Универсальный погрузчик для карьеров блочного камня

Рената Степка, глава Московского представительства ВТП «BUMAR»


Современные карьеры промышленности строительных материалов характеризуются широким разнообразием горнотехнических условий эксплуатации, во многом определяемых типом добываемого полезного ископаемого, масштабами горных работ и производительностью предприятия. Значительная доля карьеров, разрабатывающих блочный камень в сравнительно небольших объемах, нуждается в универсальных машинах, способных механизировать целый ряд операций: доставку кондиционных блоков до места их погрузки (или пассировки), сбор, доставку и погрузку в средства транспорта окола и мелочи (щебня), отгрузку или вывоз некондиционных блоков, передвижение или кантование монолитов (или их частей) перед пассировкой на товарные блоки, технологическую подсыпку мелочи и штыба и др.

В настоящее время на карьерах Польши для выполнения таких операций успешно используется более 10 единиц универсальных колесных погрузчиков марки NBS-2 производства завода FADROMA (Фадрома).

Погрузчик NBS-2 создан на элементной базе шахтной погрузодоставочной машины грузоподъемностью 7 т. В связи с этим рабочие характеристики и габариты первой модели универсального погрузчика NBS-2 во многом сходны с характеристиками базовой ПДМ.

В настоящее время завод FADROMA изготавливает две модификации универсального погрузчика: с кабиной шахтного типа (рис. 1) и с высокой кабиной для эксплуатации только в карьерных условиях (рис. 2, 3). Обе модификации оборудуются устройством для быстрой смены рабочего органа, которая осуществляется оператором непосредственно из кабины. При этом время замены одного рабочего органа на другой не превышает одной минуты.

В таблице приведена техническая характеристика погрузчика NBS-2, а на рис. 4 – его габаритные размеры.

Главная особенность машины заключается в увеличенной, почти до 10 т, грузоподъемности при оснащении вилочным подъемником и в оборудовании на ней остекленной стандартной кабины. При этом расположение кресла и руля не боковое, как у подземной модификации, а фронтальное, более привычное для наземных машин. Кабина полностью закрытая и имеет круговое остекление, обеспечивающее прекрасный круговой обзор и защиту оператора от атмосферных осадков, холода и жары. Она оборудована системой вентиляции и подогрева воздуха. Кресло оператора – регулируемое, установлено на амортизирующих элементах (поглощающих вибрацию), выполненных в соответствии с требованиями правил и норм по шумовому поглощению. Кабина оборудована системой безопасности ROPS.

Управление погрузчиком – рулевое, переключение передач рычажное. Коробка перемены передач имеет шесть скоростей (по три – вперед и назад). Вся трансмиссия погрузчика – на комплектующих узлах фирмы Clark, двигатель дизельный типа SW680/73/9 четырехтактный, водяного охлаждения, максимальный крутящий момент при 1400 об/мин – 647.5 Нм, мощность при 2000 об/мин – 117.6 кВт.

Фронтальный и задний мосты жесткой конструкции с разгруженными полуосями; крепление фронтального моста – жесткое к раме машины, заднего – через рессоры с углом отклонения ±11°.

Погрузчик оснащается камерными шинами размерностью 23.5(25” и имеет двухконтурную тормозную систему с воздушно-гидравлическим приводом. Рабочие и стояночный тормоза – дисковые сухого типа с воздушным приводом. Гидравлическая система привода рабочего органа состоит из двух цилиндров, работающих при давлении масла 16 МПа, поворота машины (также два цилиндра) – при давлении 12 МПа.

Универсальный погрузчик NBS-2 поставляется по желанию потребителя с комплектом сменного рабочего оборудования, включающего, помимо основного ковша вместимостью 3.5 м3, еще и вилы для доставки блоков камня, зуб для кантования блоков и ковш с решетчатым днищем, предназначенным для отсеивания щебня мелких фракций, воды и шлама (грязи).

Опыт длительного использования погрузчиков NBS-2 на разных карьерах в Польше показал их универсальность, высокую эксплуатационную надежность и производительность. Кроме того, универсальный погрузчик NBS-2 может быть полезен, а в ряде случаев незаменим в качестве вспомогательной машины на карьерах по добыче рудных, угольных и нерудных полезных ископаемых. К настоящему времени погрузчики NBS-2 отработали на карьерах по 4…7 лет без каких-либо рекламаций.

В Польше универсальные погрузчики NBS-2 особенно широко применяются на мраморных карьерах для бережной транспортировки блоков на распиловку: ранее для этого применялись тракторы, доставлявшие блоки волоком, что приводило к образованию в них трещин.

Следует также отметить, что универсальный погрузчик NBS-2 очень хорошо подходит для работы на складах щебеночных заводов, где требуется вести отгрузку продукции малыми порциями из различных штабелей, а также в цехах металлургических, машиностроительных и ремонтно-механических заводов и комбинатов.

По заказу потребителя сегодня специалисты завода FADROMA могут изготовить другое навесное сменное оборудование к универсальному погрузчику NBS-2.   

Журнал "Горная Промышленность" №4 2002