ОАО «Промтрактор» повышает качество выпускаемой техники

В.А.Ершов, зам. ген. директора по качеству ОАО «Промтрактор»
В.И.Крючков, зам. ген. директора по гарантийному обслуживанию и развитию филиалов ОАО «Промтрактор-Сервис»


Известный кризис 1998 года и последствия его разрешения создали объективные условия для увеличения спроса на продукцию отечественного машиностроения. «Обвал» рубля и возросшая цена доллара расставила все на свои места – и без того дешевая низкокачественная продукция отечественных машзаводов (в данном случае тракторостроения) в долларовом эквиваленте стала в несколько раз дешевле зарубежных аналогов. Это способствовало увеличению продаж выпускаемой техники и создало условия для полномасштабного повышения качества, а значит и конкурентоспособности оборудования, в том числе и продукции ОАО «Промтрактор», на внутреннем рынке России, СНГ и дальнего зарубежья.

В этот период обновленное руководство ОАО «Промтрактор» поставило вопросы повышения качества выпускаемой продукции (не по форме, а по сути) на первое место. Были определены приоритеты по тем показателям качества техники, которые в первую очередь волновали или не устраивали потенциальных и фактических потребителей продукции ОАО «Промтрактор» (низкая надежность и, в первую очередь, большое количество отказов). Хотя работы по созданию семейства промышленных тракторов современного и перспективного технического уровня с классической компоновкой начались значительно раньше – надежность отдельных систем и узлов новых тракторов, в частности, двигателей внутреннего сгорания (ДВС), коробок переключения передач (КПП) и др. элементов трансмиссий, оставляла желать лучшего.

Реализация разработанных руководством предприятия краткосрочных и долгосрочных программ повышения надежности позволила в начале ХХ1 века (2000–2002 гг.) существенно поднять безотказность и ресурс основных узлов и систем базовых машин и, соответственно, моделей и модификаций на их базе.

Сегодня ОАО «Промтрактор» – это комплекс заводов, выпускающих более 30 моделей бульдозеров и трубоукладчиков класса тяги от 10 до 50 тс и грузоподъемностью от 12 до 102 тс.

Одновременно с совершенствованием гусеничных машин достаточно динамично расширяется модельный ряд бульдозерной и погрузочной техники на пневмоходу.

В числе первых предприятий России ОАО «Промтрактор» внедрил и сертифицировал систему менеджмента качества (СМК) в соответствии с международными стандартами ISO 9001 версии 2000 года. Конструкторами, снабженцами и менеджерами в рамках стандартов и принципов ИСО и TQM ведется планомерная системная работа по повышению надежности покупных и комплектующих изделий, применяемых при изготовлении продукции ОАО «Промтрактор», т.к. 45–50% отказов связано с неудовлетворительным качеством именно этих изделий.

На начало 2004 г. гарантийный парк машин (с наработкой до 3000 м/ч или после запуска в эксплуатацию до 2 лет) составляет более 500 единиц. В среднем по данным за 2003 г. из-за отказов I–III гр. сложности ежедневно простаивает от 5 до 8 единиц, что при указанном выше гарантийном парке составляет менее 2-х процентов. Примерно половина вышеназванных машин имеет отказы двигателей (в основном отказы комплектующих ДВС – генератор, стартер, элементы топливоподачи). В основном отказы имеют место на ДВС 850 серии. Двигатели ЯМЗ 236, 238 – на порядок надежнее.

Базовые тракторы Т-20.01 Я (2002 г.), Т-11.01 Я (2003 г.) и их комплектации, участвуя в общероссийской федеральной программе «100 лучших товаров» отмечены дипломами первой степени.

Для разрешения проблем повышения надежности продукции ОАО «Промтрактор» разработан действующий ряд локальных проектов. Одним из основных является проект «600 моточасов», который осуществляется под непосредственным руководством генерального директора ОАО «Промтрактор» С.Г.Млодика. Главная задача данного проекта – поднятие наработки на отказ по любой причине до уровня 600 моточасов. Практические результаты реализации этого проекта свидетельствуют, что в настоящее время мы находимся на полпути к поставленной цели.

Продав технику, ОАО «Промтрактор» не оставляет потребителя один на один с проблемами эксплуатации, включая и постгарантийный период.

ОАО «Промтрактор» уже после выпуска первой (в конце 70-х годов ХХ века) опытной партии тракторов впервые в отрасли отечественного тракторостроения взялось за организацию собственной сервисной сети. В настоящее время она представлена дочерним предприятием ОАО «Промтрактор-Сервис», в структуру которого входит 16 собственных филиалов, 8 дилеров на территории России и 5 представительств в СНГ. Высококвалифицированные инженеры сервисной службы гарантируют техническую поддержку при эксплуатации и организации технического обслуживания техники. Имеющиеся при всех филиалах региональные склады обеспечены практически всей основной номенклатурой запасных частей, доставка которых по заказу осуществляется в течение месяца. Для руководства оперативной поставкой создана компьютерная база данных. На сегодняшний день филиалы расположены во всех регионах горнодобывающих отраслей со средней удаленностью от потребителей 300–400 км.

В последние годы одновременно с ростом производства значительно изменился модельный ряд выпускаемой техники, происходит и региональное перераспределение техники по тяговому классу, что требует и новых решений по сервисному сопровождению.

Решив за последние годы основные задачи по развитию сервисной сети и обеспечению потребителя запасными частями, дальнейшая программа предусматривает переоснащение в 2004–2005 гг. ремонтного производства филиалов под новые модели техники и расширение комплекса услуг с созданием мобильных бригад для проведения фирменного технического обслуживания и текущего ремонта непосредственно на местах эксплуатации.

Дополнительно, по договору с ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), являющимся основным поставщиком двигателей на комплектацию, ОАО «Промтрактор-Сервис» получило право и взяло обязательства по гарантийному сопровождению двигателей, что значительно улучшило отношения с потребителем и сократило время рассмотрения рекламаций и гарантийного ремонта.

Показатели сервисного обслуживания

В деятельности ОАО «Промтрактор-Сервис» присутствует, как важная составляющая сервисного обслуживания, обучение персонала потребителя, влияющее на внедрение и освоение новой техники. Кроме того, предприятия сервисной сети обрабатывают поступающую от потребителей информацию о результатах работы поставленной техники и передают ее в центральный офис, где она обобщается и направляется на ОАО «Промтрактор». Данные анализируются и в виде заданий и конкретных рекомендаций передаются соответствующим службам для проработки и реализации. Это позволяет вносить оперативные корректировки в конструкцию, технологию производства и планирование выпуска запасных частей, что влияет на надежность и работоспособность техники и, в конечном итоге, на эффективность ее эксплуатации. Как видно из представленной таблицы, целенаправленная политика ориентации на потребителя только за счет расширения самой сервисной сети и её комплекса услуг в совокупности с программой производства запасных частей позволила значительно улучшить показатели сервисного обслуживания.

Коллектив ОАО «Промтрактор», реализуя разработанную программу повышения надежности выпускаемого оборудования, успешно претворяет в жизнь принятую компанией Политику в области качества. 

Журнал "Горная Промышленность" №1 2004