Пути снижения простоев технологического транспорта
А.И.Госман, к.т.н., Lincoln GmbH
В настоящее время при разработке месторождений полезных ископаемых применяется мощное и дорогостоящее горное и строительное оборудование. Специалистами горнодобывающих предприятий и учеными постоянно проводится большая работа по внедрению передовых методов, позволяющих до минимума сократить время простоев техники. В анализе «внутренних простоев» специалисты АК «АЛРОСА» сделали небольшую ссылку на прочие простои-ремонт, ТО и ожидание ремонта (Внутренние простои технологического автотранспорта на карьере «Удачный» и пути их снижения. «Горный журнал». №7, 2000). Проведение более детального анализа этих «прочих простоев» показывает, что эти простои и затраты по их снижению составляют довольно весомую долю в общей величине внутренних простоев технологического транспорта. Известно, что доля этих простоев в различных карьерах имеет свои конкретные величины и определяется уровнем оснащённости и техническим состоянием технологического транспорта. Принимая во внимание высокую стоимость последнего и естественное желание эксплуатационников снизить его непроизводительные простои, авторы считают целесообразным предложить специалистам ГОКов рассмотреть один из эффективных способов снижения этих простоев. Сущность предлагаемого решения состоит в использовании автоматической системы смазки (АСС) для смазывания трущихся пар, которая позволяет осуществлять смазку любых трущихся пар во время работы автосамосвала и экскаватора. Возможность систематической (более частой, чем при ручной) подачи смазки в пары трения в небольших объёмах, без вывода машин из эксплуатации, позволяет уменьшить механические потери в трущихся парах, сократить до минимума время простоя на проведение ТО, снизить расход смазки и повысить коэффициент готовности машины к работе. Кроме того, применение АСС позволяет исключить влияние человеческого фактора (квалификация, надёжность, дисциплинированость и так далее) на процесс проведения смазочных работ. АСС, в соответствии с картой смазки, проводит смазочные работы во время погрузки или транспортировки горной массы практически без участия обслуживающего персонала, по заданной программе.
Эффективность применения АСС на технологическом транспорте подтверждается опытом эксплуатации автосамосвалов типа «Комatsu» и «Caterpillar», которые в основном оборудованы подобными системами смазки. Таким образом, оснащение АСС отечественных технологических машин аналогичного назначения сделает их, при учёте более низких цен, более надёжными и вполне конкурентоспособными как на внутреннем рынке, так и на внешнем.
Эффективность применения АСС может быть подтверждена также простым экономическим обоснованием.
Основными факторами экономической эффективности являются:
- экономия энергоресурсов;
- экономия смазочных материалов;
- сокращение непроизводительных простоев.
Экономия энергоресурсов обеспечивается за счёт снижения механических потерь, которые связанны с работой машин в условиях ограниченного содержания смазки в трущихся парах при ручной её подаче.
Анализ выполнен на основании упрощённой теоретической зависимости коэффициента полезного действия (h) от коэффициента трения (m) и числа трущихся пар (n):
(1)
где 1 > h > 0, 0.15 > m > 0.05.
Как видно из выражения (1) степень влияния m на h значительно возрастает с увеличением числа трущихся пар (n).
В свою очередь АСС позволяет обеспечить достаточное содержание смазки в узлах трения в течение всего периода её эксплуатации, что способствует снижению механических потерь на трение. Последнее количественно может оцениваться величиной m. В отличие от АСС при ручной смазке подача смазывающего вещества в пару трения происходит, как правило, при нерабочей машине. Согласно конструктивным особенностям каждая пара трения во время работы изнашивается и при нерабочем состоянии в паре трения (образно вал-втулка) образуется достаточно большой зазор, который при ручной смазке заполняется в первую очередь. Смазывание при этом продолжается до тех пор, пока не появится свежая смазка, которая в момент начала работы узла сразу же выдавливается наружу и уже никакой пользы трущейся паре не приносит. Это приводит к потере смазочных материалов и, как показывает опыт, эти потери составляют до 30% от поступающей смазки. В то же время было установленно, что при обычном способе смазки практически уже по времени соответсвующему ЅА (см. рис. 1) наблюдается зона полусухого трения с присущим этому интенсивным износом пары трения (на графике эта зона расположена ниже красной линии). При автоматической же смазке в пару трения смазывающее вещество поступает во время движения машины малыми порциями и не выдавливается наружу, что тем самым противодействует образованию зоны полусухого трения. Приближённые расчёты показывают, что применение АСС за счёт указанных выше преимуществ, позволяет снизить m более чем на 25%.
(2)
где h1 и h2 – к.п.д. при ручной и автоматической смазке.
Расчёт показывает, что уже при n=4, Э составит порядка 16%. Зная энергозатраты на работу механизма за определённый период его эксплуатации при ручной смазке и стоимость энергоресурсов, легко определить экономический эффект от их сбережения, который составит порядка 30% и определяется их стоимостью и расходом при ручной смазке.
Экономия от сокращения непроизводительных простоев определяется значительным сокращением времени ТО при смазке отдельных узлов машины и может быть рассчитана как упущенная прибыль от её эксплуатации в условиях применения ручной смазки. В качестве наглядного примера можно привести тот факт, что в течении года автомобиль БелАЗ простаивает в среднем при проведении только смазочных работ примерно 36–40 часов.
Срок окупаемости финансовых вложений в АСС (Ток) рассчитывается исходя из общих расходов на закупку и монтаж АСС (К), а также общего годового экономического эффекта, рассчитанного по трём вышеуказанным факторам (Эго) по формуле:
(3)
или с учётом приведения капитала к первому году эксплуатации:
(4)
где Е — принятая эффективность капиталовложения (коэффициент приведения).
Расчёт по формуле (4) может выполняться итерационным методом.
По принципу работы, монтажу и настройке автоматическая система смазки очень проста. Она состоит из насоса с встроенным блоком управления, распределителей смазки, трубопроводов и соединительных элементов (рис. 2). Всё это оборудование легко монтируется на любом виде технологического транспорта. Монтаж оборудования происходит без применения пайки и сварки. Путём несложной настройки насоса на заданный режим работы (время работы насоса и время паузы) все подключенные к ней пары трения обеспечиваются заданным количеством смазывающего вещества. Как уже отмечалось выше, смазывание всех трущихся пар происходит только во время работы, что позволяет, по сравнению с ручной смазкой, исключить возникновение «зоны полусухого трения», снизить расход смазывающего вещества и сократить время «прочих простоев».
Применение АСС позволит сократить время простоя как самосвала, так и экскаватора и тем самым окажет определённую помощь при решении комплекса организационно-технических мероприятий по повышению согласованности и эффективности работы технологического транспорта (рис. 3).
В ходе совместной работы фирмы «Lincoln» и ПО «БелАЗ» были разработаны и успешно применяются автоматические системы смазки на большей части заводской продукции. Приведенная ниже принципиальная схема АСС на автосамосвале БелАЗ 7513 показывает, что при помощи распределителей смазки типа SSV насос обеспечивает 28 пар трения смазочным веществом. Согласно карте смазки автомобиля насос включается в работу каждый час на 8 минут. Отличительной особенностью насоса является то, что информация о последнем включении насоса в работу или времени паузы хранится в памяти блока управления в течении 5 суток после отключения питания. По истечении этого времени требуется повторная настройка насоса на заданный режим работы.
Принимая во внимание то, что металлоёмкость экскаваторов намного выше чем у самосвалов, и экскаватор постоянно находится вдали от ремонтных мастерских и пунктов технического обслуживания, нами, совместно с АО «УРАЛМАШ», при разработке АСС для экскаваторов ЭКГ-5А и ЭКГ-20 была разработана принципиально новая система смазки, позволяющая все труднодоступные и трудоёмкие точки трения смазывать во время работы. Достаточный объём ёмкостей предлагаемых станций для этих машин позволяет обеспечивать пары трения смазкой в течении трёх месяцев без дозаправки. Кроме того, предлагаемые системы смазки могут также успешно применяться и для смазки стальных канатов, что позволит в 2–3 раза увеличить их срок служы.
Одним из существенных показателей АСС является также и то, что применение их возможно на любом горношахтном оборудовании.
Основными преимуществами предлагаемых АСС является то, что они уже адаптированны на автомобилях «БелАЗ» и показали свою работоспособность при температурах –48°C. При сравнении технических параметров системы смазки «Lincoln» с имеющимися системами, можно сказать, что электрический привод насоса типа Р-203 с встроенным блоком управления более надёжен, более компактен и более прост в обслуживании и настройке, чем насосы с воздушным приводом, применяемые на автомобилях типа «Комatsu» и «Caterpillar».
В заключение нам бы хотелось ещё раз подчеркнуть основные показатели преимущества применения автоматических систем смазки:
- надёжно обеспечивает смазкой трущиеся пары согласно потребности;
- исключает возможность попадания загрязнений в пару трения;
- сокращает время на проведение ТО;
- сокращает расход запасных частей и ГСМ;
- повышает готовность машины к работе;
- облегчает и упрощает труд оператора;
- обеспечивает экономию энергоресурсов.