Новое поколение колесных тракторов

Тракторы на пневмоколесном ходу являются небольшим, но очень значимым элементом технологической цепочки в любой горнопромышленной компании. Специфика их применения обусловлена сочетанием ряда объективных факторов: колесные тракторы имеют возможность передвигаться с большей скоростью, чем гусеничные, расходуют меньше топлива, обеспечивают лучшие условия труда для машинистов. Оптимальное сочетание гусеничных и колесных тракторов позволяет производить работы с максимальной эффективностью.

Осознав потребность своих клиентов в приобретении полного комплекса техники, ОАО «Промтрактор» приступило к производству наиболее востребованных колесных машин. Работа началась в 1990 году с разработки бульдозера КБ-25.01, который был создан на базе гусеничного трактора тягового класса 35 т. Вслед за колесным бульдозером в 1993 году был сконструирован максимально унифицированный с ним по всем узлам фронтальный погрузчик грузоподъемностью 10-13 тонн. Обе машины разрабатывались при активном участии потребителей в лице АОЗТ «Ключи», разреза «Кедровский», ОАО «Лебединский ГОК», НПФ «Эко-недра» (г. Нерюн-гри), ЗАО «Малые разрезы Нерюнгри», ООО «Нерюнгри-Ме-таллик». В этих орга низациях машины успешно отработали программу испытаний и были поставлены в серийное производство (колесный бульдозер - в 2002 году, по грузчик - в начале 2003 года).

Следует сказать, что вся выпускаемая ОАО «Пром-трактор» техника, в том числе и колесная, отличается модульной конструкцией узлов и систем - трансмиссии, моторных установок, ходовой системы, рабочего оборудования, системы охлаждения, кабины и управления. Это позволяет упростить и сделать более удобным техническое обслуживание всех систем промышленного трактора. Возможность снятия и установки узлов силовой передачи отдельными модулями без демонтажа ходовой системы и навесного оборудования значительно повышает качество и скорость ремонта, снижает время возможного простоя агрегата.

На колесных тракторах чебоксарского производства устанавливаются четырехтактные V-образные дизели жидкостного охлаждения 8V-ЯМЗ-238НД4-1, 12V-ЯМЗ-850.10-01 с турбонаддувом эксплуатационной мощностью от 238 до 520 л.с, с полнопоточной системой очистки масла сменными бумажными фильтроэлементами и центробежным фильтром. Жидкостно-масляные теплообменники для охлаждения масла двигателя и трансмиссии установлены на двигателе или отдельно (для трансмиссии). По заказу могут устанавливаться 6-цилиндровые рядные двигатели М11-С и КТТА19-С-520 фирмы Cummins эксплуатационной мощностью 245 и 480 л.с. Они имеют полнопоточную систему очистки масла, жидкостно-масляные теплообменники для охлаждения масла двигателя.

Гидравлическая система управления навесным оборудованием трактора - раздельно-агрегатная. Состоит из насосов с независимым приводом, гидробака, фильтров, клапанов, распределителей и гидроцилиндров с рабочим давлением в гидросистеме 200 кг/см2. Бумажные патронные фильтроэлементы обеспечивают тонкость фильтрации 25 мкм в гидросистеме трансмиссии и навесного оборудования.

Современные, унифицированные для всей гаммы техники кабины с двойным остеклением, зависимым и независимым отопителями, вентиляционными установками, подрессоренным сиденьем обеспечивают хорошие условия труда оператора.

Особых слов заслуживает последняя разработка компании - колесный фронтальный погрузчик «Четра-60» грузоподъемностью 6 т и объемом ковша 3.5 м3. Это машина нового поколения, созданная благодаря новейшим технологиям и с использованием импортных комплектующих. Применяя лучшие решения, конструкторы в то же время старались придерживаться принципа унификации деталей: за основу разработки взяты узлы моторных установок трактора Т-15.01 и элементы узлов трансмиссии нового трактора « Четра-11».

Современный дизайн погрузчика разработан специализированной фирмой, а новая кабина имеет самый современный интерьер, что выгодно отличает «Четра-60» от ее отечественных аналогов. Еще одно приятное отличие: применение в управлении поворотом гидроусилителя руля фирмы Sauer-Danfoss. Новый колесный погрузчик оснащен четырехскоростной планетарной коробкой передач с электрогидравлической системой управления, обеспечивающей плавное трогание и переключение передач под нагрузкой.

Первый опытный образец «Четра-60» с двигателем ЯМЗ-238НД4-1 был изготовлен в июле 2003 года, второй - в сентябре. С августа по октябрь того же года проводились заводские испытания, а в декабре 2003 г. - январе 2004 г. погрузчики были отправлены ЗАО «Ма лые разрезы Нерюнгри» и ООО «Нерюнгри-Металлик», которые уже имели опыт работы с ОАО «Промтрактор» и с удовольстви ем взяли новую технику на испытания.

При проведении контрольных смен «Четра-60» на погрузке разрыхленного каменного угля в автосамосвалы КамАЗ-65115 и КамАЗ-55111 были в частности получены следующие результаты: в течение смены погрузчиком (при использовании поворотного способа погрузки) загружено 113 КамАЗов. Общая масса погруженного угля составила 1197.5 т. Техническая производительность составила 140 м3/час, при среднем часовом расходе топлива 11.6 кг/час. Ежемесячная наработка машин составляет 400-450 моточасов, в связи с чем планируется, что испытания завершатся в первом полугодии 2005 года (в соответствии с программой общий объем испытаний составляет 6000 моточасов).

Уже сейчас на предприятии создаются производственные мощности по серийному выпуску погрузчика «Четра-60» с привлечением поставщиков из Польши, Бельгии, Германии. Предполагается, что на первом этапе выпуск этих машин составит порядка 50 единиц в год. Постоянно возрастающий спрос на колесную технику не дает ОАО «Промтрактор» останавливаться на достигнутом. Так, в настоящее время ГСКБ предприятия ведет работы по созданию колесного бульдозера «Четра-Б11» (ТК-11.01) и вилочного погрузчика «Четра-60Л» (ПК-60-01Л). Обе машины будут представлены на традиционном «Трактор-шоу», которое пройдет в Чебоксарах в августе этого года.

Журнал "Горная Промышленность" №2 2005