Использование частичной теплоизоляции камеры сгорания с целью повышения эксплуатационных характеристик дизельных двигателей, применяемых в горнодобывающей промышленности
А.М. Балашов
Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Российская Федерация
Горная Промышленность №4 / 2025 стр. 130-133
Резюме: В настоящее время дизельные двигатели остаются одними из наиболее востребованных силовых агрегатов благодаря своей высокой топливной экономичности и надежности. Однако существует ряд проблем, связанных с тепловыми потерями, снижающими общий КПД двигателей внутреннего сгорания. В данной статье рассмотрено и проанализировано влияние частичной теплоизоляции камеры сгорания на процессы сгорания топлива и основные характеристики дизельных двигателей. На основе проведенного анализа можно заключить, что основные достоинства двигателей с частичной теплоизоляцией камеры сгорания – это улучшение процессов сгорания топлива, повышение топливной экономичности и улучшение пусковых качеств. Однако их широкое распространение на данный момент сдерживается вследствие большей стоимости и невысокой надежности материалов теплоизоляции, а также недостаточностью исследования рабочих процессов и влияния на них различных конструктивных, режимных и регулировочных факторов. Автором сделаны выводы о перспективах практического использования полученных рекомендаций и возможных направлениях дальнейших исследований.
Ключевые слова: теплоизоляция, дизельный двигатель, поршень, процессы сгорания, тепловые потери
Для цитирования: Балашов А.М. Использование частичной теплоизоляции камеры сгорания с целью повышения эксплуатационных характеристик дизельных двигателей, применяемых в горнодобывающей промышленности. Горная промышленность. 2025;(4):130–133. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2025-4-130-133
Информация о статье
Поступила в редакцию: 22.05.2025
Поступила после рецензирования: 10.06.2025
Принята к публикации: 17.06.2025
Информация об авторе
Балашов Алексей Михайлович – кандидат экономических наук, доцент кафедры информационных систем и цифрового образования, Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск, Российская Федерация; https://orcid.org/0000-0002-4264-2592; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Список литературы
1. Закалин Е.Н., Русин А.П. Улучшение процесса сгорания топливной смеси в дизеле с ограниченным теплоотводом. Вестник Донского государственного технического университета. 2009;(S1):130–134. Zakalin E.N., Rusin A.P. Improvement of process of combustion of the fuel mix in the diesel engine with the limited heatconducting pat. Vestnik of Don State Technical University. 2009;(S1):130–134. (In Russ.)
2. Фомин В.М. Пути совершенствования эколого-экономических показателей дизелей. В кн.: Тер-Мкртичьян Г.Г. (ред.) Автомобильные и тракторные двигатели: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 16. М.: Азбука; 1999. С. 23.
3. Балашов А.М. Влияние частичной теплоизоляции камеры сгорания на основные технико-экономические параметры дизельного двигателя. Тенденции развития науки и образования. 2021;(74-8):152–154. https://doi.org/10.18411/lj-06-2021-331 Balashov A.M. The influence of partial thermal insulation of the combustion chamber on the main technical and economic parameters of a diesel engine. Tendentsii Razvitiya Nauki i Obrazovaniya. 2021;(74-8):152–154. (In Russ.) https://doi.org/10.18411/lj-06-2021-331
4. Mitchell H.R., Rice H.H. Ceramic insulated engine pistons. United States Patent No. US4245611A. Jan. 20, 1981. Available at: https://patents.google.com/patent/US4245611A/en (accessed: 23.02.2025).
5. Mahrus D., Afonso A. Piston. United States Patent No. US4735128A. Apr. 5, 1988. Available at: https://patents.google.com/patent/US4735128A/en (accessed: 23.02.2025).
6. Меркулов С.Б. Способ теплоизоляции рабочей поверхности поршня двигателя внутреннего сгорания. Патент Российской Федерации №RU2054129C1. 13 июня 1991. Режим доступа https://patents.google.com/patent/RU2054129C1/ru (дата обращения: 23.02.2025).
7. Кавтарадзе Р.З., Онищенко Д.О., Зеленцов А.А., Кадыров С.М., Арипджанов М.М. Расчетно-экспериментальное исследование влияния теплоизоляции поршня и гильзы на образование оксидов азота в продуктах сгорания быстроходного дизеля. Вестник Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Серия Машиностроение. 2011;(4):83–102. Kavtaradze R.Z., Onishchenko D.O., Zelentsov A.A., Kadyrov S.M., Aripdzhanov M.M. Computational and experimental study of influence of piston’s and sleeve’s thermal insulation on formation of nitrogen oxides in combustion products of highspeed diesel. Herald of the Bauman Moscow State Technical University. Series Mechanical Engineering. 2011;(4):83–102. (In Russ.)
8. Раннев А.В. Двигатели внутреннего сгорания строительных и дорожных машин. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа; 1977. 352 с.
9. Кавтарадзе Р.З. Теория поршневых двигателей: специальные главы. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана; 2008. 720 с.





