации оборудования Саяно-Шушенской ГЭС. Это пилотный проект, который даёт право на участие специалистов дирекции по сервису ОАО «Силовые машины» во всех производимых ремонтах установленного оборудования. Мы участвуем в сопровождении как ремонтов турбин, генераторов, систем возбуждения, так и действующих на станции систем управления. В дальнейшем мы по согласованию с ОАО «РусГидро» планируем заключить большой сервисный договор на обслуживание всего оборудования Саяно-Шушенской ГЭС в период его жизненного цикла. Надеемся также, что данная практика будет реализована на всех объектах РусГидро, где работает оборудование «Силовых машин».

– То есть компания неуклонно продолжает работу по внедрению долгосрочных сервисных договоров?

– Развитие долгосрочного комплексного сервиса от производителя – одно из наших стратегических направлений. Прежде всего потому, что долгосрочный сервис является логичным продолжением жизненного цикла производимого оборудования. У нас уже есть опыт оказания таких услуг. Долгосрочные сервисные договоры на 12 лет, которые на сегодняшний день действуют с ТГК-1, предполагают долгосрочное обслуживание парогазовых установок, которые были поставлены и смонтированы специалистами ОАО «Силовые машины» на Первомайской и Южной ТЭЦ.010 2

Эксплуатировать газовую машину без регулярного сервиса невозможно, здесь чётко расписаны все виды и по замене частей, в первую очередь, работающих при высоких температурах: лопатки, детали камер сгорания – то есть тех, которые изнашиваются особенно быстро и отказ которых может привести к полному разрушению оборудования. Однако мы обслуживаем не только газовые и паровые турбины, но и генераторы и АСУ данных блоков. Паровые машины и генераторы мы обслуживаем самостоятельно с нашим шефперсоналом, с возможностями нашего производства и конструкторского бюро.

– Что включает в себя договор долгосрочного сервисного обслуживания?

– Здесь всё определяется потребностями заказчика. В принципе любой сервисный договор можно оформить как долгосрочный. Это может быть договор на технические консультации, на шеф-инженерное сопровождение. В состав опций может входить и подготовка документации для проведения ремонта и осуществления ремонтных работ, поставка запасных частей. Однако, говоря о долгосрочном сервисе, мы в первую очередь имеем в виду комплексный подход. В таком договоре подробно расписаны объёмы регламентных работ, а также действия при внеплановых ремонтах, аварийных ситуациях и так далее. По таким контрактам шире и размер ответственности компании, и гарантии, предоставляемые заказчику. Все регламентные работы, предусмотренные для того или иного вида оборудования: текущие, средние и капитальные ремонты, замена изношенных узлов и деталей и другие – выполняются в рамках финансирования единого долгосрочного договора. Также мы автоматически закрываем при необходимости и все нештатные ситуации, а после выяснения причин их возникновения и определения сферы ответственности всех сторон, решаем вопрос о дополнительном финансировании.

– Как проводится подобная экспертиза?

– Как правило, назначается совместная комиссия, которая проводит расследование и даёт заключение. Если есть спорные вопросы, возможно и подключение независимого эксперта. Особенно хочу подчеркнуть, что в рамках долгосрочного сервисного договора мы не только поддерживаем оборудование в рабочем состоянии, но и даём предложения по его обновлению и модернизации.

Сегодня технический прогресс идёт ускоренными темпами, причём этими ускоренными темпами развивается как производство основного оборудования, так и производство систем управления, программных продуктов, призванных обеспечить работу станций. Следовательно, новые возможности для улучшения работы и повышения экономичности оборудования появляются практически постоянно.

Беседовала Антонина Крищенко

По материалам журнала «Мегаватт» №3 (7)/2014 г., клиентского издания ОАО «Силовые машины»

ОАО "Силовые машины"

www.power-m.ru

Ключевые слова: сервис, контракт, макаров, , энергомашиностроение, заказ

Журнал "Горная Промышленность" №5 (117) 2014, стр.10