Liebherr R-992 на Кайерканском разрезе Норильского Комбината

К.Ю.Анистратов, А.П.Донцов, С.Н.Кривощёков


Два ги­д­рав­ли­че­с­ких экс­ка­ва­то­ра LIEBHERR R-992 Litronic вве­де­ны в экс­плу­а­та­цию в но­я­б­ре 2000 го­да на Кай­ер­кан­ском раз­ре­зе РАО «Но­риль­ский Ни­кель».

Кай­ер­кан­ский уголь­ный раз­рез рас­по­ло­жен в 30 км от го­ро­да Но­рильск Крас­но­яр­ско­го края в су­ро­вых ус­ло­ви­ях рос­сий­ско­го по­ляр­но­го кли­ма­та. Тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха зи­мой опу­с­ка­ет­ся до –48°С, ско­рость ве­т­ра до 40 м/сек, при этом ха­рак­тер­ны силь­ные сне­го­па­ды. От­но­си­тель­ная влаж­ность воз­ду­ха до 90%. В ко­рот­кий лет­ний пе­ри­од воз­мож­ны за­тяж­ные дож­ди и тем­пе­ра­ту­ра под­ни­ма­ет­ся до +40°С.

Экс­ка­ва­то­ры R-992 ос­на­ще­ны ков­шом ши­ри­ной 2600 мм, вме­с­ти­мо­с­тью 7.0 м3 с зу­бь­я­ми 86LP, стре­лой дли­ной 5550 мм, ру­ко­ятью ков­ша 3650 мм для на­сып­но­го ве­са 3.0 т/м3. Для экс­ка­ва­ции аб­ра­зив­ных по­род ковш обо­ру­до­ван пла­с­ти­на­ми из вы­со­ко­проч­ной ста­ли, дни­ще ков­ша ар­ми­ро­ва­но спе­ци­аль­ны­ми на­прав­ля­ю­щи­ми, сни­жа­ю­щи­ми со­про­тив­ле­ние ко­па­нию.

Мас­са ма­ши­ны 139 тонн, дав­ле­ние на грунт при ши­ри­не тра­ков 600 мм со­став­ля­ет 1.95 кг/см2. Низ­кое рас­по­ло­же­ние цен­т­ра тя­же­с­ти в со­че­та­нии с ши­ро­ким ос­но­ва­ни­ем хо­до­вой ча­с­ти обес­пе­чи­ва­ет от­лич­ную ус­той­чи­вость для плав­ной и точ­ной ра­бо­ты. Вы­со­ко­эф­фек­тив­ная ге­о­ме­т­рия ра­бо­че­го обо­ру­до­ва­ния и его ков­ша поз­во­ля­ют мак­си­маль­но ре­а­ли­зо­вать уси­лие вне­д­ре­ния (900 кН) и вы­рыв­ное уси­лие (700 кН) ков­ша.

Мощ­ность ус­та­нов­лен­но­го дви­га­те­ля фир­мы Cummins VTA 28 C-800 со­став­ля­ет 575 кВт (782 л.с.). Ра­бо­чее дав­ле­ние в ги­д­ро­си­с­те­ме 320 бар. Эле­к­т­ро­обо­ру­до­ва­ние вы­пол­не­но в пы­ле­вла­го­за­щи­щен­ном ис­пол­не­нии.

Экс­ка­ва­то­ры вы­пол­не­ны в ис­пол­не­нии –40°С, что пре­ду­с­ма­т­ри­ва­ет ком­плек­та­цию ма­шин си­с­те­мой пред­ва­ри­тель­но­го по­до­гре­ва ка­би­ны ма­ши­ни­с­та пе­ред за­пу­с­ком дви­га­те­ля, ак­ку­му­ля­тор­ных ба­та­рей, топ­ли­ва, раз­да­точ­ной ко­роб­ки, ох­лаж­да­ю­щей жид­ко­с­ти, ем­ко­с­тей со смаз­кой, а так­же про­кач­ку мас­ла че­рез кла­па­ны ги­д­ро­мо­то­ра хо­да и ги­д­ро­мо­то­ров по­во­рот­ной плат­фор­мы (рис. 1 и 2). Все ре­зи­но­тех­ни­че­с­кие из­де­лия со­от­вет­ст­ву­ют тре­бо­ва­ни­ям экс­плу­а­та­ции при тем­пе­ра­ту­ре до –55°С.

Для по­вы­ше­ния на­деж­но­с­ти ра­бо­ты экс­ка­ва­то­ров R-992 в экс­тре­маль­ных ус­ло­ви­ях Край­не­го Се­ве­ра фир­ма LIEBHERR по ре­ко­мен­да­ции спе­ци­а­ли­с­тов Кай­ер­кан­ско­го уголь­но­го раз­ре­за вне­сла до­пол­ни­тель­ные из­ме­не­ния к стан­дарт­но­му ис­пол­не­нию –40°С. На экс­ка­ва­то­рах ус­та­нов­ле­ны:

  •     фе­ны для до­пол­ни­тель­но­го обо­гре­ва и об­ду­ва сте­кол ка­би­ны теп­лым воз­ду­хом;
  •     кон­ду­и­ты (на­руж­ной за­щит­ной обо­лоч­ки) на жгу­тах эле­к­т­ро­дви­га­те­ля из ма­те­ри­а­лов, вы­дер­жи­ва­ю­щих тем­пе­ра­ту­ру ни­же –40°С;
  •     ре­си­вер ком­прес­со­ра уве­ли­чен­но­го объ­е­ма;
  •     спе­ци­аль­ная кон­ст­рук­ция воз­ду­хо­сбор­ни­ка ди­зель­но­го дви­га­те­ля Cummins для уве­ли­че­ния сро­ка служ­бы воз­душ­ных филь­т­ров;
  •     спе­ци­аль­ные ме­тал­ли­че­с­кие пла­с­ти­ны для за­щи­ты ци­лин­д­ров от­кры­ва­ния ков­ша;
  •     спе­ци­аль­ная кон­ст­рук­ция за­щи­ты ма­шин­но­го от­де­ле­ния и мас­ля­ных ра­ди­а­то­ров от по­па­да­ния сне­га; до­пол­ни­тель­ные ак­ку­му­ля­тор­ные ба­та­реи.
  • Так­же пре­ду­с­мо­т­ре­ны:
  •     от­вер­стия для сто­ка во­ды в от­се­ках для ак­ку­му­ля­тор­ных ба­та­рей;
  •     ус­т­рой­ст­во для под­клю­че­ния ре­зерв­ных ак­ку­му­ля­тор­ных ба­та­рей к ос­нов­ным для за­пу­с­ка дви­га­те­ля в хо­лод­ное вре­мя го­да;
  •     гер­ме­ти­че­с­кое уп­лот­не­ние от­се­ка с ги­д­рав­ли­че­с­ки­ми рас­пре­де­ли­тель­ны­ми ус­т­рой­ст­ва­ми.

В на­сто­я­щее вре­мя экс­ка­ва­то­ры ус­пеш­но ис­поль­зу­ют­ся в ка­рь­е­ре на вы­ем­ке вскрыш­ных по­род (пе­с­ча­ни­ков и але­в­ро­ли­тов) при тем­пе­ра­ту­ре близ­кой к –40°С. На­ра­бот­ка экс­ка­ва­то­ров со­став­ля­ет 480–520 мо­то­ча­сов. По­груз­ка гор­ной мас­сы про­из­во­дит­ся в ав­то­са­мо­с­ва­лы Бе­лАЗ 7548 гру­зо­подъ­ем­но­с­тью 42 т и Бе­лАЗ 7549 гру­зо­подъ­ем­но­с­тью 75 т.

Вре­мя по­груз­ки од­но­го са­мо­сва­ла гру­зо­подъ­ем­но­с­тью 42 тонн – 2.5–3 мин, 75 тонн – 4.5–5 мин. Про­из­во­ди­тель­ность экс­ка­ва­то­ров со­став­ля­ет 350–448 т/час, 1300–2000 м3/сме­ну.

Журнал "Горная Промышленность" №3 2001