Гу­се­ни­ч­ный трактор D8R Сat

Фирма Caterpillar в соответствии с программой модернизации выпустила вторую машину в новой серии «R» — гусеничный трактор D8R (материалы о тракторе D9R были опубликованы в ГП № 2’95). Трактор идеально подходит для работ по планировке поверхности, при тонкослоевой выемке, рыхлении и перемещении горной массы, заполнении выемок, а также для использования в качестве  толкача для скрепера.

Новый трактор сохранил наиболее ценные качества своего популярного предшественника D8N — дифференциальную систему управления поворотом, конструкцию ходовой системы с поднятой звездочкой и оригинальной подвеской, комфортабельную кабину.

Усовершенствования выразились в следующих позициях:

  • увеличены мощность (на 7%) и крутящий момент (на 31%) двигателя;
  • установлен низкоэмиссионный двигатель;
  • увеличена охлаждающая способность системы охлаждения двигателя;
  • увеличена (на 28 %) емкость топливного бака;
  • по требованию заказчика устанавливается поддерживающий ролик, улучшена конструкция поперечного балансирного бруса;
  • для слива масла из агрегатов силовой передачи применены экологически чистые сливные устройства.

На тракторе установлен шестицилиндровый двигатель 3406 С фирмы Caterpillar с турбонаддувом и промежуточным охлаждением. Мощность двигателя увеличена с 212 кВт (у трактора D8N) до 228 кВт, а запас крутящего момента — с 42 до 55%, что позволило расширить область применения машины и повысить ее производительность.

Двигатель характеризуется высоким отношением рабочего объема к мощности. Конструкция двигателя обеспечивает при большей мощности меньшие напряжения в деталях и их большую долговечность. Эффективная система непосредственного впрыска позволяет экономно расходовать топливо. Более высокое давление при впрыске способствует более полному сгоранию топлива и меньшему образованию вредных продуктов выхлопа. По степени токсичности выхлопов двигатель соответствует самым строгим международным нормам, введение которых ожидается в ближайшем будущем.

Для повышения срока службы двигателя увеличены диаметр его цилиндра и ход поршня. Использование длинно-ходового коленчатого вала с увеличенными шатунными подшипниками увеличивает долговечность последних. Улучшенное соотношение массы к мощности способствует более быстрому созданию усилия на отвале.

Переключаемая под нагрузкой коробка передач планетарного типа с тремя передачами переднего и тремя передачами заднего хода имеет муфты большого диаметра, погруженные в масло, способные передавать высокий крутящий момент. Автоматическая система изменения давления при включении передачи обеспечивает быстрое переключение как передач, так и направлений движения.

Делитель крутящего момента, представляющий одноступенчатый гидротрансформатор с планетарной передачей, осуществляет прямую силовую передачу непосредственно от двигателя, обеспечивая возможность холостого хода. 70% мощности двигателя передаются делителем крутящего момента через гидротрансформатор, а остальные 30% через планетарную передачу непосредственно на ведущий вал, что увеличивает к.п.д. силовой передачи, а также повышает крутящий момент. Планетарная передача позволяет более ровно распределять мощность двигателя, а с целью увеличения долговечности трансмиссии — равномерно распределяет нагрузку и напряжение по многочисленным шестерням. Разделение мощности дает большие возможности трактору D8R при бульдозеровании и рыхлении горной массы.

В результате усовершенствования системы охлаждения AMOCS для модульных радиаторов повысилась эффективность охлаждения воды и улучшилась обслуживаемость. Система AMOCS отличается от традиционных систем охлаждения с обычными радиаторами использованием уникальной двухпоточной схемы циркуляции охлаждающей жидкости и большей охлаждающей поверхности. Охлаждающие элементы представляют собой отдельные радиаторные модули, соединенные с секционным нижним баком. На 10 см поверхности приходится 35 стальных ребер. Внутри каждой секции имеется медная трубка. Модульный радиатор не имеет верхней емкости, боковых каналов и закрытых сторон, что обеспечивает высокую надежность и облегчает обслуживание. Охлаждающая жидкость направляется из секционного нижнего бака (1) вверх по одной стороне радиаторной решетки через охлаждающий модуль и вниз по вентиляторной стороне (2) для возврата в нижний бак (3). Таким образом, лучшая степень охлаждения достигается за счет двухразового прохождения охлаждающей жидкости через радиатор.

Модульная конструкция радиатора позволяет заменять отдельные секции без разборки всего радиатора, что уменьшает время простоев и стоимость ремонта. Диаметр вентилятора увеличен с 1016 до 1092 мм, что увеличивает площадь и эффективность охлаждения.

Традиционная конструкция ходовой тележки современных гусеничных машин Caterpillar обычно включает поднятую звездочку и подрессоривание. Эти элементы предназначены для снижения ударной нагрузки на ходовую систему, увеличения силы тяги и более плавного передвижения. В качестве альтернативного варианта конструкции ходовой тележки используется конструкция тележки с поддерживающим роликом. Ходовая тележка без подрессоривания предназначается для работы на абразивных породах или в условиях с уменьшенными ударными нагрузками.

Рамы катков имеют трубчатую конструкцию для лучшей сопротивляемости изгибающим и скручивающим нагрузкам. Они соединены с трактором центральной осью и качающимся поперечным балансирным брусом. Движение балансирного бруса ограничивается упругими подушками. На тракторе D8R улучшена конструкция уплотнений торцов оси. Для увеличения долговечности центральной оси фирма спроектировала новый подшипник с использованием порошкового металла.

Траковые ленты имеют смазанные герметизированные шарниры. Пальцы траков постоянно покрыты смазкой, находящейся в полости, высверленной в пальце трака.

На тракторе D8R установлен топливный бак вместимостью 625 л против 488-литрового бака у трактора D8N. Увеличенный размер бака позволяет работать машине в течение 12-часовой смены без перезаправки. Комфортабельная кабина обеспечивает прекрасный обзор, а по уровню шума соответствует международным нормативам до 1997 г.

Журнал "Горная Промышленность" №1 1996, стр.38