Инновации в горном деле
А.А. Твердов, А.В. Жура, С.Б. Никишичев
В последнее время термин «инновации» стал популярным. Зачастую его употребляют в самой широкой трактовке, подразумевая под инновацией изменение продукта или технологии, до пугающей инвесторов аббревиатуры – НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). Между тем, инновация вполне определенное понятие, под которым понимается преимущественно «новый» продукт, технология или решение, при этом успешно внедренное и обеспечивающее существенный рост эффективности процесса или производства.
Основные отличительные признаки инноваций, в т.ч. в горном деле, заключаются в следующем:
- Принципиальная новизна техники, технологий и производственных решений;
- Обеспечение существенного роста эффективности действующего производства или открытие новых направлений;
- Успешное внедрение различных систем или механизмов в производство или бизнес-процессы.
В этом смысле важно отметить, что, по сути инновация – это не НИОКР и уж тем более – не венчурные технологии. Фактически инновации – техническое или технологическое новшество, коммерциализованное и доказавшее свою эффективность. Это немаловажно для понимания рисков и корректной оценки эффективности инвестиций, связанных с внедрением инновационного продукта. Основные инновационные риски сопряжены не с принципиальной работоспособностью инновационного продукта, а скорее с адаптацией «новых» решений к конкретным условиям.
В идеале, для сохранения конкурентоспособности, горное производство, нацеленное на долгосрочное существование, должно сопровождаться непрерывным поиском и внедрением инновационных решений. Хотя, зачастую инновации сталкиваются с определенными сложностями внедрения, они являются источником/резервом для существенного роста эффективности горных производств и отдельных процессов. Это особенно необходимо в периоды кризиса промышленности, когда важное направление развития принимает оптимизация производственных процессов, снижение себестоимости, повышение эффективности продаж за счёт создания новых продуктов и т.д. Неслучайно инновационный путь развития продекларирован в качестве элемента государственной стратегии России, направленной на развитие промышленности.
Для горной отрасли России значимость инновационного направления развития особенно очевидна, что обусловлено целым рядом факторов:
- Истощение богатых месторождений с простыми горно-геологическими условиями в доступных социально-экономически освоенных регионах;
- Достигнутый предел роста производительности при применяемых технологиях;
- Высокий износ основных фондов. При этом, речь идет не только о физическом износе, но и о моральном устаревании, в т.ч. горной техники и оборудования;
- Низкая экологичность ряда объектов, в т.ч. по вышеуказанному фактору износа основных фондов;
- Существенный кадровый дефицит, в условиях депопуляции населения в некоторых регионах и в результате проблем в горном образовании (уже сейчас отмечается острый дефицит высококвалифицированных специалистов и горнорабочих, особенно для развития новых проектов);
- Интеграция российской горной отрасли в мировой рынок требует постоянной работы по минимизации производственных издержек и удержанию/расширению рынков сбыта в условиях жесткой конкуренции.
Все вышеуказанные факторы являются сильным стимулом внедрения новых решений, повышающих эффективность горных производств. Опыт работы IEEC (группа IMC Montan) на территории СНГ показывает, что практически все горные производства имеют определенный резерв для повышения производительности за счет внедрения новых технологий и техники.
Внедрение инновационных решений, в ряде случаев, позволяет кардинальным образом пересмотреть экономическую эффективность объекта недропользования, а также расширить ресурсную базу за счет включения в добычу/переработку ранее «неэффективных» для отработки запасов. В этом смысле инновации не только повышают рентабельность производства, но и удовлетворяют требованию рациональности недропользования. Внедрение инновационных решений способно повысить уровень добычи, сократить операционные затраты, повысить производительность труда, что немаловажно в условиях дефицита трудовых ресурсов, а также, в некоторых случаях, расширить рынки сбыта и спектр реализуемой продукции. Например, имеются практические примеры, показывающие возможность за счет внедрения инновационных решений в области включения в переработку ранее нерентабельных по фактору низких содержаний руд или в силу сложностей обусловленных технологическими свойствами (окисленные железистые кварциты, руды редкоземельных металлов, отходы углеобогащения и т.д.).
Очень часто под инновацией понимают только глобальную «новизну» продукта или технологии для всех участников горной отрасли. Между тем, это не совсем так. Как и везде, в области внедрения инноваций есть как свои лидеры, компании пионерного эшелона внедрения, так и последователи и аутсайдеры. Более того, инновация имеет источник происхождения (компания, отрасль, страна и т.д.), от которого она постепенно распространяется по отрасли, находя повсеместное внедрение и становясь нормой для всех.
Достаточно часто имеет место локализация инновационных технологий в отдельных направлениях горной отрасли или даже компаниях, при абсолютной неизвестности в других.
Например, в свое время, продвижение в горной отрасли России продуктов компьютерного трехмерного моделирования ресурсов и оптимизации горных процессов, началось с рудной отрасли, лишь существенно позже, хотя и небезуспешно, распространившись в угледобывающих компаниях.
Не всегда крупная горнодобывающая компания выступает в роли лидера внедрения инноваций. Даже наоборот, в силу бюрократических процессов в холдингах, внедрение инноваций и инициатив со стороны предприятий становится весьма затруднительным и не всегда находит поддержку в управляющих структурах, в том числе и вследствие недостатка профессионалов в горном деле. Поэтому в горной отрасли России еще имеется достаточно много компаний-аутсайдеров внедрения инновационных решений. Для российской горной отрасли, как ни странно, в этом есть свои плюсы, т.к. «отставание», по сути, создаёт резерв повышения эффективности при минимальных рисках. Например, технологии использования канатно-ленточных конвейеров, широко апробированные в мире, еще не имели примеров практического внедрения в горной отрасли России, тогда, как позволяют существенным образом сократить операционные затраты. Это же справедливо в отношении использования некоторых видов горного и обогатительного оборудования, которые внедряются в России с существенными задержками во времени по сравнению с мировым опытом.
Говоря об источниках инноваций для горной отрасли России, в первую очередь следует выделить следующие направления:
- Прежде всего – это трансферт международного опыта горной отрасли. Так, например, в России получили распространение технологии КГРП (комплекс глубокой переработки пластов), трехмерного моделирования, LTCC-технологии (технология добычи с выпуском угля из подкровельной пачки) и т.д;
- Трансферт опыта между отдельными направлениями (сегментами) горной отрасли. Например, использование опыта угольной отрасли в рудной и наоборот;
- Трансферт опыта отдельных горных компаний/производств в компании второго эшелона распространения инноваций;
- Трансферт опыта других отраслей экономики. Например, опыт применения оптоволоконных датчиков в нефтяной отрасли в качестве элемента мониторинга геологической и производственной среды может с успехом быть перенесен в горную отрасль твердых полезных ископаемых.
Другой пример: достаточно дешевые оптические сепараторы, используемые в мусоропереработке, планируются для установки на одном из горных предприятий для повышения эффективности рудоподготовки на стадии сортировки руды и породы.
- НИОКР с разработкой собственных (эксклюзивных) передовых решений и технологий, необходимый, но наименее популярный и затратный источник инноваций, доступный, как правило, лишь крупным компаниям.
Говоря об инновациях в горном производстве необходимо отметить проблемы, связанные с их практическим внедрением. Безусловно, внедрение инноваций требует инвестиций.
Острый дефицит свободных инвестиционных средств в ряде случаев ставит крест на внедрении самых перспективных решений. Однако, при обосновании необходимых мероприятий мы часто видим, что сроки окупаемости внедрения инноваций, как правило, укладываются в кратко и среднесрочный периоды, что доказывает более высокую эффективность этого пути по сравнению со строительством новых горнодобывающих предприятий.
Многие горные предприятия России характеризуются очень сильным износом основного горного оборудования, по причине хронического недофинансирования в течение многих лет. Не задумываясь о последствиях политики экономии инвестиций в развитие производства и внедрения новых решений, менеджмент горных компаний на определенном этапе работы предприятий сталкивается с фактом острой необходимости масштабных инвестиций в обновление фондов. Но происходит это не постепенно, а на этапе, когда техника перестает выполнять возложенные на нее объемы работ, а производство достигает критического уровня рентабельности. В результате предприятие оказывается в заведомо сложных конкурентных условиях, связанных с эксплуатацией физически и морально изношенных основных фондов, увеличенной себестоимостью производства. Как известно, скупой платит дважды, мудрость этой поговорки ощутили многие горные предприятия России, прошедшие трудный этап недофинансирования 1990-х годов.
Не менее важный фактор, мешающий внедрению инновационных решений, – это консервативность и инертность мышления менеджмента. Не только в управляющих структурах, но и непосредственно на предприятиях. В российской промышленности достаточно распространён подход – «не лезть впереди паровоза». При этом, имеет место, как объективный скептицизм, связанный с малой известностью ряда инновационных продуктов и решений, так и субъективный. Достаточно часто внедрению передовых решений сопротивляется именно менеджмент «на местах», для которого изменение сложившегося производственного процесса сопряжено с дополнительными должностными сложностями и повышенной ответственностью. Это может показаться странным, но сопротивление внедрению нового в некоторых случаях приводит к прямому саботажу, вплоть до умышленной порчи оборудования.
Несмотря на все трудности, крупные горнодобывающие холдинги понимают необходимость инновационного направления развития. «Прививка» мирового финансового кризиса, когда в условиях резкого падения цен на сырье всплыли все недостатки действующих производств, многое расставила на свои места. В настоящее время, отмечен существенный интерес к так называемой «расшивке узких мест», к повышению эффективности производства в т.ч. за счет внедрения новых технических и технологических решений. Конечно, все намечаемые инновации должны быть грамотно спланированы с целью эффективного внедрения в действующее производство, а все связанные с этим мероприятия квалифицированно обоснованы с точки зрения технологии и экономики.
В поиске инновационных решений компании обращаются к следующим стимулирующим источникам:
- Использование опыта консалтинговых и проектно-инжиниринговых компаний (являющихся основным коммуникационным ресурсом горной отрасли, обеспечивающим обмен опытом и распространение передовых технологий);
- Организация целевых стажировок/обучения сотрудников и менеджмента компаний (в крупных компаниях – это часть кадровой политики);
- Привлечение наиболее квалифицированных кадров из других компаний;
- Ротация кадров внутри компании;
- Мониторинг конференций, публикаций, форумов и другого;
- Привлечение независимых экспертов – консультантов;
- Промышленный «шпионаж», как ни странно, достаточно эффективный и часто используемый способ получения инновационных решений.
Наиболее передовые компании идут по пути формирования специализированных групп и отделов, ответственных за оптимизацию производства и внедрение новых технических и технологических решений. Крупные холдинги создают и поддерживают свои проектные институты, которые, кроме проектных работ, также должны заниматься инновациями. Однако это не всегда получается в силу недостатка опыта и его ограниченности «своими» предприятиями. Здесь необходимо отметить опыт АК «АЛРОСА», где из экспертов различных областей сформирован специализированный Совет, ответственный за внедрение инноваций в компании. До сих пор в России нет специализированной площадки, где могли бы собираться представители проектных институтов с целью передачи передового опыта компаниям и друг другу. Многие организаторы форумов и конференций это понимают, и стремятся найти среди мероприятий, направленных на повышение эффективности производств, свою нишу.
В целом, компании ставят перед собой следующие цели внедрения инноваций в горное производство:
- Освоение сложных и «низкорентабельных» месторождений;
- Расширение ресурсной базы;
- Рост производительности труда;
- Увеличение объемов добычи и производства товарной продукции;
- Расширение спектра товарной продукции (новые рынки);
- Снижение себестоимости;
- Повышение экологичности производства;
- Улучшение репутации компании;
- Новые конкурентные преимущества.
Как уже отмечалось, именно дефицит инвестиционных средств зачастую служит препятствием на пути внедрения инновационного продукта. Для инновационных проектов собственные средства, как правило, остаются основным источник финансирования. Заемные средства – это возможный, но достаточно проблемный способ, требующий длительной проектной проработки и формирования целого пакета обосновывающей документации.
В условиях длительной окупаемости ряда проектов, при высокой капиталоемкости, особенно важными становятся, как минимизация инвестиционных рисков, так и обоснование ожидаемого положительного эффекта. При этом, обоснование должно быть максимально прозрачно и понятно, как для технических специалистов, так и для инвесторов (акционеров, инвестфондов, банков и т.д.).
В качестве весомого аргумента за внедрение того или иного продукта или решения может служить успешный опыт других компаний, отраслей и стран. Поэтому бенчмаркинг может считаться одним из необходимых условий минимизации сомнений инвестора. Также, по наиболее крупным объектам инвестирования, предполагающим привлечение внешних инвестиций, целесообразно подготовить ТЭО эффективности инвестиций в международных стандартах (Scoping Study, PreFeasibility, BFS и т.д.). Наличие подобного документа, оперирующего понятными для инвесторов категориями, существенным образом упрощает принятие инвестиционных решений. При этом в инвестиционных документах целесообразно использование психологически нейтральных терминов (инновация и новизна = современный и передовой и т.д.).
Среди возможных источников финансирования инновационных проектов, стоит отдельно отметить возможности государственного участия в проекте (например, корпорации РОСНАНО, отраслевые целевые программы и т.д.) и государственного стимулирования (налоговая политика, преференции и т.д.). Данные источники финансирования, к сожалению, имеют ограниченные масштабы, несопоставимые с проблемами и суммарной потребностью в финансировании горной отрасли.
Государству необходимо более четко выработать правила и «зоны интереса» своего участия в стимулировании инновационных проектов, в т.ч. за счет минимизации пошлин на некоторое современное оборудование, которое не производится в России; поддержки перспективных отечественных разработок в отрасли; налоговых преференций и других механизмов.
Горнодобывающая отрасль остаётся одним из основных локомотивов современной экономики России, и реализация инновационных проектов является необходимой мерой для поддержки её конкурентоспособности на мировом рынке.