Определение устойчивости железобетонных труб для микротоннеливания в массиве

В.И. Школьников, к.т.н., генеральный директор ООО «Спецпромтехнология», член Тоннельной Ассоциации России

П.В. Школьников, аспирант, Тульский Государственный Университет

Впериод строительства тоннель, сооружаемый методом микротоннелирования, испытывает нагрузки не только от массива пород и сооружений, находящихся на поверхности над тоннелем, но и значительные осевые давления от домкратных станций, которые носят кратковременный характер. В период эксплуатации микротоннель нагружен только массивом пород и сооружениями на поверхности. При выборе железобетонной трубы для сооружения тоннеля сочетание эксплуатационных нагрузок и осевых усилий от домкратных установок являются решающими факторами. Предлагаемая методика определения напряженного состояния обделок тоннелей для микротоннелирования при действии собственного веса грунта основана на современных представлениях механики подземных сооружений [1] о взаимодействии подземной конструкции и окружающего массива пород как элементов единой деформируемой системы и представлена поэтапно (см. рис. 1).

Рис. 1 Общая расчётная схема

Рис. 1 Общая расчётная схема

Первый этап. Определяем нагрузки на тоннель от массива пород.

Исходными данными для расчёта на действие собственного веса грунта служат геометрические размеры микротоннеля (радиусы слоёв Ri). Модули деформации Еi и коэффициенты Пуассона ni слоёв, параметры начального поля напряжений gН и l. На рис. 1:

Ri+1, Ri, Ri–1, – радиусы слоев кольца (м);

Ei (i = 1,2) – модули деформации материалов слоев кольца, МПа;

ni (i = 1,2) – коэффициенты Пуассона материалов слоёв кольца;

l – коэффициент бокового давления в ненарушенном массиве грунта;

Н – глубина заложения тоннеля, м;

g – удельный вес грунта, кН/м3;

q – угол поворота, град.

1. Определяем начальное поле напряжения:

Определяем начальное поле напряжения:

2. Находим дополнительное поле напряжений:

Находим дополнительное поле напряжений

3. Определяем коэффициенты передачи напряжений на контурах слоёв кольца по следующим формулам. Причём для каждого i-го слоя отдельно, начиная с внешнего, равного нулю:

Определяем коэффициенты передачи напряжений

Определяем коэффициенты передачи напряжений

4. Зная коэффициенты передачи напряжений, находим дополнительные напряжения на контурах слоёв:

дополнительные напряжения на контурах слоёв

5. Дополнительные напряжения на контактах слоёв суммируются с начальными напряжениями, и получаем полные контактные напряжения:

полные контактные напряжения

6. По величине полных напряжений на контактах слоёв определяем нормальные тангенциальные напряжении в каждом слое обделки микротоннеля:

нормальные тангенциальные напряжении в каждом слое обделки микротоннеля

нормальные тангенциальные напряжении в каждом слое обделки микротоннеля

По данному алгоритму можно составить программу для вычисления нормальных тангенциальных напряжений в каждом слое обделки микротоннеля, варьируя различными величинами (глубиной заложения, геометрическими размерами тоннеля, слоями обделок, начальными напряжениями).

обделки микротоннеля

Второй этап. Определяем дополнительные нагрузки на тоннель, действующие с поверхности земли.

Дополнительная приведённая нагрузка от воздействия на тоннель авто- и железнодорожного транспорта [2] вычисляется по формуле:

Дополнительная приведённая нагрузка от воздействия на тоннель

где: Н – глубина заложения тоннеля, м;

а – половина размера приложенной к земной поверхности нагрузки вдоль оси тоннеля, м;

Р – действительная нагрузка на поверхности земли.

Коэффициент (1+μ) учитывает динамическое воздействие на обделку нагрузки типа НК-80 (колёсный транспорт), НГ-60 (гусеничный транспорт) и СК-14 (железнодорожный транспорт).

обделки микротоннеля

Третий этап.По расчётному сопротивлению бетона сжатию определяем диаметр арматуры для арматурного каркаса под расчётную нагрузку.

Расчёт производится согласно п. 3.15 [3].

Вычисляем значение am:

044 16

где: М – расчётный максимальный изгибающий момент,

кН·м;

Rb– расчётное сопротивление бетона сжатию для предельных состояний первой группы, МПа;

h0 – рабочая высота сечения (толщина трубы), мм;

b – ширина сечения (по длине трубы), равная 1000 мм (см. рис. 2).

Рис. 2 Расчётная схема для определения шага навивки арматуры

При заданном значении am находим по таблице в пособии значение z. Необходимую общую площадь сечения арматуры определяем по формуле:

044 17

Т.к. растянутая зона может располагаться как внутри, так и снаружи обделки трубы, арматуру второго ряда принимаем такой же. Следовательно, полученную общую площадь сечения арматуры делим на два ряда. Варьируя диаметром (от 6 до 12 мм) или количеством витков, подбираем шаг армирования.

044 19

где: A's – общая площадь армирования на один ряд в расчётном сечении.

Определяем количество витков K на 1 п.м. обделки:

количество витков K на 1 п.м. обделки

где: Аарм – площадь принятого сечения одного витка арматуры для кольцевой навивки.

Определяем шаг армирования DL:

шаг армирования

Четвёртый этап.Проверяем условие прочности обделки трубы на воздействия от домкратных установок.

Необходимые данные для расчёта труб на действие усилий от домкратной станции следующие:

N – максимальное усилие домкратов, действующее на торец трубы, МН;

F – площадь поперечного сечения трубы, м2;

Е – модуль деформации бетона, МПа;

[s] – предел прочности бетона на сжатие, МПа;

t – толщина обделки (стен трубы), м;

r – средний радиус обделки (стен трубы), м;

b – длинна трубы, м;

1. Условие соблюдения прочности обделки (стенки трубы) в зависимости от осевого давления домкратной станции [4] следующее:

 Условие соблюдения прочности обделки

2. Определяем дополнительные нормальные тангенциальные и радиальные напряжения в стенке трубы от воздействия домкратной станции:

дополнительные нормальные тангенциальные и радиальные напряжения в стенке трубы

3. Находим силовые факторы, возникающие в стенках трубы от осевого давления:

силовые факторы, возникающие в стенках трубы от осевого давления

или для более точного расчёта:

силовые факторы, возникающие в стенках трубы от осевого давления

4. Проверяем условие прочности обделки. Оно будет обеспечено, если выполняется условие:

 условие прочности обделки

Если условие прочности не соблюдено, повышаем прочностные характеристики трубы в соответствии с расчётной нагрузкой, затем проверяем условие прочности ещё раз.

Важным элементом при строительстве тоннеля является определение необходимого количества домкратных станций.

Усилие продавливания става труб домкратной станцией МТПК зависит от бокового сопротивления трения труб по бентонитовому раствору на всей длине участка проходки, а так же от горно-геологических условий проходки.

Усилие продавливания става труб домкратной станцией

где k – коэффициент запаса, принимаемый в зависимости от полноты исходных данных в пределах 1-1.10.

Сопротивление става труб при продавливании определяется по формуле [5]:

Сопротивление става труб при продавливании

где: q – вертикальная составляющая горного давления, кН/м2;

p – горизонтальная составляющая горного давления, кН/м2;

ƒбент = 0.1 – коэффициент трения железобетона по бентонитовому раствору;

Сбент – сцепление железобетона с бентонитовым раствором;

Dн – наружный диаметр, м;

G – вес 1 п.м. трубы, кН [8];

L – длина трассы (продавливаемого участка труб), м;

N – общая сила продавливания применяемой основной домкратной станции.

Приведём простой пример. При проходке тоннеля на некоторой глубине с использованием основной домкратной станции усилием N= 5100 кН (510 т) на длину L = 250 м возникает расчётное сопротивление Rбент = 8020 кН. Условие, при котором достаточно одной основной домкратной станции:

Rбент < N, (8020 > 5100) – не соблюдено,

поэтому необходима установка дополнительных промежуточных станций. Промежуточная домкратная станция развивает усилие продавливания порядка 3000 кН. Следовательно, усилия основной и одной дополнительной станций будет достаточно для успешного завершения работ 8020 < 8100. Но необходимо наличие запаса по мощности (порядка 25–30%) на преодоление непредвиденных препятствий. Поэтому одной промежуточной станции не достаточно, необходимо установить две. Также важно правильно установить промежуточные домкратные станции в тоннеле. Путём несложных вычислений можно определить, что основная домкратная станция способна продавить став труб на длину максимум 159 м, а промежуточная – максимум на 93 м. Учитывая технологические особенности микротоннелирования, после продавливания основной станцией 70 м става труб, необходима установка первой промежуточной домкратной станции, причём продавливающее усилие на незадействованные 23 м (25%) – технологический запас по мощности. После продавливания основной и первой промежуточной станциями интервала в 140 м, необходима установка второй промежуточной домкратной станции, причём продавливающее усилие на незадействованные 23 м (25%) – также является технологическим запасом по мощности. Таким образом, основная домкратная станция должна продавить последние 110 м става труб в массиве грунта с технологическим запасом – 46 м (29%), и в этом случае обеспечивается успешное завершение работ.

обделки микротоннеля

Разработанная математическая модель позволяет проводить расчёт основных технологических параметров ж.б. труб для микротоннелирования, таких как эксплуатационные и осевые нагрузки, нагрузки с поверхности земли, конструкций арматурного каркаса, а также делать выводы о её прочности в массиве. Вышеприведённые расчёты позволяют за относительно короткое время подобрать необходимые типоразмеры и параметры ж.б. труб для микротоннелирования для реального объекта, используя данные горнотехнических условий.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Булычёв Н. С. Механика подземных сооружений в примерах и задачах: Учебное пособие для вузов. –М.: Недра, 1989, 270с.

2. Осетрова О.В. Метод расчёта труб, прокладываемых с применением бестраншейных технологий//Дис. канд. техн. наук. – Тула: ТулГУ. – 1999. – 130 с.

3. Пособие по проектированию бетонных и железобетонных конструкций из тяжелых и легких бетонов без предварительного напряжения арматуры (к СНиП 2.03.0184).

4. Копылов С.И. Расчёт несущей способности обделки железобетонной трубы D1100 мм при сооружении канализационного коллектора в городе Зеленограде с применением микрощитового комплекса. – Тула: ТулГУ, каф. СПС 2002 г.

5. Расчёт усилий продавливания тоннеля, Изд. «Метрострой» №4/1981 г., с. 19–21.

6. СНиП 2.05.03-84. Мосты и трубы / Госстрой СССР. –М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1985. – 200 с.

7. Московские городские строительные нормы МГСН 6.01-03 «Бестраншейная прокладка коммуникаций с применением микротоннелепроходческих комплексов и реконструкция трубопроводов с применением специального оборудования». – М.: Изд. Правительство Москвы, 2003.

8. РК 2411-02. Выпуск 2. Конструкции железобетонных труб для прокладки методом микротоннелирования. Рабочие чертежи труб D1200 мм, D1500 мм. Москва, 2002 г., 45 с.

Журнал "Горная Промышленность" №3 (91) 2010, стр.44