Рекордные пробеги самосвалов Cat® 777 на рудниках ЗАО «Золотодобывающая компания «Полюс»

Поводом к нашему интервью послужила информация о том, что на рудниках ЗАО «Золотодобывающая компания «Полюс» пробег самосвалов Cat 777 (каждого из 5 единиц) перешагнул рубеж 1 млн км. Так уж в нашей жизни повелось: любой промышленный рекорд вызывает повышенный интерес среди специалистов и в обсуждении сопровождается целым рядом вопросов. Ведь очевидно, что рекордные наработки и пробеги не могли быть достигнуты без следующих, как минимум, трех составляющих:

- конструктивно-технической надежности узлов и агрегатов машин;

- создания оптимальных дорожных условий для обеспечения режима высокопроизводительной работы транспорта на каждом конкретном объекте;

- строгого выполнения режима и графиков регламента технического сервиса с привлечением самых современных и всемирно апробированных методов обслуживания машин. На вопросы зам. главного редактора журнала «Горная Промышленность» ответили начальник автоколонны ЦБА РУ Иван Викторович Воробжанский и механик автоколонны Яков Иванович Кириленко. Наше интервью хотелось бы начать с обсуждения составляющих этого успеха.

038 1

– Какими марками и моделями карьерных автосамосвалов представлен технологический автопарк карьера и какую долю в нем занимает модель Cat 777?

– Конечно, хотелось бы сначала рассказать о том, какую долю изначально занимали Cat 777D в Золотодобывающей компании «Полюс» на Олимпиадинском ГОКе. Количество самосвалов Cat 777D составляло 33 единицы. Потом это количество сокращалось, это было связано с тем, что руководство ЗДК «Полюс» решило, как сейчас говорится, «перевооружиться» и сделать ставку на большую грузоподъемность самосвалов. Немалую роль сыграло и то, что самосвалы Cat 777D уже совершили миллионный пробег, и пора было подумать о достойной замене! На сегодняшний день количество самосвалов Cat 777D составляет 13 единиц. Самосвалов Cat 777F грузоподъемностью 90 т – 15 единиц. Самосвалов Cat 785С грузоподъемностью 136 т – 50 ед., т.е. львиную долю в парке компании занимают самосвалы Саterpillar.

– Какие марки и модели выемочно-погрузочной техники ведут работы в забоях по загрузке горной массы в автотранспорт и в частности, в самосвалы Cat 777?

– Сегодня сложно сказать, какая конкретно марка выемочнопогрузочной техники ведет загрузку конкретно в самосвалы Cat 777D, т.к. самосвалы работают на трех месторождениях ЗДК «Полюс»: это карьер «Восточный», карьер «Титимухта» и карьер «Благодатный». На всех вышеперечисленных карьерах работает разная выемочно-погрузочная техника.

– На перевозке каких типов пород и руд заняты Cat 777 и другие виды автосамосвалов?

– На сегодняшний день львиная доля вскрыши (руды скальные взорванные, «пустая порода») перевозится самосвалами Cat 785С и Terex. Но привлекаются самосвалы Cat 777D, Cat 777F, HD-785-5 в более труднодоступных местах, с узким дорожным полотном малого радиуса поворота. Также самосвалы Cat 777D-F привлекаются для доставки золотоносной руды на золотоизвлекательную фабрику, т.е. расстояния, виды выемочно-погрузочной техники самые разные.038 2

– Каков календарный «возраст» рекордсменов Cat 777? Почему было отдано предпочтение этой модели самосвалов и в чем ей уступали характеристики конкурентов-одноклассников?

– Календарный возраст самосвалов Cat 777D начинается с 1997–1998 гг. Предпочтение данной модели самосвалов грузоподъемностью 90 т было отдано потому, что на то время они оказались экономичней по расходу топлива, имели лучший класс по экологичности, более надежные узлы и агрегаты в том числе и двигатель (что немаловажно). Конкуренты, такие как Komatsu HD-785-5, уступали по расходу топлива и ходимости двигателей. Конечно, самосвалы марки Komatsu были дешевле, но в ЗДК «Полюс», взвесив все преимущества и недостатки двух давних конкурентов, сделали все-таки правильный выбор. О чем и говорят результаты! Конечно, хотел бы отметить и тот факт, что после приобретения продукции завода Саterpillar компания «Полюс» получает постоянную поддержку от официального дилера ООО «Восточная Техника», в вопросах эксплуатации, обмена опытом и других аспектов. Что далеко не всегда наблюдается у конкурентов (а для практиков играет первостепенную роль!).

– Всякие высокорубежные и, тем более, рекордные достижения представляют собой интегральный результат труда конструкторов со строителями машин и специалистов, эксплуатирующих их. Как бы Вы оценили вклады тех и других в достигнутые рекордные пробеги Cat 777?

– За время эксплуатации самосвалов марки Саterpillar возникало много вопросов к конструкторам и строителям самосвалов со стороны специалистов ЗАО «Золотодобывающая компания «Полюс». К сожалению, практические встречи начали проводиться только с 2011 года. Немаловажную роль в достигнутых результатах сыграли опыт и профессионализм специалистов и сотрудников ЦБА ЗАО «Полюс».

Хотелось бы отметить, что все возникшие проблемы с начала 2011 года решались как с официальными дилерами ООО «Восточная Техника», так и с конструкторами завода Caterpillar, и все проблемы, возникающие в процессе эксплуатации суровых условиях на площадках Олимпиадинского ГОКа компании «Полюс» обязательно принимались во внимание конструкторами.038 3

– Любая машина обладает определенным набором достоинств, которые пристально и критически взвешиваются при сравнении и выборе среди одноклассников. Что Вы можете рассказать в этом ракурсе о ваших рекордсменах – Cat 777? В чем для вашего предприятия оказались сильные стороны – Cat 777, сыгравшие решающую роль для предпочтения их другим автосамосвалам?

– Еще раз повторюсь, что предпочтение данной модели самосвалов грузоподъемностью 90 т было отдано потому, что на то время (1997–1998 гг.) они были экономичней в эксплуатации, экологичнее, имели более надежные узлы и агрегаты, в том числе и двигатель. Конечно, когда парк самосвалов старел и требовал достойной замены, специалисты Олимпиадинского ГОКа ЗДК «Полюс» все-таки отдавали предпочтение уже проверенной марке Caterpillar, зарекомендовавшей себя надежной и неприхотливой в эксплуатации, тем более в суровых северных условиях.

– Насколько чувствительны двигатели используемых на Ваших карьерах самосвалов, в т.ч. Cat 777 – к суровым климатическим условиям, в которых работают Ваши предприятия?

– Если говорить конкретно о двигателе Cat 777D, то он зарекомендовал себя как надежный и неприхотливый в эксплуатации. Особенно хотел бы отметить, что двигатель 3508В, установленный на данной модели, не требователен к нашему топливу, но требует качественных смазочных материалов и своевременного обслуживания.

Из истории проведенных специалистами ЦБА капитальных ремонтов двигателей 3508В на площадках Олимпиадинского ГОКа ЗДК «Полюс», могу сказать, что:

- это надежный и проверенный двигатель;

- ремонтопригоден до трёх капитальных ремонтов;

- капитальный ремонт возможно проводить своими силами;

- надежные блок цилиндров и коленвал, ходимость до трёх капитальных ремонтов, это примерно от 60 тыс. до 80 тыс. моточасов.

Что касается Cat 777F и установленного на нем двигателя C32, то наш опыт показал, что эти двигатели более прихотливы к качеству топлива, более прихотливы к качеству смазочных материалов. Ну а в остальном – машина Cat 777F, которая пришла на смену Cat 777D – неплохая. Узлы и агрегаты, такие как коробка передач, редуктор заднего моста, бортовые редукторы практически идентичны с самосвалом Cat 777D.038 4

– Карьерный транспорт большой и особенно большой грузоподъемности чувствителен к качеству дорог, от которого зависят и скорости их движения, и износ шин, и нагрузки на конструктивные элементы (раму, мосты). Расскажите об организации службы поддержания и ремонта дорог.

– Конечно, к качеству полотна дороги и его ширине на площадках Олимпиадинского ГОКа компании «Полюс» подходят с повышенным вниманием. В ЗДК «Полюс» для этих целей содержатся дробильные комплексы, грейдеры, «посыпалки» для зимнего времени года и поливо-оросительные машины – для летнего времени. Конечно, карьер – это карьер, и в некоторых местах узковато, но пока с шириной и качеством дорожного полотна проблем не было. Что касается износа шин и нагрузок на рамы и мосты, на каждой машине установлены датчик и система для контроля загрузки самосвала. Более того, во всех карьерах Олимпиадинского ГОКа введен скоростной режим до 30 км/ч. Это даёт неплохие результаты в процессе эксплуатации.

– Как организован технический сервис самосвалов на карьере, в т.ч. Cat 777: выполняется специалистами, входящими в штат карьера, ГОКа; подрядной организацией – по схеме аутсорсинг, или что-то иное?

– Сервис всех самосвалов на Олимпиадинском ГОКе проводится специалистами, входящими в штат ЦБА, у каждого специалиста свой разряд и допуск к выполнению тех или иных работ. Капитальные ремонты, текущие ремонты самосвалов также проводятся специалистами ЦБА. Весь персонал ЦБА, в том числе и ИТР, проходят дополнительное обучение. ИТР потом обучает специалистов и водителей.

На Олимпиадинском ГОКе ЗДК «Полюс» имеется свой учебно-курсовой комбинат, где и проводятся обучения тем или иным специальностям.

– Есть ли на ваших предприятиях подобные рекорды пробега у самосвалов других марок? Известно ли вам о таких фактах на других ГОКах?

– Отвечая на этот вопрос, могу отметить: самосвалы других производителей, эксплуатирующиеся на Олимпиадинском ГОКе, тоже не отстают. Конечно, руководство ЗДК «Полюс» и, в частности, специалисты ЦБА интересуются работой самосвалов разных марок, на различных ГОКах, в том числе и в ближнем зарубежье. С некоторыми ГОКами ведется непосредственное общение и обмен опытом. Хотел бы отметить, что на известных нам ГОКах, где эксплуатируются самосвалы Caterpillar, нет такого богатого опыта и, конечно, нет таких рекордных пробегов самосвалов. Многие просто не верят в рекордные пробеги, достигнутые на Олимпиадинском ГОКе, но факт остается фактом.

Что касается самосвалов других марок, то им еще далеко до такой надежности и тем более – до рекордных пробегов.

– Как налажено у ваших предприятий сотрудничество со специалистами ООО «Восточной Техники»: как часто к вам выезжают их специалисты, чем интересуются, чем помогают?

– Мы хотели бы, чтобы наши замечания и пожелания в части конструкции машин доводились бы до сведения конструкторов. Специалисты ЦБА ЗДК «Полюс» не указывают конструкторам, как строить самосвалы, но отмечают те проблемные места в узлах и агрегатах, которые обнаружены при эксплуатации на наших карьерах. Например, после совместной работы с представителями ООО «Восточная Техника» и самими конструкторами двигателя C32 был произведен его ремонт (за счет завода-изготовителя) и специалистами ООО «Восточная Техника» установлена ЦПГ новой конструкции, которая на сегодняшний день показывает неплохие результаты. Конечно, со всеми возникающими проблемами и вопросами во время эксплуатации самосвалов как в гарантийный, так и послегарантийный периоды, мы обращаемся к официальному представителю, т.е. к ООО «Восточная Техника», а те в свою очередь непосредственно на завод-изготовитель и к конструкторам. Что касается непосредственно работы специалистов компании ООО «Восточная Техника», могу сказать, что они оперативно реагируют на те или иные наши вопросы, оперативно выезжают на поломки в процессе эксплуатации самосвалов, поставляют качественные и в срок запасные части (по конкурентным ценам и с гарантией). Совместно обрабатываются заявки на аварийные выходы из строя агрегатов, оперативно и в срок решаются вопросы, касающиеся оказания услуг по восстановлению узлов и агрегатов специалистами компании ООО «Восточная Техника».

– Каковы планы предприятий ЗАО «Золотодобывающая компания «Полюс» по развитию парка?

– Золотодобывающая компания «Полюс», как сейчас говорится, «перевооружается» и решила сделать ставку на большую грузоподъемность самосвалов. Вопрос сейчас стоит, конечно, в выборе модели. ЗАО «Полюс» очень взвешенно подходит к этому вопросу, опираясь, в первую очередь, на стоимость владения и эффективность эксплуатации.

– Спасибо за интересную информацию.

Вопросы задавал М.Н. Котровский

Журнал "Горная Промышленность" №1 2013, стр.28