Современные способы проходки тоннелей
На горном факультете Туринского университета (Италия) выполнены исследования, связанные с оценкой способов контроля профилей выработок при проведении тоннелей. Изучению были подвергнуты данные проведения четырех дорожных тоннелей и одного тоннеля горного предприятия при контроле профиля выработок при традиционном (ручном) и автоматизированном (с помощью компьютеров) бурении. Сравнение способов контроля производилось на основе показателя HCF, соответствующего количеству видимых после взрыва шпуров (стаканов). Чем больше число стаканов, тем в большей степени качество профиля зависит от точности бурения. Если количество стаканов превышает 40%, то их наличие ухудшает результаты отбойки. Данные таблицы показывают, что автоматизированное бурение с помощью компьютера уменьшает переборы и расход бетона и увеличивает продвижение забоя за взрывной цикл. Расход бетона определялся для тоннеля шириной 11 м и высотой 8.5 м при площади сечения 87.5 м2. Продвижение забоя определялось для комплекта шпуров длиной 4 м. Установлено, что на 1 км тоннеля экономится 4.2 тыс.м3 бетона или 270 тыс. долл. США. 5