Новации наставничества в стратегии повышения качества кадровой обеспеченности минерально-сырьевой базы России

DOI: http://dx.doi.org/10.30686/1609-9192-2021-6-133-138
Читать на русскоя языкеЛ.С. Пастухова1, А.Н. Лепявский2, М.А. Перепелкин2, Е.Н. Фомин3
1 Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация
2 Северо-Восточный государственный университет, г. Магадан, Российская Федерация
3 Автономная некоммерческая организация «Технопорт», г. Москва, Российская Федерация

Горная Промышленность №6 / 2021 стр. 133-138

Резюме: В современной российской практике наставничество выступает в качестве многоплановой «кадровой технологии» инновационной направленности, призванной развивать профессиональные навыки и корпоративные компетенции, а также системно и адресно участвовать в профессиональном становлении сотрудников организации с недостаточным опытом трудовой деятельности или испытывающих трудности при освоении новых технологий и приемов работы. Сегодня институт наставничества – это открытое производственное, образовательное и социальное пространство, в котором осуществляется передача наставником не столько готовых способов действий при решении производственных проблем, сколько в научении использовать имеющиеся интеллектуальные и материальные ресурсы. Несмотря на то что процесс наставничества в традиционном понимании его содержательного предназначения не требует большого финансового вложения, большинством бизнес-структур, промышленных предприятий и компаний более активно используются тренинги, коучинг-технологии и различные формы стажировок, которые являются ценными формами профессионального развития работников, но, как показали наши исследования, не имеют того потенциала, которым обладает целевое производственное наставничество. При всем многообразии форм и программ наставнической деятельности сегодня очевиден недостаток новаторских идей, направленных на повышение ее эффективности, что в полной мере относится и к наставничеству студенческой молодежи, которая проходит производственную практику в период получения профессионального образования, что стало предметом исследования в настоящей статье. В литературных источниках и научных исследованиях не в полной мере анализируются возможности третьей миссии университетов по проблеме организации целевого наставничества, направленного на более глубокую прикладную подготовку выпускников «на опережение», способных отвечать на «большие вызовы». В статье выделены модели наставничества, используемые в зарубежных компаниях, которые аналогичны видам наставнических технологий, успешно реализуемых и российскими предприятиями.

Ключевые слова: минерально-сырьевая база, обеспеченность кадрами, институт наставничества, наставничество, опережающая подготовка, третья миссия университета

Для цитирования: Пастухова Л.С., Лепявский А.Н., Перепелкин М.А., Фомин Е.Н. Новации наставничества в стратегии повышения качества кадровой обеспеченности минерально-сырьевой базы России. Горная промышленность. 2021;(6): 133–138. DOI 10.30686/1609-9192-2021-6-133-138.


Информация о статье

Поступила в редакцию: 26.11.2021

Поступила после рецензирования: 22.12.2021

Принята к публикации: 23.12.2021


Информация об авторах

Пастухова Лариса Сергеевна – доктор педагогических наук, профессор РАО, член-корреспондент РАО, проректор, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Лепявский Александр Николаевич – проректор, СевероВосточный государственный университет, г. Магадан, Российская Федерация, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Перепелкин Михаил Александрович – кандидат технических наук, доцент кафедры горного дела, Северо-Восточный государственный университет, г. Магадан, Российская Федерация, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Фомин Евгений Николаевич – кандидат педагогических наук, генеральный директор, АНО «ТЕХНОПОРТ», г. Москва, Российская Федерация, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.


Список литературы

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. Пер. с англ.; под ред. В. Л. Иноземцева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Academia; 2004. 783 с.

2. Козловский А.А. Особенности подготовки горных инженеров и рабочих при переходе к новому технологическому укладу. В: Калмыков В.Н., Рыльникова М.В. (ред.) Комбинированная геотехнология: переход к новому технологическому укладу: материалы междунар. науч.-техн. конф., г. Магнитогорск, 27–31 мая 2019 г. Магнитогорск: МГТУ; 2019. С. 40–42.

3. Фомин Е.Н. Педагогический потенциал наставничества в контексте современных требований к подготовке молодого специалиста. Образование. Наука. Научные кадры. 2012;(3):254–256.

4. Эсаулова И.А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала зарубежных компаний. Стратегии бизнеса. 2017;(6):08–13. https://doi.org/10.17747/2311-7184-2017-6-08-13

5. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент. Профессиональное образование и рынок труда. 2019;(3):4–18. http://doi.org/10.24411/2307-4264-2019-10301

6. Кудряшова Е.В., Сорокин С.Э. Социальная ответственность в контексте «третьей миссии» университетов. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018;(5):142–149. http://doi.org/10.17238/issn2227-6564.2018.5.142