Опытно-промышленные испытания пневматических шин на подземных самосвалах (2)
В.А. Ракитин1, Ю.В. Малахов2, 3 , Д.А. Пашков3
1 ООО «ЕРТ-Групп», г. Екатеринбург, Российская Федерация
2 Институт проблем комплексного освоения недр им. академика Н.В. Мельникова Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация
3 Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово, Российская Федерация
Russian Mining Industry №5/ 2025 p. 57-61
Резюме: В статье представлены результаты опытно-промышленных испытаний пневматических шин на подземных самосвалах на двух горнодобывающих предприятиях АО «Учалинский ГОК» и ПАО «Гайский ГОК». Отмечена необходимость проведения испытаний для внедрения и масштабирования технологических инноваций в технологическое производство крупногабаритных шин. Проведен анализ эксплуатации шин на шахтных самосвалах на двух предприятиях. В результате установлено, что с 2022 по 2024 г. на АО «Учалинский ГОК» средней пробег шин размерности 26,5R25, 29,5R25 и 29,5R29 составлял около 920 м.ч. Предложение ООО «ЕРТ-Групп», поддержанное руководством рудников, по проведению опытно-промышленных испытаний по частичной замене шин L5S и L5 на шины Е4/L4 скального типа рисунка, позволило выявить улучшение ходимости шин класса Е4/L4 скального типа рисунка на длинных плечах откатки. Для шин класса Е4/L4 скального типа рисунка характерно отсутствие выходов и повреждений по причине тепловых отслоений. Средней пробег рассматриваемых шин размерностью 29,5R29 составил 1596 м.ч, с учетом того, что в статистику входят 36% шин, которые на дату подготовки отчета об испытаниях оставались в эксплуатации. В 2024 г. в условиях ПАО «Гайский ГОК» средний пробег шин размерностью 29,5R25 составил 1687 м.ч. Во 2-м квартале 2025 г. в условиях ПАО «Гайский ГОК» средний пробег шин размерностью 29,5R25 составил 1585 м.ч, связано это с тем, что в 2025 г. стали применять шины Belshina, пробег которых согласно статистике предприятия в 1,5–2 раза меньше, чем у других производителей.
Ключевые слова: рудник, горные машины, подземный самосвал, пневматические шины, добыча полезных ископаемых, импортное оборудование
Для цитирования: Ракитин В.А., Малахов Ю.В., Пашков Д.А. Опытно-промышленные испытания пневматических шин на подземных самосвалах. Горная промышленность. 2025;(5):57–61. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2025-5-57-61
Информация о статье
Поступила в редакцию: 03.07.2025
Поступила после рецензирования: 23.09.2025
Принята к публикации: 23.09.2025
Информация об авторах
Ракитин Василий Алексеевич – генеральный директор, ООО «ЕРТ-Групп», г. Екатеринбург, Российская Федерация; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Малахов Юрий Валентинович – кандидат технических наук, старший научный сотрудник, Институт проблем комплексного освоения недр им. академика Н.В. Мельникова Российской академии наук, г. Москва, Российская Федерация; кафедра открытых горных работ, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово, Российская Федерация; e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Пашков Дмитрий Алексеевич – кандидат технических наук, старший научный сотрудник научного центра цифровых технологий, Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово, Российская Федерация
Список литературы
1. Muminov R.O., Kuziev D.A., Zotov V.V., Sazankova E.S. Performability of electro-hydro-mechanical rotary head of drill rig in open pit mining: A case-study. Eurasian Mining. 2022;(1):76–80. https://doi.org/10.17580/em.2022.01.16
2. Gerike B., Drozdenko Yu., Kuzin E., Ananyin I., Kuziev D. Formation of comprehensive service system of belt conveyor gearboxes. E3S Web of Conferences. 2018;41:03011. https://doi.org/10.1051/e3sconf/20184103011
3. Кульпин А.Г. Исследование потока отказов крупногабаритных шин карьерных автосамосвалов. Горное оборудование и электромеханика. 2018;(5):29–35. https://doi.org/10.26730/1816-4528-2018-5-29-34 Kulpin A.G. Study of failures of off-the-road tires used on quarry dump trucks. Mining Equipment and Electromechanics. 2018;(5):29–35. (In Russ.) https://doi.org/10.26730/1816-4528-2018-5-29-34
4. Ефимов В.И., Кротиков О.В. Оценка эффективности эксплуатации крупногабаритных шин на угольных разрезах ОАО «ХК «СДС-УГОЛЬ». Известия Тульского государственного университета. Науки о Земле. 2013;(2):112–117. Efimov V.I., Krotikov O.V. Evaluation of the operational efficiency of large-sized tires on coal mines JSC HC “SBU-COAL”. Izvestiya Tulskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Nauki o Zemle. 2013;(2):112–117. (In Russ.)
5. Ракитин В.А., Малахов Ю.В., Пашков Д.А. Проблемы повышения эффективности эксплуатации пневматических шин на самоходных машинах для подземных горных работ. Горная промышленность. 2023;(5):62–65. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2023-5-62-65 Rakitin V.A., Malakhov Yu.V., Pashkov D.A. Challenges of increasing the efficiency of pneumatic tire operation on mobile underground mining equipment. Russian Mining Industry. 2023;(5):62–65. (In Russ.) https://doi.org/10.30686/1609-9192-2023-5-62-65
6. Liu Y., Chen H., Wu S., Gao J., Li Y., An Z. et al. Impact of vehicle type, tyre feature and driving behaviour on tyre wear under real-world driving conditions. Science of The Total Environment. 2022;842:156950. https://doi.org/10.1016/j.scitotenv.2022.156950
7. Becker C., Els S. Agricultural tyre stiffness change as a function of tyre wear. Journal of Terramechanics. 2022;102:1–15. https://doi.org/10.1016/j.jterra.2022.04.001
8. Горюнов С.В., Хорешок А.А. Разработка методики оценки ресурса крупногабаритных шин карьерных автосамосвалов. Горное оборудование и электромеханика. 2021;(2):3–10. https://doi.org/10.26730/1816-4528-2021-2-3-10 Goryunov S.V., Khoreshok A.A. Development of a methodology for assessing the resource of large-sized tires of quarry dump trucks. Mining Equipment and Electromechanics. 2021;(2):3–10. (In Russ.) https://doi.org/10.26730/1816-4528-2021-2-3-10
9. Mahjouri S., Shabani R., Skote M. Reducing temperature, drag load and wear during aircraft tyre spin-up. Aircraft Engineering and Aerospace Technology: An International Journal. 2022;94(6):906–914. https://doi.org/10.1108/AEAT-09-2021-0287
10. Малахов Ю.В., Ракитин В.А., Пашков Д.А. Разработка стандартизированного подхода по выбору пневматических шин на самоходные машины для подземных горных работ. Горная промышленность. 2024;(1):52–58. https://doi.org/10.30686/1609-9192-2024-1-52-58 Malakhov Yu.V., Rakitin V.A., Pashkov D.A. Development of a standardized approach to selection of pneumatic tires for selfpropelled machines for underground mining operations. Russian Mining Industry. 2024;(1):52–58. (In Russ.) https://doi.org/10.30686/1609-9192-2024-1-52-58
11. Малахов Ю.В., Кононенко С.Ю., Ракитин В.А., Пашков Д.А. О реализации мер технической политики, направленных на обеспечение технологической независимости горнопромышленного комплекса в горношахтном оборудовании. Уголь. 2024;(5):124–132. https://doi.org/10.18796/0041-5790-2024-5-124-132 Malakhov Yu.V., Kononenko S.Yu., Rakitin V.A., Pashkov D.A. On the implementation of technical policy measures aimed at ensuring technological independence of the mining industry in mining equipment. Ugol’. 2024;(5):124–132. (In Russ.) https://doi.org/10.18796/0041-5790-2024-5-124-132
12. Shah B., Trivedi V., Waghela J., Yadav Z. Pneumatic Vulcanizing Machine for Tyres. International Journal of Scientific Research in Engineering and Management. 2022;6(5):12694. https://doi.org/10.55041/IJSREM12694





