Что такое проект FATIMA
Проект, названный FATIMA (аббревиатура норвежских слов «Fastlandsforbindelse Tii Mageroya» — соединение материка с островом Магерой) является проектом строительства комплекса дорог и тоннелей по главной трассе Е69 к Северному Мысу (North Cape), который расположен в округе Финнмарк (Finnmark) в Норвегии за Северным Полярным кругом.
Этот проект хорошо демонстрирует мировую тенденцию в строительстве транспортных коммуникаций. Развитие техники и технологии ведения горных работ определяет новые проектные решения. Тоннели под дном морей стали реальной альтернативой мостам и паромным переправам.
В Западной Европе, Японии, Юго-Восточной Азии в последние десять лет реализуются проекты строительства трасс, соединяющих материк с островами или полуостровами, в которых для сокращения расстояния и повышения безопасности предусмотрены тоннели под дном морей и проливов. Наиболее известным из таких проектов является тоннель под Ла-Маншем.
Северный Мыс является местом международного туризма. Ежегодно 250 тысяч туристов со всего мира приезжают в Норвегию в городок Хоннингсваг с населением 4 тысячи человек для того, чтобы побывать на самой северной оконечности Западной Европы за Полярным кругом. В настоящее время туристы до г. Хоннингсваг доставляются на паромах.
Реализация проекта обеспечит прямое сообщение материка с Северным Мысом, что по замыслу государственных деятелей Норвегии обеспечит дополнительный приток туристов.
Проект FATIMA включает строительство тоннеля под дном Баренцева моря, тоннеля через горы по материковой части, моста и новых дорог. Трасса берет начало в г. Кафьерд и заканчивается в г. Хоннингсваг на острове. Общая длина трассы составляет 28.6 км.
Технология проходки тоннелей в проекте FATIMA
Особенностью проекта FATIMA с точки зрения технологии горных работ заключается в том, что тоннель под дном Баренцева моря является самым длинным в мире тоннелем под водой, проходящимся буровзрывным способом. Реализация проекта стала возможной в установленные сроки с помощью техники и технологии фирмы ATLAS COPCO.
Работы по проходке подводного тоннеля ведутся с двух сторон двумя бригадами генерального подрядчика проекта норвежской строительной фирмой VeidekkeASA.
Основным технологическим оборудованием, применяемым на проходке тоннеля, являются роботизированные проходческие комплексы фирмы ATLAS COPCO — Rocket Boomer 353S.
Глубина обуривания составляет 4.55.3 м, что обеспечивает подвигание забоя за цикл 4.1-5 м. Период между взрывами составляет 2.4-3 часа. В среднем за двенадцатичасовую смену производится три взрыва. Подвига-ние в неделю составляет 65-80 м.
Высокая скорость бурения достигается за счет использования гидроударников серии COP 1800. Гидроударники имеют уникальную конструкцию отражающего демпфера, который обеспечивает не только огромную концентрацию энергии удара для разрушения породы, но значительно продлевает срок службы бурового инструмента.
Буровые гидроударники серии COP-1800 выпускаются трех основных типов: COP-1838 для бурения скважин диаметром 38-102 мм; COP-1840 для скважин диаметром 76-102 мм и COP-1850 для скважин диаметром 89-127 мм.
Применение гидроударников, обладающих высокой энергией удара, требует использование специального бурового инструмента. Специалистами ATLAS COPCO были разработаны баллистические буровые коронки, имеющие явные преимущества по сравнению со сферическими.
Современные конструкции баллистических коронок обеспечивают эффективное бурение в породах любой прочности. При этом срок службы коронок в 1.5 раза выше, чем сферических; скорость бурения на 25-50%, а продолжительность периода между заточками в 1.5-2 раза больше.
Важнейшим элементом Rocket Boomer 353S, определяющим высочайший уровень технологии ведения горных работ, является компьютерная система позиционирования и контроля за направлением бурения шпуров. Место бурения устанавливается с помощью лазерного луча, который высвечивает место шпура на поверхности забоя в соответствии с контуром тоннеля и проектной сеткой бурения, которые находятся в памяти электронного процессора. При этом на экране монитора в кабине оператора высвечиваются все параметры бурения (буровая сетка и контур тоннеля) и режимы основных процессов.
Бурение по электронной буровой сетке, как показывает опыт работы, практически исключает ошибки в разметке, обеспечивает точное соблюдение контура выработки, уменьшая тем самым общий объем горнопроходческих работ.
Как и все буровые комплексы, применяемые в Норвегии, Rocket Boomer оборудован зарядным устройством, которое обеспечивает автоматизацию
процесса заряжания шпуров. Резервуары для ANFO-BB расположены непосредственно на установке.
Инициирование шпуровых зарядов осуществляется с помощью системы Nonel фирмы NITRO NOBEL, которая по отзывам проходчиков безопасна и
безотказна.