Резервы повышения операционной эффективности горнодобывающих компаний: ремонты оборудования

А.В. Батаев, директор по развитию бизнеса, Горнодобывающая и металлургическая промышленность, ООО «САП СНГ» Д.А. Клебанов, директор по развитию бизнеса ОАО «ВИСТ Групп»

«Нельзя управлять тем, что невозможно измерить» Галилео Галилей

За последние 10 лет горнодобывающие компании России и стран СНГ значительно обновили свои основные средства. Для увеличения объемов добычи угля, железной руды и других полезных ископаемых на открытых горных работах используются всё более мощные, высокопроизводительные и технически сложные экскаваторы и автосамосвалы. Оборудование, стоимость единиц которого исчисляется десятками и сотнями миллионов рублей требует к себе повышенного внимания не только в части эксплуатации для достижения плановых показателей, но и качества технического обслуживания и ремонтов.

Статья посвящена тому, как информационные технологии могут помочь предприятиям повысить свою эффективность в части учета, анализа работы и проведения ремонтов оборудования.

Характеризуя общее состояние отношения к горнотранспортной технике можно заключить, что база данных оборудования, история работ на нем, как правило, ведутся в бумажных журналах и MS Excel, информация не структурирована и сложна для анализа. Информация по техническому состоянию оборудования ведётся «в голове», при этом его техническое состояние если и фиксируется, то не анализируется.047 1

Рис. 1 Структурная схема каналов передачи информации в рамках АСУ ГТК «Карьер»

Очевидно, что горнодобывающие компании нуждаются в эффективной системе управления горнотранспортным оборудованием, в возможности анализа данных по производительности, КИО, КТГ, ремонтам оборудования. В настоящее время компании SAP и ВИСТ Групп, производитель и поставщик автоматизированных систем управления и связанного программного обеспечения для нужд горнодобывающей промышленности, осуществляют совместную разработку ряда сценариев для стандартизации процесса обмена, накопления и анализа производственнотехнических данных, получаемых от горной техники, используемой на предприятии по каналам беспроводной связи и обрабатывающейся на серверах АСУ ГТК «Карьер» компании ВИСТ Групп (рис. 1) и SAP ERP и SAP MII.

Общая схема сквозной интеграции АСУ ГТК «Карьер» и SAP Enterprise Resource Planning (ERP) изображена на рис. 2.047 0

Рис. 2 Структура схемы интеграции систем АСУ ГТК «Карьер» и SAP ERP

Одним из примеров совместной работы компаний SAP СНГ и ВИСТ Групп стала система автоматизации ремонтов на горнодобывающем предприятии. Процесс организации ремонта может быть не только упрощен для качественного исполнения ремонтными службами предприятий, но может обеспечить надежное сохранение всей информации, связанной с ремонтом для последующего анализа. Ниже предлагается проследить за действиями основных участников процесса на примере аварийной остановки экскаватора, работающего в угольном забое.

Предполагая, что экскаватор оборудован интеллектуальной панелью iPan (рис. 3) и включен в систему АСУ ГТК «Карьер» компании ВИСТ Групп, сообщение об остановке экскаватора будет отправлено горному диспетчеру через 5 минут независимо от действий оператора экскаватора. Сообщение содержит первичную информацию о характере поломки, времени начала простоя и привязано к конкретному экскаватору.Рис. 3 Элемент управления системы диспетчеризации iPan, устанавливаемой в кабине горной техники

Рис. 3 Элемент управления системы диспетчеризации iPan, устанавливаемой в кабине горной техники

После подтверждения остановки диспетчером информация о простое приобретает официальный статус и передается на серверы SAP и мобильные устройства начальника участка, на котором произошла остановка экскаватора, и заместителя главного механика по выемочному оборудованию. При этом горный диспетчер, согласно положению о диспетчерской службе на предприятии, докладывает в устной форме начальнику участка, на котором произошла авария или лицу, выполняющему его функции, об аварии и сообщает подробности.

Уведомления на мобильные устройства отправляются для того, чтобы один из руководителей назначил ответственного за установление характера аварийной остановки и для исключения случаев возможных спорных ситуаций по поводу первичного сообщения о начале простоя, времени начала и окончания ремонта. Все полученные сообщения хранятся в транзакционной системе SAP.

Назначение исполнителя для оценки характера и масштаба аварии и осуществления ремонта производится также с мобильного устройства руководителя участка.

Просматривая доступность персонала, руководитель участка выбирает механика, обладающего необходимой квалификацией и, нажав кнопку подтверждения, назначает его на выполнение работ и предоставляет соответствующие полномочия для доступа в систему SAP. Автоматически формируется наряд на работы, подписанный руководителем. Назначенный механик получает задание в виде сообщения на свое мобильное устройство и, прочитав и подтвердив его, ставит свою электронную подпись в получении заказа-наряда.

Получив наряд на работу, механик выезжает на место аварийной остановки экскаватора. Независимо от своего местонахождения он имеет возможность доступа ко всей информации, касающейся данной единицы оборудования – паспорту экскаватора, его 3D-модели и кинематической схеме посредством промышленного портативного компьютера, имеющего беспроводное соединение с серверами SAP, на которых эта информация хранится, и мобильного приложения компании SAP Work Manager. Такие ноутбуки имеются у каждого механика, обладающего необходимой квалификацией и имеющего право обслуживания и ремонта отдельных видов дорогостоящего оборудования.

Прибыв на место, механик выполняет визуальный осмотр и устанавливает причину аварии, которая, например, заключается в повреждении зубчатого вала в механизме хода. Для замены детали необходимо разобрать часть редуктора, заменить поврежденную деталь и затем собрать редуктор. Эту работу значительно ускоряет и облегчает другое решение SAP – Visual Enterprise, позволяющее увидеть последовательность разборки и сборки данного узла в виде 3D-анимации. Для ремонта узла кроме основной детали могут потребоваться многочисленные вспомогательные материалы, различные метизы и прокладки, которые нужно заказать в строгом соответствии с инструкцией по ремонту и обслуживанию завода-изготовителя. На помощь механику вновь приходит приложение SAP Visual Enterprise, позволяющее выбрать необходимые материалы с помощью нескольких кликов мышью или нажатем на нужные детали прямо на экране компьютера (рис. 4).047 3

047 4

Рис. 4 Рабочий экран механика в программе SAP Visual Enterprise: процесс разборки узла и заказ материалов

Так формируется заказ необходимых для ремонта материалов. Сформированный и согласованный с руководителем заказ поступает на склад, где кладовщиком отпускаются необходимые материалы и отправляются механику с экспедитором. Механик выполняет ремонт экскаватора и по его завершении подтверждает этот факт в приложении Work Manager. Экскаватор готов к продолжению работы.

Изложенный инновационный подход к ремонтам оборудования с использованием программного обеспечения компаний SAP и ВИСТ Групп, мобильного оборудования и беспроводных сетей позволяет значительно сократить время простоев техники, не допустить ошибок в процессах заказа материалов и ремонта, четко закрепить ответственность, как руководителей, так и исполнителей. Вся информация по ремонту, включающая время начала и окончания ремонта, наименования и номенклатурные номера использованных материалов, фамилии лиц, ответственных за проведение ремонта записывается в паспорт горношахтного оборудования (ГШО), который ведется на каждую единицу техники.

Электронный паспорт ГШО содержит постоянно обновляемую информацию о планово-профилактических ремонтах оборудования, его наработке, а также информацию о стоимости материалов и работ. Паспорт создается и ведется с помощью программы компании SAP MII (Manufacturing Integration and Intelligence – производственная интеграция и аналитика) и создается индивидуально в соответствии с требованиями той или иной компании. Все поля паспорта заполняются автоматически информацией, поступающей из различных измерительных и транзакционных систем, обеспечивая тем самым «единую версию правды» и максимально снижая роль «человеческого фактора».

Полный и подробный учет фактических сведений по ремонтам и обслуживанию каждой единицы оборудования в каждом карьере/разрезе в рамках холдинговой компании позволяет формировать базу знаний по ремонтам и обслуживанию, принимать обоснованные решения технического, экономического и инвестиционного характера. Никакая информация не будет потеряна или искажена в процессе ее передачи и хранения, а ее прозрачность и доступность для всех бизнес-единиц компании помогает производственно-техническим и финансово-экономическим службам принимать основанные на фактах решения.

Еще одним достоинством описанного выше алгоритма является то, что его реализация не требует от участников процесса специальных знаний в области информационных технологий. Интерфейсы всех программ настраиваются таким образом, чтобы специалисты в области управления производством и ремонтами оборудования использовали принятую в отрасли терминологию, а большинство операций сведено к простым операциям типа выбора из списка.

Помимо перечисленных выше преимуществ использования инновационного подхода можно говорить о существенном сокращении времени простоя оборудования за счет устранения длинной цепи следующих действий:

  • перемещения механика от офиса в карьер (для оценки на месте);
  • поиска наименования необходимых запасных частей и материалов;
  • перемещения механика в офис в отдел снабжения, подготовка «бумажного» требования, проверка наличия материалов на складе;
  • подписание требования у вышестоящего начальства;
  • перемещение механика на склад за материалами;
  • перемещение в карьер/разрез для ремонта оборудования.

В середине 2012 года была успешно проведена интеграция системы «Карьер» с SAP ERP на предприятиях одного из крупнейших горно-металлургических холдингов России. Интеграция привела к положительным результатам, замкнув процесс автоматизации большинства производственных процессов. Успешная интеграция систем позволила руководству холдинга добиться прозрачности бизнес-процессов и повышения эффективности процессов управления активами.

www.sap.ru 

www.vistgroup.ru 

Ключевые слова: эффективность, учета, анализ,ремонт, оборудование

Журнал "Горная Промышленность" №5 (110) 2013, стр.47